Основы проектирования, строительства и эксплуатации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основы проектирования, строительства и эксплуатации

2017-12-13 153
Основы проектирования, строительства и эксплуатации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Минздрава России

«СОВРЕМЕННЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ»

методическое пособие для самостоятельной работы

для студентов педиатрического факультета

ВЛАДИКАВКАЗ 2016г.

Авторы: А.Р. Кусова – зав. каф. об. гигиены и физ. культуры, проф. д.м.н.

И.К. Битарова - ассистент кафедры к.м.н.

З.А. Перисаева - ассистент кафедры

 

Рецензенты: Зав. каф. биологии и гистологии профессор д.м.н. Бибаева Л.В

Зав. каф. физики и химии доцент д.х.н. Калагова Р.В.

 

Утверждена ЦКУМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии

2016 г. Протокол №


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить современные требования к проектам детских дошкольных организаций, режиму их эксплуатации

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· гигиенические требования к проектированию детских дошкольных учреждений;

· гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

· критерии готовности детей к поступлению в школу.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· дать гигиеническую оценку проекту дошкольного образовательного учреждения;

· дать гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждений;

· оценить готовность детей к систематическому обучению.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Гигиена детей и подростков: учебник / Кучма В.Р. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Под ред. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 15.05. 2013 г.

 

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.

3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.

4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.

5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.

6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.

Нормативные документы:

1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».

2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».

3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».

4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.

 


В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поко­ления большое значение имеет гигиенически полноценная среда обитания, которая определяется благоустройством и са­нитарным состоянием образовательных организаций. Вдошкольных образовательных организациях дети получают физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также не­обходимые для их возраста знания и умения. Наиболее массовыми типами дошкольных организаций являются детские ясли-сады.

 

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДО)

Дошкольные организации принимают детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет и находятся в структуре органов образования. Они могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточного пребывания детей. Их максимальная вместимость — не более 14 групп, или 350 мест.

Проектирование и строительство ДО осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:

- групповая изоляция в здании и на участке - необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфек­ционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;

- обеспечение условий для двигательной активности - по­зволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;

- создание благоприятного воздушно-теплового режима - необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции у ребенка;

- обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции - необходимо в целях профилактики нарушений реф­ракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зри­тельная работа достаточно велика. Также воздействие лучистой энер­гии солнца, особенно ультрафиолетовой радиации, способству­ет полноценному росту и развитию организма;

- создание условий для организации рационального питания.

Гигиенические требования к выбору и планировке территории ДО

ДО размещают, как правило, на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, при обеспечении удоб­ных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспорт­ных коммуникаций, за пределами санитарно-защитных зон предприятий. Радиусы обслуживания в городах составляют 300 м. Участок детского дошкольного учреждения должен иметь ограждение высотой от 0,75 до 1,6 м.

Необходимо учитывать нормативные уровни шума (до 45 дБ) и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки, нормативные уровни естественного освещения помещений и игровых площадок. Если градостроительные усло­вия не позволяют осуществить эти требование, защита ДО обеспечивается различными градостроительными сред­ствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистых дре­вонасаждений.

Озеленение является важным средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. Озеленение должно составлять не менее 50 % территории участка. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20%. В площадь озеленения участка вклю­чаются зеленые насаждения газонов, цветников и травяное покрытие групповых и физкуль­турных площадок. Во избежание излишнего затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья — не ближе 10-15м. При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.

На земельных участках ДО размеща­ются следующие площадки — групповые, для занятий физкультурой, хозяйственные.

Основными элементами участка являются групповые площад­ки, предназначенные для проведения игр и занятий на све­жем воздухе. При размещении груп­повых площадок должна обеспечиваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп, пути следования детей не должны проходить через хозяйствен­ную площадку. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в одну полосу шириной 0,75—1 м. Рекоменду­емая высота зеленой изгороди групповой площадки 0,8 м.

Рекомендуемая площадь составляет не менее 7,0 м2 на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается использование совмещенных групповых площадок и размещение их за пределами участка.

Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках создаются две контрастные по режиму радиационные зоны — открытая и затененная. Для защиты детей от солнца и осадков устанавливается теневой навес площадью из расчета не менее 1м2 на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 м2. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами (или другими строительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии не менее 15 см от земли.

