Основные формы и классификация танцев — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные формы и классификация танцев

2017-12-13 727
Основные формы и классификация танцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

За многовековую историю Абхазия в культурном отношении претерпела большие изменения. На оригинальную племенную культуру наслаивалась греческая, римская, византийская, грузинская, арабская, турецкая, русская. Совершалось переплетение верований, традиций, языков. Современная культура Абхазии – это сплав христианских и исламских культурных традиций. Хотя по большей части Абхазия считается восточной страной. Здесь также развиты традиции знаменитого восточного гостеприимства, для приема дорогих гостей предусмотрен настоящий церемониал.

Как и везде на Востоке – женщина-хранительница очага – и должна вести себя подобающе уважающей себя матери семейства, это также подразумевает и ее скромное одеяние.

В Абхазии все еще силен культ легенд и сказаний, в основном связанных либо с названиями поселений и природных объектов или с действиями и приметами.

Абхазы очень музыкальный народ. Многоголосая абхазская народная музыка необычайно красива и своеобразна. Народные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют национальное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Народная музыка абхазов включает трудовые, обрядовые, исторические и бытовые песни, каждые из которых имеют свои жанровые особенности и разновидности.

Абхазские народные танцы – самый популярный вид искусства. В Абхазии работают несколько профессиональных танцевальных ансамблей, есть детские хореографические студии. В репертуаре ансамблей – фольклорные, обрядовые танцы, танцы ритуального характера с кинжалами и бурками, а также танцы народов Кавказа.

 

Народные танцы абхазов

Определение понятия акуашара (танец). История формирования и развития народного танцевального искусства абхазов. Изучение сущности Эшерских кромлехов, их символическая связь с небесными светилами. Описание морально-этической стороны традиционных танцев.

Так почему же танцуют люди? Да потому, что они живут, трудятся, мыслят, любят природу, ближнего, язык свой, обычаи и традиции народа своего. Танцующие люди всегда оповещают мир о своем бессмертии…

Хореографическое искусство рассказывает о воинском и трудовом героизме, о любви, о страстном влечении людей друг к другу. Словом, с древнейших времен идет поступательное движение народного танцевального искусства, совершенствуясь и вбирая в себя горестные и радостные темы из жизни народов.

Абхазский танцевальный фольклор многогранен, в нем задействовано все историко - философское мышление народа. Тут взаимосвязь обычаев и традиций, любви и ненависти, героизма и возвышенности духа народного, тут и трагизм, и разочарование, тут и лиризм, и юмор, без которого невозможно постичь характер нашего народа.

Вообще абхазский танцевальный фольклор связан с жизнью также неразрывно крепко, как изящно просто. От соприкосновения с этим видом творчества на душе становится и легко и вместе с тем грустно, потому как многое уже ушло из жизни абхазов безвозвратно. Для человечества было бы невосполнимой потерей, если бы люди не пели и не танцевали, возвышаясь благодаря этому над обыденностью жизни. Ибо душа и тело человеческое навечно связаны воедино. А каждый вид искусства, особенно танец, призван заниматься «врачеванием» тела и души.

Слово «танец» у абхазов звучит как «акуашара», что значит «танцевать», а вот слово «аикуашара» означает вертеться вокруг друг друга. Слово «акуашара» у абхазов воспринимается и как некое символическое определение, например, «аку» (ввысь, возвышенность), «ашара» (свет, светлое круговое пространство). Вот так объяснил в 1964 году значение танца столетний певец, танцор, и сказитель Соулах Бутба из села Атара: «Акуашара выдуман человеком для полета души, для того, чтобы человек всегда стремился ввысь. Танцуя(дкуашо), человек словно возвышается над самим собой, над бренностью мира, устремляет помыслы к небу, а значит, к Богу и чистоте праведной. Человеческое общество изрядно погрязло во лжи и предательстве, и если душа наша устремляется к «аку» и ждет «ашара», стало быть есть надежда на самоизлечение людское… Да, сынок, не удивляйся моим словам, «акуашара» излечивает всех, кто соприкоснулся в жизни с этим. Мне вот уже за сто, а я еще танцую…»

А вот что говорил об «акуашаре» другой певец, танцор и сказитель Джансух Аргун: «Саныкуашо сцвеи, сжьи, сыпсыи срыцкиоит», т.е. «Танцуя, я очищаю душу свою и тело свое». И еще он добавлял: «Вообще, танец выдуман Богом… Он призывает нас телодвижениями своими избавляться от груза земного и зовет нас к себе… Мы же, словно «ахатакуа» (мешки из шкур), набитые грехами, никак не можем подняться к небу… Почему же мы так тяжелы? Да все оттого, что мы пока еще завистливые, сомневающиеся, бездуховные твари…» Что ж, почетный старец, 115лет наблюдая человеческую жизнь, имеет право так высказываться.

