Ты действительно можешь быть тем, кем ты захочешь. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ты действительно можешь быть тем, кем ты захочешь.

2017-12-13 145
Ты действительно можешь быть тем, кем ты захочешь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учеба... Диабет может вовсе не препятствовать тебе в том, что­бы полноценно учиться в школе и потом поступить в то училище или институт, которое ты сам для себя изберешь. Напротив, тебе даже может быть легче это сделать, во-первых, потому что при диабете человек взрослеет раньше, становится намного более ответственным, чем его сверстники, и во-вторых, потому что для больных детей предусмотрены льготы при приеме в учебные за­ведения.

 

Ну, а что касается самого процесса обучения, есть ли здесь серьезные ограничения? Да, конечно, из-за диабета организму может не хватать сил, бывают также состояния гипо- и гипергли­кемии. Все это вроде бы может помешать нормально учиться. Но на самом деле все эти состояния, всякую временную слабость пересиливает настоящее желание учиться. Если его нет, то чело­веку не поможет и абсолютное здоровье, которого, впрочем, ни у кого нет.

 

Для примера можно привести следующее: при многих травмах головы, при ранениях, опухолях, инсультах происходит поражение головного мозга. И очень часто при этом нарушается память – больному тяжело запоминать любую информацию. Однако чаще всего, если больной заинтересован, если ему хочется правильно выполнить задание, то он запоминает гораздо лучше и почти не отличается от здорового человека.

 

Это значит, что серьезное, сильное стремление понять, узнать новое, научиться чему-то помогает преодолеть даже такое тяже­лое заболевание как поражение мозга. И если это можно сказать о больном с поражением мозга, то тем более это верно для чело­века с диабетом. Настоящее, искреннее желание позволяет учить­ся совершенно нормально. Среди детей и подростков с диабетом, с которыми я общался, было немало сильных, успешных в учебе, и многие из них не только сами хорошо учились, но еще и находили время (в том числе и на контрольных) помочь своим друзьям. И именно такое отношение к другим, кстати, помогало им в общении. Но раз мы заговорили об общении, можно посмотреть, а как диа­бет проявляет себя здесь, тем более, что общение – тема более чем важная, нередко даже более важная, чем учеба.

Общение... Может ли диабет помешать человеку общаться, спо­собен ли он лишить его друзей, обречь на одиночество?

Главное, что здесь можно сказать: среди здоровых людей труд­ности общения встречаются ничуть не реже. Они не зависят от болезни, они могут быть у каждого, но только кто-то умеет с ними справляться, а кто-то позволяет им подавить себя и тогда начина­ет получать от общения одни лишь страдания и огорчения, потом нередко просто замыкается в себе.

В таком случае самый важный вопрос: а с чем вообще связа­ны трудности в общении, почему они вдруг возникают, почему у одного они есть, а другого нет ничего подобного?

Есть очень простое правило: помочь или помешать человеку в

общении с другими может прежде всего он сам. Мир и другие люди в этом мире поворачиваются к человеку той своей стороной, кото­рую он ожидает увидеть и которой он сам повернут к миру. Что это значит? Открытость к людям, доброжелательность и честность, доверие и уважение, умение увидеть в другом человеке именно человека, а не предмет, которым можно вертеть как хочется – вот они, настоящие причины живого, душевного общения. Люди всег­да очень тонко чувствуют, хотя нередко и не могут рассказать об этом, кто как к ним относится. Поэтому, если они видят улыбку, но именно искреннюю, настоящую, а не фальшивую, нарисованную, люди чаще всего начинают испытывать такие же чувства, им при­ятно улыбнуться в ответ. Бесполезно улыбаться, из-за того, что так положено, улыбаться можно только из глубины души.

 

А вот «нахмуренное», мрачное отношение к людям, также как и желание использовать их для достижения своих целей, эгои­стическое отношение к ним же – именно это создает серьезные трудности в общении. Попробуй, вспомни кого-нибудь, кто к дру­гим относится именно таким образом... И как? Возникает ли же­лание общаться с таким, кто постоянно ходит хмурым, ругается на других, считает их виноватыми в своих бедах, не доверяет им.

