Тема 27. Проблема сущности и существования в экзистенциализме — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 27. Проблема сущности и существования в экзистенциализме

2017-12-13 211
Тема 27. Проблема сущности и существования в экзистенциализме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Экзистенциализм: основные проблемы и учения.

2. Свобода и ответственность личности.

Методические указания

Ответ на первый вопрос предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновид­ностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом "вышел" из "философии жизни" (см. тему 26 настоящего пособия), в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Но все же корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора (см. тему 28 настоящего пособия).

Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзи­стенциализма - существование и сущность (Введение в философию: Учебник для вузов. 4.1, - М., С. 320-323; Современная западная философия: Словарь. -М., 1.991. С. 388-391), показать их соотно­шение и роль в судьбе человека (Канке В.А. Философия. Исто­рический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С.115-117).


Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает "отчуждение", "свободу выбора", "ответственность". Критическому разбору этих философских понятий посвятите второй вопрос работы. Начните с противопоставления социального и индивиду­ального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от осознания своей смертности, и поэтому много внимания уделяют "пограничной ситуации" (раскройте этот мотив), которая ставит человека перед необходимостью выбора. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут в этом учебники: Ра-дугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 224-229; Спир-кин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С. 197-206.

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.317-331.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С.115-117.

Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию ми­фа. - М., 1995.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.224-229.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто //Философские науки. - 1989. -№ 3. - С.89-100.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки бо­гов. - М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 338-391.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991. С.286-345.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С. 197-206.

Тема 28. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ С. КЬЕРКЕГОРА

1. С. Къеркегор — основоположник экзистенциализма.

2. Религиозность - характерная черта философии С.Кьеркегора.

Методические указани>я

В первом вопросе необходимо начать с критики датским философом С. Кьеркегором рациональной философии и в первую


 


очередь идеализма Гегеля (Блинников Л, В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 134-135). Изучив это, покажите, что заставило С. Кьеркегора перейти на позиции иррационализма (Философский словарь. - М., 1998. С. 173-174) и как он пред­ставлял себе человека и его свободу. Центральной проблемой его творчества была проблема выбора "или-или". По его мнению, сама ситуация выбора потрясает душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Неизбежность выбора, принятия решения несет трагедию, психическое переживание (Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.С.171-174; Философия: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.Г.Кохановского. - Рос­тов-на-Дону, 1997. С.93-97).

Второй вопрос посвятите разбору религиозных взглядов философа (Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С. 295-324). Переосмысливая христианство, Кьеркегор показывает, что различие между Богом и человеком огромно: человек должен выстрадать свои ценности жизни собственным опытом, то есть прийти к Богу. Индивидуальная свобода растворяется в Боге и Бог гарантирует индивидуальный выбор личности.

Литература

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.134-136.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 314-317.

Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. - М., 1990.

Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

Проблема человека в западной философии /Под ред. Ю.Н. Попова, - М., 1988.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.

Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

Философия: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.Г.Ко­хановского. - Ростов-на-Дону, 1997.С.93-97.

Философский словарь. - М., 1998.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1995. С. 275-276, 295-324.


Тема 29. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

1. К. Ясперс - представитель немецкого экзистенциализма.

2. Ж.-П.Сартр и А.Камю - видные философы и идеоло­ги XX века.

Методические указания

Характеризуя творчество К. Ясперса в первом вопросе, обратите внимание на основные понятия его экзистенциализма: "экзистен­цию" и "пограничную ситуацию" (Философский словарь. - М., 1998), покажите, как они толкуются автором (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 281-282; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.С. 197-206). Философ в своих работах ставит вопрос о роли философии в современном мире и главную задачу философствования видит в том, чтобы помочь людям в обретении своего подлинного бытия. Результатом фи­лософствования у Ясперса выступает философская вера, которая, в отличие от религиозной, основанной на откровении, является продуктом размышления. Именно в ней он видит основу единения всех людей (Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 402-404). Завершая рассмотрение данного вопроса, охарак­теризуйте общественно-политические взгляды немецкого философа.

Второй вопрос посвятите французскому экзистенциализму, идеи которого приобрели широкую известность в годы второй мировой войны. Прочитайте рекомендованную литературу и охарактеризуйте творчество Сартра и Камю. Постарайтесь сравнить их взгляды на проблемы человека, а именно: на свободу, право выбора, смысл существования, и понять, что для Сартра проблема свободы является главной; человек сам выбирает себе свободу или несвободу независимо от обстоятельств.

Альбер Камю - видный философ, писатель и общественный деятель послевоенной Франции, который выступал против всех форм угнетения и подавления личности, отчуждения и дегума­низации, тоталитаризма и фашизма. Он по-новому ставит проблему абсурда и отчуждения в современном обществе.

Данная тема заканчивает собой изучение экзистенциализма, поэтому необходимы обобщения по всей проблематике данного направления.


Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С. 301-307; 421-425,

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 208, 281-282.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.314-331.

Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. - М., 1990.

Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искус­ство: Пер. с фр. - М., 1990.

Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию ми­фа. -М., 1995.

Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто //Философские науки. - 1983. -№ 3. - С.89-100.

Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. - М., 1992.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: Хрестоматия. - М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 388-391.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С. 197-206.

Философия: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.Г.Ко-хановского. - Ростов-на-Дону, 1997. С.93-97.

Философский словарь. - М., 1998.

Ясперс К. Сочинения. - М., 1992.

Тема 30. УЧЕНИЕ 3. ФРЕЙДА О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

Методические указания

З.Фрейд открыл принципиально новое направление в фило­софии - психоанализ, поэтому, прежде чем изучать его, необходимо обратиться к творческой деятельности австрийского врача-пси­хиатра, в частности, к его книгам: Психология бессознательн­ого. - М., 1990; Введение в психоанализ. - М., 1989. На основе изученной литературы надо изложить суть его учения, разъяснить


термины "либидо", "сублимация", "Эдипов комплекс", "эго", а также воспроизвести структуру психики человека.

З.Фрейд считал, что психоанализ можно использовать для объяснения и регулирования общественных процессов. Обратите внимание на то, что, согласно Фрейду, всякая культура есть наси­лие, принуждение, подавление естественных влечений, вызывающие неврозы у людей. С этих позиций он рассматривает роль религии и культуры в обществе. Спасителем человека у З.Фрейда выступает разум, причем разум индивидуальный, а не коллективный, ибо массовое сознание всегда иррационально, бессознательно.

Таким образом, Фрейда в философии можно считать про­должателем традиций рационализма, ибо он стремился научно объяснить поведение людей и мотивы их действий на индиви­дуальном уровне, обращаясь к анализу не только сознания, но и скрытого бессознательного.

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С.366-370.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ. ред. И.Т.Фролова- М., 1989. 4.1. С.ЗОЗ-ЗОб.

Культурология. XX век.Энциклопедия в 2 т.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.171-173.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - М.,1997.С.616-620.

Современная западная философия: Словарь. ~ М., 1991.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М.,1996.

Сумерки богов. - М., 1990.

Философия: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 1997. С.101-102.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1989.

Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990.


Тема 31. НЕОФРЕЙДИЗМ К. ЮНГА И Э. ФРОММА

1. Проблема души современного человека в понимании К. Юнга.

2. Э. Фромм о социальном характере.

Методические указания

В первом вопросе необходимо проанализировать влияние З.Фрейда на психологию и философию XX века, назвать основных его последователей, охарактеризовать их учения. Затем более подробно остановитесь на самом известном из них - Карле Юнге. Изучив предложенную литературу, постарайтесь понять различие их концепций. Если 3. Фрейд (см. тему 30) занимался анализом бессознательного на индивидуальном уровне, то его ученику принадлежит заслуга в изучении "коллективного бессознательного". С помощью словаря (Психология: Словарь. - М., 1990. С. 26, 38) отработайте понятия "бессознательное", "архетип" и сделайте вы­воды по всему творчеству К. Юнга (Культурология. XX век. В 2 т.; Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - М., 1997;С.621-624; Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 398).

Второй вопрос своей работы посвятите ведущему представителю неофрейдизма современности Э. Фромму (Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 360-361). Обратите внимание на существенное различие в толковании психики человека у З.Фрейда и Э.Фромма. В центре внимания Фромма - противоре­чивость человеческого существования, взятая им не на индиви­дуально-личностном уровне, а на социальном (Сикорский Б.Ф., Э.Фромм о роли социального характера //Социально-полити­ческий журнал. - 1994. - № 7-8, 9-10).

В его взглядах сочетаются идеи экзистенциализма, марксизма, психоанализа (Философский словарь. - М., 1998), но, в отличие от марксистов, Фромм выводит тип личности не из прямого воз­действия социальной среды, а из двойственности человеческого су­ществования (дихотомия). Эта двойственность (экзистенциальная и историческая сущности человека одновременно) и составляет про­тиворечивость его жизни, судьбы, существования. Лучше разо­браться в этом помогут книги: Э. Фромм РТметь или быть?; Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. С.370.


 




Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.С.370.

Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т.

Психология: Словарь. - М., 1990.

Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Сикорский Б.Ф. Э. Фромм о роли социального характе­ра//Социально-политический журнал. -1994. - №№ 7-8. -С. 126-134; №№ 9-10. - С. 190-198.

Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 360-361.

Философский словарь. - М.3 1998.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

Фромм Э. Душа человека. - М., 1994.

Фромм Э. Человеческая ситуация. - М., 1995.

Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.

Юнг К. Психологические типы. - М., 1992.

Юнг К. Проблема души современного человека //Философские науки. - 1989. - № 8. - С. 114-126.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.