А что касается «аргижа» (круг), Джансух Аргун сказал так: «Круг- это главное колесо жизни. Куда ни ходи, что ни делай, все равно ты на «круги своя» вернешься.… И в танце делаешь круг в округ одной точки или же вокруг тех, с кем танцуешь, стало быть, в круговом танце, как и в жизни, человек скользит по тому кругу, иногда падает, иногда парит, а то и еле-еле тащит свое тело в медленном «танце» бытия…

Так, из высказываний двух мудрецов становится известным, что танец - это жизнь, которая, в свою очередь, тоже является пляской вокруг самого себя. Абхаз танцевал с малых лет до глубокой старости и подтверждением тому служит всемирно известный ансамбль песни и танца абхазских долгожителей «Нартаа». Возраст его участников от 80лет и более. Что же касается детей, так они, танцуя, учатся ходить и наоборот. Словом, способность «акуашара», «аикуашара» (танцевать, паря ввысь и вокруг своих напарников) лишний раз подтверждает приверженность абхазов с древнейших времен к высокому прыжку в пляске, а также стремительному вращению вокруг друг друга внутри очередного круга. Известный абхазский ученый-археолог, профессор Георгий Шамба в своей книге «Эшерские кромлехи», изданной еще 1974 году, весьма красноречиво рассказывает о роли круга, круглых кромлехах, о символических связях с небесными светилами и т.д.

Кромлехи воздвигались на возвышенных, далеко обозримых светлых красивых местах. И на обложке своей книги автор поместил снимок, раскопанного им целого городища, на первом плане которого видны целых четыре белоснежных круга, выложенных камнями. На лицо магические очертания, выполнявшие свое назначение в абхазском религиозном пантеоне, особенно в его погребальном обряде. Кромлехи эти датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Стало быть, уже более четырех тысяч лет назад предки нынешних абхазов плавно танцевали между этими кругами во время похорон погибших от удара молнии. Эти торжественно-плавные траурные танцы имели особую значимость в день похорон погибшего от сверхъестественной силы.

 

По свидетельству Г.Шамбы, «…эти кромлехи служили своего рода священными костехранилищами, куда переносились останки людей и животных, коих постигла одинаковая участь. Это была смерть, вызванная ударом молнии, посещением огня как посланца божества грома и молнии, требовавшего исполнения различных обрядов(круговой танец, песня «атларчопа» и пр.) и захоронения останков убитого на самом священном месте». Отсюда видно, что абхазы пели и плясали в дни не только радости, но и печали, и круговой кромлех, словно колдовской пояс, окаймлял жизнь абхазов. И об этом также напоминает Г. Шамба, написав следующее: «Есть у абхазов и другой обычай, связанный с магической силой круга. Так, женщина при встрече с близким человеком (за исключением супруга), с которым давно не виделась, в знак уважения обходит его кругом несколько раз и лишь потом обнимает, или же, вместо этого, она правой рукой обводит вокруг головы несколько раз со словами «уара, узгаша сара сагааит», что означает «да унесет меня (в преисподнюю) то, что хочет забрать тебя». В обоих случаях мужчина, кому оказано столь высокое внимание, вежливо сопротивляется движению женщины, мужчине и самому приходится двигаться в круге, «очерченном» женщиной. Так оба они, исполняя сей обряд, совершают(не без юмора) своеобразный ритуальный танец.»

Акуашар как танец абхазов.

Еще в старину абхазы, придавая большое значение танцевальному искусству,

обычно говорили так: «Дыпшзоуп, дшвахаюп дкуашаюп», т.е. Красив он и певец отменный, но главное танцор». Или: «Зыджмакуа такны куашара ицаз еипш»,

т.е. «он тот, кто среди бела дня, заперев коз, ушел плясать». Так подшучивали над людьми, фанатизма отдавшимися пляске и забывавшими обо всем на свете.

