Психодинамический подход: школы и направления — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психодинамический подход: школы и направления

2017-12-13 444
Психодинамический подход: школы и направления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психодинамический подход: школы и направления

В практической психологии в рамках психодинамического подхода работают (среди наиболее известных школ и направлений) транзактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Если перечислять все школы и направления, то список следующий:

ИНСТИНКТЫ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Например, если значительная часть вашей энергии расходуется на постижение смысла того, что написано на этой странице, то ее не хватит на другие виды психической активности – на то, чтобы помечтать или посмотреть телевизионную передачу. Аналогично, причиной, заставляющей вас читать эти строки, может служить стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью сдавать экзамен на следующей неделе.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются "конечной причиной любой активности" (Freud, 1940, р. 5).

Сущность жизни и смерти

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал половые инстинкты. Энергия половых инстинктов получила название либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд полагал, что существует не один половой инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворению, а мастурбация дает генитальное удовлетворение.

Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: "Целью жизни является смерть" (Freud, 1920b, p. 38). Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда.

Мортидо

Морти́до — термин, используемый в психоанализе для обозначения вида психической энергии, источником которой является гипотетический инстинкт смерти. Введён в 1936 году Паулем Федерном[en], одним из учеников Зигмунда Фрейда по следам более раннего (и поначалу оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн, которая в середине 1910-х годов впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие инстинкт смерти.

В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн. Определённой деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с более узким термином деструдо или же, напротив, с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя как мортидо, так и деструдо.

1Краткая характеристика

2Физиология

3Использованная литература

4См. также

Краткая характеристика

Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.

До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумел создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкта и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и сопряжённое с ним — деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.

В то же время, несмотря на то, что современные биологические наблюдения не подтверждают существования мортидо, данный концепт составляет значимый фрагмент многочисленных теорий агрессии, трактующих последнюю как проекцию врожденного саморазрушительного влечения людей.

Физиология

Активизация мортидо — это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин-энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.

Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (потребности в репродукции, в программах социального, имущественного самоутверждения, повышении иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал: вместо эмиссии эндорфинов — внутренних наркотиков (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) — происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом — приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.[ист

Мортидо

Мортидо – стремление человека к разрушению. Согласно классическому психоанализу, человеком управляют два побуждения, которые определяют мотивы его поступков – креативное (в виде либидо) и деструктивное (мортидо).

Ученица Зигмунда Фрейда Сабина Шпильрейн в середине 1910-х годов ввела в психоанализ термин «инстинкт смерти». Первоначально Фрейд, активно работавший над разработкой либидо, с сомнением отнесся к воззрениям Шпильрейн. Впоследствии другой последователь Фрейда, Пауль Федерн, доработав это понятие, ввел в 1936 году термин «мортидо», который использовал для обозначения энергии, равной по силе либидо, но противопоставленной ему.

Мортидо несет в себе инстинкт смерти, который проявляется на разных уровнях – физическом, социальном, психологическом. Мортидо активируется, когда у личности нет возможности удовлетворить базовые биологические потребности (репродуктивная система, повышение статуса и тд). В этот момент происходит выброс энкефалинов, который приводит к появлению страха, депрессивного настроя, тоски.

С мортидо сопряжено другое понятие – деструдо, которое обозначает агрессию, ориентированную на окружающих. Мортидо и деструдо, в свою очередь, включены в более обширное понятие – танатос. В классическом психоанализе мортидо уделена меньшая (по сравнению с либидо) роль – во многом из-за того, что идеи Сабины Шпильрейн долгое время не находили поддержки в академических кругах. Сегодня мортидо – один из основных компонентов в разнообразных теориях агрессии, несмотря на то, что биологически существование мортидо не доказано.

Психодинамическое направление в теории личности”

Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности шокировала представления своего времени, так как представила человека не как homo sapiens, который осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Психодинамическая теория личности Фрейда является основой дальнейших практик – например, психоанализа.

