Характерные особенности гражданских правоотношений. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Характерные особенности гражданских правоотношений.

2017-12-13 102
Характерные особенности гражданских правоотношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подотрасль права

Правовой институт – это группа норм регулирующих однородные отношения (в семейном праве –наследственное право)

Источники права

1.Нормативно-правовой акт официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Виды нормативно-правовых актов определены Конституцией РБ и Законом от 10.01.2000 года «О нормативно-правовых актах Республики Беларусь»:

Конституция – основной Закон Республики Беларусь.

Решения референдумов

Законы

Декреты и указы Главы государства

Постановления палат Парламента

Постановления Правительства

Заключение Конституционного Суда, Постановление Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, Генерального Прокурора РБ.

Постановления республиканских органов гос.управления и Нац.банка РБ.

Решения органов местного управления и самоуправления.

Высшей юридической силой обладает Конституция, Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются на основе и в соответствии с Конституцией.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Установлено, что кодексы как кодификационные нормативные акты, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

А Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций правил определяется юридической силой нормативно-правового акта, которым они утверждаются.

Нормативно-правовой акт вышестоящего гос.органа имеет большую юридическую сил по отношению к ату нижестоящего органа.

Новый нормативно-правовой акт имеет большую юридическую сил по отношению к ранее принятому по том же вопрос нормативно-правовому акту.

Нормы международного права имеют высшую юридическую силу по сравнению с законами РБ.

Правовой обычай – это исторически сложившееся и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве правовой нормы.

Правовой обычай является исторически первым источником права, господствующий в рабовладельческом и феодальном обществах.

Юридический прецедент – это когда решению суда или иного государственного органа по конкретному делу придается значение правовой нормы.

Нормативный договор – это соглашение между субъектами права, содержащее обязательное для этих субъектов правила поведения, если эти правила признаются государством.


Тема урока 3: Права человека - высшая ценность общества

Цель урока: сформировать знания системы прав человека и меха­низмов их защиты;

развить умения классифицировать систему прав человека, характеризовать механизм их защиты, взаимосвязь прав и свобод с обязанностями и ответственностью человека;

научить анализировать и интерпретировать проблемы в области прав человека, решать ситуативные задачи в области защиты прав человека

Ход урока:

Права и свободы человека – это возможности человека пользоваться жизненными благами.

Права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь определяют правовой статус гражданина (правовое положение).

Права человека и гражданина классифицируются в следующем порядке:

1. Личные права и свободы:

· Право на жизнь – это основное право каждого человека оно является неотчуждаемым. Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговора суда.

Право на жизнь включает в себя право на здоровую окружающую среду, обязанность государства не допускать экологических катастроф. В России и СССР смертная казнь отменялась четырежды – в 1743, 1917, 1920 и 1947 годах, однако общество оказалось не готовым к такому решению. В странах - членах Совета Европы смертная казнь не применяется. Примерами принудительного лишения жизни являются эвтаназия и искусственное прекращение беременности.

· Свобода, неприкосновенность и достоинство личности.

Ограничение или лишение личной свободы возможно только в случаях и порядке, определённых законом. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению, подвергаться медицинским и иным опытам (статья 25)

· Право на личную жизнь – это право предполагает защиту от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство.

Оно включает в себя право на личную и семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой и так далее.

К сфере личной жизни относят брак (развод), деторождение (усыновление),распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию о состоянии здоровья, свободу вероисповедания. Право на неприкосновенность личной жизни принадлежит человеку от рождения. Вторжение в личную жизнь возможно только в строго определенных законом случаях.

Незаконное вторжение влечет административную и уголовную ответственность.

· Неприкосновенность жилища – никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли (статья 29).

· Свобода передвижения и выбора места жительства – она предполагает свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться обратно (только граждане Республики Беларусь). Иностранные лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в РБ. Данная категория свобод может быть ограничена в определенных законом случаях. Это может быть связано как с санкциями за совершенное преступление, так и с необходимостью выполнения конституционных обязанностей по несению воинской службы.

· Права на определение отношения к религии – каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или же не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждение, связанное с отношением к религии, отправлять обряды, не запрещенные законом. Это право включает право по своему выбору осуществлять религиозное и нравственное воспитание своих детей. Религия и вероисповедание равны перед законом. Граждане РБ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии (Закон РБ «О свободе вероисповедований и религиозных организациях») Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается, за исключением случаев, когда гражданин сам того желает.

