Кафедра анатомии, физиологии и валеологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кафедра анатомии, физиологии и валеологии

2017-12-13 320
Кафедра анатомии, физиологии и валеологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ВАЛЕОЛОГИИ

ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ИМ. И П. ПАВЛОВА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Материалы II Всероссийской

Научно-практической конференции

С международным участием

Ноября 2017 г.

Г. Екатеринбург, Россия

 

Екатеринбург 2017

УДК 371.7:378.17

ББК Ч400.55

З-46

Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (Решение №722 от 14.11.2017)

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

Председатель:

С.В. Антонов кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры, спорта и безопасности УрГПУ

Члены коллегии:

С.Н. Малафеева кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и валеологии ФФК,СиБ УрГПУ
Е.А. Югова профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии, доктор педагогических наук, доцент
Н.А. Вершинина старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и валеологии, заведующий лабораторией ЗОЖ ФФК,Си Б УрГПУ

Ответственные редакторы:

Зав. кафедрой анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ, к.б.н., профессор С.Н. Малафеева.

Профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ, д.п.н., доцент Е.А. Югова.

Ответственный за выпуск: Н.А. Вершинина старший преподаватель, кафедра анатомии, физиологии и валеологии.

З-46 Здоровьесберегающие технологии в современном образовании [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 22 – 24 ноября 2017 г. / Урал. гос. пед. ун-т.; отв. ред. С.Н. Малафеева, Е.А. Югова – Екатеринбург, 2017. – 132 с.

 

ISBN 978-5-7186-0931-8

В материалах сборника представлены статьи преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов вуза, специалистов занимающихся проблемами физического, психического здоровья детей и молодежи. Рассмотрены подходы по формированию мотивации здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве. Уделено особое внимание вопросам физического воспитания детей разных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста как одного из факторов психофизического здоровья. Представлены работы с детьми, имеющими ограниченные возможности физического и психического развития, а также вопросы их адаптации, реабилитации и социализации в образовательных учреждениях. В ряде статей рассматриваются новые информационно-коммуникативные технологии формирования здоровьесберегающего поведения. Имеются публикации, касающиеся потенциала биологии, географии и экологии в формировании здоровьесберегающей компетентности будущих учителей. В некоторых работах даны методические рекомендации по формированию потребности быть здоровым и представлена модель здорового образа жизни у участников образовательного процесса.

Ответственность за содержание материалов несут авторы публикаций.

 

