На заседании Методического совета — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

На заседании Методического совета

2017-12-13 359
На заседании Методического совета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

 

 

«Философские проблемы человека»

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

 

Ростов-на-Дону

 

Рассмотрено Составлено в соответствии

на заседании ЦК общегуманитарных, с государственными требованиями

социально-экономических и к минимуму содержания и уровню

естественнонаучных дисциплин подготовки выпускников на

Протокол № _____ от «____» __________ 2013 г. основании примерной программы

дисциплины

 

 

Рассмотрено

На заседании Методического совета

Протокол № ___ от ____________ 2013 г.

Председатель Методического совета

___________________ Н.А. Артеменко

 

 

Учебно-методическое пособие «Философские проблемы человека» по дисциплине «Основы философии» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа всех специальностей при изучении данной темы. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.

 

 

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

1. Ознакомиться с актуальностью темы и целью ее изучения.

2. Повторить пройденный материал по вопросам, указанным в разделе «Исходный уровень знаний студентов».

3. Изучить глоссарий философских терминов и понятий.

4. Изучить информацию по вопросам темы, пользуясь обязательной и дополнительной литературой, таблицами учебно-методического пособия.

5. Устно ответить на вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия.

6. Ответить на вопросы тестового задания и сверить ответы с эталоном.

7. Выполнить задания и решить ситуационные задачи.

8. Изучить перечень тем рефератов.

9. (по желанию студента) Подготовить реферат по одной из предлагаемых по теме занятия тем, используя рекомендуемую литературу.

 

В результате изучения раздела «Философские проблемы человека» дисциплины «Основы философии» студент должен знать основные категории и понятия философии, использующиеся при исследовании проблемы человека, иметь знания об условиях формирования личности, о свободе и ответственности человека за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Раздел 4. Философские проблемы человека

Тема 4.1. Проблема человека в философии и философской антропологии

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Проблема человека в философии. Проблема природы человека и

специфических качеств человека.

2. Сознание, язык и предметно-практическая деятельность, способность к

познанию и творчеству как специфические особенности природы человека.

3. Понятие социального в человеке. Проблема соотношения биологического и

социального в человеке, диалектический подход к ее решению.

4. Духовное и материальное в человеке. Целостность человека.

5. Антропосоциогенез. Факторы антропогенеза (предметно-практическая

деятельность, социальные и нравственные нормы, речь и др.).

 

ГЛОССАРИЙ

Антропосоциогенез – сложный многофакторный исторический процесс становления человека в условиях социальной среды.

Биологическое в человеке – обозначение проблемы, выясняющей, имеются ли у человека биологически запрограммированные протосхемы, определяющие его поведение на социальном уровне.

Природа человека - обозначение философско-антропологической проблемы специфических качеств человека.

Социальное в человеке – обозначение проблемы социальной природы человека, сторонники которой утверждают, что природа человека всецело социальная, человек формируется как человек только в условиях общества.

Телесность – философское понятие, обозначающее совокупность природных качеств человека, способных видоизменяться под влиянием социокультурной среды.

Холизм (от греч. holon – целое) – учение о сущности феномена целостности, высший принцип целостности мира, охватывающий все его сферы (физическую, биологическую, психическую, духовную) и опирающийся на положение «целое больше суммы его частей».

Человек – это биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и обществу.

 

Таблица 1.

Вопросы для самоконтроля знаний

 

1. Дайте определение понятия «человек».

2. Дайте определение понятия «антропосоциогенез».

3. Охарактеризуйте суть философской проблемы антропосоциогенеза.

4. Назовите теории антропосоциогенеза, их главные идеи.

5. Назовите факторы, влияющие на процесс антропосоциогенеза.

6. Охарактеризуйте проблему биологического и социального природы человека.

7. Что означает в современной философии понятие «природа человека»?

8. Назовите свойства человека, которые признаются специфически человеческими.

9. Дайте определение понятия «антропосоциогенез».

10. Охарактеризуйте проблему соотношения духовного и телесного в природе человека.

11. Охарактеризуйте целостное понимание человека в философии.

