с которого был сделан Смоленский список, уже утрачен. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

с которого был сделан Смоленский список, уже утрачен.

2017-12-13 227
с которого был сделан Смоленский список, уже утрачен. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1929 году в Смоленске работала научно-исследовательская экспедиция Главнауки в составе директора Центральных государственных реставрационных мастерских И.Э.Грабаря, архитекторов П.Д.Барановского и Д.П.Сухова, художника-реставратора Г.О.Чирикова и фотографа А.В.Лядова.

В газете «Рабочий путь» от 21 августа 1929 года мы читаем: «В Успенском кафедральном соборе были обследованы древнейшие иконы… Так называемая «чудотворная икона Одигитрии» представляет высокий историко-художественный интерес вследствие двусторонности изображений (на лицевой и обратной стороне доски) и относится также к XIV веку (по крайней мере, об этом свидетельствует живопись обратной стороны иконы, лицевая же сторона ее открывается в основном живописью XVI века – это, очевидно, уже позднейшая запись».

По воспоминаниям художника-реставратора Государственной Третьяковской галереи Василия Осиповича Кирикова, проводившего пробные расчистки на древней иконе Богоматери Одигитрии в Смоленском Успенском соборе в 1930-е годы в составе одной из грабаревских экспедиций вместе с известным исследователем и коллекционером древнерусской живописи А.И.Анисимовым и химиком А.Д.Чиварзиным, это была византийская икона Х – ХI веков.

В московских архивах В.М. Аникееву удалось отыскать небольшую часть материалов обследований памятников архитектуры и монументальной живописи Смоленска, Полоцка и Витебска, проводившихся в 1923 – 1931 годах. В разделе «Успенский собор» 17 июня записано:

1) Одигитрия (так называемая «Чудотворная Смоленская»).

Икона была вынута, на киоте снято бархатное покрывало, коим была обита тыльная сторона иконы. Причем обнаружено, что на ней находится краткий перевод композиции «Распятия», стертого слева и справа раками до левкаса при постоянных переносах иконы на месте служения.

Постановлено: сфотографировать икону с лицевой стороны и с тыльной стороны в настоящем состоянии и после частичной промывки от грязи и копоти, и описать ее.

Следующая запись от 19 июня:

1) Работы производились в Успенской церкви и в церкви Петра и Павла.

Работы в Успенской церкви выразились в следующем: произведено фотографирование так называемой «Чудотворной Смоленской иконы» с тыльной стороны и с лицевой; выполнены два снимка: 1) общий вид иконы под ризой; 2) деталь иконы: голова богородицы.

Произведено обследование тыльника, показавшее отслоение левкаса и паволоки в нижней части иконы. Немного ниже поздние выпадения левкаса. Вся поверхность красочного слоя иконы покрыта тонким слоем плесени, слой олифы скопился и представляет мелкозернистую поверхность, причем в некоторых местах обнаружено осыпание верхнего слоя и левкаса. Олифа потемнела настолько, что изображение едва заметно.

1) Кириковым произведена проба до первоначального слоя.

В конце XIV или в начале XV века Мономахова икона была перенесена из Смоленска в Москву. По одним предположениям, древнюю икону Одигитрии привез в Москву в 1404 году последний смоленский князь Юрий Святославич, который «приехал к Великому князю Василию Дмитриевичу на москву прося помощи от него, чтоб его оборонил от князя Витовта тестя своего, глаголя сице: тебе господине возможна вся, понеж он тебе тесть, а ты ему зять, и любовь промежи вас велия…».

По другой версии, это сделала Софья Витовтовна, супруга Великого князя московского Василия Дмитриевича. В «Русской летописи по Никонову списку» есть запись под 1399 годом: «Того же лета княгиня великая Софья великого князя ВасильяДмитреевича была в Смоленце и з детми у отца своего ВитовтаКестутьевича и у матери своей две недели, и отпущена бывши от отца своего со многими дары, и иконы обложены златом и серебром чюдны зело, и часть страстей спасовыхпринесе с собою на Москву и бысть радость велия на Москве».