Мортидо, или как не выраженное либидо превращается в деструдо

Впервые понятие либидо появилось в 1868 году, и было введено М. Бенедиктом. Тогда оно рассматривалось только как сексуальное поведение человека.

В трактате «Теория либидо» Фрейд обозначил либидо как центральную идею психоанализа. Он утверждал, что сексуальное влечение развивается и модифицируется в течение всей жизни человека и является основой его поступков и желаний. Он разделил либидо на три компонента: либидозное влечение, либидозный импульс и либидозный объект. Вместе с сексуальными желаниями и половыми связями можно говорить о единстве объектов влечения.

Во второй дуалистической теории влечений Зигмунд Фрейд противопоставил либидо и мортидо. Он рассматривал либидо как созидательную жизненную энергию, которая лежит в основе сексуальных желаний и удовольствий. Ученый не связывал либидо только с сексом, а рассматривал его в более широком понимании – любовь во всех ее проявлениях, страсть, вожделение. Он был уверен, что если энергия либидо не находит применения и выхода, она может стать разрушающей и привести к расстройствам психики.

Карл Юнг, ученик Фрейда, рассматривал либидо несколько в другом ключе, а не концентрировался на проявлениях сексуальности и плотских желаний. Он проводил параллели с восточными энергиями Ци и Прана, искал объяснения в образе жизни менее развитых народностей. Юнг говорил, что человек испытывает потребность в выражении энергии, а это можно сделать разными способами (музыка, живопись).

Содержание

История возникновения

Характеристика

Энергия инстинкта смерти

В современном психоанализе врачи используют термин мортидо, который символизирует деструктивное начало человеческой личности.

Для обозначения величины этого чувства употребляется термин «деструдо».

История возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что человеком движут два основных инстинкта: либидо и мортидо. И если либидо – это стремление к жизни, то мортидо – разрушающее начало.

Его ученица Сабина Шпильрейн на основании этой теории написала работу «Деструкция как причина становления», которая положила начало углубленного изучения влечения человека к смерти. Она проводит параллель между желанием смерти и глубоко скрытым мазохизмом. Она считала, что тяга к деструкции собственной личности произрастает из глубинной тяги к смерти. В своей докторской диссертации она также обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению может стать источником творческого и социального роста.

Множество ученых занимались вопросом влечения к смерти, но только Фрейд смог трансформировать их взгляды в общую концепцию и осветил ее во второй дуалистической теории влечения. В данной работе он показал связь либидо и мортидо и впервые противопоставил тягу к жизни деструктивному началу в личности каждого человека.

На основании этой теории и работ Шпильрейн стал популярен термин «деструдо», изучением которого активно занимался Пауль Федерн.

Характеристика

Мортидо – это противоположное либидо стремление, которое выражается в сознательном разрушении личности на любых уровнях: социальном, психологическом, физическом. Это противовес инстинкту выживания, который присущ любому живому организму на Земле.

Мортидо – это внутренняя сила, которая несет тягу к разрушениям, убийствам, насилию; это инстинкт смерти; это гнев, агрессия в различной форме и проявлениях.

Либидо и мортидо – это два рычага, которые движут любым человеком. Существует теория, согласно которой либидо, которое не может быть выражено превращается в деструдо. Иными словами, если человек в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, творческий потенциал, то эта невыраженная энергия трансформируется в саморазрушение. Это проявляется в агрессивности человека по отношению к себе и окружающим, вспышками ярости, которые сменяются пассивностью и подавленностью.

Физиологически преобладание инстинкта смерти проявляется в замедлении процессов метаболизма, снижением иммунной активности и выработки гормонов. Это может привести к затяжной депрессии, которая со временем переходит к депрессивный статус. Такое состояние наступает из-за дисбаланса системы эндорфинов и энкефалинов в нейрохимической структуре головного мозга: при невозможности реализовать базовые потребности в центральной нервной системе вырабатываются не гормоны удовольствия (эндорфины), а энкефалины, которые вызывают подавленное состояние, чувство тоски, неудовлетворенности и тревоги.