Планировка групповых площадок предусматривает четкое зонирование территории с выделением зон для тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или кол­лективных игр. Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса. Зона подвижной деятель­ности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение оборудованием, располага­емым в основном по границе с одной или двух сторон.

На участках дошкольных учреждений необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физи­ческому развитию детей и соответствующее их возрастным осо­бенностям: для спокойных игр, подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы.

Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.

Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зда­нию. На кольцевой дорожке возможно нанесение разметки и установление дорожных знаков для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице — создается предметно-пространственная среда, имитирующая городскую застройку, дорожную сеть с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрестками.

Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей группы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед те­невыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, кото­рые заполняются дождевой водой.

Для хранения игрушек, используемых на территории, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место, защищенное навесом от осадков..

Физкультурная площадка на участке предназначена для проведения утренней гимнастики, под­вижных игр, физкультурных занятий и праздников. Эту пло­щадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. Покрытие дорожки грунтовое.

Зона с гимнастическим оборудованием и спортивными сна­рядами (игровой гимнастический комплекс) имеет травяное покрытие. Яма для прыжков должна быть длиной не менее 3 м, шириной 1,5— 2 м, глубиной 30—40 см. Полосу препятствий рекомендуется устраивать на дорожке длиной 50 м и шириной 2,0—2,5 м.

Открытые плавательные бассейны для дошкольных учреж­дений свыше 250 мест используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории участка рядом с физкуль­турной площадкой. Для закаливания детей и игр с водой на участке могут ус­траиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд. В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается отсутствие самостоятельного въезда с улицы. В случае невозможности оборудования самостоятельного въезда на территорию хозяйственной зоны подъезд автотранспорта осуществляется в период отсутствия детей в дошкольной организации. На территории хозяйственной зоны должны быть предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, возможно размещение овощехранилища. Необходимо оборудовать площадку для сбора мусора с твердым покрытием на расстоянии не менее 15 м от здания. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров.

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2 раз в день. В зимнее время – рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.

 

Гигиенические принципы планировки зданий ДО

Здание ДО общего типа должно иметь не более 3 этажей. Для сельской местности рекомендуются одноэтажные здания, как правило, небольшой вместимости — до 150 мест. Наиболее оптимальным является размещение ДО в отдельно стоящем здании. При этом по композиционному приему структура зданий может быть разде­лена на:

• централизованную (компактную), позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещения­ми отдельных групповых ячеек и общего назначения;

• блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосред­ственно примыкающих друг к другу или с переходами.

В зданиях дошкольных учреждений выделяются помещения:

- групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы);

- дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие);

- сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная);

- служебно-бытового назначения для персонала.

Поэтажное расположение помещений внутри здания долж­но обеспечивать их удобную вертикальную связь, со­ответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Все помещения для детей должны размещаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомен­дуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бы­товые помещения и прогулочные веранды. Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагают только на 1-м этаже. Размещение помещений для пребывания детей и помещений медицинского назначения в подвальных и цокольных этажах зданий Не допускается.

Высота помещений должна быть не менее 3 м. Все помещения, предназначенные для длительного пребы­вания детей, должны иметь естественное освещение. Без есте­ственного освещения могут быть буфетные, приемная изоля­тора, комната персонала, кладовая чистого белья (при нали­чии в здании комнаты кастелянши). В помещениях групповых не менее 50 % оконных проемов должно быть оборудовано верхними фрамугами. Не допускает­ся располагать окна групповых над окнами кухни и постирочной.

Для детей поручни в зданиях детских дошкольных учрежде­ний должны располагаться у стен или на ограждении лестниц на высоте 0,5 м; для взрослых — на высоте 0,85 м. На остекленных дверях должны предусматриваться защит­ные решетки высотой не менее 1,2 м.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещениях групповой ячейки, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а так­же с медицинскими помещениями и пищеблоком. Допускается оборудование единого входа с общей лестницей - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

· групповая — для игр, занятий, принятия пищи;

· спальня — для дневного (и ночного) сна детей;

· раздевальная — для переодевания детей и хранения верх­ней одежды;

· туалетная;

· буфетная — для мытья и хранения посуды.

Групповая ячейка проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть свя­зана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной комна­тами.