12. Почему проблема человека стала предметом исследования одной из самостоятельных философских наук? Как называется эта наука?

 

Задания в тестовой форме

1. Сложный многофакторный процесс становления человека в условиях социальной среды называется

а) антропогенез

б) антропосоциогенез

в) социализация

г) эволюция

6. Процесс исторического развития человека называется

а) антропогенез

б) антропосоциогенез

в) социализация

г) эволюция

7. Обозначение философской проблемы, выясняющей, имеются ли у человека биологически запрограммированные протосхемы, определяющие его поведение на социальном уровне

а) антропосоциогенеза

б) биосоциальной сущности человека

в) биологическое в человеке

г) социальное в человеке

10.Обозначение теории социальной природы человека, сторонники которой утверждают, что человек формируется как человек только в условиях общества – это

а) биологическое в человеке

б) социальное в человеке

в) проблема антропосоциогенеза

г) биологическая сущность человека

11. Понятие, обозначающее совокупность природных качеств человека, способных видоизменяться под влиянием социокультурной среды – это

а) задатки

б) тело

в) телесность

г) генотип

12. «Человек – творение Бога» - главная идея теории антропогенеза

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

13.«Человек сформировался в процессе и под влиянием трудовой деятельности» - это главная идея теории антропогенеза

а) теологической

б) эволюционной

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

14.«Человек как особое существо сформировался благодаря своей способности обозначать символами (речь, ритуалы и т.п.) предметы, явления мира и возникающие между ними отношения» - это главная идея теории антропосоциогенеза

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

15.Поиск единого основания всех проявлений человека является главной задачей

а) философской антропологии

б) социобиологии

в) генетики

г) этики

17. «Человек – это политическое животное», - сказал

а) К.Маркс

б) А.Шопенгауэр

в) М. Шелер

г) Аристотель

18. Обозначение философско-антропологической проблемы специфических качеств человека – это

а) сущность человека

б) природа человека

в) биологическое в человеке

г) социальное в человеке

19. Согласно современному диалектико-материалистическому подходу к решению проблемы человека, социальная среда для формирования специфических качеств человека

а) является необходимым условием

б) не оказывает никакого влияния

в) является негативным фактором

г) влияет на всех по-разному

21. Способность к трудовой деятельности признается главным отличительным качеством человека в теории

а) теологической

б) символической

в) психоаналитической

г) деятельно-трудовой

23.Способность человека к творчеству, по современным представлениям,

а) является природной особенностью человека

б) формируется в условиях социальной среды

в) проявляется только у отдельных индивидов

г) формируется специальными методами воспитания

24. «Изменяя условия социальной среды, можно сформировать личность с любыми качествами» - это главная идея при подходе

а) социологизаторском

б) биологизаторском

в) теологическом

г) психологическом

 

26. Впервые в истории философии проблему человека обозначил как предмет философии

а) Сократ

б) Р. Декарт

в) М.Шеллер

г) И. Кант

29. Высказывание «Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений» отражает понимание человека в теории

а) марксизм

б) фрейдизм

в) эволюционизм

г) экзистенциализм

30. Попытки согласовать данные генетики, этологии, эволюционной биологии и других разделов биологии с целью сформировать научные представления о социальном поведении человека предпринимают представители

а) марксизма

б) неофрейдизма

в) социобиологии

г) дарвинизма

31. «Главной движущей силой поведения человека являются биологические инстинкты, действие которых, как правило не осознается самим человеком» - эта идея является главной в понимании человека в теории

а) символической Э.Кассирера

б) психоаналитической З.Фрейда

в) деятельно-трудовой К.Маркса

г) эволюционной Ч.Дарвина

 

Ситуационные задания

1. Макс Шелер писал: «Человек-естественный есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Основываясь на современных философских представлениях о человеке, назовите, какой фактор должен воздействовать на «человека-естественного», чтобы он превратился в человека?

2. Рене Декарт сказал о человеке: «Человек есть мыслящая вещь». Какое качество человека оно выделил как главное, ведущее в своем определении?