· Свобода мнений и убеждений – каждый имеет право на свободное выражение своих мнений и убеждений. Цензура и монополизация средств массовой информации не допускается. Это право предполагает свободу слова и печати

2. Политические права и свободы:

· Право на управление делами государства – оно позволяет участвовать в решении государственных дел как непосредственные, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие предполагает работу в государственных органах, участие в референдумах и народных обсуждениях важнейших государственных вопросов.

· Право избирать и быть избранным – это право реализуется через принципы всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Граждане РБ в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Этот доступ может быть в установленном законом порядке ограничен цензами: возрастным, цензом оседлости, образовательным цензом, служебным цензом. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; признанные судом недееспособными.

· Права на обращение в государственные органы – оно предполагает право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. При этом государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. Правом на обращение обладает любой человек, независимо от возраста. Порядок обращений с предложениями, заявлениями и глобальными к представителям учреждений любых форм собственности определен Законом «ОБ обращениях граждан». Это право гарантируется не только гражданам РБ, но и иностранным гражданам, лицам без гражданства. Письменные обращения, не содержащие фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства или работе, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении. Обращения подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам, решение, действие или бездействие которых обжалуются.

· Свобода объединений – существуют различные виды общественных объединений. Среди них особое место занимают политические партии и профсоюзы. Запрещено создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, насилия, направленные на нарушение целостности и безопасности государства (Закон «Об общественных объединениях», Закон «О политических партиях»). Политическая партия – это объединение граждан РБ, основанное на принципах добровольности и единства политических целей её членов, имеющих право участвовать в выборах. Основная цель политических партий – это борьба за власть. Каждый имеет право на свободу объединений. Ст. 36 Конституции Республики Беларусь запрещает судьям, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел, комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащим, президенту быть членами объединений, преследующих политические цели.

· Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования – порядок проведения указанных мероприятий определены Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Законом установлен разрешительный, а не уведомительный порядок проведения массовых мероприятий. Собрание – это совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы. Митинг – это собрание граждан для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы. Уличные шествия – это организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, площади с целью привлечения внимания граждан к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических, религиозных настроений либо протеста. Демонстрация - организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих взглядов либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств. Пикетирование – это публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов или протеста (без шествия), в том числе путем голодовки с использованием или без использования плакатов, транспорантов и иных средств. Организаторами массовых мероприятий могут быть граждане РБ, постоянно проживающие в РБ, достигшие 18-летнего возраста.

Заявление о проведении массового мероприятия подается за 15 дней в местный исполком. Местный исполком не позднее 5 дней до начала мероприятий обязан дать письменный ответ о запрете или разрешении. Решение исполкома может быть обжаловано в суде. Время проведения мероприятий - с 8.00 до 22.00

· Свобода печати и информации – она предполагает право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности госорганов и общественных организаций, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Законом может быть введено ограничение на получение и пользование определенной информации соответствующей государственную, коммерческую либо личную тайну (Закон о государственных секретах)

· Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах – не имеют значение раса, цвет кожи, язык, религия, политические и иные убеждения, национальность, социальное происхождение, имущественное положение, пол и т.д. Единственный критерий при поступлении на государственную службу – это способность и профессиональная подготовка претенденты, в отдельных случаях возраст.

3. Экономические, социальные и культурные права

· Право на труд – оно предполагает право на выбор профессии, рода занятий и работы, а также на здоровье и безопасные условия труда. Государство создает условия для полной занятости населения через центры занятости. В целях защиты интересов трудящихся создаются профсоюзы, заключаются коллективные договоры, признается право на забастовку. Принудительный труд запрещается по приговору суда или в соответствии с законом о чрезвычайном или военном положении. Следовательно, человек имеет право не работать.

· Право на справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работнику и его семье свободное и достойное существование.

· Право на отдых – обеспечивает рабочую неделю не превышающую 40 часов, предполагает сокращенную продолжительность работ в ночное время, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

· Право собственности – гражданин имеет право приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в качестве собственника. Неприкосновенность частной собственности, право её наследования охраняются государством. Государство гарантирует равную защиту государственной и частной собственности. Недра, воды, леса, земли с/х назначения находятся в собственности государства. Законом может быть предусмотрено и другое имущество, которое не может находиться в частной собственности. Количество и стоимость имущества находящегося в частной собственности не ограничивается, за исключением случаев, когда это наносит ущерб национальной безопасности, нравственности, ущемляет права и свободы граждан.

