Тема 5. Космоцентризм ранней греческой философии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 5. Космоцентризм ранней греческой философии

2017-12-13 229
Тема 5. Космоцентризм ранней греческой философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания

При подготовке первого вопроса необходимо воспользоваться учебниками (Введение в философию: Учебник для вузов. -М., 1989. 4.1. С.20-73) и философским словарем, чтобы разобраться в изучаемой проблеме. Следует обратить внимание на такие фило­софские категории, как "миф", "логос", "религия", "философия", "наука", "мировоззрение". Изучив это, покажите генезис (рождение) и дальнейшую эволюцию философии. Поможет вам в этом, рекомендуемая литература. Покажите предфилософское значение мифологии и религии, специфику постановки и решения философ­ских проблем, отличие философии от науки и других форм знаний (Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. С. 40-46).

Раскрывая второй вопрос, прочитайте учебник: Философия: Учебник для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. - Ростов-на-Дону, 2001. С. 5-26. Подумайте над содержанием и структурой воззрения, а далее разберитесь в его формах - мифологической^ религиозной, философской, научной. Завершая раскрытие да вопроса, необходимо выделить мировоззренческую, ценности^ познавательную и воспитательную функции философии, показать I место и роль в жизни отдельного человека и в духовной культ человечества.

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 20 - 73.

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. С. 40-46.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический Учебник для вузов. - М.,1997.


Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. / П.С.Гуревич и В.И.Столяров. - М., 1991. 4.1. С. 12-23.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 2000. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. Философский словарь. - М., 1998.

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1. Историко-философский процесс и критерии его титтологизации.

2. Ранняя философия Древней Индии (брахманизм).

Методические указания

Для раскрытия вопроса необходимо обратиться к Ведам и показать их роль в развитии духовной культуры и зарождении философии. Особо следует сказать о четвертой части Вед - Упани-шадах, которая полностью посвящена рассуждению о решении философских проблем. Далее следует уяснить, что постепенно идеи брахманизма трансформировались в индуизм (I тыс, н.э.), который широко распространен в современной Индии. При этом также необходимо обратить внимание на политеизм (многобожие) и верность принципам Вед: вера в вечность и неуничтожимостъ души, совершающей странствия (сансара), вера в космический закон воздаяния (карму), освящающий деление общества на касты, и т.д. (История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. - М., 1995. С. 24-65).

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч./Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 74-192.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. - М., 1995. С.24-65.

История философии: Запад-Россия-Восток. - М., 1995. Кн.1.

Краткая история философии /Под общ.ред. ВТ.Голобокова. -М., 1996. с.25-45.

Краткий очерк истории философии /Под ред. М.И. Иовчука. -М., 1981. С. 26-45.


Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М Ковалев, ВТ. Панов. - М., 1983. С.63-64, 152, 278.

Философия: Учебник для вузов / Отв.ред. В.П.Кохановский. -Ростов-на-Дону, 1997. С.37-43.

Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1. Джайнизм - этическое учение VI в. до н.э.

2. Философия буддизма. I

Методические указания

В первом вопросе следует обратить внимание на то, что, кроме ведической (ортодоксальной) философии, в Древней Индии сложилось и противоположное направление, включающее в себя джайнизм и буддизм. Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма - "освобождению" души от оков тела (нравственному самосовершенствованию), что достигается путгем
победы человека над своими страстями (История философий •
кратком изложении: Пер. с чеш. - М., 1995. С.25-30). |

Второй вопрос посвятите раскрытию основного содержания учения Будды, состоящего из четырех принципов, которые и необ­ходимо изложить в контрольной работе. Особо следует разобраться, почему данное религиозно-философское направление со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару. Поработайте над следующими понятиями: "атман", "карма", "сансара", "нирвана", "брахман". В заключении работы сформулируйте выводы об особенностях неведическад религиозно-философских концепций Древней Индии I тыс. до н.э. (История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995. Кн.||, С. 402-407; Краткая история философии /Под общ. В.Г.Голобокова. - М.,1996. С59-65).

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. -1997.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. Буддизм: Словарь. - М.,1992.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ
ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.93-98. **


История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995. Кн. 1. С. 402-407.

Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука. -М., 1981. С.26-45.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. - М., 1994.

Тема 4. СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

1. Основные философские школы: даосизм, моизм.

2. Учение Конфуция.