 

Анекдот на тему:

На приеме у психолога – «Скажите, доктор, почему меня никто не любит? Никто не хочет со мной разговаривать, все отворачи­ваются от меня. Почему такое происходит? Ну, скажи, доктор, ска­жи, ты, идиот безмозглый!»

 

Но при диабете чаще встречаются нарушения общения, кото­рые возникают по другой причине. Человек иногда считает: раз у меня диабет, значит я хуже других. А поэтому вряд ли кому захо­чется со мной общаться и тем более дружить. Скорее всего, надо ожидать приколов, насмешек или даже издевательств со сторо­ны других людей. И тогда человек начинает искать в поведении окружающих как раз такие насмешки, косые взгляды и прочее в том же роде. А все хорошее, что приходит со стороны других людей, он может и не замечать – потому что это не соответствует его представлениям о том, как должны вести себя окружающие по отношению к нему.

 

Сознательно человек вовсе не хочет вести себя подобным об­разом, напротив, он желал бы встретить взаимопонимание и под­держку. Однако сам того не понимая, бессознательно, он стре­мится подтвердить свои опасения. Это одно из главных свойств человеческой души – мы видим мир именно таким, каким его себе представляем, каким ожидаем его увидеть.

 

Самое неприятное заключается в том, что нередко окружаю­щие действительно постепенно начинают вести себя именно так, как того и ждет от них человек. А поэтому возникают и насмешки, и обиды, и даже жестокость с их стороны. Но и это случается не только при диабете, а в самых разных случаях, в том числе и у совершенно здоровых людей.

 

Так все-таки, влияет ли диабет на общение хоть как-нибудь? Ко­нечно, влияет. Здесь хотелось бы задать вопрос вроде бы не в тему: почему иногда говорят: «А ты бы пошел с ним в разведку?» Потому что именно в сложных условиях, в трудностях ярче всего проявляются и лучшие черты человека, и его недостатки. Точно так же и диабет – как и всякие другие особые условия жизни, он делает более заметными те качества человека, которые были у него и до болезни или появились бы помимо болезни. Если чело­век до болезни был настроен к другим дружески, сам стремился помочь им, то теперь, когда он заболел, скорее всего он почув­ствует то же самое и к себе.

 

Среди детей с диабетом я столь же часто встречал тех, кто обща­ется с уверенностью и с удовольствием, у кого много друзей, как и у детей без диабета. И точно так же и здесь, и там бывают те, кому общение доставляет лишь неприятные переживания. Так что в на­шем общении почти все действительно зависит именно от нас.

 

[Спорт... Здесь на самом деле есть ограничения – тебе нельзя заниматься экстремальными видами спорта, такими как прыжки с парашютом, альпинизм, тяжелая атлетика, подводное плавание и некоторые другие. Остальные – а таких сотни – тебе доступны. Ты можешь играть в хоккей, теннис, волейбол, футбол, баскетбол, заниматься плаванием, легкой атлетикой, единоборствами, тан­цами и многим другим. Более того, занятия спортом не просто не запрещены при диабете, но и даже очень полезны по многим при­чинам – они укрепляют организм, снижают сахар в крови, благо­творно влияют на психическое состояния.

 

Другие виды активного отдыха... Тебе точно так же, как и другим людям, доступны путешествия, отдых на природе, танцы, походы в кино и многое другое. Современные медикаменты и аппараты позволяют человеку с диабетом долгое время находиться вне дома, совершать почти любые поездки, проводить время в целом по собственному желанию.

 

Семья и дети... Конечно, может быть еще рано задумываться об этом, но все же лучше понять сразу: человек с диабетом может иметь и то, и другое. Хотя здесь он может столкнуться с труд­ностями, однако нет ни одного человека, у кого семейная жизнь, рождение и воспитание детей протекало бы совершенно гладко, безо всяких проблем. Другое дело, что на этом пути встречается столько радостей, что никакие трудности не могут с ними срав­ниться. А поэтому отказываться только лишь из-за возможных сложностей от семьи и детей было бы печальной и даже ужасной ошибкой.