Энергия инстинкта смерти

Для обозначения величины инстинкта смерти в психоанализе используют термин деструдо.

Основатель этой теории Зигмунд Фрейд сам мало занимался разработкой теории о деструдо, однако ученики его школы написали на эту тему несколько работ. Они основывались на концепции двойственности личности человека. Она гласит, что в каждом есть либидо и мортидо и оба этих инстинкта должны быть сбалансированы и направлены на созидание. В том случае, когда этого не происходит, то действия человека несут в себе деструкцию и разрушение.

Деструдо – это потенциально разрушительные действия, которые направлены на самого человека и окружающий его мир. От мортидо его отличает направленность, векторность и наличие точек приложения разрушительной энергии. Деструдо также является способом объяснить и расшифровать установку и состояние психики пациента на текущий момент.

Нельзя точно определить настроенность мотивов человеческого поведения и поступков. Не все ученые разделяют принцип двойственности человеческой натуры. Наивысшим проявление либидо является сексуальная связь, а мортидо проявляется убийством. На данный момент в социуме явно или косвенно присутствуют оба эти явления. И либидо, и мортидо влияют на поступки человека с одинаковой силой.

Психодинамический подход

Классический психоанализ

Начало психотерапии связывается с созданием Зигмундом Фрейдом психоанализа. Революционность его взглядов состояла в том, что он развил психодинамический подход к личности. Центральным в этом подходе является предположение о том, что личность и поведение яв­ляются результатом усилий Эго в примирении бессознательных психи­ческих конфликтов и требований реального мира.

Фрейд полагал, что помощь пациенту состоит в том, чтобы он лучше понял бессознательные конфликты, которые лежат в основе его про­блем. Психоанализ Фрейда предлагает набор психологических проце­дур для достижения этого понимания.

Многое из того, что предложил Фрейд, используется психотерапев­тами в рамках иных теоретических подходов, например: систематиче­ское исследование связи между историей жизни пациента и его акту­альными проблемами; акцентирование мыслей и эмоций во время лечения; использование в терапевтических целях отношения между пациентом и терапевтом.

Начало психоанализа

Психоанализ развивался из врачебной практики Фрейда; он был озадачен пациентами, страдающими истерическими симптомами — слепотой, глухотой, параличом или другими симптомами, не имею­щими физической причины. Вначале Фрейд использовал гипноти­ческую суггестию для лечения этих пациентов, но эта терапия ока­зывала парциальный и временный эффект. Позднее Фрейд и его коллега Йозеф Брейер изменили тактику: они просили загипнотизи­рованных пациентов вспоминать события жизни, которые могли вызвать их симптомы. Развитие невроза представлялось следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психиче­скую травму, которую он не может пережить во всей полноте из-за ее болезненности. В связи с этим происходит задержка аффекта. Задер­жанная энергия не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бес­сознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления. Например, пациентка Брейера Анна О. не могла пить из стакана и глотать воду. В состоя­нии гипноза она вспомнила вытесненный из памяти эпизод о том, как однажды горничная позволила собаке выпить из стакана. Анна вытеснила чувство отвращения. После того как пациентка вспомнила этот случай, она смогла свободно пить из стакана. При восстановле­нии событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чув­ства, задержанные аффекты разряжаются и симптомы исчезают. Эта терапия, названная Фрейдом и Брейером «разговорным лечением», была основана на катартическом эффекте. В конце концов Фрейд пре­кратил заниматься гипнозом и просто предлагал пациенту рассла­биться на кушетке и сообщать о воспоминаниях, которые приходили ему на ум (использовать свободные ассоциации).

В результате обобщения практики и теоретического анализа поня­тия бессознательного Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показы­вали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии.