Методические указания

Опираясь на учебную литературу (Введение в философию: Учебник для вузов. - М., 1989. 4.1. С.80-92; История философии в кратком изложении: Пер. с чеш.- М., 1995. С.48-52), покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывает к органическому слиянию с природой и оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Дайте характеристику даосизму (основатель Лао-Цзы), оценив его с точки зрения современных экологических проблем (Введение в культурологию: Учебное по­собие для вузов. - М., 1995. С. 127-132; Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 140).

Раскрытию учения Конфуция полностью посвятите второй пункт плана, а начните с биографии древнего мудреца (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 132). Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство - это, прежде всего, этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной ( название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современныйКитай (История философии: Запад - Рос­сия - Восток.- М., 1995. Кн.1. С. 392-395, 407-412; Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. - М., 1996. С.65-88).


Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.

Блинников Л В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.132,140.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.80-92.;

История философии в кратком изложении: Пер с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995. Кн. 1. С.392-395, 407-412.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.65-88.

Краткий очерк истории философии /Под ред. М.Т. Иовчука. -

М., 1981.

Современный философский словарь /Под обш.ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996. С. 122-199, 231-233.

Литература

Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1984. С.3-44.

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С.30-33, 340-341.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 18-20, 234.

Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985. С. 31-36, 41-64.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995. Кн. 1. С.29-51.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С.5-26.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.19-26.

Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991. С.20-137.

Методические указания

В V в. до н.э. были широко распространены философские взгляды так называемой Элейской школы. В первом вопросе проанализируйте взгляды основателя данной школы Ксенофана и его последователя Парменида, обратив внимание на их пантеизм (Философский словарь. - М., 1998). Разобраться в этом помогут книги: Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 101, 133, 178; История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. -М., 1995. С. 67-78.


Примерно в это же время жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские тече­ния. Анализу его творчества посвятите вторую часть работы. Необходимо при этом учитывать сложность и противоречивость философских взглядов Гераклита, заложившего основы диалектики: "Все течет, и ничто не прибывает"; "В ту же реку дважды не войдешь". Он так же, как и его предшественники, ищет в своем философском трактате "О природе" первооснову бытия и находит ее в огне (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.71-73; Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.С.22-25).

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.С.ЗО-33, 340-341.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 71-73, 101, 133, 178.

Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.94-97.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995. Кн.1. С.67-78.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С.22-25.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.27-35.

Философский словарь. - М., 1998.

Тема 7. АТОМИЗМ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Атомистическая теория Демокрита.

2. Атомизм и гедонизм Эпикура.

Методические указания

Атомизм в античной Греции был представлен Левкиппом, Эпикуром и Демокритом. Раскрытию философских взглядов этих


мыслителей поможет учебная литература (Спиркин А.Г. Филосо­фия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.41-45.; История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. - М.,1995. С.87-93). Личность и идеи Демокрита описаны в работе Блинникова Л.В. "Великие философы". Оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром, чьи взгляды необходимо рассмотреть во втором вопросе. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Физика Эпикура тесно связана с его этикой, основанной на концепции движения и отклонения атомов. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите также внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий и критерий блага (Блинников Л.В. Великие философы. С 411-415; История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. -М., 1995. С.89.-96).

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С. 128-130.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994.

С.219-221.

Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М.,

1995. С.85-97.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.

Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М., 1991. С. 168-177,

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С. 19-26, 179-188.


Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.41-45.

Философский словарь. - М., 1998.

Тема 8. УЧЕНИЕ ПИФАГОРА О ЧИСЛАХ

1. Религиозно-философские взгляды Пифагора.

2. Учение о числах.

Методические указания

В первом вопросе познакомьтесь с биографией древнегреческого мыслителя (Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаме­нитых философов. - М., 1979. С.332) и охарактеризуйте созданный им Пифагорейский союз, в котором образ жизни строился на учении о высокой нравственности, строгих правилах общежития, обязательных физических упражнениях, музыкальных занятиях и подчинялся медицинским предписаниям и т.д. Пифагор пытался создать "аристократию духа", в том числе и политическую, однако скоро религиозно-нравственная направленность союза вступила в противоречие с господствующей греческой демократией, и со временем Пифагорейский союз прекратил свое существование. (История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М., 1995. С.103-107; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.26-27).

