Этапы обучения грамматике и правописанию в младших и старших классах — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Этапы обучения грамматике и правописанию в младших и старших классах

2017-12-09 523
Этапы обучения грамматике и правописанию в младших и старших классах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: формирование основ грамотного письма, связь с формированием системы грамматических и орфографических умений.

Термин «грамматика» употреблен условно. Он аккумулирует разные науки – фонетику, графику, лексику, словообразование, грамматику, т.е. морфологию и синтаксис.

Обучение по этому разделу делится на два этапа:

· I этап (2-4 кл.) пропедевтический. «Практические грамматические упражнения и развитие речи»

· II этап (5-9 кл.) «элементарный систематический курс грамматики и правописания».

I этап

Цель – расширить речевую базу детей, восполнить пробелы дошкольного речевого развития, подготовить школьников к овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах, а главное – сформировать умение пользоваться им в речи.

Задачи:

1. Сформировать у детей первоначальные языковые обобщения и познавательный интерес к языку.

2. Совершенствовать произносительную сторону речи.

3. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас.

4. Учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение.

5. Обучить некоторым правилам орфографии.

6. Помочь овладевать связной устной речью и первоначальными навыками связной письменной речи.

Содержание

2 класс. Учат различать предметы и их названия, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить к словам вопросы, дифференцировать название предметов и действий. Знакомят с некоторыми предлогами как отдельными словами. Формируют умение заканчивать предложение, восстанавливать нарушенный порядок слов. Знакомят с некоторыми орфографическими правилами: обозначение мягкости на письме, написание прописной буквы в начале предложения, правописание слов с непроверяемой безударной гласной.

3 класс. Темы «Название предметов и действий», «предлог». Узнают, что такое качества предметов и дают им названия, упражнения в согласовании этих слов, прослеживают изменение окончаний. Распространение предложений по вопросам и изменение формы слова по вопросу. Большое кол-во орфографических правил: обозначение мягкости согл.в середине слова, сочетание шипящих с гласными, употребление разделительного мягкого знака, правописание звонких и глухих согласных в конце слова и др.

4 класс. Круг грамматических и орфографических тем расширяется. Узнают о подлежащем, сказуемом, знакомятся с понятием «корень» и «родственные слова», продолжают работать над распознаванием слов, обозначающих предмет, действие, качество, тренируются в их согласовании, изуч.правописание имен собственных, звонких и глухих согл.в середине слова, безударных гласных.

II этап (Изучается элементарный курс грамматики).

Цель – поднять уровень речевой практики учащихся за счет осознания ими основных законов языка.

Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие.

1. Дать учащимся законченный круг знаний по грамматике.

2. На основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки.

3. Продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса.

4. Учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений.

5. Совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.

Содержание

В этом этапе представлены новые грамматические понятия, связанные с изучение грамматических особенностей отдельных групп слов или грам.категорий, а также особенностей сочетания разных групп слов на уровне словосочетания и предложения. Знакомятся с основными грамматическими понятиями частей речи, но при этом не изучаются отдельные разряды частей речи.

5 класс. Знакомство с именем сущ., глаголом, прилагат., изуч.основных грамматических признаков им.сущ., его правописания в единственном числе, закрепление сведений о звуковой системе языка, расширение знаний о составе слова.

6 класс. Словообразование, отработка грамм.признаков им.сущ., изучение склонения во множественном числе, знакомство и им. прилагат., его признаками и правописанием.

7 класс. Повторение темы о составе слова, обобщение знаний о частях речи, введение понятия «местоимение», обогащение знаний о глаголе.

8 класс. Повторение и расширение материала.

9 класс. Новые грамматические категории – имя числительное и наречие. «предложение».


 

12 тема «звуки и буквы» 2-4 класс пример урока

Раздел зв. и букв. в 2-4кл-центральный, т.к. необ-о формир-ть навыки звук. ан-а (кол-во, послед-ть, число зв-в), д. уметь соот-ть звук с букв. и правильно обоз-ть на пис-е. 1.Для формир-я навыка зв-букв. ан-а уч-ся во 2кл зн-ся с пон-м зв. и букв., но опред-я не вводятся. 2.Знакомим д-й с тем, что в РЯ сущ-т 21 согл., 10 гл. букв, ъ и ь знаки. 3.Опред-е и назыв-е гл. и согл. звуков на слух, подчеркивание их в словах. 4,Выделяем искомый звук в удобной для выделения позиции, слушаем как произносится(с голосом/шумом).Пример: рука: 1 звук произносится с голосом и шумом (соот-но он звонкий), 2согл-только с шумом (соот-но глухой).5.Чтение слов, кот нач-ся со звон. согл., затем с глух.->выписываем слова в 2 столбика->знакомим с парными звон. и глух. согл-ми. Показ-м карт-ку с изображением горы, дети прозносят это слово шепотом (кора), записываем слова в строчку, на наборном полотне выставляем букву, обозн. зв.согл.(подчеркиваем 1 чертой), а под ней букву, обозн. глух.согл. (подчеркиваем 2 чертами). 6.Пишем 2 предлож-я, в каждом из кот. есть слово с пропущенной буквой. Пример:на дереве растут пло…ы. По реке плывут пло…ы. предварительно разбираем эти слова, если они отсут-т в лексиконе, показ-ть карт0ку плота, плода. Задаем вопрос:Как можно наз-ть то, что растет на дереве? После списываем и вставляем пропущенную букву. На последующих уроках учащиес яизуч-т кажд. пару в отд-ти, учатся дифф-ть парные зв. и глух.согл. в словах, предл-х, на слух в произн-ии. Ознакомление с твер. и мягк. согл-ми. 1.Анализ-т слово на слух (лук)2.Выд-т 1 согл-й 3.Опред-т, какой он (твер/мяг) 4.Показ предметной карт-ки с изоб-м люка, называем предмет и анализ-м 5.Подписываем карт-ки, запис-м слова парами. Подчеркиваем 1 чертой гласную, обоз-ю тверд произ-е и двумя чертами гласную, обоз-ю мягк произ-е. 6.Ученики наз-т глас., подчерк-ые 2 чертами «Что обоз-т на пис-е эти буквы?»->мягкость согл-о 7.Учитель выстав-т эти буквы на наборном полотне 8.Учащиес явстав-т пропущенную глас. Букву в зависимости от того, произносится ли предыдущий согл. твер/мягк. 9.Учащиеся д. произнести слово, выявить различие на слух, после опред-ть букву, кот. нужно вставить.. 10.Отработка обозначения мягк. и тверд. Согл-х звуков на письме по кажд. паре глас. Букв в отдельности.

При знакомстве с др. разделами анализ один и тот же



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.