В 1514 году Великий князь московский Василий III Иванович, внук Василия II Темного, освободил Смоленск от литовцев. Через 10 лет в память возвращения Смоленска в состав Русского государства основал в Москве Новодевичий монастырь. Главный монастырский храм – в честь иконы Богоматери Одигитрии Смоленской – был поставлен на том месте, где 68 лет назад произошло прощание москвичей со смоленской святыней. В 1525 году в храме был поставлен список со смоленской чудотворной иконы и установлен праздник в честь древнего образа – 28 июля по ст.ст. (10 августа по новому стилю). С тех пор иконы типа Смоленской Одигитрии получают широкое распространение на Руси.

В трагическое для Смоленска Смутное время икона заблаговременно, еще до осады города поляками в 1609 году, была вывезена сначала в Москву, потом в Ярославль. С 1655 года возвращенная из Ярославля святыня находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же в честь возвращения иконы был установлен крестный ход с иконой Богоматери Одигитрии по крепостной стене, который проводился ежегодно 26 сентября.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона проделала тот же путь, что и в 1609 году, - сначала в Москву, затем в Ярославль. Теперь уже в «Дневнике» Никифор Мурзакевич записывает: «Август 4. Пред светом уехали из города губернатор в Дорогобуж, архиерей, велев взять ключарю В.Соколову соборную чудотворную икону Одигитрии – к селу Цурикову, по московской дороге…». И затем, уже после изгнания французов: «Декабрь 25. Прибывший образ Соборной Одигитрии встречен крестным ходом. По освящении собора теплаго, отслужена литургия».

Сын Никифора Мурзакевича в борнике, посвященном памяти отца, пишет: «В 1807 году, по распоряжению епископа Серафима, к сожалению, подновлена с прибавлением на обороте оной Распятия Господня с предстоящимиБогоматерию и Иоанном, и древний оклад на иконе переделан».

Чудотворную икону в новом убранстве можно увидеть в интерьере Успенского собора у юго-западного столба на черно-белых почтовых открытках начала ХХ века. Еще удивительнее видеть это же изображение в цвете на уникальной фотографии, сделанной в 1912 году С.М. Прокудиным-Горским. И хотя живопись на иконе почти неразличима, снимок дает полное представление об окладе и размерах иконы.

Новый период в истории Смоленской Одигитрии, короткий и окутанный завесой молчания, наступает после Октябрьского переворота и установления в Смоленске советской власти. В 1918 году Декретом Совнаркома о свободе совести церковь отделяется от государства, а имущество церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием. Одна за другой в Смоленске закрываются церкви, часть из них – Ильинская, Казанская, Александра Невского – сносится. На Соборной горе в теплом Богоявленском соборе устраивается Картинная галерея, в Иоаннопредтеченской церкви – Историко-культурный музей.

В августе 1933 года постановлением Президиума Западного облисполкома по ходатайству Смоленского горсовета Успенский кафедральный собор «как молитвенный дом» был закрыт. Сюда переводится экспозиция Антирелигиозного музея из Молоховской воротной башни, которая вместе с венчающей ее надвратной церковью Благовещения обречена на снос. Уже в январе следующего года областной музей рапортует, что «к XVII партийному съезду музей-собор, после оформления с идеологической стороны, открывается для широкого обозрения трудящихся».

Около восьми с половиной веков (стоит только вдуматься в масштаб этого периода!) десятки поколений наших предков возносили свои молитвы перед чудотворным образом, моля Смоленскую Одигитрию о заступничестве. В коленопреклоненной череде перед древней иконой прошел весь православный народ – от нищих и калик до самодержавных русских государей. И понадобилось всего каких-то шестнадцать лет, чтобы предать все забвению, разорить Божии храмы, упрятать а затем и утратить Святыню – самое бесценное свое сокровище…

С превращением Успенского собора в музей икона становится недоступной для верующих, а потом и вовсе пропадает бесследно. С тех пор возникают различные версии ее исчезновения:

1) незадолго до закрытия собора древний образ успела вынести и спрятать одна из соборных служительниц;

2) икона исчезла уже из Антирелигиозного музея;

3) в июле 1941 года ее вывезли на бронированном автомобиле Сбербанка с ценностями и бумагами, однако автомобиль по пути был разбомблен и сгорел, спасти ничего не удалось…

Перечисленные выше версии маловероятны. Еще живы свидетели, видевшие чудотворную икону в Антирелигиозном музее в начале 1940-х годов. По воспоминаниям же заместителя директора Смоленского музея Е.В.Буркиной, которой смоляне благодарны за сохранение многих музейный ценностей, при эвакуации последних «ничего не удалось отобрать из уникальных вещей собора, так как на вратах его висел огромный замок и сотрудников этого музея в городе не оказалось».

4) вместе с другими ценностями святыня была вывезена гитлеровцами.

После оккупации Смоленска гитлеровцами верховному командованию группы армий «Центр» 1 августа 1941 года поступает донесение «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора». В нем сообщается: «Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…». Дальше перечисляются «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 годом, изображающая погребение Христа», и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих русских отрядов».

Поскольку размеры иконы не указаны, трудно определить, о каком чудотворном образе идет речь. «Очень древняя», «приписываемая евангелисту Луке» и «находящаяся на изначальном месте» - несомненно, относится к византийской иконе. Образ, который в 1812 году «несли впереди воюющих русских отрядов», - этоуже о другой смоленской святыне – иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, получившей название «годуновской». Определение композиции как «Благовещение», скорее всего, следствие поспешности осмотра.

Вкниге«DieKathedralevonSmolensk» 1943 года на 22 странице опубликована фотография с подписью «Чудотворная смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», написанная святым евангелистом Лукой». Автор утверждает, что «большевики, по сообщению очевидцев, за несколько часов перед вступлением немецких войск увезли чудотворную икону Смоленской Божией Матери – самую главную икону, которой более 800 лет поклонялись верующие». Местная писательница Е.В.Домбровская в газете «Новый путь»,издававшейся на оккупированной Смоленщине, пишет: «1 и 2 августа группа женщин была приглашена убирать собор, в котором на 3-е августа назначалось богослужение для германской армии. … К великому огорчению смолян было обнаружено исчезновение древнейшей святыни города и всей России – Чудотворной иконы Смоленской Богоматери – Одигитрии (Путеводительницы), похищенной большевиками, которые вывезли также всю церковную утварь и облачения, представлявшие материальную или историческую ценность».

Но тогда откуда же взялась фотография?

В оккупированном Смоленске работает команда Главного штаба рейхсминистра оккупированных восточных территорий Альфреда Розенберга. В задачу специалистов этого штаба входят учет, изъятие и вывоз художественных ценностей. В нашем городе этим занимались начальник отдела пропаганды доктор Думпф, зам.начальника отдела профессор Миллер, шеф штаба Розенберга доктор Нерлинг и другие. После закрытия 10 ноября 1941 года Антирелигиозного музея его экспонаты упаковываются и вывозятся. Находилась ли среди них древняя чудотворная икона, остается неизвестным.

По показаниям Сергея Федоровича Ионова, работавшего в период оккупации с 1 декабря 1941 года по 1 февраля 1943 года в качестве сотрудника в бывшем музее им. Н.К.Крупской в феврале 1942 года его «перебросили в соборную ризницу, где под контролем немцев отбирали остатки различных объектов, которые были отправлены по слухам в г. Вильно. Золотые, серебрянные и др. ценные вещи были забраны немцами, в том числе редкие иконы и церковная утварь».

Так кто же причастен к исчезновению древней иконы? В.М. Аникеев пишет: «исчез не просто выдающийся художественный и исторический памятник, исчезла православная Святыня, ценность которой невозможно определить никаким эквивалентом». Тем большую горечь и недоумение вызывает то, что за все время, прошедшее «после утраты иконы, никаких целенаправленных действий по ее поиску не предпринималось».