· Право на жилище – это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, предоставлением социального жилья.

· Право на охрану здоровья – предполагает возможность бесплатного лечения в государственных учреждениях здравоохранения, развитие физкультуры и спорта, оздоровительных учреждений. Гражданин имеет право пройти медицинское обследование в любом учреждении здравоохранения, получить полную и достоверную информацию о состоянии здоровья (за исключением случаев, когда это может ухудшить его состояние) (Закон о здравоохранении ).

· Право на благоприятную окружающую среду – предполагает охрану государством и восстановление окружающей среды, возмещение причиненного гражданину вреда (Закон об охране окружающей среды).

· Право на образование – гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. На конкурсной основе каждый имеет право бесплатно получить среднее специальное и высшее образование (Закон об образовании).

· Право на участие в культурной жизни.

· Право на национальную принадлежность, язык, обучение и воспитание.

· Право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.

· Право на оказание юридической помощи, в отдельных случаях, за счет государства. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин вправе обращаться в международные организации.

Обязанности граждан РБ:

1. Защита РБ

2. Уважать достоинства, права, свободы, законные интересы других лиц.

3. Охранять природную среду.

4. Платить в установленном порядке налоги.


 

 

Тема урока 4: Основы конституционного права

Цель урока: сформировать знания ос­нов конституционного строя Республики Беларусь;

развить умения характери­зовать положения Конститу­ции Республики Беларусь, при­менять полученные знания для реализации своих прав;

научить анализировать со­держание Конституции Рес­публики Беларусь;

научить применять знания и умения для решения право­вых ситуаций.

Ход урока:

Конституционное право – это отрасль права, которая содержит правовые нормы, закрепляющие основные права и свободы человека (гражданина), государственное устройство, форму правления, систему государственных органов, их полномочия, избирательную и финансовую системы.

Источниками конституционного права являются:

1. Конституция – это основной закон государства, представляющий собой совокупность правовых норм, обладающих высшей юридической силой.

На основе Конституции формируется вся система текущего законодательства. Конституция устанавливает пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим юридическим свойством Конституции является её стабильность, устойчивость.

Конституция Республики Беларусь была принята в 1994 году. Дополнения и изменения в Конституцию Республики Беларусь были приняты на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Конституция Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 8 глав, 146 статей.

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной – она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.

Основные функции Конституции Республики Беларусь:

· Юридическая – т.к. это основной закон, основа для других правовых норм

· Политическая – т.к. в Конституции Республики Беларусь закреплена основа политической системы государства (разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную, свободу политических партий и общественных объединений) (ст.4-6)

· Экономическая – т.к. в Конституции Республики Беларусь закреплены формы собственности – частная и государственная (ст.13)

· Социальная – т.к. в Конституции Республики Беларусь закреплены основы социальных отношений (отношений между людьми) (ст.14 ч.1; ст.22)

· Духовно-идеологическая – т.к. Конституция формирует определенные взгляды на основе правовых норм (ст.5 ч.3; ст 15; ст.16)

2. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь (референдум либо не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента).

3. Органические законы – это законы, определяющие статус органов государства (Закон о прокуратуре, например)

4. Обычные законы – законы, регулирующие менее важные отношения, являющиеся предметом конституционного права.

Республика Беларусь, согласно Конституции – это унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Демократия осуществляется на основе многообразных политических институтов, идеологий и мнений.

Источником власти является народ.

Принцип правового государства заключается в том, что государство, его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и закона, все граждане равны перед законом.

Социальный принцип определяется уважением прав и интересов всех слоев общества.

Основными направлениями внешней политики являются:

· Обеспечение обороноспособности страны

· Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в различных сферах (научное, культурное, экономическое), основанное на принципах равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательство во внутренние дела)

Основными направлениями внутренней политики являются:

· Регулирование основных направлений развития экономики страны (административные и экономические методы)

· Обеспечение социальной защищенности каждого члена общества

· Выработка определенных взглядов, мнений и представлений в интересах общества и государства

· Обеспечение рационального режима природопользования, охрана окружающей среды

Обеспечение законности и правопорядка


 

Тема урока 5: Основы административного права

Цель урока: сформировать основные по­нятия административного права; научить характеризовать нор­мы административного права, административно-правовые от­ношения; научить применять знания норм административного пра­ва для решения ситуативных задач

Ход урока:

Административное право это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления управленческой деятельности государства (его исполнительных органов).

