Великие пирамиды (Д. Г. Редер) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Великие пирамиды (Д. Г. Редер)

2017-12-13 261
Великие пирамиды (Д. Г. Редер) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство Вавилона и Ассирии (Р. И. Рубинштейн)

(Отрывок)

 

…Дошли до нас памятники искусства и от времен вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Самый знаменитый из них — базальтовый столб с законами (Лувр, Париж; см. т. 8 ДЭ, ст. «Законы и суд в Древнем Вавилоне» и илл., стр. 36).

Сохранилась голова от статуи Хаммурапи: длинная борода, орлиный нос с горбинкой (Лувр, Париж). Так же вы­глядит Хаммурапи и на рельефе базальтового столба. Значит, уже тогда лица на статуях были портретами.

Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам мы хорошо знаем, как выглядел Вавилон VII —VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с баш­нями и воротами. Главные ворота бо­гини Иштар в виде арки облицованы глазурованными кирпичами (музей, Берлин). На синем фоне изображены фантастические бе­лые и желтые драконы и быки. Краски глазури сверкают до сих пор. За воротами находился храм бога Мардукас семиэтажной башней — зиккуратом. Высота ее 90 м, основание нижнего этажа 90Х90 м. Каждый следующий этаж был меньше предыдущего и окрашен в другой цвет. Зиккурат был основной архитектурной формой вавилонских храмов.

О высоком искусстве вавилонских архитек­торов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходо­носора (VI в. до н. э.). Он велел соорудить их для своей любимейшей жены, которая была родом из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.

На высоких сводчатых арках из кирпича были расположены террасы. Поверх кирпичей залит асфальт, на нем — свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и ку­сты. В безлесной Вавилонии висячие сады про­изводили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из «семи чу­дес света» (см. т. 8 ДЭ, статьи «Город Вавилон» и «Семь чудес света»)…

Город Вавилон (Д. Г. Редер)

В 586 г. до н. э., поздней осенью девятнадцатого года своего правления, царь Навуходоносор II возвращался из далекого военного похода в свою столицу Вавилон.

Поход был успешным. Радостно возвращались вавилонские воины домой с богатой добычей. Впереди на быстроногих горячих конях мчались лучники и метатели дротиков 2 в легких панцирях, с остроконечными шлемами на головах. За ними следовали нарядные боевые колесницы, сверкая золотыми и серебряными украшениями. Бодро шли легковооруженные пехотинцы с небольшими круглыми щитами и короткими мечами, от них несколько отставали тяжеловооруженные воины, закованные в прочные доспехи. Каждый из них нес в левой руке огромный, в человеческий рост, прямоугольный кожаный щит, обитый медными полосками и слегка загнутый кверху, а в правой руке — тяжелое копье с железным наконечником.

За войском тянулась вереница пленников в железных ножных кандалах. Их сопровождали плачущие жены и дети. Стражники подгоняли отстающих ударами бича.

 

Ассирийские войны—копьеносцы и стрелки из лука.

 

Спокойно и мерно покачивая горбами, шли сбоку от них верблюды, нагруженные огромными тюками и узлами с богатой добычей. В самом хвосте процессии скрипели грузовые повозки и осадные машины на небольших массивных колесах.

Передовые отряды, миновав наружную линию укреплений, прикрывавшую столицу с севера, приближались к главной городской стене. Путь шел среди бесчисленных огородов, засаженных луком и чесноком, и зеленеющих пальмовых рощ. Справа широкой голубой лентой вился Евфрат.

Вниз по течению быстро мчались, подобно гигантским мячам, круглые кожаные корабли. Некоторые из них уже приставали к гавани. Рослые корабельщики выгружали глиняные сосуды, полные ароматного виноградного вина, привезенного из далекой Армении, и бережно несли их к городским воротам.

Вавилонские воины между тем прибавляют шаг. Вот уже четко вырисовываются позади большого рва ворота богини плодородия Иштар. Широкие листы бронзовых створов сверкают под слегка изогнутой аркой, упирающейся в массивные прямоугольные башни. Эти башни облицованы разноцветными глазурованными изразцами. На темно-синем фоне выпуклые светлые изображения: белые и желтые быки сменяются фантастическими чудовищами. А на стенах, окаймляющих дорогу, изображены коричневатые львы с золотыми гривами и свирепо оскаленными зубами.