Достоверно можно утверждать наличие трех древних чтимых списков иконы Божией Матери Одигитрии в Смоленске:

1) список, приведенный из Константинополя,

2) список, сделанный в 1456 году в Оружейной палате Кремля по заказу князя Василия II, и

3) список, преподнесенный городу Борисом Годуновым (так называемая «годуновская Одигитрия»).

Реставрация иконы Божией Матери Одигитрии в Москве принесла неожиданную весть: икона старше на два века, т.е. не может быть написанной по заказу Бориса Годунова. Скорее всего, это список Одигитрии, сделанный в Оружейной палате при царе Василии II, когда чудотворный образ был вывезен из Смоленска.

В Сокращенной Литовской летописи начала XVI века сообщается, что гостем Витовта был и сам Великий князь московский. «В лето 1402 князь великий Василий Дмитриевич, и з своею великою княгинею Софьею, был в граде Смоленске у тестя своего князя Витофта, с ним видитись, и жил в Смоленске две недели месяца февраля, Витофт же почил зятя своего великого князя Василия и свою дщерь великую княгиню Софию с великою любовью и дары разноличными и многоценными царскими одарив и отпуски его к Москве с великоючестию, а сам поиде к Литве».

В 1456 году по просьбе смоленского епископа Мисаила, прибывшего в Москву в свите польского короля Казимира вместе с наместником города и многими знатными горожанами, Великий князь московский Василий Васильевич Темный, посоветовавшись с митрополитом Ионой и боярами, отпустил древнюю икону в Смоленск, находившийся тогда под властью Литвы. Об этом событии есть упоминание в летописи: «В лето 6964 (1456). Месяца генвара. ПриидеисСмоленьска к великому князю на Москву владыка СмоленскыМисаило со многымиместичиСмоленскымибити челом ему, что бы пожаловал отпустил икону пресвятыа богородица, ея же пленом взял Юрга (имеется в виду князь Юрий Святославович). Князь же велики помыслив себе с отцем своим митрополитом Ионою и с прочими святители и з боары своими, како в плену држати неодержимую владычицю всего мира, и почтив того епископа Мисаила и прочих с ним пришедших».

«Отпущение» чудотворной древней иконы происходило торжественно. После литургии митрополит и все столичное духовенство с крестным ходом, в сопровождении Великого князя, его семейства, бояр, войска и многочисленного народа проводили икону за две версты за город. Здесь, в предместье Москвы, был совершен молебен, после которого икону «со слезами отпустили в ее законное место».

 

Название Одигитрии (в переводе с греческого – «Путеводительницы») икона, по мнению церковных авторов, получила за то, что перед ней прозрели два слепца. Остается лишь надеяться, что возможное чудесное обретение утраченной святыни поможет нам прозреть от слепоты духовного опустошения и жестокосердия.

 


 

Тайна 7:

Дар Петра Великого

 

Долгое время Успенский кафедральный собор в Смоленске был холодным, неотапливаемым. В 1787 году на Соборном холме был построен Богоявленский собор, называемый «теплым»[1].

По-своему загадочен и огромный металлический пол собора, выложенный чугунными плитами на площади две тысячи квадратных метров. Множество ног отшлифовали его поверхность, и он сверкает, словно серебряный. Неровности на поверхности плит объясняются отлитым на плитахдекоративным растительным орнаментом, символически обозначающего райские кущи. Попавшему в собор человеку должно показаться, что он уже не на земле, а в раю.

Существует предание, что пол для Смоленского собора изготовлен по повелению царя Петра I (в 1721 году он стал императором) на одном из уральских заводов. Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что это так, ведь Петр Первый во время частых посещений Смоленска (только в 1706 году - пять раз) заходил в еще строящийся собор. Рассказывают, что царь Петр, прибыв в Смоленск в сырую холодную погоду, попал на литургию в Успенский собор. Он был так сосредоточен и молитвенно собран во время богослужения, что по его окончании не смог сдвинуться с места – подол плаща и подошвы сапог примерзли к деревянному полу.