Эти правовые нормы:

1. Устанавливают порядок образования, реорганизации и ликвидации органов государственного управления, их полномочия и структуру, порядок взаимоотношений с другими государственными органами.

2. Определяют правила поведения граждан, организаций, должностных лиц (правила охоты, рыбной ловли, торговли и т.д.)

3. Устанавливают основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности.

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений являются:

1. Граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Органы государственного управления и их структурные подразделения.

3. Государственные предприятия, учреждения и иные государственные организации.

4. Негосударственные предприятия и учреждения.

5. Общественные объединения.

6. Государственные служащие.

7. Служащие предприятий, учреждений и общественных объединений.

Основными субъектами административного права являются органы государственного управления. Они представляют собой сложную систему (Правительство, министерство, их департаменты, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, государственные организации подчиненные Правительству; местные исполнительные и распорядительные органы, их комитеты, управления и отделы).

Органы государственного управления наделяются государственно-властными полномочиями в соответствии с принципом разделения власти, выступают от имени и по поручению государства. Они осуществляют управленческую деятельность на основе и во исполнение закона.

В зависимости от территории деятельности органы государственного управления делятся на республиканские и местные (областные, городские, районные исполнительные комитеты, исполкомы поселковых и сельских Советов, управления и отделы исполкомов).

В зависимости от объема и характера компетенции органы государственного управления подразделяются на:

· органы общей компетенции (Совет Министров)

· органы отраслевой компетенции (Министерства, государственные комитеты, управления и отделы исполкомов местных Советов)

· органы межотраслевой компетенции – призвание регулировать деятельность отраслевых органов (Министерство экономики, финансов, статистики и анализа, комитеты по стандартизации, науке и т.д.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления подразделяются на:

· коллегиальные (Совет Министров, исполкомы Советов – решения принимаются большинством голосов членов коллегиального органа)

· единоличные (Министерства, управления и отделы исполкомов и другие - решение принимает одно лицо (руководитель)).

Отношения между субъектами административного права в большинстве своем строятся на основе принципа: «Власть – подчинение».

Административно-правовые отношения не могут возникать между гражданами. Эти отношения по своей сути являются организационными (осуществляется руководством экономической, хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельностью).

Меры принимаемые государством по обеспечению выполнения административно-правовых норм изложены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Кодекс состоит из обшей и особенных частей.

Общая часть состоит из разделов:

1. Общие положения (задачи, действие Кодекса в пространстве и во времени).

2. Административные правонарушения, административная ответственность (понятие административного правонарушения, принципы и условия административной ответственности; обстоятельства, исключающие признание деяния административного правонарушения.).

3. Административное взыскание (понятие, цели и виды административных взысканий; наложение административного взыскания; основания для освобождения от административной ответственности).

Особенная часть содержит перечень деяний, которые являются административными правонарушениями и степени административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения.

В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности общественные отношения регулируются посредством административно-правовых норм.

Административно-правовым нормам свойственны признаки, характерные в целом для нормы права.

Норма права, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Нормы права делятся на:

1. Нормы положительного регулирования – устанавливают права и обязанности позитивного свойства. Они состоят из гипотезы (указание на условия, при наличии которых эта норма должна действовать) и диспозиции (само правило поведения, права и обязанности субъектов правоотношений).

2. Правоохранительные нормы – это нормы, которые определяют степень ответственности за противоправное поведение.

Они состоят из двух частей:

· диспозиции (указание на запрещенное правом действие)

· санкции (мера ответственности за нарушение диспозиции)

В подавляющем большинстве норм административного права можно встретить лишь одну часть – диспозицию или две части – гипотезу и диспозицию либо диспозицию и санкции.

В связи с тем, что в РБ приняты Кодекс РБ об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях нормы административного права делятся на материальные и процессуальные.

По способам воздействия на общественные отношения административно-правовые нормы могут подразделяться на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные и стимулирующие.

По юридической силе административно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные и подзаконные.

Нормы, содержащиеся в Особенной части Кодекса РБ об Административных правонарушениях делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные (низший и высший предел санкции), альтернативные (две или более разные по содержанию возможные меры ответственности).

Административно-правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Время действия административно-правовой нормы начинается с момента вступления её в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.

Как правило нормы содержащиеся в декретах и законах вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих нормативных правовых актах не установлен иной срок.

Административно-правовые нормы не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или улучшают положение лиц.

Действие административно-правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно-территориальной единицы) действия.