 

Вот и получается, что диабет, хоть и влияет на жизнь человека, хоть и ограничивает ее в чем-то, но на самом деле делает это со­всем не так сильно, как многие представляют себе, особенно те, кто заболел недавно.

 

И вот тут, на этом самом месте очень даже нужно задать один небольшой, но важный вопрос:

Если все написанное правда, если диабет действительно не так страшен и не прекращает нормальную жизнь, то почему же столь многие считают наоборот? Почему так много детей и особенно подростков, которые больны диабетом (и нередко уже не первый год), говорят о том, что их не ждет ничего хорошего в жизни, что у них уже начинаются осложнения, что о будущем даже и думать не стоит? И почему столь у многих встречаются в жизни большие трудности – и в общении, и в учебе, и во всем прочем?

 

Есть одна старая притча про строителей. Трех человек, которые возили на тележке кирпичи, по очереди спросили: «Что ты дела­ешь?» Первый недовольно буркнул и пнул ногой тележку: «Как что? Не видишь, что ли, надрываюсь, эти мерзкие камни таскаю с места на место». Второй вытер пот и тоскливо сказал: «Надо же хоть как-то деньги заработать, чтобы семью прокормить». А третий помолчал, улыбнулся и потом ответил: «Храм строю»...

 

Каждый из этих трех людей по-разному видит собственный труд, для каждого он имеет свой, особенный смысл. Для первого – это тяжелая и бессмысленная, никому не нужная работа, и он даже не знает, зачем ее делает. Второй зарабатывает деньги, чтобы содержать свою семью. Но работа для него все равно достаточно неприятная обязанность. Третий же находит в себе силы не толь­ко для работы, но еще и для улыбки. Он знает, зачем он работает, он верит в то, что его труд нужен не только ему или его семье, но и другим людям. И потому для него работа – эта не пустая и раздражающая трата времени, не нудная обязанность, но что-то совсем другое – то, что доставляет искреннюю радость.

 

К чему здесь эта история? А к тому, что эти строители чем-то по­хожи на разных людей, больных диабетом. Любая болезнь, точно так же, как и работа, имеет для больного человека свой смысл. И именно от этого смысла, от того, как человек относится к себе, к бо­лезни, будет зависеть ее течение. Попробуем рассмотреть, а как же можно воспринимать свою болезнь, какой смысл она может иметь.

 

Может быть, ты замечал, что многие из тех, с кем ты общался и у кого диабет протекает плохо, у кого есть осложнения, любят ими похвастаться. Другие рассказывают о том, как при помощи диабета сумели заставить родителей сделать какую-нибудь классную покуп­ку, например, крутой дискман или модную одежду. Третьи упомина­ли, что подкалывают инсулин, загоняют себя в «гипу» или просто жалуются на плохое самочувствие только для того, чтобы их отпу­стили пораньше с уроков или чтобы вообще не идти в школу.

 

Можно привести еще много подобных примеров. Но у них всех есть что-то общее. Все эти дети или подростки используют свою болезнь, чтобы добиться чего-то для себя: покупки, освобожде­ния от неприятных обязанностей, внимания окружающих или еще чего-нибудь. Во всех этих случаях болезнь нужна для человека. Да, да, именно нужна, как ни странно это звучит. Болезнь помога­ет им добиваться своих целей.

 

*** «– Ты хочешь заболеть?! – изумился Малыш.

– Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с высокой-превысокой температурой. Ты придешь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного тор­та, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет!»