3. Современный английский философ Бертран Рассел писал: «Душа человека – сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное». Охарактеризуйте понимание сущности человека Б.Рассела.

4. Древнекитайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек…не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». Какие идеи даосизма содержатся в основе этого высказывания?

 

Литература

Основная

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.

Дополнительная

1. Губин, В.Д. Философия: учебник. – Москва.: Проспект, 2011. – 336 с.

7. Гуревич, П.С. Основы философии. Учебное пособие. - М.: Издательство КНОРУС, 2011. – 480 с.

Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Момджян, К.Х., Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2009. – 519 с.

10. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Философия: учебник / [В. Д. Губин и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 625 с.

20. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,: Проспект, 2011. – 711 с.

Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Научный электронный архив Академии естествознания http://www.econf.rae.ru/category/

2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

3. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

4. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

5. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

6. Сайт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html

7. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

8. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

9. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Информационный блок

Теории антропогенеза.

В современной философской антропологии признается факт эволюции человека от животных. В связи с этим рассматривается ряд вопросов, связанных с механизмом эволюционных изменений: определяется понятие естественного отбора, мутации, наследственных структур. Эволюционный подход в пониманию процесса антропогенеза не только не отвергается, но и получает дальнейшее развитие.

Но традиционная эволюционная теория не в состоянии объяснить неравномерность процесса эволюции, так называемые «скачки», в результате которых появляются принципиально новые, специфически человеческие качества, которых нет у животных, проявляется интеллект и развивается культура.

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Данная теория была ведущей натуралистической теорией в конце 19 – начале 20 века, особенно в Западной Европе. Согласно этой концепции, человечество относится к царству животных. Человек не более, чем необычный, возможно, случайный или побочный продукт естественных процессов.

Согласно теории Ч.Дарвина, человек – не более чем необычный, возможно случайный или побочный продукт естественных эволюционных процессов.

Естественно-научные теории антропогенеза. Со второй половины 19 в. стала общепризнанной точка зрения, согласно которой человек – это продукт биологической эволюции.

Для философии главным вопросом стал вопрос о том, каковы основные отличия человека от высокоорганизованных животных, т.е. каковы родовые качества человека и какие есть для этого научные доказательства.

Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма. Именно структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже имея определенный набор инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания, но именно поэтому и ограничивают индивидуальные вариации поведения.

Поведение людей определяется действием других факторов. Все люди, живущие на Земле в течение, по крайней мере, 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду Homo sapiens. Этот факт общепризнан. Но вопрос о врожденных формах поведения человека до сих пор остается нерешенным.

По мнению К. Маркса, человек может вести себя как представитель любого биологического вида. Кроме того, наблюдаются глубокие различия в поведении людей, принадлежащих исторически различным обществам или группам. Многообразные различия, которые существуют среди представителей вида Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру.

Генетические программы, определяющие инстинктивное поведение животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными средствами передачи «программы», определяющей поведение людей является язык, членораздельная речь и разнообразные формы поведения других людей, которые служат примером, образцом для подражания. Место «генетических инструкций» занимают социальные нормы поведения, место наследственности – преемственность социального и индивидуального жизненного опыта людей.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Культура с детства осваивается индивидом, будучи заданной ему другими представителями человеческого рода и играет решающую роль в определении человеческих поступков.

Материалистический подход к пониманию антропогенеза. Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Неизбежно должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Это две стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3 – 3,5 млн. лет.

Деятельно-трудовая теория антропосоциогенеза. Для объяснения процесса антропосоциогенеза Ф.Энгельсом была создана теория, в которой главным фактором антропогенеза признавался труд. Эта теория подчеркивает роль труда в процессе становления человека.

Главным фактором антропогенеза как формирование человека из обезьяны является создание первых орудий труда, начало совместной трудовой деятельности, на основе которой развивается членораздельная речь, интеллект.

«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Избр.соч. в 9 т. Т. 2. с. 15).

Социальное невозможно без производства. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может быть место обществу – социокультурному объединению людей.