 

Ассирийские вельможи пируют в царском дворце (деталь барельефа)

 

По обе стороны от ворот, охватывая весь город, тянется двойная стена из желтоватых кирпичей, скрепленных асфальтом. Каждая из двух параллельных стен, почти вплотную примыкающих друг к другу, около 7 м толщины. Эти стены пересекаются гигантскими башнями с воротами.

Если неприятель даже преодолеет наружный ров и пробьет обе стены, он натолкнется на внутренний ров, вдоль которого тянется третья, низкая стена.

Вавилону пока еще никто не решается угрожать. Бронзовые створы ворот широко раскрыты, и победоносные отряды вавилонского царя спокойно движутся под аркой, переходят второй мост и оказываются внутри города.

От ворот богини Иштар вдоль дворца и главного входа в храм Мардука, верховного вавилонского бога, пересекая весь город, идет широкая улица Процессий. Она вымощена плитами из известняка сверкающей белизны с каемками из красного камня. Воины проходят вдоль побеленных стен дворца с башнями и бойницами. По ту сторону стен видны знаменитые «висячие сады», украшающие северо-западную часть дворца. На сложенных из кирпича арках, напоминающих уступы гор, насыпан слой плодородной земли и посажены деревья, кустарники и цветы. Издали кажется, что эти сады как бы висят в воздухе. Рабы целыми днями крутят водоподъемные колеса и зачерпывают кожаными ведрами воду из реки для поливки царских садов.

 

Рабы переносят на себе камни для строительства дворца.

 

Эти сады велел соорудить сам Навуходоносор для любимейшей из своих жен, взятой из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.

Многие чужеземцы, попадавшие в Вавилонию, по ошибке приписывали сооружение «висячих садов» царице Шамурамат, правившей за двести лет до Навуходоносора. Позднее греки, причислившие «висячие сады» к «семи чудесам света», называли их садами Шамурамат (в греческом произношении — Семирамиды).

Дворец Навуходоносора был построен на обширной кирпичной площадке, высоко поднимавшейся над окружающей местностью. Пять дворов следовали один за другим с востока на запад, во дворы выходили двери многочисленных комнат. Особенно роскошен был фасад главного тронного зала, выложенный сплошь цветными изразцами: на синем фоне выступали светлые пальмы и лотосы. Фасад украшали стройные желтые колонны с голубыми завитками капителей (верхняя часть колонны). Окон не было, и свет проникал через три широкие двери.

Улица Мардука, примыкавшая перпендикулярно к улице Процессий, вела к грандиозным воротам храма бога Мардука — главного храма Вавилона.

В северо-западном углу храмового двора высилась семиэтажная башня — зиккурат. Это было одно из высочайших зданий того времени, достигавшее 90 м в высоту. Издали здание казалось гигантской разноцветной лестницей, ведущей к небу. Постепенно сужающиеся этажи были окрашены в яркие тона: ослепительно-белый, черный, красный, синий, красно-коричневый, серебряный и, наконец, самый верхний был позолоченным. На плоской крыше сверкали гигантские золотые рога. В этом храме царь торжественно приносил жертвы богу Мардуку в благодарность за одержанные победы.

 

Вверху—город Вавилон. На переднем плане ворота богини Иттар. Реконструкция. Художник О. Н. Яницкий. Внизу — изображение льва на стене около ворот богини Иштар. Художник В. Р. Раннее.

 

В день возвращения из похода царь принес в жертву богу быков и овец и возлил чашу вина. Затем он удалился к себе во дворец. Разошлись по домам и подданные: жрецы, воины, купцы, ремесленники, земледельцы. Многие отправились на рыночные площади. Там возвратившиеся из похода воины спешат продать свою добычу. Разноцветную одежду отдают за сикль (8 г серебра), выносливого верблюда — за 10 сиклей, красивую пленницу — за 5 сиклей. Монет вавилоняне не знали и при покупке отвешивали слитки серебра на весах, причем не обходилось без обмана. Опытные мастера прекрасно умели изготавливать неточные весы и неполновесные гири.

С наступлением ночи улицы пустеют. Лишь кое-где спешат с факелами в руках запоздалые пешеходы. Заглянем на окраину города, где ютится беднота. Здесь совсем иная жизнь. Вместо широкой, гладко вымощенной улицы Процессий или улицы Мардука — лабиринты узеньких переулков, заваленных мусором. В дождливые дни стоит непролазная грязь. Носильщики, лодочники, землекопы, водоносы и другие труженики живут в низких и темных глинобитных хижинах. На деревянную дверь не хватает средств (лес в Вавилонии дорог), и ее заменяет старая, полуистлевшая циновка из тростника. Спят на такой же циновке, подложив под голову груду тряпья.