Требования к внутренней отделке и санитарному благоустройству помещений

Дошкольных организаций

Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы - теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый). Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения.

Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях дошкольных организаций в разных климатических районах

Помещения t (C)- не ниже Кратность обмена воздуха в 1 час
В I A, Б, Г климат. районах В других климат. районах
приток вытяжка приток вытяжка
Приемные, игровые ясельных групповых ячеек   2,5 1,5 - 1,5
Приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек   2,5 1,5 - 1,5
Спальни всех групповых ячеек   2,5 1,5 - 1,5
Туалетные ясельных групп   - 1,5 - 1,5
Туалетные дошкольных групп   2,5 1,5 - 1,5
Помещения медицинского назначения   2,5 1,5 - 1,5
Залы для муз. и гимнастических занятий   2,5 1,5 - 1,5
Прогулочные веранды   по расчету, но не менее 20 м3на 1 ребенка
Зал с ванной бассейна  
Раздевалка с душевой бассейна  
Отапливаемые переходы  

 

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%, в производственных помещениях пищеблока и постирочной - не более 70%.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений только в теплое время года. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C.

Все помещения убирают влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, подоконники, радиаторы и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.).

Влажную уборку в спальнях проводят после ночного и дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.

Влажную уборку спортивных залов проводят 1 раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь ежедневно протирают влажной ветошью, маты - с использованием мыльно-содового раствора. Ковровое покрытие ежедневно пылесосят. Во время генеральных уборок ковровое покрытие подвергается влажной обработке с помощью моющего пылесоса. После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение не менее 10 минут.

Горшки моют после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день.

Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

Личная гигиена персонала

Персонал дошкольных образовательных организаций проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры; аттестацию на знание санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, а персонала пищеблока и лица, участвующих в раздаче пищи детям - не реже 1 раза в год.

Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских и лабораторных обследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

Ежедневно перед началом работы проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи. Результаты осмотра заносятся в журнал здоровья. Лица с ангинами, катаральными явлениями верхних дыхательных путей, гнойничковыми заболеваниями рук, заболевшие или при подозрении на инфекционные заболевания не допускаются к работе на пищеблоке и к накрыванию на столы в групповых ячейках. При наличии у работников пищеблока порезов, ожогов они могут быть допущены к работе при условии их работы в перчатках.

Воспитатели и помощники воспитателя, работники пищеблока обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов), которая должна храниться в отдельном шкафу.

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Минздрава России

«СОВРЕМЕННЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ»

методическое пособие для самостоятельной работы

для студентов педиатрического факультета

ВЛАДИКАВКАЗ 2016г.

Авторы: А.Р. Кусова – зав. каф. об. гигиены и физ. культуры, проф. д.м.н.

И.К. Битарова - ассистент кафедры к.м.н.

З.А. Перисаева - ассистент кафедры

 

Рецензенты: Зав. каф. биологии и гистологии профессор д.м.н. Бибаева Л.В

Зав. каф. физики и химии доцент д.х.н. Калагова Р.В.

 

Утверждена ЦКУМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии

2016 г. Протокол №


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить современные требования к проектам детских дошкольных организаций, режиму их эксплуатации

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· гигиенические требования к проектированию детских дошкольных учреждений;

· гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

· критерии готовности детей к поступлению в школу.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· дать гигиеническую оценку проекту дошкольного образовательного учреждения;

· дать гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждений;

· оценить готовность детей к систематическому обучению.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Гигиена детей и подростков: учебник / Кучма В.Р. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Под ред. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 15.05. 2013 г.

 

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.

3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.

4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.

5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.

6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.

Нормативные документы:

1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».

2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».

3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».

4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.

 


В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поко­ления большое значение имеет гигиенически полноценная среда обитания, которая определяется благоустройством и са­нитарным состоянием образовательных организаций. Вдошкольных образовательных организациях дети получают физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также не­обходимые для их возраста знания и умения. Наиболее массовыми типами дошкольных организаций являются детские ясли-сады.

 

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДО)

Дошкольные организации принимают детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет и находятся в структуре органов образования. Они могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточного пребывания детей. Их максимальная вместимость — не более 14 групп, или 350 мест.