Один эпизод из жизни абхазов, проживающих в Турции, рассказал директор Дома народного творчества Абхазии актер Нури Кварчиа: «… На одной из свадеб вышли танцевать красивый стройный парень с не менее привлекательной статной девушкой. Пара эта, соблюдая расстояние, плавно и грациозно начала танец. Откуда ни возьмись, к ним присоединилась задорная, с лучистыми глазами девушка. Парень невольно переключил свое внимание на появившуюся плясунью и, изменив плавный ритм на более убыстренный, начал приплясывать с той, которая дерзнула внедрится в сердцевину парного танца. Повернувшись спиной к еще танцующей первой девушке, парень принялся выплясывать перед другой. И тут же раздался выстрел, затем еще… Люди с криками пригнулись, веселье прервалось, а выстрелы все повторялись… Танцор, раньше всех поняв, в чем дело, быстро скрылся. После долгого и шумного спора слово дали стрелявшему парню и он сказал: «Я как брат оскорблен наглым поведением танцора, не соблюдавшего абхазских обычаев. Танцуя с девушкой, он не уважил ее и трижды повернулся к ней спиной, да еще посмел дерзко смотреть ей в глаза принародно. В довершении всего, В довершении всего он позабыл ту с которой начал танец… Такой нахал не достоин быть приглашенным на свадьбу, да еще исполнять торжественный танец, он всегда должен помнить, что рожден быть вежливым и достойным напарником в танце с целомудренной плясуньей, решившейся принародно показать свое искусство. Оскорбляя девушку своим невниманием, он прежде всего оскорбляет ее братьев, сестер, родителей, будущего мужа, и даже не родившихся детей…». Вот какую морально-этическую сторону жизни задевает человек, не контролирующий свое поведение даже в танце. Правда, не абхазу такие детали в поведении покажутся малозначительными, но нельзя забывать, что именно в молодом возрасте учатся вежливому отношению к чужой дочери, сестре, жене чужого человека, дабы не стать посмешищем среди людей. Вообще, развязность, болтливость, безразличие к установленным нормам поведения в обществе считались у абхазов в высшей степени оскорбительными явлениями; в старину к таким людям применялся самосуд, заканчивающийся порой смертельным исходом.… Такие уж у абхазов обычаи: честь матери, сестры и дочери превыше всего, и каждый обязан защитить близких, даже если для этого потребуется жизнь. Подобных примеров, когда ради чести женщины люди шли в бой, у абхазов множество. Понятие «материнское» у нас связано с богом Анцва, и защищая мать, сестру, словом, женщину, мужчина тем самым защищает Анцву(Бога).

Танец как вид искусства отображает все стороны жизни абхазов. Например, бытует танец, исполняемый людьми, еще никогда не носившими траура, чьей судьбы не коснулось горе. Этот радостный танец исполняется молодыми, когда им просто весело. Мелодию танца, записал в начале века на нотный стан музыковед и фольклорист, автор книг «Сто одна абхазская песня» и «песни кодорских абхазов», заслуженный деятель искусств Абхазии Константин Ковач.

Пели абхазы и исполняли особый танец перед уходом на охоту и по возвращении с нее, завершая этот ритуал торжественной пляской вокруг добычи. В охотничьих танцах и песнях абхазы выражали свое особо уважительное, эстетически возвышенное отношение к богу охоты по имени Ажвейпшаа Абна-анцваху. Этот бог лесов, зверей и охоты является особо чтимым у нашего народа, ему посвящена очень красивая мелодия с торжественно возвышенными словами и ритуальным танцем охотников.

Размышляя об абхазских танцах и песнях, композитор и собиратель абхазского фольклора Иван Кортуа, сказал: «Нас, абхазов, Бог пощадил и не сделал сиротами, одарив способностью создавать прекрасные мелодии и не менее красивые танцы».

 

Танцы Абхазии

Через хореографию зритель может увидеть и понять целые отрезки, события из истории и жизни этого края и народа. Через танец, этот народ также рассказывает и о повседневной жизни обычных людей и о военных конфликтах, о радостных событиях и о горестях.

Ашацхыртра - красивейший абхазский танец, который исполняется на носках. Это танец военного характера, отражающий результативность победы в сражении. Танец исполнялся большими группами мужчин, держащих в руках оружие, которые в основном двигались по кругу, в середине которого сидели плененные в сражении воины противника. Ашацхыртра - это танец, представляющий собой целую театральную постановку, которая являлась отражением исторических боевых событий и похождений абхазских воинов.