ISBN 978-5-7186-0931-8 УДК 371.7:378.17

ББК Ч400.55

© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Блинова Н. Г., Катерисова Е. А., Романова Е. Т. Влияние занятий ЛФК на психофизиологическое развитие учащихся с умственной отсталостью ……………………………………………….      
Борисова М. М. Подвижные спортивные игры в детском оздоровительном лагере как средство сохранения и укрепления здоровья…………………………...      
Голубева И. А. Развитие психофизических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья через адаптивную физическую культуру….      
Горбунова Н. Е., Союрова И. В. Формирование здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью через взаимодействие педагогов и родителей…………...      
Губжоков З. Б. Формирование компетенций здорового образа жизни в процессе организации занятий по карате – до……………………………………..      
Дубровская Е. Н. Повышение компетентности родителей в вопросах здорового образа жизни дошкольника………………………………………………………      
Дукальская О. Ю. Формирование мотивации к здоровому и безопасному образу жизни..    
Ерохина И. С. Организация деятельности по формированию здорового образа жизни у детей в ДОУ……………………………………………………..      
Зак Г. Г., Лисицына В. А. Информационно-коммуникативные технологии как здоровьесохраняющее условие в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью………………………………    
Исакова С. В. Организация занятий физической культурой с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ с использованием дистанционных технологий………      
Квеквескири Н. Л., Шеремет И. П. Возрастные изменения внимания у школьников подростков Абхазии…………………………………………………………………..      
Кенебас А. Г., Щербина И. А. Личный пример семьи и педагога как метод формирования здорового образа жизни среди студентов……………………………….    
Козин А. М., Третьякова А. Ю. Психологическая безопасность личности как фактор здоровьесберегающего образования…………………………………….      
Крапивина И. А. Современные методы повышения мотивации подростков к здоровому образу жизни на уроках физической культуры…………….      
Майорова М. А. Организация деятельности по формированию компетенций здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………….      
Майфат С. П. Функциональная готовность школьников к физической нагрузке……    
Малафеева С. Н., Вершинина Н.А. Роль учителя в формировании здорового образа жизни у младших школьников в системе «педагог – учащийся – семья»…………………      
Малоземова И. И., Анохина П. П. Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов в образовательном процессе……………………………………………….      
Мещеряков П. В., Казакова М. Н., Фенин А. В. Вопросы санитарно-гигиенического состояния почвы и здоровья населения в курсе «Экология почв»…………………………………….      
Николаева Е. В. Роль адаптивной физической культуры в формировании психофизического здоровья у детей с синдромом Дауна……………...      
Петрова Л. Г., Петров В. Г. Регуляция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по физической культуре……………………………………………………………………    
Пьянкова А.В. Применение здоровьесберегающих технологий учителем – логопедом при формировании навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией ………..      
Серова Н. Б., Голубева Т. Б. Формирование чувства ответственности за состояние здоровья у бакалавров гуманитарных направлений подготовки в условиях дистанционной формы обучения………………………………………..    
Смирнова А. Ю. Социальная адаптация детей с ОВЗ через коммуникацию на занятиях физической культурой……………………………………………………      
Тарасова Л. М., Россохина Е. Н. Сохранение здоровья ребенка: грани взаимодействия…………………    
Терентьева И.Н., Кадочникова Ю. В. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста…………………………………..      
Ушакова О. А. Влияние факторов загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения……………………………………………………….      
Флерко А. С. Плаванье как способ развития координационных способностей у детей, имеющих нарушения двигательной сферы……………………...      
Хомова С.Н. Роль физической культуры в формировании психофизического здоровья у детей с ограниченными возможностями…………………...      
Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Здоровьесберегающие технологии обучения мальчиков певческому искусству………………………………………………………………….      
Шальнев Н. А. Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка………………………………………………………      
Шеремет И. П., Квеквескири Н. Л. Психоэмоциональное напряжение и реактивность гемодинамики у школьников – спортсменов………………………………………………      
Шибкова Д. З. Методический подход к реализации биологических потребностей через мотивацию быть здоровым………………………………………..      
Югова Е. А. Компетентностная модель здорового образа жизни выпускника педагогического вуза…………………………………………………….    

Блинова Нина Геннадьевна,

кандидат биологических наук, профессор, кафедра физиологии человека и психофизиологии, Кемеровский государственный университет; 650043, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6; e-mail: [email protected]

 

Blinova Nina Gennadievna,

Candidate of Biology, Professor, Department of Human Physiology and Psychophysiology, Kemerovo State University; Kemerovo, Russia.

Борисова Марина Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, Институт педагогики и психологии образования, Московский государственный педагогический университет; 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4, корп.1; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь; здоровье; физическое воспитание; игры; летний отдых.

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования подвижных и спортивных игр в условиях детского оздоровительного лагеря. Раскрывается их значение для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

 

Союрова Ирина Владимировна

студент, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: здоровый образ жизни; формирование здорового образа жизни; субъектно-субъектная модель взаимодействия; обучающиеся с умственной отсталостью; взаимодействие родителей и педагогов.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью, описываются основные формы совместной работы педагогов и родителей при субъектно-субъектной модели взаимодействия.

 

Sourava Irina Vladimirovna

Student, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

 

Key words: the healthy lifestyle; formation of a healthy lifestyle; subject and subject model of interaction studying mentally retarded; interaction of parents and teachers.

Abstract. This article the problem of formation of healthy lifestyle among students with mental retardation and describe the main forms of joint work of teachers and parents on subject-subject model of interaction.

 

Здоровье нации – залог счастливого будущего страны и демографического роста, поэтому в последние годы здоровому образу жизни придается все большее значение и внимание. По данным Роспотребнадзора, на сегодняшний день абсолютно здоровыми детьми в России являются не более 12 %, более половины обучающихся имеют хронические заболевания. «Частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза; хронических болезней – в 2 раза. Более половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни», – отмечают в ведомстве [3].

