Выбора транспорта для туристического обслуживания — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Выбора транспорта для туристического обслуживания

2017-12-13 248
Выбора транспорта для туристического обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№ п/п Критерий Вид транспорта
железнодорожный автомобильный воздушный
  Скорость и удобство      
  Количество рейсов в сутки      
  Надежность      
  Грузоподъемность      
  Число обслуживаемых географических точек      
  Стоимость      
  Итого      
  Предпочтительность варианта      

 

В отличие от обычных количественных оценок, где лучшим является вариант, набравший наибольшую сумму, при ранговой оценке лучшим считается вариант с минимальной суммой.

Разница всего в один ранг является недостаточным преимуществом для однозначного решения в пользу автомобильного транспорта в нашем примере, но однозначно отвергается воздушный транспорт. Чтобы выбрать между автомобильным и железнодорожным транспортом следует добавить еще критериев и оценить по ним эти две альтернативы. Принимаются во внимание и какие-либо неформальные обстоятельства, например, длительное сотрудничество, сложившиеся хорошие отношения с работниками какого-либо вида транспорта.

Ранговый способ оценки прост и нагляден, но не очень точен.

 

Все рассмотренные выше методы оценки вариантов используют экспертов, и их мнение весьма существенно. Если есть возможность привлечь несколько экспертов, то необходимо определить метод экспертной оценки. Чаще всего используется один из трех основных:

· «метод круглого стола» или «метод дискуссий»;

· «метод независимых суждений»;

· «метод Дельфи».

«Метод круглого стола». Эксперты обсуждают проблему (например, оценки альтернатив, весовые коэффициенты), аргументируют свои позиции, выслушивают аргументы других экспертов, под их влиянием корректируют свои оценки. Завершается дискуссия в идеале согласованным решением поставленной проблемы.

Следующие два метода предусматривают анкетирование экспертов. В первом случае они высказывают свои суждения, независимо друг от друга. Метод так и называется «метод независимых суждений». Затем их мнение усредняется. При этом может быть учтена компетенция экспертов.

«Метод Дельфи» предусматривает обратную связь, т.е. оценки экспертов объединяют в один документ и рассылают всем участникам. Изучив мнения друг друга, эксперты вновь высказывают свои суждения. Так происходит до тех пор, пока очередные оценки экспертов останутся по сравнению с предыдущими практически теми же.

 

Когда возможность привлечения экспертов отсутствует, для повышения объективности определения весовых коэффициентов можно использовать метод расстановки приоритетов.

Метод расстановки приоритетов. Все критерии попарно сравниваются, и определяется тот, который важнее. Он обозначается знаком «больше» (>). Соответственно другой критерий обозначается знаком «меньше» (<). Если критерии одинаково важные, то между ними ставится знак равенства (=).

Рассмотрим пример определения весовых коэффициентов для приводимой выше задачи определения места строительства гостиницы (табл. 3.9).

Таблица 3.9

Матрица парных сравнений 1

№ п/п Критерий оценки Критерий оценки Итого
Цена земли Окружающий ландшафт Удобство транспорта Экологическая обстановка
  Цена земли = > > >  
  Окружающий ландшафт < = < >
  Удобство транспорта < > = >
  Экологическая обстановка < < < =

 

В таблицу заносятся условные обозначения, отражающие приоритеты одних критериев перед другими.

Чтобы установить количественные значения весовых коэффициентов необходимо принять какую-либо шкалу для перевода знаков в количественные значения. Например, знак «больше» соответствует числу 2, знак «равно» – числу 1, знак «меньше» – числу 0. Результаты приведены в таблице 3.10.

Таблица 3.10

№ п/п Критерий оценки Критерий оценки Итого
Цена земли Окружающий ландшафт Удобство транспорта Экологическая обстановка
  Цена земли          
  Окружающий ландшафт          
  Удобство транспорта          
  Экологическая обстановка          

Матрица парных сравнений 2

 

Если оценки вариантов места строительства гостиницы, приведенные в таблице 3.6, умножим на коэффициенты из таблицы 3.10, то предпочтительность вариантов (табл. 3.11)окажется той же, что и в таблице 3.7. Это говорит о том, что оба варианта оценки достаточно точны.

Таблица 3.11


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.