Лалзын - один из старинных абхазских танцев для девушек. Дословный перевод - "для нее", что говорит о лирической основе танца. Как и все лирические танцы, лалзын - это танец с медленной и плавной хореографией, цель которого продемонстрировать всю красоту, грацию, женственность и духовность абхазских девушек.

 

Коллективы и личности

День Симона

Наиболее почитаемым весенним праздником считается День Симона. Именно в Новоафонском монастыре это событие является Престольным, поскольку там сооружен храм на месте захоронения Святого. Десятки тысяч паломников из всех стран прибывают к монастырю для почтения любимого святого. Для каждого православного верующего этот день является датой почитания апостола Христа.

Согласно преданиям, здесь Иисус поразил чудом — обычную воду сделал вином. Затем Симон отправился со Спасителем, а после его распятия святой стал проповедовать веру на абхазской территории. Апостол прошел тяжелый путь. Он терпел множество страданий. Этот христианин принял мученическую гибель возле Нового Афона из-за устроенных царем Грузии Адеркием гонений на христиан.

 

День памяти

Май дарит также ежегодный праздник, посвященный памяти жертв борьбы за свободу республики. Это памятное событие, свидетельствующее о настоящей национальной трагедии, произошедшей в 70-е годы два века назад. Тогда абхазские горные племена находились в тяжелом положении. По плану царя Александра II в этой местности проводилась колонизация восточного черноморского берега казаками, вследствие чего тысячи абхазцев мигрировали в страны Ближнего Востока.

В настоящий момент потомки изгнанных жителей проживают в 45 государствах планеты. В этот памятный день Абхазия переполнена традиционными событиями. Для населения устраиваются концерты, а также проходят спортивные соревнования, которые посвящены Дню памяти по жертвам.

 

День гор

К национальным торжествам относят и День гор, который отмечается 11 декабря.Абхазия – страна гор. На ее долю приходятся многие кавказские отроги. Высшей точкой республики является Домбай-Ульген. Но абхазские предания больше повествуют о вершине, именуемой Эрцаху. Она возвышается в истоках реки Кодор — это Малый Эльбрус. Горцы считают, что юноша, покоривший эту вершину, тотчас превратится в старика. А вот когда пожилой человек взойдет на Эрцаху, он наберется сил молодца.

 

В Абхазии расположены 4 из 10 глубочайших пещер планеты, которые находятся на горном массиве Арабика, входящем в состав Гагрского хребта. Вот почему многие спелеологи мечтают побывать здесь. Многие альпинисты, ученые, простые любители красоты предпочитают отмечать праздник Дня гор именно здесь.

Праздник вина и урожая

Большой популярностью у горцев пользуется также Праздник молодого вина, а также Лыхнашта. Участники собирают виноград, затем дегустируют «Амачар», как на местном языке именуется молодое вино. Короткая экскурсия по плантациям заканчивается традиционным застольем, на котором тамада знакомит гостей с его правилами и тостами. Посетителям предлагают попробовать национальные блюда. Лыхнашта — это праздник, проводимый после сбора урожая. Абхазы в этот день собираются в селе Лыхны, чтобы накрыть богатый стол, поучаствовать в конных играх, скачках.

Для всех абхазцев — православных или мусульман, празднование религиозных дат священно. Большим торжеством считаются даты Рождества Христова, Пасхи, Вознесения и всех иных церковных торжеств. Для мусульман это Байра́м, праздник жертвоприношения, а также окончания Хаджа в Мекку. Не менее популярными являются Новый год, Крещение, 8 Марта, День независимости, День Победы, праздник Флага и другие государственные даты.

 

 

Заключение

История Абхазии древняя, гордая и грустная. От всей души хочется верить, что народ этой небольшой горной страны, снова находящейся на этапе становления, обретет настоящую свободу, признание и спокойную жизнь. Путешествуя по Абхазии, постоянно встречаешься с гостеприимными и веселыми людьми, красивыми местами и зданиями, погибшими во время «последней» войны.

"Только через знание собственной истории и традиций предков человек может обрести позитивный жизненный настрой, и задача нынешнего челоечества состоит в том, чтобы даже тежелые, кризисные этапы прошлого преподносить без оценочного негатива, в формате серьезной аналитики, необходимой для понимания и освоения уроков прошлого.