После тяжелого трудового дня, вернувшись домой, измученные и голодные люди садятся ужинать. Они едят при свете жалких глиняных плошек, в которых налито дешевое масло и прилажен небольшой фитиль. Обычная пища — лук и чеснок, ячменный хлеб и сушеная рыба. Запивают ее дешевым ячменным пивом.

Этих людей не радуют победы вавилонского царя. Они равнодушно смотрят на пышные процессии вельмож и военачальников, окруженных бесчисленными слугами. Рабовладельцы преумножили свои богатства, а в положении бедноты ничего не изменилось.

Еще хуже приходится рабам. В огромном сыром сарае, примыкающем к наружной стене города, прямо на земляном полу вповалку спят десятки невольников: взрослые и дети, юноши и старики. Сквозь прорехи в грязных лохмотьях виднеются синяки и рубцы, покрывающие их худые, изможденные тела. Помещение скудно освещено углями, дымящимися в ржавой жаровне. Некоторые, рабы в наказание за непокорность — в колодках. А неподалеку, в пристройке, примыкающей к царской пекарне, уже на рассвете поднимаются рабыни и принимаются за свою обычную работу. Согнувшись над ручными зернотерками, они усиленно растирают зерна пшеницы. Их колени покрыты язвами, и руки ноют от непосильной работы. Яркие лучи восходящего солнца озаряют просыпающийся Вавилон — столицу крупнейшего рабовладельческого царства с его пышными дворцами, храмами и жалкими лачугами на окраинах.

 

Росписи на стенах древнеегипетских гробниц. Вверху — сбор винограда; надсмотрщик следит за работой двух египтян и чернокожего раба. Посредине — шесть писцов записывают количество зерна нового урожая. Внизу — жнецы и главный чиновник фараона с жезлом в руке. Справа -египетские иероглифы из гробницы супруги Рамсеса II. Художник В. Р. Раннее.

 

 

Статуя Зевса Олимпийского

 

«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», — писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции.

И тем не менее мы почти ничего не знаем об этом замечательном чело­веке. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале V в. до н. э., умер около 432—431 г. до н. з. Большинство его многочис­ленных творений погибло, во всяком случае те, что восхищали его совре­менников. Лучшими из них были ко­лоссальная бронзовая фигура Афи­ны Промахос, воздвигнутая на Акрополе около 460 г. до н. э., и не менее огромные фигуры из слоновой кости и золота Афины Парфенос для Парфенона и Зевса для храма в Олимпии. А среди сохранив­шихся нет ни одной, о которой твердо можно сказать, что ее целиком выпол­нил сам мастер. (См. илл., стр. 72—73.)

...Каждые четыре года в Олимпии, на юге Греции, собирались на состязания атлеты. Состязания посвяща­лись победе верховного бога греков Зевса над жестоким Кроном, и поэтому Зевс считался покровителем олим­пийских игр. Вот почему самому про­славленному скульптору Древней Гре­ции Фидию поручили создать статую бога Зевса для храма в Олимпии.

Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и ка­залось, встань он, распрями широ­кие плечи — тесно станет ему в об­ширном зале и низок окажется пото­лок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное ли­цо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не толь­ко строгим, но и добрым, поза тор­жественна, величава и спокойна. Ста­туя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, лю­ди, удрученные горем, искали уте­шения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света» (см. т. 8 ДЭ, ст. «Семь чудес света»).

«Зевс Олимпийский» простоял почти 900 лет и погиб в V в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка Дом Фидия в Олимпии тоже: бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным.

 

Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского работы древнегре­ческого скульптора V в. до н. э. Фидия. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

 

Великие пирамиды (Д. Г. Редер)

Около 5 тыс. лет назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце IV тысячелетия до н. э. правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, против того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г. до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя греческие историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

Египетская земля славилась своим плодородием, а населявший ее народ — исключительным трудолюбием. Миллионы земледельцев собирали щедрые урожаи зерна, фруктов и овощей и значительную часть сдавали царским сборщикам. Тех, кто пытался что-нибудь скрыть от взора фараоновых слуг, жестоко избивали пальмовыми ветвями.

Скотные дворы фараона были переполнены коровами и козами, ослами и свиньями, а дворцовые птичники — бесчисленными стаями гусей и уток. Царю принадлежали золотые и медные рудники и каменоломни, где изнемогали от непосильного труда военнопленные, обращенные в рабство. В руках фараонов сосредоточивались огромные богатства и неограниченная власть.