Общественное существо есть обязательно существо производящее. Производство – не просто отличительный, но основополагающий признак Homo sapiens. Материальное производство есть преобразование природных объектов. Это материальное творчество. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надежнейшим свидетельством присутствия человека внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.

Понятие «предметно-практическая деятельность» в марксистской философии означает материальное производство как творчество, в котором воплощены различные физические и духовные способности человека.

Разум, самосознание, свобода, по Марксу, - это абстрактные характеристики человека, в основе которых лежит предметно-материальная деятельность.

Теория М.Моргана в антропологии полечила название концепции «осознанного вреда». Согласно этой теории, по мере увеличения объема мозга и овладения орудийной деятельностью животные предки человека «умнели», научались сопоставлять и обобщать факты и вследствие этого пришли к пониманию пагубных последствий кровосмесительных (близкородственных) связей. В страхе перед произведением «дегенеративного потомства» они заключили своего рода «первоначальный общественный договор», запрещавший близкородственные половые связи. Современные исследования антропологов, изучавших примитивные общества, не обнаружили такой логической связи в представлениях людей их составляющих, и даже связи между половым актом и рождением детей.

Теория вселенской эволюции Тейяра де Шардена. В данной теории антропогенез рассматривается как одна из стадий эволюции мира. В ходе эволюции из неорганического мира возникает органический и, как одна из его ступеней – мыслящий организм в его новой среде обитания. Т. Де Шарден выделяет следующие стадии эволюции: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера), мысль (ноосфера), сверхжизнь (точка «Омега»).

Т. Де Шарден считал, что движущей силой эволюции является является целеустремленное сознание. Эволюция – это одушевленный процесс, «ортогенез». Все движение эволюционного процесса направлено в сторону конечной цели – пункта «Омега», который служит для него символическим обозначение Христа.

Символическая теория Э. Кассирера. Согласно этой теории, под влияниемряда факторов (радиация, космическое излучение и др.) в наследственном аппарате человека произошли мутации, что привело к отчуждению человека от природного мира. Человек становится «негативно свободным» - утратив естественную для него среду обитания, человек оказывается в другой среде, к которой он не приспособлен, не имеет навыков выживания. Физическое несовершенство влечет поиск способов и средств существования, это, в свою очередь, влечет развитие речи, создание оружий труда, оружия. Следствием этого становится формирование религии и культуры. Человек вышел за рамки видовой генетической программы. В этом проявилась его «особость» - он сумел преодолеть собственную природную ограниченность и выжить.

Таким образом, ослабление инстинктивной программы повлекло изменение самого способа человеческого существования. Бытие человека, все его формы приобретают символический характер. Только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность. Человек обладает символическим мышлением, в котором на стадии первобытности символ наделяется магической или физической силой. Таким образом, человек в процессе антропогенеза формируется как символическое животное.

Биолого-психологическая теория антропогенеза Б.Ф. Поршнева. Согласно этой теории, человеческий род неоднороден. «Человек разумный» - это лишь особая разновидность рода, обладающая специфическим свойством – сознанием. Человек ведет свою историю от особой ветви животного – «сверх-животного». Прачеловек не занимался хищничеством и жил в гармонии с природой.

В ходе эволюции этот вид разделился на два подвида: «хищник-людоед» и «жертва». Это стало поворотным пунктом в эволюции животного мира, для которого не характерно поедание своих сородичей. Возможные «жертвы» хищников, не имея физических средств защиты, превосходящих противников, вынуждены были искать и использовать другие средства. Ими стали интеллект и речь. Чтобы сохранить себя, «жертвы» вынуждены были усложнять взаимодействие. Нейролингвистической основой этого процесса стало чувство страха, вызвавшее невротизацию организма (психофизиологический стресс). Сфера бессознательного под прессом страха оказалась способной к своеобразным мутациям.При этом происходила так называемая «ультрапарадоксальная инверсия процессов центральной нервной системы», при которой положительный раздражитель вызывает торможение, а отрицательный – возбуждение. Это негативное, патологическое и гибельное явление для животного превратилось в опору принципиально новой формы торможения, ставшей у человека положительной нормой его высшей нервной деятельности. Следствием этого стала активизация деятельности мозга.