Позитивный ресурс историко-культурного знания в любом случае перевешивает на весах исторического опыта. Традиции, нравы, обычаи, примеры - все это требует пристального, подробного изучения. Именно так - учась на опыте ошибок и развивая линию достижений - мы сможем добиться серьезных результатов в деле сохранения собственного наследия и упрочения места своих народов в мире современности. Для того чтобы двигаться вперед и побеждать, надо быть в хорошем смысле слова беспокойными, поскольку дорогу осилит идущий".

Страна гордых горцев, чтящих традиции своих предков, дорожащих прошлым и уверенно смотрящих в будущее, будет существовать вечно.

 

Литература

 

Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. / З. В. Анчабадзе. М., 2011, с. 375
Емельянова Н. Книга путешественника. Северный Кавказ и Закавказье. В стране Абаза / Н. Емельянова, М. Экзеков. – Санкт-Петербург: 2011. 256 с.
Котляров В. Абхазия – страна души – т.1/ В. Котляров, М. Котлярова. – Нальчик: Издательство Марии и Виктора Котляровых, 2011. – 608 с.
Лавровский сборник.. СПб.: МАЭ РАН, 2011. – 502 с.
Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. / Н. А. Симония. – М.: 2011, с. 284

1 Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. / З. В. Анчабадзе. М., 2011, с. 375
2 Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. / Н. А. Симония. – М.: 2011, с. 284
3 Лавровский сборник.. СПб.: МАЭ РАН, 2011. – 502 с.
4 Емельянова Н. Книга путешественника. Северный Кавказ и Закавказье. В стране Абаза / Н. Емельянова, М. Экзеков. – Санкт-Петербург: 2011. 256 с.
5 Котляров В. Абхазия – страна души – т.1/ В. Котляров, М. Котлярова. – Нальчик: Издательство Марии и Виктора Котляровых, 2011. – 608 с.

 

 

 

 

 

Введение.

За многовековую историю Абхазия в культурном отношении претерпела большие изменения. На оригинальную племенную культуру наслаивалась греческая, римская, византийская, грузинская, арабская, турецкая, русская. Совершалось переплетение верований, традиций, языков. Современная культура Абхазии – это сплав христианских и исламских культурных традиций. Хотя по большей части Абхазия считается восточной страной. Здесь также развиты традиции знаменитого восточного гостеприимства, для приема дорогих гостей предусмотрен настоящий церемониал.

Как и везде на Востоке – женщина-хранительница очага – и должна вести себя подобающе уважающей себя матери семейства, это также подразумевает и ее скромное одеяние.

В Абхазии все еще силен культ легенд и сказаний, в основном связанных либо с названиями поселений и природных объектов или с действиями и приметами.

Абхазы очень музыкальный народ. Многоголосая абхазская народная музыка необычайно красива и своеобразна. Народные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют национальное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Народная музыка абхазов включает трудовые, обрядовые, исторические и бытовые песни, каждые из которых имеют свои жанровые особенности и разновидности.

Абхазские народные танцы – самый популярный вид искусства. В Абхазии работают несколько профессиональных танцевальных ансамблей, есть детские хореографические студии. В репертуаре ансамблей – фольклорные, обрядовые танцы, танцы ритуального характера с кинжалами и бурками, а также танцы народов Кавказа.

 

Основные формы и классификация танцев

У абхазов есть особый жанр плясовых песен. Их танцуют под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. В плясках доминируют темпераментные мужские пляски и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной.

Хороводные танцы – «Аурашьа», «Аибаркыра» и «Шаратын».

