Занятие 5. Грамматические нормы русского языка — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Занятие 5. Грамматические нормы русского языка

2017-12-13 1438
Занятие 5. Грамматические нормы русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Синтаксические нормы русского языка

Упражнение 23. Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант. Для справки обращайтесь к приложению 1.

1. Отзыв (о новом спектакле, на новый спектакль) был негативным. 2. Отчего до сих пор нет рецензии (на книгу, о книге)? 3. Музыкант был удостоен (премией, премии). 4. (Этому человеку, для этого человека) присущ тонкий вкус. 5. Он все делает со свойственным (для него, ему) талантом. 6. (Ему, для него) характерен необычный взгляд на обычные вещи. 7. (Ему, для него) присущ такой подход. 8. Остается только поражаться (его действиям, его действиями). 9. Учитель удивлялся его (знаниям, знаниями). 10. Не надо меня упрекать (в этом, за это). 11. Его часто порицали (в этом, за это). 12. Он отметил (то, о том), что подчиненные недорабатывают. 13. Он заметил (о том, что; что) его недооценивают. 14. Я по (вас, вам) соскучился. 15. Сегодня будем наблюдать (за солнечным затмением, солнечное затмение). 16. Ему поручили наблюдать (за порядком, порядок) во время собрания. 17. Заведующий (кафедрой, кафедры) взял слово. 18. Управляющий (треста, трестом) сел в машину. 19. Когда ты (закончил, окончил) университет? 20. Он (окончил, закончил) школу в 2007 году. 21. Пожалуйста, оплатите (проезд, за проезд). 22. Оплатите (покупку, за покупку) в кассе. 23. Он (заплатил, оплатил) за товар вовремя. 24. Это событие (сыграло, имело) в его жизни большое значение. 25. Эта встреча сыграла важную/ое (роль, значение) в его жизни. 26. Катастрофа была предотвращена благодаря (героизма, героизму), проявленному рабочими. 27. Вопреки (ожидания, ожиданию), встреча не состоялась. 28. Работник был уволен согласно (приказа, приказу). 29. (Наденьте, оденьте), пожалуйста, шапку. 30. (Одень, надень) очки! 31. Я постоянно думаю (об этом событии, про это событие). 32. Пора поговорить (о нашем проекте, про наш проект). 33. У нас есть уверенность (в успехе, в успех) борьбы.

 

Упражнение 24. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка.

 

1. Все юристы интересуются и пытаются понять неясное ________________________________________________________________. 2. Начальник отдела заметил о том, что необходимо провести реорганизацию __________________________________________________. 3. День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения ___________________________________________________. 4. В этом тексте описывается о том, что человек мечтал сделать гениальное открытие _____________________________________________. 5. Я не могу ни полностью согласиться с ведущим ток-шоу, ни с выступающим артистом _________________________________________. 6. Дина жалела и переживала за Макса ________________________________________________________________. 7. Вот уже прошли несколько суток, а он так и не позвонил ________________________________________________________________. 8. Все это придает тексту публицистическую окраску и полезен читателям ________________________________________________________________. 9. Купив себе новый фотоаппарат, настроение мое сразу улучшилось ________________________________________________________________. 10. Эта точка зрения характерна консервативному человеку _______________ _______________________________________________. 11. Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще ________________________________________________________________. 12. Питерский сырой климат вреден его здоровью ________________________________________________________________. 13. Это рассказ о том событии, случившемся пятьдесят лет назад ____________ __________________________________________________. 14. Выступавшие скулы придают его лицу строгость ________________________________________________________________. 15. Для привлечения и убеждения в своей речи оратор использует различные приемы аргументации ________________________________________________________________.

Упражнение 25. Составьте словосочетания со словами в скобках.

 

Чуждый (искусство), согласно (договор), упрекать (безынициативность), благодаря (поддержка), вопреки (помехи), заведующий (отдел), предполагать (нарушение), тяготиться (его общество), наблюдать (гроза), отчитаться (расходы).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя!