Такое «карлсоновское» отношение к своей болезни часто встре­чается у маленьких детей, которые еще плохо знают, что такое диабет и почему его нужно серьезно лечить. Потом, когда чело­век становится старше, он гораздо лучше начинает понимать и свою болезнь, и самого себя, становится более серьезным и от­ветственным, а потому такое отношение к болезни обычно исчеза­ет. Но не все взрослеют одинаково, а некоторое психологически не взрослеют вовсе, остаются детьми тогда, когда их сверстники стали намного старше и умнее. И они еще долгое время пытаются использовать свою болезнь, не понимая, что же они делают.

 

К сожалению, когда они все же поймут, может оказаться слиш­ком поздно. При таком отношении к своей болезни человек бы­стро разрушает свой организм, потому что все неприятные со­стояния и даже осложнения кажутся ему нужными, полезными – ведь с их помощью можно добиться для себя того, чего хочется. И потому он нередко не предпринимает никаких мер для лечения, а если и делает что-то, то лишь для вида, чтобы родители и врачи думали, что он старается лечиться. Поэтому у таких людей диабет протекает довольно тяжело и очень быстро возникают разноо­бразные осложнения.

 

Кстати, именно такие люди чаще всего испытывают трудности общения – ведь они пытаются использовать не только свою бо­лезнь, но и все прочее, что можно использовать, в том числе и других людей. Они манипулируют окружающими, не думают о том, что у людей есть свои чувства, мысли, желания. Если им что-то нужно от человека, они могут подлизаться, а потом, когда доби­лись своего – нахамить. Поэтому окружающие нередко не желают общаться с ними, и постепенно у них совсем портятся отношения с родителями, учителями, одноклассниками и даже друзьями.

 

*** Другие дети и иногда подростки ведут себя иначе. Им, грубо говоря, наплевать на свою болезнь, а на самом деле – на самого себя. Они хотят забыть о диабете, ведут себя так, словно не нуж­даются ни в каких процедурах, ограничениях. Они не стараются вовремя делать уколы, часто отказываются измерять сахар, не хо­тят контролировать свое питание. Нередко бывает и так, что всю ответственность за процедуры они перекладывают на родителей и врачей – зачем мне следить за собой, за сахарами, пусть это делают взрослые. А иногда и вовсе отказываются делать даже то, что им говорят эти самые взрослые.

 

Люди с таким типом отношения к себе и своей болезни не пыта­ются поддерживать здоровье и другими способами – не занимаются спортом, не заботятся о глазах, коже, ногах. Как часто они объясняют себе и другим, все равно толку от всех этих нудных и неприятных дел нет. Ну, съел шоколадку, ну, не сделал вовремя инсулин – и что дальше? Ну, и подумаешь – высокие сахара! Уж по крайней мере не так противно, как гипо. И что в этом такого уж страшного?

 

На самом деле, что в этом страшного, может ответить любой более или менее взрослый больной с диабетом и даже многие дети. Каждый подросток знает и о неприятных и даже опасных состояниях, и об осложнениях, но вот почему-то не каждому эти знания помогают бороться с болезнью. Почему же?

 

Есть один старый мультик, в котором один из персонажей – страус – при всякой опасности старательно прятал голову в пе­сок. Опасности не видно – значит ее и нет вовсе, можно ничего и не делать, чтобы с ней справиться. А другой персонаж – ворона – каждый раз у этого страуса, который ничего не видел (а как увидишь, когда голова в песке), выдергивала по одному перу из хвоста. В конце концов она выдрала у него все его «богатство», совсем лишила хвоста.

 

Эта ворона очень похожа на диабет – он тоже пытается при всяком удобном случае отобрать у больного кусочек здоровья. А легче всего это сделать именно тогда, когда человек старательно пытается забыть о своей болезни. Так и получается: каждый раз, когда голова была спрятана в песок, теряется еще одно перо, еще один день, месяц или даже год жизни.

 

На все, что сказано здесь, люди с таким отношением к болезни могут возразить: ну и ладно, что наступят осложнения. Это будет не так уж скоро. А ведь жить-то хочется сейчас. Может быть, если я просто забуду о болезни, то смогу получить от жизни все то, чего хочу.