 

Пирамиды.

 

Предшественники Хеопса тратили свои богатства не только на придворную роскошь и величественные гробницы — пирамиды, которые должны были увековечить имена грозных правителей. Их рабы воздвигали плотины, прорывали каналы, устраивали шлюзы, чтобы равномерно распределять воды Нила для орошения полей. Благодаря этому с полей Египта снимались высокие урожаи, что приносило фараонам новые и новые доходы.

Хеопс же думал только о том, чтобы прославить себя. Льстивые и хитрые жрецы говорили ему: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем, — это гостиницы. Подлинное жилище человека — гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гробнице». И Хеопс решил сократить по возможности государственные расходы, а большую часть своих доходов, получаемых с закабаленного сельского населения, тратить на создание гробницы, которая будет во много раз выше и величественнее всех прежних царских гробниц. Он стремился внушить своим подданным мысль о вечном существовании и незыблемости могущества и власти фараона.

Чужеземных рабов не хватало, и к работам стали привлекать земледельцев-египтян. Фараон велел выбирать для работы самых крепких и выносливых. Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть года. В столицу Мемфис, по словам греческого историка Геродота, жившего в V в. до н. э., согнали до 100 тыс. человек. Кормили их черствыми лепешками, сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали от истощения и болезней, но на смену им гнали все новых и новых…

Первые десять лет ушли на подготовительные работы. Прокладывали удобный путь к месту стройки, избранному на западном берегу Нила (около предместья современного города Каира по названию Гизе), рыли подземные тайники и закладывали фундамент. А в каменоломнях к востоку от Нила скалывали глыбы известняка и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская каменная пирамида. Она была завершена в 31-й год правления царя.

2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 т каждая были гладко обтесаны медными орудиями (железных орудий в то время еще не было) и плотно прилажены друг к другу.


Перевозка каменной глыбы.

 

Высота пирамиды достигала 280 локтей (около 147 м), т. е. примерно высоты современного пятидесятиэтажного дома. Обтесанные плиты были уложены с таким совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10х5х5 м), в которой был установлен царский гроб — саркофаг. К сожалению, он не сохранился до нашего времени, но предполагают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в склеп царицы.

Хеопс добился своей цели, хотя трудовой народ роптал и даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными затратами, истощавшими страну.

После смерти царя верные слуги выполнили все, что предписывалось старинными обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали тело 70 дней в соленой воде, залили душистой смолой и обернули готовую мумию погребальными пеленами. Египтяне верили, что возможно воскрешение мертвых. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных рабовладельцев. Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников, с которыми властитель делился своими безмерными доходами. Владельцы богатых поместий и роскошных домов хотели и после смерти отличаться от простых людей. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.

Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный мир. Плакальщики и плакальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи в жертву душе умершего быков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды и вход в гробницу замуровали.

Во время одного из восстаний, подробности которого нам неизвестны (в Египте их происходило немало), мумия была выброшена из склепа и бесследно исчезла.

От повелителя, построившего себе величайшую пирамиду, которую в древности причисляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, созданное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось от времени. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пирамида понизилась на 9 м.

 

Часть изображения погребальной процессии. Мумию царя везут на салазках к месту погребения в сопровождении плакальщиц (с древнеегипетского папируса).

 

В 1953 г. египетские археологи Заки Нур и Кемаль аль Малах откопали среди песков невдалеке от пирамиды тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными блоками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона в 35 м длины с двумя рядами весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью, чтобы царственный покойник мог поплыть в ней после смерти по небесным волнам в далекое царство мертвых.

На следующий год другой египетский археолог, Гонейм, разыскал новую пирамиду — фараона Хесемхета, жившего за сто лет до Хеопса. Пирамида, к счастью, была нетронутой. Ни один грабитель в нее не проник. Во внутренней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся, но, к великому разочарованию ученого, он оказался пустым. У древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы). Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умершего захочет для разнообразия покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Жрецы внушали народу, что и после смерти фараон останется властителем и на него будут работать толпы слуг. Египетская религия учила, что бедняки и рабы не имеют никакой надежды на счастливую жизнь даже в загробном мире. Только фараоны и вельможи будут блаженствовать после смерти так же, как и при жизни. В загробном мире, по представлению египтян, существует такое же неравенство, как и на земле: одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.