Действие административно-правовой нормы по кругу лиц определяются лицами, действия которых регулируются данной нормой

 

 

Тема урока 6: Основы гражданского права

Цель урока:

сформировать основные по­нятия гражданского права Республики Беларусь;

научить характеризовать нормы гражданского права, применять знания норм граж­данского права для решения ситуативных задач;

развить умения применять знания норм гражданского кодекса для решения ситуативных задач

Ход урока:

Гражданское право – это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также личные неимущественные отношения как связанные с имущественными так и не связанные с ними.

· Товарно-денежные отношения – это имущественные отношения по поводу перехода имущества от одного лица к другому на возмездной основе (купля-продажа, например)

Иные имущественные отношения – это имущественные отношения, носящие безвозмездный характер (например: дарение, получение наследства, возмещение причиненного вреда и т.д.).

· Личные неимущественные отношения связаны с имущественными – это отношения по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства, на объекты промышленной собственности и иные результаты интеллектуальной деятельности.

· Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями – это отношения по поводу защиты прав и свобод человека, его чести, достоинства, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны и т.д.

Источники уголовного права.

1. Конституция РБ.

2. Нормы международного права.

3. Уголовный кодекс РБ (состоит из Общей и Особенной частей).

Основанием для привлечения гражданина к уголовной ответственности является совершение им преступления.

Преступление – это совершенное виновное общественно-опасное деяние (действие или бездействие) запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Классификация преступлений.

По форме вины (психического отношения лица к совершенному преступному деянию):

· умышленные (лицо осознает преступный характер деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий, желает или допускает возможность их наступления);

· совершенные по неосторожности (лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие) или не предвидит наступление общественно опасных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности должно было их предвидеть (небрежность).

Виды уголовных наказаний.

1. Общественные работы – это выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества (срок от 60 до 240 часов с отбыванием не свыше 4-х часов в день).

2. Штраф – это денежное взыскание, назначенное судом (от 30 до 100 базовых величин).

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (срок от 1 года до 5 лет).

4. Исправительные работы – отбывание по месту работы осужденного с удержанием в доход государства части зарплаты в размере от 10 до 25% (срок от 6 месяцев до 2-х лет).

5. Арест – это содержание осужденного в условиях строгой изоляции (срок от 1 до 6 месяцев).

6. Ограничение свободы – это нахождение осужденного в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением к труду в местах, определенных органами, ведающими исполнением наказания (срок от 6 месяцев до 5 лет).

7. Лишение свободы (от 6 месяцев до 10 лет; за особо тяжкие преступления от 10 до 15 лет; за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека – до 25 лет).

8. Пожизненное заключение – применяется как альтернатива смертной казни за преступления, связанные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.

9. Смертная казнь – расстрел.

10. Конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

11. наказания, применяемые к военнослужащим:

· лишение воинского звания;

· направление в дисциплинарную воинскую часть.

При назначении наказания суд исходит из принципа индивидуализации наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного вреда, наличия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Наказание назначается в пределах санкции статьи Уголовного кодекса, по которой лицо привлечено к уголовной ответственности.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (до 18 лет).

К лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, могут быть применены следующие наказания:

Ø общественные работы;

Ø штраф;

Ø лишение права заниматься определенной деятельностью;

Ø исправительные работы;

Ø арест;

Ø лишение свободы

Законодатель не только ограничил перечень наказаний, но и значительно сократил размеры наказаний.

Максимальный срок лишения свободы – 15 лет.

Отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в воспитательных колониях.

При совершении несовершеннолетним преступлений, не представляющих большой общественной опасности, учитываются условия жизни и воспитания подсудимого, степень его психического развития, состояние здоровья, негативное влияние других лиц, суд вправе назначить принудительные меры воспитательного характера:

ü предостережение;

ü возложение обязанностей публично принести извинение потерпевшему;

ü обязать (при достижении 15-летнего возраста) своим трудом возместить причиненный вред;

ü ограничить время досуга несовершеннолетнего;

ü поместить несовершеннолетнего на срок до 2-х лет в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение;

ü передача под наблюдение родителей или лиц их заменяющих (при условии уплаты залога).


 

Тема урока 9: Основы международного права. Понятие и источники международного гуманитарного права.

Цель урока сформировать основные понятия международного права;научить характеризовать нормативную систему международного публичного права и меж­дународного частного права

Ход урока:

Сущность и функции международного права: координационная, регулятивная, обеспечительная, охранительная.

Международное право — это самостоятельная, специфическая система международных договорных и обычных норм, а также общепризнанных принципов,


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.