В соответствии с указом президента РФ от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.» [4], здоровьесберегающие технологии должны быть распространены во всех образовательных организациях, в том числе реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Таким образом, при организации образовательного процесса особое внимание необходимо уделять обучению школьников здоровому образу жизни как одному из важнейших аспектов развития ребенка.

Формирование здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью очень важно, так как у них отмечается наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением головного мозга и функциональным поражением центральной нервной системы [1]. А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев отмечают соматическую ослабленность таких детей, а также их повышенную склонность к хроническим инфекционным заболеваниям [2].

Исследования Л. П. Уфимцевой указывают, на то, что ослабленное здоровье обучающихся с умственной отсталостью негативно влияет на эффективность коррекционной работы в целом, осложняет социальную адаптацию выпускников [5]. Поэтому формирование навыков здорового образа жизни является одной из главных коррекционно-воспитательных направлений образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Все это обуславливает необходимость уделения большего внимания формированию у обучающихся необходимых понятий о здоровом образе жизни, а также совершенствованию здоровьесберегающих технологий.

Одним их наиболее эффективных путей формирования модели здорового образа жизни у обучающихся – эффективное взаимодействие педагогов и родителей.

Существует несколько моделей взаимодействия в процессе обучения для достижения конкретных целей. Для формирования правильной модели здорового образа жизни уместно использовать субъектно-субъектную модель взаимодействия, а именно модель «педагог-родитель».

Основной целью такого рода работы является достижение общего понимания о здоровом образе жизни, формирование у ребенка мотивации к соблюдению основных правил гигиены, формирование компетентности в области валеологии у всех участников образовательного процесса.

Основными формами работы являются:

1. Обмен информацией:

· информационно-просветительские (материалы на стендах, рекомендации, выпуск газеты, выставки детских работ, фотовыставки, информационные ролики);

· информационно-аналитические (анкетирование, интервьюирование, социологические опросы, «почтовый ящик»).

2. Взаимодействие субъектов:

· индивидуальные (беседа, консультирование, дневник школьника);

· коллективные (родительские собрания, родительский клуб, день открытых дверей, открытые уроки, совместный досуг, проведение экскурсии, совместная подготовка к праздникам и т.п.).

Субъектно-субъектное взаимодействие позволяет сделать сам процесс формирования понятия о здоровом образе жизни у обучающихся с умственной отсталостью более эффективным, так как обеспечивается закрепление материала о здоровом образе жизни вне дома.

Использование вышеперечисленных форм взаимодействия между педагогами и родителями позволяет добиться базового понимания обучающимися с умственной отсталостью понятия о здоровом образе жизни, способствует эффективному усвоению школьниками основных правил гигиены, мотивирует их к выполнению утренней гимнастики, занятию спортом.

Таким образом, благодаря активному взаимодействию педагогов и родителей, процесс формирования здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью будет проходить эффективнее.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.

2. Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.

3. Статистические материалы Роспотребнадзор. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://rospotrebnadzor.ru/activities/statistical-materials/statistic_detail.php?ID=8214&sphrase_id=1021815 - дата обращения 13.09.2017

4. Указ президента РФ от 1.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 – Дата обращения 16.09.2017.

5. Уфимцева, Л. П. Психологические и психофизиологические средства оздоровления личности в раннем онтогенезе в процессе учебной деятельности: Автореф.дис...д-ра психол.наук: 19.00.01 / Уфимцева Людмила Петровна. — Новосибирск:Б.и., 1999. — 53с.

Губжоков Заур Борисович,

инструктор по физической культуре, ГБОУ Гимназия № 1619 им. М.И. Цветаевой, 123458, Москва, ул. Таллинская, д. 20, корпус 4; e-mail: [email protected]

 

Ключевые слова: компетенции; здоровый образ жизни; каратэ-до; восточное единоборство; организация занятий.

Аннотация. В статье раскрывается формирование компетенций здорового образа жизни дошкольников в процессе организации занятий по каратэ-до.