 

Может быть... Да вот только на самом деле жить таким людям тяжелее не только из-за того, что они не выполняют процедуры, связанные с диабетом. Дело в том, что их основная беда, которая будет проявляться всегда и везде – это неумение себя контроли­ровать. Они чаще всего так ведут себя, потому что им тяжело по­стоянно следить за собой, соблюдать диету, выполнять нужные процедуры. А ведь самоконтроль нужен во всех делах, которые делает человек. Именно сила воли, хороший самоконтроль позво­ляют человеку добиваться той цели, которую он себе поставил. Ведь на пути к этой цели столько раз могут встретиться самые разные трудности, и нередко при этом возникает желание бро­сить все. Некоторые бросают – и не достигают ничего. А некото­рые умеют выдержать – и в конце концов приходят к своей цели.

 

 

Самоконтроль важен везде. При получении образования – и в школе, и в училище, и в институте: нужно прикладывать усилия к тому, чтобы понять что-то и выучить, чтобы запомнить. В рабо­те: ведь иногда так не хочется вставать рано и идти работать, но именно умение себя контролировать позволяет не прогуливать и качественно выполнять свои дела. В спорте: как иногда тяжелы и неприятны бывают все эти упражнения, но ведь многие же не бросают, продолжают их выполнять – и именно они достигают наилучших результатов. Даже в общении не обойтись без само­контроля – иногда ведь хочется выразить свои чувства, нередко неприятные, поругаться с тем, кто их вызвал. Но так легко можно растерять всех друзей – несдержанные люди часто не имеют дру­зей вовсе.

 

Вот так и получается, что людям, у которых слабый самокон­троль, кто не имеет силы воли, не способен приложить усилия, тяжело приходится везде – и в учебе, и в работе, и даже в личной жизни. Поэтому такое «страусиное» отношение к болезни ничуть не помогает человеку жить полноценной, нормальной жизнью.

 

*** Но иногда многие люди с диабетом, особенно подростки, ведут себя похожим образом не из-за того, что у них плохо развит са­моконтроль, не из-за отсутствия силы воли. Раньше мы уже упоминали тех, кто считает, будто в жизни их не ждет ничего хоро­шего. Такие люди думают: диабет настолько поломал им судьбу, что теперь бесполезно беспокоиться хоть о чем-то. Обычно они становятся мрачными, подавленными. Их мало что в жизни раду­ет, а вот расстраивает и вызывает досаду почти все.

 

Довольно часто возникает чувство обиды – почему заболел именно я, чем я хуже других? И эта обида еще больше погружает человека в мрачное настроение, а кроме того ломает его обще­ние. Человек может начать обвинять других людей в своей беде, злиться на них и высказывать им (чаще всего – родителям) то, что именно они виноваты в его болезни. Естественно, возникают ссоры, конфликты и дополнительные неприятные переживания, которые делают подавленность еще более тяжелой. На медицин­ском языке такое состояние называется депрессией.

 

«– Как самочувствие? – по обыкновению уныло спросил он.

– А как твое?

– Не очень как! – сказал он. – Или даже совсем никак. Мне ка­жется, я уже очень давно не чувствовал себя как».

Это диалог из мудрой сказки – сказки про Винни-Пуха. Один из персонажей – ослик Иа – пример того, как приходится жить чело­веку в состоянии депрессии. Чему радоваться, когда все вокруг так плохо, так ужасно? «Я так и думал, – вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется».

Такое состояние опасно, потому что оно ведет к очень тяжелым последствиям.

 

Один очень хороший австрийский врач и психолог – Виктор Франкл – во время Великой Отечественной войны попал в немец­кий концлагерь. В концлагерях люди жили в ужасных условиях, работали тяжелее, чем рабы, их кормили помоями, их убивали за малейшую провинность, а то и вовсе без вины. Каждый день уми­рали многие.

