Причины дезадаптации человека в современном мире — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Причины дезадаптации человека в современном мире

2017-12-13 272
Причины дезадаптации человека в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· быстрое изменение (ухудшение) среды обитания

· отрыв человека от своих культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок

· вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных абсолютов псевдоценностями[1]

· погружение человека в искусственный техномир и мир виртуальных образов

· манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия

· психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям

· рост объёма информации и коммуникативных связей в обвальном режиме

· фрагментарность восприятия мира, противопоставление культуры естественнонаучной и культуры гуманитарной

· неспособность человека в короткие сроки адаптироваться к новым условиям через выработку и овладение соответствующей системой ценностей и нравственных абсолютов

· напряжённость в межкультурных (межнациональных и межконфессиональных) отношениях

 

Мы сегодня живём в третьей реальности, в которой невозможно определить, что было в реальности, а что составили о ней редакторы телевизионного канала. На телеэкранах господствует криминализация жизни, жить в обществе, где все воруют и убивают или сами являются жертвами, очень сложно. Формируется негативное отношение к частному предпринимательству даже в среде самих предпринимателей. Сегодня не снимается кино о благородных поступках, нет сериалов о деятелях науки и искусства, о жертвенности, с культом креатива, таланта.

Манипулирование темами переживания смерти, страха, голода, секса, патологических удовольствий влияет на ценностный мир человека, приучает к мысли об их естественности, повседневности. Теряется ощущение боли, переживания состояния как противоестественного, аморального, неправильного. Люди утрачивают активность, способность противостоять злу. Более половины молодых людей ради успеха в жизни согласны пойти на совершение преступления, а успех в жизни молодёжь обычно не связывает с образованием, получением той или иной специальности. Среди населения в целом до 60% в той или иной форме испытывают комплексы ксенофобии. Картина мира у современной молодёжи крайне противоречива.

Новая образовательная реальность – реальность кризисного времени. Инновации в образовании направлены на то, чтобы противостоять деструктивным тенденциям в жизни личности, семьи, общества, экономики, государства, способствовать их переходу в режим развития, управления его качеством путём включения инновационных механизмов.

Сегодня добиться конкурентного преимущества в мире можно только за счёт инноваций. Исследователи, изобретатели, предприниматели и новаторы являются основой и движущей силой инновационного развития любой страны, и важно перенести формирование необходимых для этого компетентностей из вузовского и поствузовского обучения на школьный возраст.

Главный результат инноваций в школьном образовании в условиях новой образовательной реальности - развитие личности, способной жить в условиях кризисного настоящего и будущего. В прежнем педагогическом опыте, формировавшемся в условиях стабильности, ответов на вызовы нашего времени просто не существует.

Новая стратегия личности человека XXI века также ориентирована на жизнь в кризисную, полную непредсказуемости эпоху.

 


НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТИ

· способность к саморазвитию, самореализации, к свободному и ответственному смысложизненному самоопределению без руководства извне

· умение самостоятельно реализовывать спектр жизненных альтернатив в кризисные моменты развития

· способность вырабатывать значимые для себя и для общества смыслы и способы жизни, оптимальные модели поведения и сознания, духовно-нравственные ценности и этические нормы, противостоящие деструктивным тенденциям

· психологическая устойчивость, владение методами информационно-коммуникативной защиты

· приоритет ценностей здорового образа жизни

· целостность восприятия мира

· способность к культуротворчеству и культурному самоопределению, толерантность

 

В условиях новой образовательной реальности изменяется также представление о результатах образования. Акцент делается на способности человека действовать без руководства извне в различных кризисных и проблемных ситуациях, самостоятельно добывать значимую для него информацию и порождать качественно новую. Опыт учебно-практической деятельности в виде самостоятельного образовательного результата является теоретической основой разработки компетентностного подхода к образованию.

Как следует из документов Департамента образования Совета Европы, переход на компетентностное обучение, начавшийся в Европе с 1980-х гг., связан с проблемой адаптации человека к слишком быстро и часто изменяющимся условиям жизни и технологиям в малопредсказуемом многоликом мире. Человек должен уметь изменять в себе то, что должно изменяться в ответ на вызов ситуации при сохранении целостного восприятия мира и системы ценностей.

 

Эффективным способом преодоления нарастающих кризисных явлений современной действительности является проектирование условий жизни, благоприятных для человека и социума. Эти условия вначале осмысливаются, проектируются в головах разработчиков как инновационная модель, конструкт, как некий образ желаемого (прогнозируемого, программируемого) будущего. Если ориентироваться преимущественно на это будущее, то оно начнёт приближаться, постепенно входя в сегодняшнюю жизнь. Отсюда – идея проекта (от лат. «брошенный вперёд») и опоры на «точки роста», которые по сути являются живыми ростками будущего в настоящем. Выращивание элементов желаемого будущего в настоящем – важнейший смысл проектной деятельности.

 

Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [2].

 

Проектный способ противостояния кризисной реальности способствует формированию проектно-технологического типа организационно-профессиональной культуры. [3] Для новой образовательной реальности также характерен этот инновационный тип организационной культуры. Ведущими формами организации профессиональной деятельности педагогов становятся проекты, программы, технологии.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.