Gubzhokov Zaur Borisovich,

Instructor in physical culture, Grammar school №1619 named M.I. Tsvetaeva, Moscow, Russia.

Key words: competences; healthy way of life; karate-do; martial arts; organization of classes.

Abstract. The article reveals the formation of competences for a healthy lifestyle of preschool children in the process of organizing classes on karate-do.

 

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования в содержательном разделе образовательной области «Физическое развитие» в дошкольном возрасте основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для становления у детей ценностей здорового образа жизни; развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами [3].

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни педагог способствует развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Он рассказывает детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогает детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослый способствует формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на подержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков, создает возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте педагог (инструктор, тренер) уделяет специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослый организует пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории, подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослый поддерживает интерес детей к подвижным играм, упражнениях в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждает детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупкой и мелкой моторики обеих рук, а также правильно, не наносящего ущерба организму выполнения основных движений. Он проводит физкультурные занятия, развивает у детей интерес к различным видам спорта, предоставляет им заниматься другими видами двигательной активности [3].

Практика проведения занятий по каратэ-до в ГБОУ Гимназии № 1619 им. М. И. Цветаевой доказала, что организация таких занятий способствует созданию условий для решения основных задач образовательной деятельности в области «Физическое развитие», включается в систему дополнительного образования детей и организуется во вторую половину дня. Занятия с использованием начальной базы каратэ-до целесообразно проводить 2-3 раза в неделю продолжительностью 30 минут с учетом требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Структура занятия с использованием начальной базы каратэ-до строится по классическому типу (вводная, основная, заключительная части) [1; 2]. На вводном занятии необходимо ознакомить занимающихся с единоборством. Поскольку единоборства сопряжены с опасностью травм, очень важно сразу же объяснить им правила поведения во время занятий. Перед началом занятий необходимо кратко рассказать детям о гигиенических правилах - чистой спортивной одежде, необходимости водных процедур и длительности рационального отдыха после занятий. Знания сообщаются обучающимся непосредственно перед началом тренировочного занятия. Ряд сведений можно сообщать в процессе выполнения упражнений для развития разных двигательных способностей. Важно использовать дополнительные сведения, которые определяются педагогом (тренером, учителем, инструктором) самостоятельно в каждом конкретном случае, в зависимости от подготовленности занимающихся.

Задача вводной части заключается в активизации внимания, деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания, подготовке организма к большой физической нагрузке, повышении эмоционального состояния детей.

Содержанием вводной части являются: построение, приветствие педагога (инструктора, учителя, тренера), перестроение, выполнение строевых упражнений. Кроме того, следует использовать различные виды ходьбы, бега, прыжков. Длительность вводной части может составлять 5 минут.

Основная часть занятия ставит своей задачей формирование двигательных умений, навыков, изучение основных стоек, техник ударов руками и ногами, блоков, техник перемещений с ударами и блоками в различных стойках, развитие физических и морально-волевых качеств.

В содержание основной части занятия включаются комплексы общеразвивающих упражнений, которые направлены на развитие крупных мышечных групп. При составлении комплекса обшеразвивающих упражнений учитывается анатомический принцип подбора физических упражнений. Количество различных упражнений может колебаться от 10-12 в начале года и в конце года достичь 20. Количество повторений – от 4 до 8-10 (в зависимости от сложности упражнения, индивидуальных особенностей детей, их физических данных и этапа обучения).

Главной задачей при проведении занятия с дошкольниками является развитие физических качеств, поэтому в основную часть включены упражнения их развивающие (наклоны из разных исходных положений, повороты корпуса с руками, махи руками, наклоны головой вверх (вниз), вращение рук в локтевых и плечевых суставах, вращение тазобедренными, коленными суставами, голеностопами и др.). В основную часть также включаются базовые элементы каратэ-до. Выполнение простейших элементов единоборства, может сопровождаться травмами, если не соблюдать основные правила безопасности. Основным требованием предотвращения травм на занятиях по обучению приемам единоборства является отсутствие форсирования нагрузок и быстрого увеличения сложности приемов.