 

Франкл, который был психологом и умел видеть внутренний мир других, понял, что не все люди гибнут одинаково легко. Как только человек говорил себе: «Все равно здесь нельзя выжить, все равно рано или поздно меня убьют», он впадал в состояние депрессии и начинал воспринимать все, что происходило с ним и вокруг него, гораздо тяжелее, чем раньше. Человек опускал руки, капитулировал перед бедой, позволял ей победить себя. И беда побеждала. Беда ломала человека так, что он не мог боль­ше переносить тяжести своей жизни в концлагере, переставал думать о будущем, о том, что ужасы концлагеря и войны когда-нибудь закончатся и наступит нормальная жизнь. В конце концов он погибал или от выстрела, или от голода, или от болезни.

 

То же самое, хотя, конечно, не так явно и не так быстро, проис­ходит и в обычной жизни. Как только человек сдается перед жиз­ненными трудностями, как только он признает себя побежденным, тогда он становится уязвимым для всяких неприятностей, тогда он легче может заболеть даже простыми заболеваниями вроде простуды. А при диабете он гораздо хуже переживает разные не­приятные состояния типа гипогликемии, у него возникают ослож­нения. Происходит это потому, что при депрессии снижается им­мунитет, защищающий наш организм от вредных воздействий, а при ослабленном иммунитете у организма не хватает сил для того, чтобы справиться с вредностями, которые постоянно воз­действуют на любого человека.

 

Значит, состояние депрессии является одним из нежелательных и даже опасных для человека с диабетом. Впрочем, оно опасно и для любого другого человека.

 

Депрессия неприятна для людей с диабетом и по другой причи­не. Если человек махнул на себя рукой, если считает, что не мо­жет больше справляться с трудностями, то он перестает следить за собой, выполнять даже самые необходимые процедуры, пре­небрегает важнейшими требованиями. И потому у него чаще и легче могут возникать как неблагоприятные состояния – и гипер-, и гипогликемии, и даже комы, так и осложнения.

 

Таковы разные типы отношения к болезни, и все они неблаго­приятно сказываются на судьбе человека, все они приводят в кон­це концов к тому, что диабет ломает его и делает по-настоящему больным. Человек не может жить полноценной жизнью, чувство­вать себя нормальным, получать от жизни ощущение удовлетво­рения и радости.

 

Но тогда где же выход?

Здесь хотелось бы рассказать небольшую историю. Некоторое время назад в Москве родился мальчик, который пошел в обыч­ную школу, потом поступил в Московский авиационный институт, закончил его, получив интересную профессию. Он научился во­дить машину, играть на музыкальном инструменте, хорошо танце­вать. Потом он решил стать даже космонавтом.

 

В общем, обычный мальчик, каких много. Обычный, кроме одно­го: он был глухим, совершенно глухим. Он потерял слух в 2 года. Полная глухота – это невозможность учиться в обычной школе, получить нормальную профессию, это очень сильное нарушение нормальной жизни. И тем не менее, человек сумел преодолеть свою болезнь, да так, что достиг много, даже того, что, казалось бы, невозможно при отсутствии слуха – как же можно быть музы­кантом без способности слышать звуки?

 

Мальчик, о которым мы говорили – как раз тот человек, который отличается самым здоровым отношением к собственной жизни и к болезни. И именно такое отношение помогает не просто при­миряться со своим заболеванием, но и становиться сильнее его, побеждать не только саму болезнь, но и все прочие жизненные трудности.

 

Ну а вдруг глухому легче справиться со своей болезнью, чем больному диабетом? Вдруг при диабете такое отношение к бо­лезни вообще невозможно?

 

Для ответа на этот вопрос назову несколько фамилий:

Спортсмены: олимпийский чемпион по хоккею Николай Дроздецкий, экс-капитан известной английской команды «Тоттенхэм Хоттспур» Гарри Маббут, один из ведущих игроков НБА Крис Дадли, многократный олимпийский чемпион по гребле Стивен Редгрейв, олимпийский чемпион по плаванию Гарри Холл.