В танце «Шаратын» исполнители соревнуются в том, кто кого перепляшет, кто обнаружит большую находчивость и ловкость, кто окажется грациознее, словом, это танец – соревнование (перепляс). Участниками танца были и грациозные девушки, которые входили в бешенный круг мужского танца, и все вокруг них кружилось стремительно и темпераментно. Известные танцы «Аурашьа», «Аибаркыра», «Шаратын» Основные элементы костюмов Наиболее древний и самый распространенный, даже до сегодняшнего дня, вид мужской национальной одежды – черкеска. Под черкеску надевали штаны и рубаху с туго застегивающимся воротом, на ноги – постолы из сыромятной кожи, выходной обувью служили чувяки из сафьяна домашней выделки. Икры ног прикрывали ноговицами или войлочными чулками, колени – наколенниками. Мужчины носили головной убор оригинальной формы – башлык. Черкеска Постолы и чувяки Обязательным атрибутом абхазского всадника была бурка (ауапа) – плащ-накидка из косматого войлока. Высоко поднятые плечи бурки придают фигуре всадника величественную осанку. Женская одежда состояла из нескольких основных частей: платья, длинного или короткого кафтанчика, рубахи, двух нижних юбок, штанов и шапки или косынки. Все платья стягивались в талии поясом, который служил украшением и нередко являлся произведением искусства. Короткий кафтанчик шили из домотканого сукна или бархата, он туго облегал грудь и ниже линии талии был расклешен. В традиционной народной культуре особым элементом является алабашьа – посох из крепкой древесины с металлическим наконечником и крючком в виде естественного ответвления. Алабашьа служила простейшим оружием, опорой при ходьбе, «трибуной» оратору: если старец вонзил посох в землю и оперся на него, значит, он готов произнести речь.

 

АБХАЗСКИЙ ЭТНОС

Находясь на границе Европы и Азии, Абхазия представляет собой перекресток, где в разные времена сталкивались интересы могущественных государств и проходили пути цивилизации, что наложило свой отпечаток на формирование этноса. Был ли Шабан Абаш, житель села Адзюбжа, потомком чернокожих рабов, завезенных в Абхазию морем, или его предки сами добрались сюда с африканского континента - это до сих пор загадка для этнографов.

Hарод Абхазии представляет собой уникальное многонациональное образование (русские, армяне, менгрелы, сваны, грузины, евреи, греки и т.д.), ядро которого формируют абхазы со своей философией “апсура”, включающей в себя понятие “аламыс” как национальную житейскую систему взглядов и норм морали.

 

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Богатые традиции устной речи дали обширный материал для развития ораторского мастерства. Искусство владения речью, убеждения, в чем абхазы традиционно преуспевали, играло важную роль на многочисленных собраниях, которые являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторические сходки и собрания, на которых обуждались судьбы страны, обычно проводились на знаменитой поляне “Лыхнашта”. Сегодня там регулярно проводятся празднества с конными соревнованиями. Так что “поло” - развлечение не только британского высшего общества. Аналогичная ему игра была популярна в Абхазии с незапамятных времен.

 

ПОСЕЛЕНИЯ

Старинные абхазские поселения обычно располагались в глубине страны вдали от моря. Они состояли из отдельных семейных усадеб - хуторов, разбросанных на значительном удалении друг от друга. Там до сих пор во многом сохранился неторопливый традиционный уклад жизни. С другой стороны, первые греческие города (Диоскурия, Питиунт, Гиенос и др.) возникли на побережье около 2500 лет тому назад и их основатели постепенно ассимилировались в местную среду. Диоскурия (Сухум) занималa лидирующее положение в списке исторических поселений городского типа.

В Яштухе, пригороде Сухума, первые обитатели появились полмиллиона лет тому назад (согласно Л. Соловьеву и др.).

 

ЖИЛИЩЕ

Типичный абхазский дом представляет собой двухэтажное строение с галереей по фасаду. Традиционная усадьба включает жилые и хозяйственные постройки, двор, огород, пашню, пасеку. Двор в усадьбе должен быть просторным: в больших семьях жизнь не замирает - свадьбы, поминки, рождение. Под сенью старых деревьев, оплетенных виноградными лозами, в летний период проходит жизнь семьи, там же справляются семейные торжества и обряды, которые требуют присутствия всех родственников, близких и далеких, а это порой около тысячи человек.

Около одной из стен в земляном полу устраивался открытый очаг, над которым подвешивали сплетенную из прутьев и обмазанную глиной трубу.

 

СЕМЬЯ

Этические нормы семейной жизни, базирующиеся на обычаях, подразумевают подчинение младших старшим и женщин мужчинам на основе принципа взаимного уважения и неразрывной связи поколений. Мужья в Абхазии никогда не опускались до побоев или проклятия жен, рассматривая такое поведение, как противоречащее обычаям. Веками выработанные традиции устанавливают взаимоотношения в семье, регламентируют поминки, свадьбы, рождение, крещение, сопровождающиеся обычно пиршествами, на которых присутствуют все члены рода и множество гостей.