Второй вопрос посвятите разбору учения о числах, которые Пифагор рассматривал основой всего сущего. Исходя из этого, он считал, что познание мира должно заключаться в познании чисел, управляющих этим миром. Необходимо показать разносторонность и талантливость этого выдающегося мудреца и его последователей, которые внесли неоценимый вклад в теорию музыки, скульптуры, архитектуры, выведя так называемое правило "золотого сечения" (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 184-185; История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. -М., 1995. С.212-219).

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 184-185.


Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985. С.64-74.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М., 1995. С. 103-107; 212-219.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979. С. 332-346.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С.26-33.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.26-27.

Тема 9. СОКРАТ И ЭТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Поворот к человеку в философии Сократа.

2. Сократические школы.

Методические указания

Личность Сократа трагична и загадочна в истории философской мысли, поэтому раскрытие первого вопроса начните именно с этого (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 219-221; Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.39-44). С философской точки зрения здесь важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии и космоцентризма к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: "антропология", "майевтика", "этика", "истина", "нравственность", "добродетель". В итоге следует изло­жить основные положения философии Сократа.

Второй вопрос посвящен последователям и ученикам выдаю­щегося мыслителя, которые объединялись в различные этические школы - киников (циников), стоиков, эпикурейцев. Разобраться в этом помогут следующие книги: Богомолов А.С. Античная фило­софия. - М., 1985. С. 126-134; Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С. 179-207.

В заключении работы необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова: "Я знаю, что я ничего не знаю"?

,__ _

Пензенская гасу;?.;>


Литература

Блинников Я.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 219-221.

Богомолов А,С. Античная философия. - М., 1985. С. 122-134.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М., 1995.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.108-119, 152-159.

Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979. С. 109-118.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М., 1991. С. 178-186.

Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр.соч.: В 4 т. -М., 1968. Т.1.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. — М., 1999.С.66-78.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность).- М., 1994. С. 179-207.

Тема 10. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ

Методические указания

Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философ­ской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космо­логию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие.Обратите внимание на важное положение плато­новской онтологии - разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей (Блинников Л.В. Краткий словарь с глософов. - М., 1994. С.184-190;Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.;). Мир идей (эйдосов) первичен, он вечен и неизменен, а вторичным, производным от него является мир чувственных вещей и предметов, который создается и разрушается, потому что в умопостигаемом мире есть на то причина.


Разобравшись с учением об идеях, перейдите к анализу понятия "Единое", что имеет принципиальное значение в изучении курса философии. С теорией идей тесно связано учение о душе и гносеология (теория познания). Чтобы лучше понять эти стороны творчества Платона, обратитесь к учебнику: Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. - М., 1996. С.119-128.

Заключительная часть работы должна включать в себя основные положения платоновской философии.

Литература

Блинников Л.В. Великие философы. - М., 1997. С.215-273.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М., 1995. С.115-123.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева.- М., 1979. С.150-173.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. - М., 1993.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М,, 1991. С.205-234.

Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. соч.: В 4 т. - М., 1968. Т.1.

Спиркин А.А. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.53-59.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С.95-111.

Тема 11. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ

1. Учение о материи и форме.

2. Логика Аристотеля.

Методические указания

Опираясь на справочную литературу, опишите личность выдаю­щегося философа Аристотеля - последователя Платона и воспита­теля Александра Македонского (Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.С.59-60). В первом вопросе обратите внимание на современное философское понимание таких категорий^


как "материя" и "форма" (Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова.- М., 1996), сравните их толкование с аристотелевым. Для Аристотеля, так же, как и для Платона, материя, являясь первичной категорией, потенцией вещей, благо­даря форме превращается в действующее состояние. Таким образом, форма, согласно Аристотелю, это активное начало, начало жизни и деятельности (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.,

1994. С.22-29), а материя пассивна и бесформенна, в результате
чего форма превращается в сущность бытия,

Второй вопрос посвятите логике Аристотеля, основателем которой он и является. Для этого сначала с помощью философского словаря разберитесь в сути этого учения,. а затем приступайте к чтению материала по данному вопросу (Богомолов А,С. Античная философия. - М., 1985. СЛ96-205; Блинников Л.В. Краткий сло­варь философов. - М., 1994. С.26-27). В заключении перечислите основные достижения философа в становлении и развитии логического мышления - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего (Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С.135-146).