Актеры и музыканты: лидер рок группы “Brothers” Хэмиш Ри­чардсон, лидер популярной группы “Х-ell” Стэфан Маккелроу, са­мый известный исполнитель блюза в мире Б.Б. Кинг, лауреат пре­мии «Оскар» за лучшую женскую роль Хелли Бэрри, знаменитый английский комедийный актер Джимми Тарбок.

 

Ученые и писатели: физик и писатель Михаил Ахманов, писа­тель, сценарист, лауреат нескольких литературных премий, глав­ный редактор газеты “Культура” Юрий Белявский, ректор Свято-Филаретовского православного института отец Георгий Кочетков.

 

Этот список можно продолжать и дальше, таких людей множе­ство. Всех их объединяет то, что они больны диабетом. И многие из них заболели в детстве. Эти люди сумели преодолеть болезнь, достойно вышли победителями из борьбы со своим несчастьем и потому перестали быть несчастными. Вот именно о такой жизнен­ной позиции хотелось бы поговорить поподробнее.

 

 

Можно думать о своей жизни, о себе, о болезни так, как это делали упомянутые нами герои (Карлсон, страус и ослик Иа). Но все такие варианты отношения ведут только к победе болезни над человеком. А можно воспринимать болезнь иначе – как важ­ное испытание, которое, как и всякое другое испытание, ставит на жизненном пути серьезные преграды. Это испытание требует от человека всех его сил и возможностей, которые у него есть и о которых он часто даже и не подозревает. Преодолеть диабет, научится управлять им – это значит получить очень важный опыт победы в сложном состязании с серьезным противником.

 

Но как выработать в себе такое отношение к болезни? Как нау­читься преодолевать диабет?

Здесь опять хотелось бы вспомнить Виктора Франкла. Этот че­ловек видел не только тех, кто быстро погибал, но также и тех, кто справлялся с жестокими условиями своей жизни в концла­гере, кто одерживал победу над страшной бедой. И он понимал, что таких людей тоже что-то объединяет. Все они имели в своей жизни цель, к чему-то стремились. Каждый хотел не просто вы­жить, но выжить для чего-то. Один хотел найти и спасти своих пропавших родных, другой желал выйти из концлагеря и воевать против фашистов, третий считал, что он должен вынести испы­тания, посланные ему Богом, четвертый стремился к тому, что­бы восстановить нормальную жизнь, уничтоженную войной. Сам Франкл нашел смысл и цель своей жизни в том, чтобы помогать другим людям и передать окружающим свои важные знания, ко­торые он получил в этих тяжелых условиях.

 

Цель в жизни, ее смысл – это важнейшее условие преодоления болезни. Нельзя победить диабет просто так, можно победить его для того, чтобы достичь какой-то очень важной и далекой цели. Все названные нами актеры, музыканты, спортсмены и другие были цельными, все они знали, ради чего они живут и к чему они идут. Именно такие люди легче всего добиваются хорошей ком­пенсации диабета, потому что понимают, для чего им нужна жизнь без осложнений, для чего надо сохранять свое здоровье.

 

Когда человек решительно настроен на то, чтобы дойти до сво­ей цели, когда он понимает, каков смысл его жизни, зачем он живет на свете, ему будет намного легче контролировать себя, и процедуры, даже самые неприятные, не будут казаться ему тя­желыми и надоедливыми. Стремление к цели, понимание смысла жизни помогает спокойнее воспринимать и уколы, и ограничения диеты, и все прочее, что позволяет справляться с диабетом. Че­ловек, имеющий цель своей жизни, вряд ли станет использовать болезнь для того чтобы избегать занятий в школе или обязанно­стей по дому. Он станет целенаправленно заниматься спортом ради укрепления здоровья. Занятия спортом помогут ему в разви­тии столь необходимого самоконтроля, укрепят его внутреннюю дисциплину. В результате он намного лучше научится следить за собой и своим здоровьем. Он не приобретет вредные привычки, а поэтому его здоровье, как это ни странно звучит, может ока­заться через десять-двадцать лет лучше, чем у так называемого здорового человека.