Фрейда поразило то, что многие симптомы его пациентов оказались связанными с воспоминаниями о сексуальном совращении в детстве кем-либо из родителей или близких родственников. Возникал вопрос: было ли совращение детей на самом деле столь распространенным яв­лением или же отчеты пациентов не соответствовали действительно­сти? Фрейд склонился ко второму предположению: истерические симп­томы могут основываться на бессознательных желаниях и фантазиях, а не просто на воспоминаниях действительных событий. Таким обра­зом, воспоминание пациента о совращении в детстве отражает детскую фантазию или желание такого события. Это объяснение не только при­вело к таким концепциям, как детская сексуальность и эдипов комп­лекс, но также сместило акцент психоаналитической терапии с раскры­тия утраченных воспоминаний на изучение бессознательных желаний и конфликтов.

Концепция личности

Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бес­сознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допуще­ния, что люди рождаются с базальными инстинктами или потребностя­ми не только в еде, воде и кислороде, но и в сексе и агрессии. Потребно­сти в безопасности, признании, любви и т. д. основываются на этих фундаментальных потребностях. Каждый человек сталкивается с зада­чей удовлетворения различных потребностей в окружающем мире, ко­торый часто фрустрирует их. Согласно Фрейду, личность формируется и развивается в процессе решения этой задачи и отражается в том, как она решается.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — Ид (оно) — резервуар бессознательной энергии, называе­мой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос — инстинкт удовольствия и секса и Танатос — инстинкт смерти, который может мотивировать аг­рессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно прин­ципу удовольствия.

Второй компонент личности — Эго (я). Это — разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и тре­бованиями реального мира — оно действует согласно принципу реаль­ности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании им­пульсов, исходящих из Ид. Эго — исполнительная власть личности.

Третий компонент личности — Суперэго. Этот компонент развивает­ся в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе мо­рального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго — образование защитных механиз­мов против тревоги и вины. Механизмы защиты — это бессознатель­ная психологическая тактика, помогающая защитить человека от не­приятных эмоций, — вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессозна­тельные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и до­стичь сознания.

Вытеснение — один из наиболее простых механизмов, направлен­ных на удаление из сознания неприемлемого содержания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих Супер- эго. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» про­должают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода наружу. Поэтому для удерживания их в бес­сознательном требуется постоянный расход энергии. Например, че­ловек может полностью подавить свои агрессивные импульсы, и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках. Человеку предстоит неприятная миссия, и он как бы нечаянно забывает номер телефона, по которому должен позвонить.

Регрессия — возвращение человека на более ранние стадии психо­сексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя, как ребенок, например верить в таинственных ду­хов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например употреблением алко­голя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия мо­жет проявиться в широком спектре форм детского поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессив­ных действиях против авторитетов и т. д.

Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, не­желательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспо­минания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет, — писал Дарвин, — я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубли­кованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обна­ружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Другой пример — алкогольная анозогно- зия — отрицание своей зависимости от алкоголя.

Реактивное образование есть защита, при которой поведение челове­ка является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посред­ством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуально­сти. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает

у нее ребенок, недовольство его поведением, и проявлять повышенную заботу о его воспитании, образовании, здоровье. От естественной забо­ты матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чув­ства — большей интенсивностью. Или зависимый человек демонстри­рует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует вопре­ки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обнаруживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (та­кой человек не следует ни одному совету).

Проекция — подсознательное приписывание собственных предосу­дительных качеств, чувств и желаний другому человеку. «Нельзя до­верять партнеру», — говорит деловой человек, который сам ведет не­честную игру. «Все мужчины хотят одного», — можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.

Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто наблюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескивается гнев, изначально направленный, например, на начальника.

При действии описанных защитных механизмов конфликтное со­держание совсем не попадает в сознание. Формируются и более слож­ные «маневры» Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связан­ных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травме, например смерти близкого, чело­век понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоцио­нально. Происходит как бы одеревенение, снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко прояв­ляется у детей. Играя с куклой, ребенок может «позволить» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Рационализация — это оправдание неприемлемых для личности же­ланий, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Суперэго справляется с Ид.

Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о нали­чии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании, но сами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессив­ные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное ста­новится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод — психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса…..

Свободная ассоциация

Пациенту предлагалось войти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщать все, что приходит ему в голову, без сознатель­ного отбора, не придерживаясь какой-либо логики. Важна не логика, а полнота. Необходимо следовать по поверх­ности сознания, удерживаясь от критики.

Содержание свободных ассоциаций — прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В них вырывается на поверхность сознания вытесненное бессознательное. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Фрейд полагал, что в поведении человека нет случайности и ариаднина нить свободных ас­социаций приведет пациента к входу в темную пещеру бессознатель­ного. Сниженная сенсорная активность, когда даже психоаналитик не попадает в поле зрения пациента, дает ему свободу для выражения подавленных мыслей и чувств.

Перенос

Механизм феномена переноса (трансфера) заключается в том, что па­циент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих прегенитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «перено­сит» на врача чувства, которые ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Различают позитивный и негативный переносы. Позитивный перенос проявляется чувствами симпатии, уваже­ния, любви к аналитику, негативный — в форме антипатии, гнева, нена­висти, презрения и т. п.

Принимая на себя роль в этой пьесе, психоаналитик должен переписать заново и отрежиссиро­вать новую пьесу.

Сопротивление

Сопротивление — это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психотерапевтической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представ­ляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как паци­ент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной со­противления является несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезнен­ный эффект.

Анализ сновидений

Особенно значительное место в психоанализе занимает техника ра­боты со сновидениями. В соответствии с представленими Фрейда сно­видение направляется бессознательными импульсами, в которых че­ловек не хочет признаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабевает и запретные импульсы выходят нару­жу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен, поэтому сно­видение их маскирует, облекая в символы.

Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержа­нием понимались вытесненные желания. Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1)добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2)проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на ак­туальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, по­давленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помо­гает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и свя­занные с ним защитные механизмы создают межличностные пробле­мы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важ­ность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лече­ния интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности про­тиворечивых ее мотивов.

Катексис

Психоанализ рассматривается как динамический психологиче­ский подход. Это значит, что ядро психоанализа составляют пред­ставления о психической энергии и распределении этой энергии между Ид, Эго и Суперэго. Ид — это источник имеющейся в теле психической энергии: в свою очередь, Ид получает энергию от ин­стинктов. Сексуальное возбуждение — пример движения инстинк­тивной психической энергии. По мере того как формируются Эго и Суперэго, они также заряжаются энергией. Либидо — это энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия.

Катексисы — это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке. В то время как антикатексисы — это заряды энергии, кото­рые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинк­тивные «катексисы первичного процесса», стремящиеся к разрядке. Эго же и Суперэго имеют и побудительные катексисы, и сдерживаю­щие антикатексисы. Две характерные черты либидинозных катекси- сов — это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации, или привязанность к специфическим объектам.

Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его.

Разновидности психоанализа

Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдиз­ма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конф­ликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В этих тера­пиях пациентам помогают осознать не эдипов комплекс, а то, как глу­бинные чувства тревоги, неуверенности, неполноценности приводят к расстройствам мыслей и проблемам в отношениях с другими людьми.

Сюда входит прежде всего аналитическая психология Карла Юнга. Юнг считал, что психическая энергия, названная Фрейдом либидо, не основывается только на сексуальных и агрессивных инстинктах. Он рассматривал ее как более общую жизненную силу, включающую в себя врожденное побуждение не только к инстинктивному удовлетво­рению, но также к продуктивному слиянию базальных влечений с тре­бованиями реального мира. Юнг называл эту тенденцию трансцен­дентной функцией.

Юнг полагал, что каждый человек имеет не только личное бессозна­тельное, но также и коллективное бессознательно


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.