Процесс развития человека от пралюдей, согласно теории Б.Ф. Поршнева состоит из следующих стадий:

1) палеоантропы-хищники («суперживотные»), поедавшие себе подобных и имевшие предельно низкое развитие мышления;

2) «хищники – суггесторы», успешно имитирующие действия палеоантропов, но не способные противостоять психическому давлению последних;

3) «жертвы» - диффузный вид, среди представителей которого формируется «человек разумный», не имеющий средств психологической защиты от воздействия палеоантропов;

4) неоантропы – результат дальнейшей эволюции диффузного вида в направлении разумности.

Психоаналитическая теория З.Фрейда. В основе данной теории антропогенеза лежат идеи эволюционной теории К. Ламарка, главная из которых – идея о том, что движущей силой эволюции является «обновляющее устремление», а также идея амбивалентности психики. З. Фрейд считал, что человек обладает свойством, которого нет ни у одного другого животного. Но это качество не является принадлежностью природы человека, оно возникает в ходе эволюции рода неожиданно, но не бессмысленно, т.к. в самой природе человека заложена способность к возникновению новых свойств. Таким свойством является совесть.

Совесть возникает как результат осознания «первородного» греха, совершенного людьми, который состоял, по Фрейду, в убийстве детьми своего первобытного отца. Согласно психоаналитической теории З.Фрейда, человеком движут два основных инстинкта – половой (сексуальный, инстинкт созидания) и инстинкт смерти (инстинкт разрушения). Половой инстинкт привел к соперничеству отца и детей, что повлекло убийство, а затем раскаяние и возникновение совести. Таким образом, по Фрейду, произошло рождение человека из животного.

В теории З. Фрейда решающим фактором антропогенеза является преступление. Совершив коллективное преступление, пралюди организовались в экзогамный род, что ознаменовало начало социальной жизни и содействовало дальнейшему становлению человека.

Важнейшая черта антропогенеза – это его комплексный характер.

Анализ сформировавшихся к концу 20 века концепций антропогенеза показывает невозможность разрешения проблемы антропогенеза человека на основе исследования только биологической (природной) составляющей его сущности.

ГЛОССАРИЙ

Альтруизм – философское понятие, характеризующее одну из форм общественного поведения человека, осуществляемого ради пользы других.

Духовность - это синтез мировоззренческих представлений, убеждений; интегрирующий, системообразующий фактор, обеспечивающий целостность человека.

Идеал - образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. В современной аксиологии идеалом называют высшее благо, в соответствии с которым создается иерархия ценностей.

Индивид – понятие, обозначающее отдельного человека как представителя человеческого рода.

Индивидуальность – понятие, обозначающее неповторимое своеобразие совокупности качеств отдельного человека.

Личность – это устойчивая система социально значимых характеристик индивида как члена того или иного общества или общности.

Необходимость – философская категория, обозначающая существенную связь явлений, то, что при определенных условиях обязательно должно произойти.

Ответственность – результат человеческого поступка, касающийся самого субъекта.

Свобода – философская категория, характеризующая сущность человека и его существование и обозначающая возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

Социализация – процесс формирования личности в условиях социальной среды.

Экзистенция (от лат. ex(s)istento – существую) – центральное понятие экзистенциализма, которое обозначает способ бытия человека путем погружения в мир, поиска смысла человеческого бытия и переживания состояний любви, заботы, страха, отчаяния и т.п.

Вопросы для самоконтроля знаний

 

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое «социализация»?

3. Какое значение для развития человека имеет социализация?

4. Как понимается в философии проблема жизни, смерти и бессмертия человека?

5. Назовите основные подходы к пониманию бессмертия человека.

6. Какова взаимосвязь понятий «свобода», «ответственность» и «необходимость»?

7. Охарактеризуйте проблему свободы человека.

8. Охарактеризуйте проблему ценности жизни человека.

9. Охарактеризуйте философское понимание духовной личности.