Изучение техники каратэ-до с дошкольниками начинают с простого, а именно с отдельных элементов каратэ-до. Для того, чтобы научить детей кихонам, кумитэ им дается базовая техника правильного выполнения стоек (Хайсоку-дачи, Фудо-дачи, Мусуби-дачи, Хейко-дачи, Киба-дачи, Дзенкуцу-дачи, Кокутцу-дачи). Одновременно с изучением стоек детей обучают простейшим защитным (блокам) (Агэ-уке, Гэдан-барай, Сото-уке, Учи-уке, Шуто-уке) и ударным (Цуки, Маваши-цуки, Шито-цуки, Татэ-цуки, Шуто) техникам руками, техникам ударов ногами (Мае-гери, Маваши-гери, Йоко-гери, Уширо-гери), которые изначально выполняются в медленном темпе. Каждое базовое движение можно выполнять отдельно, а затем объединять с другими движениями [1; 2]. Игры, проводимые с детьми на занятиях, содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели (догнать, перепрыгнуть), элементы соревнований, эстафеты. Длительность второй части составляет 20 минут.

Заключительная часть ставит своей задачей снижение эмоциональной и физической нагрузки, приведение организма ребенка в относительно спокойное состояние. В третьей части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу, игры малой подвижности, построение и ритуал окончания занятия. Длительность третьей части - 5 минут.

Таким образом, организация занятий по каратэ-до с дошкольниками помогает укрепить их здоровье, получить заряд энергии, приобрести уверенность и воспитать Силу Духа.

Литература:

1. Борисова, М. М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования/ М. М.Борисова. - М.:Обруч, 2014. - С.79-80.

2. Губжоков, З. Б. Технология использования элементов восточных единоборств в дополнительном образовании дошкольников / З. Б. Губжоков // Парадигмальный диалог в отечественном педагогическом знании: материалы научно – практической конференции с международным участием 24 марта 2016 г. - М.:Издательство «Перо», 2016. - С.201-207.

3. Примерная основная образовательная программа дополнительного образования с рекомендациями. - М.:Сфера, 2010. - С.41-42.

 

БЕЗОПАСНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Дукальская Ольга Юрьевна,

педагог-психолог, МБУ ДО «Центр «Поддержка детства»; 443058, г. Самара, ул. А. Матросова, д.13; e-mail: centrepd-2004@ yandex.ru

 

Ключевые слова: формирование; мотивация; культура здоровья; взаимодействие; образ жизни, воспитание.

Аннотация. Статья посвящена формированию мотивации ЗОЖ и культуры здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве. Состояние здоровья зависит от образа жизни. Образ жизни, в свою очередь, тесно связан с культурой населения и является результатом воспитания индивидуума.

SAFE LIFESTYLES

 

Dukalskaja Olga Yuryevna,

Teacher-psychologist, «Support Center» childhood», Samara, Russia.

 

Keywords: formation; motivation; culture; communication; health; lifestyle; parenting.

Abstract. The article is devoted to the formation of lifestyle and culture motivation of health of children and adolescents in modern educational space. State of health depends on lifestyle. Lifestyle, in turn, is closely associated with the culture of the population and is the result of an individual's upbringing.

 

Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве – это комплекс мероприятий по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психоэмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального и социального здоровья.

Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья основывается на мотивационных и поведенческих установках личности и принципах непрерывного самовоспитания и самокоррекции поведенческих реакций на воздействие факторов риска развития различных заболеваний.

Состояние здоровья зависит от образа жизни. Образ жизни, в свою очередь, тесно связан с культурой населения и является результатом воспитания индивидуума, итогом воздействия общественных институтов – семьи, школы и общества в целом, формируется в процессе развития человека, создавая, таким образом, в тесной взаимосвязи межличностных и общественных взаимоотношений стиль или образ жизни. Осознанное ведение здорового образа жизни подразумевает применение целесообразных и доступных способов гармонизации единства организма с окружающей средой. Для этого, помимо собственного желания, необходимы определенные гигиенические знания у детей и подростков, а также должны быть созданы социокультурные условия для реализации оздоровительных мероприятий.