Но как бы то ни было, а подобного металлического пола нет ни в одном храме России и мира. Каждая плитка стоит на трубах, как на четырех «ножках», по которым поднимался горячий пар.Для того чтобы пол не заржавел, служители церкви моют его не простой горячей водой, а с добавлением специального масла. Раньше для этой цели нередко употребляли керосин.Есть сведения о том, что еще в XIX веке этот пол в зимнее время нагревался с помощью пара, подаваемого двумя котельными, расположенными в подвале собора. Так хитроумно решалась в то время проблема отопления...

К сожалению, реконструировать котельные пока не представляется возможным. Среди причин не только отсутствие средств, высококлассных мастеров и просто заинтересованных лиц. Собор обогревается центральной системой отопления, так что работы по восстановлению котельных не ведутся за ненадобностью подобного дорогостоящего реликтового способа отопления помещения.

 

Многие удивительные тайны хранит Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, строительство которого велось с перерывами почти 100 лет, многое повидал он на своем веку. Некоторые из этих тайн мы попытались раскрыть в данной работе. Благодарим за внимание.

 


 

Литература

 

1. Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. – Смоленск, 2006.

2. Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. – 2-е изд., доп. Смоленск, 2009.

3. Барановский П.Д. Труды, воспоминания современников. – М., 1996.

4. Вишневский Д.К. Несколько слов к начальной истории СмоленскагоУспенскаго кафедрального собора// Смоленские епархиальные ведомости. 1898, №24.

5. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. – Л., «Наука», 1979.

6. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленский детинец и его памятники// Советская археология. 1967, №3.

7. Дневник священника Никифора АдриановичаМурзакевича. 1776 – 1834гг. – Смоленск, 2012 г.

8. Иванов Ю.Г. Город-герой Смоленск. 500 вопросов и ответов о любимом городе. – Смоленск: Русич, 2011.

9. Ивочкин Д.А., Трапезников И.А. Привет из Смоленска. Почтовые открытки и фотографии. Фотоальбом. – Смоленск: Свиток, 2013.

10. Краткое историческое описание СмоленскагоУспенскагокафедральнаго собора. – Смоленск, 1894.

11. Священник Н.А. Мурзакевич История города Смоленска. – Смоленск,2012.

12. Николаев Н. Тайны Успенского собора// газета Рабочий путь. 12 января 2006.

13. Орловский И.И. Достопамятности Смоленска.// Орловский И.И. Избранное. – Смоленск, 2001.

14. Отписка смоленского воеводы Михаила Голицына царю Алексею Михайловичу о разобраниистараго кафедрального собора в Смоленске// Смоленские епархиальные ведомости. 1902, №6.

15. Писарев С.П. Памятная книга г.Смоленска. – Смоленск, 1898.

16. Повесть о святом и победоносном мученике Меркурии чудотворце Смоленском, - како победи царя Батыя и свободи град Смоленск// Смоленские епархиальные ведомости, 1875, №3.

17. Померанцев Н.Н. Русская деревянная скульптура. – М., «Русский художник», 1965.

18. ПРСЛ, Московский летописный свод конца XV века.

19. Русская летопись по Никонову списку. Часть четвертая. В Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук 1788 года.

20. Русский паломник. Святые места, чтимые православным русским народом. Издание книгопродавца С.И.Леухина в Москве. 1886.

21. Смоленская газета. Специальный выпуск. Летопись одного города. 863 – 2013 годы.

22. Смоленская область и Отечественная война 1812 года. – Смоленск, 2012.

23. Сокращенная Литовская летопись начала XVI века.

24. Ширяев С.Д. Этюды по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины. Издание Смоленских государственных музеев и ГубОНО. – Смоленск, 1924.

 

сайт Администрации Смоленской области

сайт Смоленской и Калининградской епархии

 

 


[1]Кстати в нем долгое время находился первый церковный музей, многие экспонаты которого вошли в коллекцию княгини М.К. Тенишевой. Какое удивительное сплетение событий: через несколько десятков лет практически все здания ансамбля Соборного холма на долгие годы превратились в музеи и мастерские художников и реставраторов.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.