 

Человек с таким отношением к жизни вряд ли прекратит общать­ся со всеми окружающими только потому, что «крутой» однокласс­ник обозвал его «заразным» или «наркоманом». Он найдет способ или поставить на место хама, или рассмеяться в ответ, или просто не заметить его (а таким «крутым» чаще всего и надо, чтобы те, на кого они «наезжают», начали переживать). По крайней мере, даже если и не удалось сейчас справиться с этой проблемой, то она вы­зовет намного меньше страданий и болезненных чувств.

 

Таких людей отличает еще и то, что они довольно рано начинают думать о своей будущей профессии, рано выбирают институт или училище, в которое планируют поступить. Поэтому они заранее готовятся к поступлению, прикладывают больше усилий к обуче­нию и в результате могут оказаться в выигрыше по сравнению с обычным здоровым человеком, который еще пока не научился преодолевать трудности, не привык к самодисциплине.

 

Итак, главное, что помогает человеку преодолевать свою бо­лезнь, это смысл жизни, понимание того, а зачем он существует, зачем вообще нужна его жизнь, к чему он стремится, чего хотел бы достичь. Поэтому психологически самое важное для заболев­шего диабетом – это найти такой смысл своей жизни.

Но смысл – это не просто какая-то из целей, которую человек сам себе придумывает. Смысл – это то, что определяет ВСЮ жизнь человека, от чего зависят все его поступки, все его действия, а не только борьба с диабетом. Жизнь без смысла кажет­ся пустой, никчемной, никому не нужной. Человек, живущий без смысла, будет страдать даже тогда, когда он совершенно здоров. Именно такие люди спиваются или становятся наркоманами, с головой уходят в компьютерные игры, идут в бандиты. Те дети и подростки, которые относятся к болезни так, как мы упомянули с самого начала (как Карлсон, страус и Иа), пока еще не суме­ли отыскать смысл своей жизни, еще не знают, зачем они живут на свете. Больше всего на свете им нужно обнаружить для себя свою главную цель, понять, что для них важнее всего и ради чего вообще стоит жить.

 

Смысл нельзя выдумать, его нужно искать. Только очень вни­мательный и настойчивый взгляд в свою душу, в свои самые глу­бокие и серьезные мысли и желания помогает в этом. Далеко не всякая цель, даже такая, к которой нужно идти через препятствия, может быть настоящим смыслом жизни.

 

Несмотря на то, что всем нам хочется жить достойно – в краси­вой квартире или в уютном доме, одеваться со вкусом и вообще иметь все необходимые вещи, которые делают нашу жизнь такой приятной, финансовое благополучие и высокое положение не могут считаться смыслом. Прежде всего потому, что деньги – не цель (и не смысл), а средство. Кроме того, богатые люди чаще, чем другие, страдают депрессией, бывают наркоманами и даже кончают жизнь самоубийством, и все это показывает, что деньги сами по себе не могут сделать человека счастливым.

 

Настоящим смыслом жизни может быть только что-то хорошее и важное, что находится за пределами самого человека. Смыс­лом жизни может быть, например, помощь людям, как у Викто­ра Франкла и других врачей. Смыслом жизни может быть поиск средства для окончательной победы над диабетом – чтобы не только самому вылечиться, но и вылечить миллионы других лю­дей. Смыслом жизни, как у многих известных спортсменов, может быть стремление показать, что диабет можно преодолеть, что че­ловек с диабетом – это не больной. Смыслом жизни может быть и путь к Богу, стремление пройти с честью это испытание, которое называется диабет. Смыслы жизни могут быть очень разнообраз­ными, и для каждого человека есть свой, настоящий смысл всего существования.

 

Но смысл жизни не может быть подсказан кем бы то ни было – родителями, врачами, психологами или кем-то еще. Люди могут только помочь в этом, искать же его всегда приходится внутри самого себя.

 

На этом хотелось бы закончить то главное, что хотелось ска­зать о диабете, о жизни с ним, о том, что помогает его побеждать и жить достойно. Однако есть еще некоторые вопросы, которые полезно было бы обсудить.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.