Контрольную работу следует завершить оценкой творчества Аристотеля для последующего развития философской мысли.

Литература

Аристотель. Метафизика. О душе //Собр. соч.: В 4 т. - М., 1975. Т.1.

Блинников Л,В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.22-29.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М.,

1995. С. 115-123.

Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука. -М., 1981.

Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997, С. 41-48.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С. 135-146.

Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.


Спиркин А.А. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.59-66.

Философский словарь. - М., 1998.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Методические указания

Данная тема открывает следующий этап в истории философской мысли, поэтому в первом вопросе необходимо дать сначала общую характеристику средневековой философии, которая по сути в течение целого тысячелетия являлась христианской философией. В данной работе речь должна идти о раннехристианской философии, которая получила название апологетика. Необходимо разобраться в этом понятии и объяснить его (История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. - М., 1991. С.202-223). Далее поработайте над понятиями "схоластика", "догматика", "патристика", "теоцентризм" (Философский энциклопедический словарь. -М.,1983; Современный философский словарь. - М., 1996). На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала "служанкой богословия" в течение длительного периода (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. -М., 1997.С.57-65; Спиркин А.А. Философия: Учебник для вузов. -М., 1999. С.80-82).

Во втором вопросе постарайтесь понять и изложить средневеко­вую онтологию - христианский креационизм (в чем опять помелеет философский энциклопедический словарь). Для этого необходимо знать содержание Ветхого Завета Библии и материал из книги Д. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье)". - М., 1994. С.3-22). На основании изучен­ного следует понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из 'геоцентризма, - принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существова­ние единого личного Бога (Краткая история философии /Под общ.ред. ВТ.Голобокова. - М., 1996. С.164-172).

21 v,.


Литература

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.-М., 1991.

Библейская энциклопедия. - М., 1990.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1991.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М., 1995. С.246-280.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. — М., 1996.

Косиодовский 3. Библейские сказания; Сказания евангелис­тов. - М„ 1991.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. (Средневековье). - М., 1994.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1981.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.80-82.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Тема 13. ПАТРИСТИКА АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ

Методические указания

Данную контрольную работу следует посвятить видному теоре­тику средневековой философии и теологу Августину Аврелию Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневе­ковья. В начале своей работы опишите биографию и творческий путь Августина (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. -М,, 1994. С.7-12; Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994. С.49-74), а за­тем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина "О граде Божьем", где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности и, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином теорию гармонии веры и разума, предварительно разобравшись в


этих философских категориях (Краткая философская энциклопе­дия.-М., 1994; Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996).

Литература

Августин. О граде Божьем //Философия истории: Антология.-М., 1994. С.20-24.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1995.

Краткая история философии /Под ред. В.Г.Голобокова. - М., 1996.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994.

Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.82-90.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. С.348-509.

Тема 14. СХОЛАСТИКА ФОМЫ АКВИНСКОГО

Методические указания

Данная тема является продолжением предыдущей, однако выдающийся схоласт средневековья Фома Аквинат дает свою версию о гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Аврелия Блаженного. Задача состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия (Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994. С.49-74; 133-148). Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете разум и вера направлены к познанию


одной и той же Истины - Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера - на теологию.

В итоге надо -показать огромный вклад Фомы Аквината в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теоло­гией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение - неотомизм (История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М., 1995. С.310-311, 367-371; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.59-66).

Литература

Августин. О граде Божьем /Философия истории: Антология. -М.,1994.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.243-248.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1.- М., 1995. С. 310-311; 367-371.

Краткая история философии/ Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М.,1996.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.95-99.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Тема 15. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ХРИСТИАНСТВЕ

1. Природа и человек как творение Бога.

2. Человек - образ и подобие Бога.

Методические указания

Для раскрытия этой темы необходимо знание Библии (Ветхий Завет), где, согласно христианскому догмату, сказано, что Бог сотворил мир из "ничего", актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такая точка зрения на происхождение мира называется креационизмом (Введение в философию: Учебник для


вузов. 4.1. - М., 1989. С.116-117; Канке В.А. Философия. С.52-57, 63-67; Радугин А.А. Философия. С.57-65). Здесь необходимо показать отличие языческой религии (политеизм) от христианской, где Бог стоит над природой, а не растворен в природе стихийных сил и поэтому является трансцендентным (потусторонним) Богом. Бог трактуется как абсолютное творческое начало: он вечен, неизменен, самотождественен и является источником всего сущего. Это и составляет содержание первого вопроса.