Самый важный момент свадебной церемонии - “Приход невесты в новую семью”. По современной традиции - либо в экипаже, либо в лимузине. Традиционная колыбель передается от поколения к поколению.

 

 

ПРАЗДНЕСТВА

В течение столетий население находилось под постоянной угрозой нападения, угона скота, похищения людей, и нужно было отстаивать это в кровавых стычках. В традиционных фестивалях поэтому доминируют конноспортивные соревнования, дающие возможность показать мастерство владением лошадью и оружием. Это нашло отражение и в фольклоре (сказания о богатырях-нартах), в песнях и танцах. Скачки в Абхазии очень популярны, накал страстей на абхазских конных состязаниях “Лыхнашта” не меньше, чем на английских “Royal Ascot” (королевских скачках).

Интересно: танцевальное движение "проход на носочках" по преданию, появилось потому, что возле старинных печей для выплавки железа земля так раскалялась, что вытащить изделие можно было, только подбежав на носочках.

 

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее ххарактерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие. Оно издревле ценилось у абхазов превыше всего и являлось предметом особой гордости.

В женском комплекте преобладали приталенные платье с клинообразным вырезом и металлическими застёжками на груди и кафтаны-бешметы.

 

РЕМЕСЛА

Особенности быта, одежды, жилища, утвари, орудий труда и т.д. определяют этническую принадлежность народа. Производство меди, бронзы и позже железа было неотъемлемой частью местной промышленности. Гончарное производство даже предшествовало этому периоду. Большая часть одежды в старину изготовлялась дома из местных материалов. Трудовому воспитанию девочек придавалось большое значение, в частности, они осваивали шитье, кройку, вышивание, ткачество и т.д.

 

ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО

Абхазия славится долгожителями, - 1500 жителей республики перешагнули столетний рубеж. Согласно Книге Рекордов Гинесса количество абхазов-долгожителей в 25 раз выше аналогичного показателя для США. Большинство столетних абхазов бодры, имеют хорошее зрение, многие занимаются физическим трудом. Большой популярностью пользуется ансамбль долгожителей «Нартаа», средний возраст участников которого приближается к веку. 140-летнего Ашхангери Бжаниа из Тамыша (ровесник Пушкина) в 1946 посещал известный английский писатель Джон Пристли.

 

РЕЛИГИЯ

В Абхазии, преимущественно христианской стране, мирно сосуществуют мусульманская, католическая, иудейская конфессии, и все это сочетается со стойкой системой языческих представлений о мире во главе с верховным божеством Анцва. Своих покровителей имеет каждый вид деятельности: охота, скотоводство, земледелие, ремесла. Существуют божества солнца, луны, огня, охоты и т.д. С культами духов – хозяев земли, воды, гор, деревьев - связаны магические обряды. В семи святилищах-аныха проводятся ежегодные моления.

 

Народные танцы абхазов

Определение понятия акуашара (танец). История формирования и развития народного танцевального искусства абхазов. Изучение сущности Эшерских кромлехов, их символическая связь с небесными светилами. Описание морально-этической стороны традиционных танцев.

Так почему же танцуют люди? Да потому, что они живут, трудятся, мыслят, любят природу, ближнего, язык свой, обычаи и традиции народа своего. Танцующие люди всегда оповещают мир о своем бессмертии…

Хореографическое искусство рассказывает о воинском и трудовом героизме, о любви, о страстном влечении людей друг к другу. Словом, с древнейших времен идет поступательное движение народного танцевального искусства, совершенствуясь и вбирая в себя горестные и радостные темы из жизни народов.

Абхазский танцевальный фольклор многогранен, в нем задействовано все историко - философское мышление народа. Тут взаимосвязь обычаев и традиций, любви и ненависти, героизма и возвышенности духа народного, тут и трагизм, и разочарование, тут и лиризм, и юмор, без которого невозможно постичь характер нашего народа.

Вообще абхазский танцевальный фольклор связан с жизнью также неразрывно крепко, как изящно просто. От соприкосновения с этим видом творчества на душе становится и легко и вместе с тем грустно, потому как многое уже ушло из жизни абхазов безвозвратно. Для человечества было бы невосполнимой потерей, если бы люди не пели и не танцевали, возвышаясь благодаря этому над обыденностью жизни. Ибо душа и тело человеческое навечно связаны воедино. А каждый вид искусства, особенно танец, призван заниматься «врачеванием» тела и души.