Проектирование и строительство ДО осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:

- групповая изоляция в здании и на участке - необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфек­ционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;

- обеспечение условий для двигательной активности - по­зволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;

- создание благоприятного воздушно-теплового режима - необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции у ребенка;

- обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции - необходимо в целях профилактики нарушений реф­ракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зри­тельная работа достаточно велика. Также воздействие лучистой энер­гии солнца, особенно ультрафиолетовой радиации, способству­ет полноценному росту и развитию организма;

- создание условий для организации рационального питания.

Гигиенические требования к выбору и планировке территории ДО

ДО размещают, как правило, на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, при обеспечении удоб­ных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспорт­ных коммуникаций, за пределами санитарно-защитных зон предприятий. Радиусы обслуживания в городах составляют 300 м. Участок детского дошкольного учреждения должен иметь ограждение высотой от 0,75 до 1,6 м.

Необходимо учитывать нормативные уровни шума (до 45 дБ) и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки, нормативные уровни естественного освещения помещений и игровых площадок. Если градостроительные усло­вия не позволяют осуществить эти требование, защита ДО обеспечивается различными градостроительными сред­ствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистых дре­вонасаждений.

Озеленение является важным средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. Озеленение должно составлять не менее 50 % территории участка. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20%. В площадь озеленения участка вклю­чаются зеленые насаждения газонов, цветников и травяное покрытие групповых и физкуль­турных площадок. Во избежание излишнего затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья — не ближе 10-15м. При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.

На земельных участках ДО размеща­ются следующие площадки — групповые, для занятий физкультурой, хозяйственные.

Основными элементами участка являются групповые площад­ки, предназначенные для проведения игр и занятий на све­жем воздухе. При размещении груп­повых площадок должна обеспечиваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп, пути следования детей не должны проходить через хозяйствен­ную площадку. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в одну полосу шириной 0,75—1 м. Рекоменду­емая высота зеленой изгороди групповой площадки 0,8 м.

Рекомендуемая площадь составляет не менее 7,0 м2 на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается использование совмещенных групповых площадок и размещение их за пределами участка.

Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках создаются две контрастные по режиму радиационные зоны — открытая и затененная. Для защиты детей от солнца и осадков устанавливается теневой навес площадью из расчета не менее 1м2 на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 м2. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами (или другими строительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии не менее 15 см от земли.

Планировка групповых площадок предусматривает четкое зонирование территории с выделением зон для тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или кол­лективных игр. Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса. Зона подвижной деятель­ности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение оборудованием, располага­емым в основном по границе с одной или двух сторон.

На участках дошкольных учреждений необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физи­ческому развитию детей и соответствующее их возрастным осо­бенностям: для спокойных игр, подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы.

Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.

Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зда­нию. На кольцевой дорожке возможно нанесение разметки и установление дорожных знаков для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице — создается предметно-пространственная среда, имитирующая городскую застройку, дорожную сеть с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрестками.

Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей группы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед те­невыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, кото­рые заполняются дождевой водой.

Для хранения игрушек, используемых на территории, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место, защищенное навесом от осадков..

Физкультурная площадка на участке предназначена для проведения утренней гимнастики, под­вижных игр, физкультурных занятий и праздников. Эту пло­щадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. Покрытие дорожки грунтовое.

Зона с гимнастическим оборудованием и спортивными сна­рядами (игровой гимнастический комплекс) имеет травяное покрытие. Яма для прыжков должна быть длиной не менее 3 м, шириной 1,5— 2 м, глубиной 30—40 см. Полосу препятствий рекомендуется устраивать на дорожке длиной 50 м и шириной 2,0—2,5 м.

Открытые плавательные бассейны для дошкольных учреж­дений свыше 250 мест используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории участка рядом с физкуль­турной площадкой. Для закаливания детей и игр с водой на участке могут ус­траиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд. В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается отсутствие самостоятельного въезда с улицы. В случае невозможности оборудования самостоятельного въезда на территорию хозяйственной зоны подъезд автотранспорта осуществляется в период отсутствия детей в дошкольной организации. На территории хозяйственной зоны должны быть предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, возможно размещение овощехранилища. Необходимо оборудовать площадку для сбора мусора с твердым покрытием на расстоянии не менее 15 м от здания. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров.

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.