 

Тест по темам «Орфоэпические нормы русского языка» и «Грамматические нормы русского языка»

 

1. Отметьте слова, ударение в которых падает на последний слог.

а) бармен, начала, включит;

б) газопровод, квартал, договор;

в) жалюзи, задал, позвонит.

 

2. Отметьте слова, в которых неправильно расставлено ударение.


джИнсовый

катАлог

вручИт

зАдал

диспАнсер

закупОривать

Иконопись

завИдно

каучУк

средствА

тортЫ

крапИва


 

3. Твердый или мягкий согласный звук обозначает подчеркнутая буква (над согласными, обозначающими мягкие звуки, поставьте апостроф)?

В ес т ерн, клар н ет, б ест с еллер, м е н еджер, брю н ет, т емп, бу т ерброд, биз н ес м ен, сви т ер, т ермос.

 

4. В каком ряду все слова мужского рода?

а) мозоль, шампунь, табель;

б) трюфель, Осло, рикша;

в) левша, аэрозоль, Сухуми.

 

5. В каком ряду все слова среднего рода?

а) Токио, каре, ралли;

б) визави, Осло, сопрано;

в) бистро, виски, портмоне.

 

6. Образуйте литературную форму множественного числа именительного падежа от существительных.


бухгалтер ________________

пропуск ________________

договор ________________

инженер ________________

профессор ________________

кондуктор ________________

инспектор ________________


 

7. Отметьте слова, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание.

Ботинок, носок, помидор, грузин, килограмм, бурят, макароны, сапог, якут, солдат, полотенце, яблоня.

 

8. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Я ездил в Германию в двух тысячно пятом году. ________________________________________________________________.

2. Машина шла со скоростью свыше девяносто километров в час. ________________________________________________________________.

3. В работе конференции приняли участие трое академиков. ________________________________________________________________.

4. Он получил около тысяча пятьсот семьдесят рублей. ________________________________________________________________.

5. Приглашения были разосланы триста шестьдесят семи человекам.

________________________________________________________________.

 

9. Найдите словосочетания с ошибками.

Согласно приказа, заведующий кафедрой, благодаря инициативы, подчеркнуть о необходимости, надеть куртку, оплатить за проезд, скучаю по вам, удостоить премии, характерен ему.

 

 



Запомните род этих слов

Алоэ – нескл., ср. р.; аэрозоль – м. р.; багет – м. р.; бандероль – ж. р.; босоножка – ж. р.; вуаль – ж. р.; клёш (покрой) – м. р.; кофе - нескл., м. р.; кроссовка – ж. р.; мозоль – ж. р.; плацкарта – ж. р.; погон – м. р.; рельс – м. р.; салями – нескл., ж. р.; сандалия – ж. р.; табель (таблица учета) – м. р.; тапка – ж. р.; толь – м. р.; трюфель – м. р.; туфля – ж. р.; тюль – м. р.; шампунь – м. р.; щупальце – ср. р.

Нормы управления

 

благодаря (чему? кому?) вопреки (чему?) говорить (о чем?) думать (о чем?) заведовать (чем?) заведующий (чем?) заметить (что?) заплатить, уплатить (за что?) играть роль иметь значение наблюдать (= осуществлять надзор) (за чем? за кем?) наблюдать (= проводить наблюдения) (что?) надеть (что?) одеть (кого?) окончить (учебное заведение) оплатить (что?) отзыв (о чем?)   отметить (что?) подчеркнуть (что?) поражаться (чем?) порицать (за что?) признать (что?) присущ (кому? чему?) присущий (кому? чему?) рецензия (на что?) свойствен (кому? чему?) скучать (по ком?) согласно (чему?) уверенность (в чем?) удивлен (чем?) удивляться (кому? чему?) удостоить (чего?) управлять (чем?) управляющий (чем?) упрекать (в чем?) характерен (для кого? для чего?)

 

 


[1] Есть некоторые исключения: самое ближайшее время, самый кратчайший путь, самым теснейшим образом.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.