 

Задания в тестовой форме обучающего типа

1. Понятие, обозначающее всеобщие, присущие всем людям качества и способности – это

а) индивид

б) индивидуальность

в) личность

г) человек

2. В современных философских концепциях человек рассматривается как

а) биопсихосоциальное существо

б) творение высших сил

в) представитель природного мира

г) главная тайна мироздания

3.Устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества в философии обозначается понятием

а) индивид

б) индивидуальность

в) личность

г) субъект

4. Неповторимое своеобразие природных и социальных характеристик отдельного человека (внешность, характер, привычки и т.д.) обозначается понятием

а) индивид

б) индивидуальность

в) личность

г) субъект

5. Процесс формирования личности в условиях социальной среды – это

а) антропосоциогенез

б) эволюция

в) социализация

г) эволюция

Ситуационные задачи и практические задания

1. Современный английский философ Бертран Рассел писал: «Душа человека – сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное». Охарактеризуйте понимание сущности человека Б.Рассела.

2. Древнекитайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек…не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». Какие закономерности жизни человека отражены в этом высказывании?

Литература

Основная:

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.

Дополнительная:

1. Губин, В.Д. Философия: учебник. – Москва.: Проспект, 2011. – 336 с.

2. Гуревич, П.С. Основы философии. Учебное пособие. - М.: Издательство КНОРУС, 2011. – 480 с.

3. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Момджян, К.Х., Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2009. – 519 с.

4. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

6. Философия: учебник / [В. Д. Губин и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 625 с.

7. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,: Проспект, 2011. – 711 с.

8. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Научный электронный архив Академии естествознания http://www.econf.rae.ru/category/

2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

3. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

4. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

5. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

6. Сайт о философии. http://intencia.ru/FAQ-5.html

7. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

8. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

9. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Информационный блок

Генезис личности.

Термин «индивид» употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии этим термином обозначается единичный представитель какого-то социального целого (исторически определенного общества или группы). Индивид всегда не просто «один», а всегда «один из». Различия людей как индивидов – это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, во-вторых, различия в том, насколько полно, типически признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью данного понятия подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (объективное социальное положение, характер включения в общественное производство, решающий для группы материальный интерес и т.д.).

В марксизме человек понимается как продукт социальных отношений. Общество не просто окружает человека, оно как бы живет «внутри него». Эпоха, в которую человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, отличающий группу, к которой он принадлежит, - все это накладывает отпечаток на индивидуальное поведение, определяет первоначальные установки (чаще всего неосознаваемые), влияет на осознанные мотивы поступков.

Характеристика индивида как продукта общественных отношений не означает, что исходные условия индивидуального существования раз и навсегда предопределяют последующее поведение людей. Человек не сводим к его социально-групповому положению, он относительно независим в своем поведении от первоначально обусловивших его факторов, способен быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью. Эти аспекты отражены в понятиях индивидуальность и личность.

Личность – термин, обозначающий сходные понятия в философии, социологии, психологии и других областях социогуманитарного знания. Впервые это понятие наполнилось близким к современному содержанием в эпоху Возрождения. В философии это понятие имеет два главных значения:

1. личность – это индивид, взятый в его социальных характеристиках. Все люди становятся личностями, но не сразу, а в процессе социализации, формирования в рамках заданных требований. Но в качестве личности индивид не сводится к элементу и части общественного целого. Он сам есть целое и в этом качестве – субъект. Будучи личностью, он «в своей единичности понимает себя как нечто всеобщее, способное к отказу от всего частного, следовательно, как бесконечное» (Гегель).

2. личность – это не каждый прошедший социализацию индивид, а только такой, который обретает свои характеристики в рамках оппозиции «личность – безличность». В отечественной литературе такое понимание личности предложил Ф.М.Достоевский, говоривший «о сильной развитой личности, вполне уверенной в своем праве быть личностью, уже не имеющей за себя никакого страха». В наше время близкие идеи развивал С.Л.Рубинштейн.

Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «персона» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, царя, судьи и т.д.). В настоящее время эти аспекты жизнедеятельности человека описываются при помощи понятия «социальная роль». Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он теряет лица.

Понятие личности используется, к


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.