Слово «танец» у абхазов звучит как «акуашара», что значит «танцевать», а вот слово «аикуашара» означает вертеться вокруг друг друга. Слово «акуашара» у абхазов воспринимается и как некое символическое определение, например, «аку» (ввысь, возвышенность), «ашара» (свет, светлое круговое пространство). Вот так объяснил в 1964 году значение танца столетний певец, танцор, и сказитель Соулах Бутба из села Атара: «Акуашара выдуман человеком для полета души, для того, чтобы человек всегда стремился ввысь. Танцуя(дкуашо), человек словно возвышается над самим собой, над бренностью мира, устремляет помыслы к небу, а значит, к Богу и чистоте праведной. Человеческое общество изрядно погрязло во лжи и предательстве, и если душа наша устремляется к «аку» и ждет «ашара», стало быть есть надежда на самоизлечение людское… Да, сынок, не удивляйся моим словам, «акуашара» излечивает всех, кто соприкоснулся в жизни с этим. Мне вот уже за сто, а я еще танцую…»

А вот что говорил об «акуашаре» другой певец, танцор и сказитель Джансух Аргун: «Саныкуашо сцвеи, сжьи, сыпсыи срыцкиоит», т.е. «Танцуя, я очищаю душу свою и тело свое». И еще он добавлял: «Вообще, танец выдуман Богом… Он призывает нас телодвижениями своими избавляться от груза земного и зовет нас к себе… Мы же, словно «ахатакуа» (мешки из шкур), набитые грехами, никак не можем подняться к небу… Почему же мы так тяжелы? Да все оттого, что мы пока еще завистливые, сомневающиеся, бездуховные твари…» Что ж, почетный старец, 115лет наблюдая человеческую жизнь, имеет право так высказываться.

А что касается «аргижа» (круг), Джансух Аргун сказал так: «Круг- это главное колесо жизни. Куда ни ходи, что ни делай, все равно ты на «круги своя» вернешься.… И в танце делаешь круг в округ одной точки или же вокруг тех, с кем танцуешь, стало быть, в круговом танце, как и в жизни, человек скользит по тому кругу, иногда падает, иногда парит, а то и еле-еле тащит свое тело в медленном «танце» бытия…

Так, из высказываний двух мудрецов становится известным, что танец - это жизнь, которая, в свою очередь, тоже является пляской вокруг самого себя. Абхаз танцевал с малых лет до глубокой старости и подтверждением тому служит всемирно известный ансамбль песни и танца абхазских долгожителей «Нартаа». Возраст его участников от 80лет и более. Что же касается детей, так они, танцуя, учатся ходить и наоборот. Словом, способность «акуашара», «аикуашара» (танцевать, паря ввысь и вокруг своих напарников) лишний раз подтверждает приверженность абхазов с древнейших времен к высокому прыжку в пляске, а также стремительному вращению вокруг друг друга внутри очередного круга. Известный абхазский ученый-археолог, профессор Георгий Шамба в своей книге «Эшерские кромлехи», изданной еще 1974 году, весьма красноречиво рассказывает о роли круга, круглых кромлехах, о символических связях с небесными светилами и т.д.

Кромлехи воздвигались на возвышенных, далеко обозримых светлых красивых местах. И на обложке своей книги автор поместил снимок, раскопанного им целого городища, на первом плане которого видны целых четыре белоснежных круга, выложенных камнями. На лицо магические очертания, выполнявшие свое назначение в абхазском религиозном пантеоне, особенно в его погребальном обряде. Кромлехи эти датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Стало быть, уже более четырех тысяч лет назад предки нынешних абхазов плавно танцевали между этими кругами во время похорон погибших от удара молнии. Эти торжественно-плавные траурные танцы имели особую значимость в день похорон погибшего от сверхъестественной силы.

 

По свидетельству Г.Шамбы, «…эти кромлехи служили своего рода священными костехранилищами, куда переносились останки людей и животных, коих постигла одинаковая участь. Это была смерть, вызванная ударом молнии, посещением огня как посланца божества грома и молнии, требовавшего исполнения различных обрядов(круговой танец, песня «атларчопа» и пр.) и захоронения останков убитого на самом священном месте». Отсюда видно, что абхазы пели и плясали в дни не только радости, но и печали, и круговой кромлех, словно колдовской пояс, окаймлял жизнь абхазов. И об <


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.