Второй вопрос посвящен христианскому антропоцентризму (Краткая философская энциклопедия. - М., 1994; Радугин А.А. Философия. С.57-65;Философский энциклопедический словарь. -М., 1983;). Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не со всеми вместе, а в отдельный день творения. Христианство подчеркивает особое положение человека в мире: он - венец творения Божьего, является центром Вселенной (отсюда и антропоцентризм) и господствует на Земле. Человек, наделенный разумом и волей, является представителем Бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. С момента грехопадения (Ветхий Завет) природа человека стала двойственной, испорченной, поэтому человек постоянно нуждается в божьей помощи. В заклю­чении необходимо подытожить основные положения христианского креационизма о творении мира и человека, о проблеме души и тела (Введение в философию: Учебник для вузов. 4.1. - М., 1989. С. 127-129; Современный философский словарь. С. 165-170; Спир­кин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.95-99).

Литература

Августин. О граде Божьем //Философские истории: Антоло­гия. - М., 1994. С.20-24.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М., 1991.

Библейская энциклопедия. - М., 1990.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова.- М., 1989. 4.1. С.115-134.

История философии в кратком изложении:. Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.

Косиодовский 3. Библейские сказания: Пер. с польск. - М,, 1991.


Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996. С.165-170.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999. С.82-90.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994.

Методические указания

Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в первом вопросе. Покажите знание таких понятий, как "гуманизм", "Возрождение", "антропоцентризм", "пантеизм" (Введение в филосо­фию: Учебник для вузов. 4.1. - М., 1989. С Л 35-146; Канке В. А. Философия, Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.,1997. С.68-74;Философский словарь. - М., 1998; Совре­менный философский словарь /Под ред. В.Е.Кемерова. — М., 1996. С. 115-118). В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человечес­кое, гуманистическое измерение. Культура - это не только преобра­зованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Во втором вопросе необходимо показать философское пони­мание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей - средневековой - эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, т в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверж­дение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий "антропоцентризм" и "пантеизм" поможет понять проблему человека и природы в данную эпоху (Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. - М., 1996. С.227-240; Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.94-96).

26 ^


Литература

История философии в кратком изложении: Пер. с чети. И.И. Богута. - М., 1995. С.288-298.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. — М., 1997.

Кампанелла Т. Город Солнца //Утопический социализм: Хрестоматия /Под ред. А.И. Володина. - М., 1983. С. 82-100.

Краткая история философии. - М., 1996. С.227-240.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье).- М., 1994. С.249-270.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М.,1996. С. 115-118, 195-196.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М.? 1999. С.107-109.

Философский словарь. - М., 1998.

Методические указания

Рассматривая первый вопрос, следует иметь в виду, что филосо­фия XVII в. все более опиралась на авторитет науки, который сущест­венно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исклю­чительно человеческий разум и ничто более. Здесь следует применить метод сравнительного анализа с тем, чтобы показать отличие мировоззрения Нового времени от мировоззрения предыдущих эпох. Научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых и необходимо раскрыть. В заключении первого вопроса объясните смысл крылатой фразы: "Знание - сила" и назовите ее автора (Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. - М.,1996. С.277-282; Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.,1997. С.82-86).

Во втором вопросе продолжите характеристику философии Нового времени в более конкретной форме, то есть через рассмотре-


ние проблемы метода в научном познании и анализ основных фило­софских направлений. Обратите внимание на то, что,в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, на первый план выхо­дили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в иной фор­ме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями - номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений.

В заключении работы необходимо сделать вывод об особен­ностях философской мысли данной эпохи.

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. — М., 1997. С.69-76, 123-128.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.С.78-84.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.281-292.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.80-89.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. — М., 1999. С.114-116.

Методические указания

Р.Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля в античной фило­софии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт, как и Ф. Бэкон, работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании научного знания. Исполь­зуя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской методологии от бэконовской (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.86-89; Философский энциклопедический


словарь. - М., 1983. С. 142-144). Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. В заключении дайте свое толкование слов Р. Дек«->та: "Мыслю, следовательно, существую" ("СодЛо ег§о зит").

Литература

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.87-91.

Декарт. Р. Избранные произведения. - М., 195


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.