Следовательно, обязательным компонентом культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является создание в школе условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

· неблагоприятные социальные и экономические условия;

· факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья подростков;

· чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье подростков и всего населения страны в целом;

· активно развиваемые в подростковом возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

· особенностью отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Процесс формирования здорового образа жизни подразумевает воспитательно-образовательное взаимодействия взрослых и детей на всех этапах общего образования. В рамках такого взаимодействия у обучающихся складывается целостное восприятие окружающей действительности в системе ценностных отношений. Культура здоровья ассимилирует компоненты социальной, экологической, этнической культур.

Совокупность мероприятий по формированию здорового образа жизни направлена на развитие многогранной личности, способной ориентироваться в мире человеческих отношений и в своем собственном мире. Для этого необходимо построение целостного образовательного процесса как системы интегративных процессов: воспитательного, образовательного, социально-психологической поддержки, самовоспитания, взаимодействия с социумом, прежде всего с родителями.

Знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах. Таким образом, комплекс мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего образования направлен на создание модели выпускника школы.

 

Ерохина Ирина Степановна,

инструктор по физической культуре, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»; 624260, Асбестовский городской округ, ул. Королева, д. 22-а; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: оздоровление; здоровьесбережение; компетенции здорового образа жизни.

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы Детского сада «Малыш» по формированию компетенций здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы дополнительного образования по каратэ-до «Иппон».

 

Erokhina Irina Stepanovna,

Instructor in Physical Culture, Municipal Budget Preschool Educational Institution "Kindergarten "Kid"; Asbestovskiy City District, Russia.

Keywords: health; health care; competencies of a healthy lifestyle.

Abstract. This article presents the experience of a kindergarten "The Kid" on formation of competences of a healthy lifestyle in children of preschool age through the implementation of programs of additional education on karate «IPPON».

 

Малоподвижный образ жизни - следствие увлечения компьютерными играми и Интернетом, доступными в наши дни даже малышам; неполноценное питание, ведущее к ожирению, аллергиям и гиповитаминозам, неудобная мебель, грозящая проблемами с позвоночником и зрением, отвратительная экологическая обстановка в абсолютном большинстве городов – все это серьезно подрывает здоровье наших детей. Чем раньше мы привьем ребенку любовь к здоровому образу жизни, тем эффективнее его организм будет бороться с болезнями в будущем.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

· разработка и реализация программ дополнительного образования, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;

· превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;

· привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

И возникает закономерный вопрос – как этого достичь, с чего начать? В нашем Детском саду «Малыш» есть однозначный ответ – начинаем с детства! А в ногу с нами идут модные направления в спорте, актуальность и востребованность. И самое главное, мы находим живой отклик родителей – наших единомышленников и помощников.

Мы определили для себя приоритетные спортивные направления, по запросу родителей с 2016 года для детей старшего дошкольного возраста разработана и реализуется программа дополнительного образования по физической направленности «Иппон», что в соответствии со словарем-классификаторов терминов, используемых в каратэ, означает – победа.

Каратэ для детей, прежде всего — отличная система психофизической подготовки. Занятия способствуют укреплению здоровья занимающихся, повышению уровня жизнедеятельности, сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов окружающей среды, всестороннему развитию двигательных качеств (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация движений).

Кроме того, занятия каратэ под руководством квалифицированного педагога (тренера, инструктора) стимулируют у детей умственное развитие — учат сосредотачивать внимание, развивают память, логическое и образное мышление, уводят от стереотипного мышления, укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Занятия проводятся с детьми групповым методом обучения, вырабатывающим соответствующий соревновательный фон, который стимулирует повышенную работоспособность. Система подготовки охватывает обширный комплекс традиционных методов закалки тела, воспитания духа и обучения технике. Она отличается суровой дисциплиной и максимумом требований к тем, кто избрал дорогу Будо (пер. с яп. - Путь воинских искусств).

В процессе занятий каратэ-до необходимо ознакомление детей с этикетом додзе — помещения, в котором они проводятся, что развивает у дошкольника бережное отношение к предметам, используемым на занятии, способствует появлению культуры, уважительного отношения к сверстнику, педагогу, учителю (сенсею).

 
 

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.