Безопасность при проведении химических анализов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Безопасность при проведении химических анализов

2017-12-13 2131
Безопасность при проведении химических анализов 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Эти правила были рассмотрены и в других разделах курса ОТ, но остановимся на них еще раз.

В химических лабораториях проводятся работы, связанные с применением химических веществ, которые могут оказывать вредное действие на организм человека. Значительная часть химических соединений, анализируемых и синтезируемых в лабораториях, представляет собой горючие и легковоспламеняющиеся вещества. В виде газов, паров и пыли эти вещества с кислородом воздуха могут образовывать взрывоопасные смеси. Многие работы проводятся под высоким давлением, при высоких температурах, в вакууме. Используются стеклянная посуда, электрические приборы и механизмы. Все это требует исключительного внимания к охране труда, технике безопасности и противопожарным мероприятиям.

При правильной организации работы и соблюдении техники безопасности возможность возникновения пожаров, взрывов, ожогов и т. д. может быть полностью исключена или сведена к минимуму.

Ответственность за общее состояние охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии в лабораториях возлагается на начальника лаборатории. При выполнении работ по отдельным темам ответственность за обеспечение мер безопасности несут их руководители.

К работе в любойхимической лабораториидопускаются только лица, прошедшие инструктаж по охране труда, технике безопасности и противопожарным мероприятиям.

Общие правила работы в заводских лабораториях распространяются и на лаборатории технического анализа и контроля производства. Аналогичные правила действуют и в учебных заведениях, имеющих учебные или учебно-производственные химические лаборатории. Ответственность по охране труда учащихся возлагается на преподавателя. Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, затем проверяет усвоение правил техники безопасности при личном собеседовании с каждым учащимся, о чем делается соответствующая запись в журнале установленной формы. Кроме того, преподаватель проводит инструктаж о мерах безопасности при проведении каждой работы.

Основные правила работы в лаборатории технического анализа

1. Работать в лаборатории необходимо в халатах (спец.одежде).

2. Работающие должны уметь пользоваться средствами тушения пожара, знать места расположения средств пожаротушения.

3. При проведении работ необходимо строго соблюдать методику выполнения анализа.

4. Запрещается оставлять действующий прибор или установку без надзора.

5. Категорически запрещается хранить и принимать пищу в лаборатории.

6. Запрещается выливать в раковины остатки кислот, щелочей и органических жидкостей.

7. Нельзя пользоваться неисправными электрооборудованием, приборами.

8. Рабочее место должно быть всегда чистым. На нем не должны находиться лишние предметы, не используемые в опыте.

9. По окончании работы нужно выключить на рабочем месте электроприборы, закрыть газ и водопроводные краны и убрать рабочее место.

10. Все работающие в лаборатории должны уметь оказывать доврачебную помощь при ожогах, отравлениях, поражении электрическим током и в других несчастных случаях.

11. На всех бутылях, банках и другой таре для хранения реактивов и материалов должны иметься четкие и прочные надписи.

Безопасные методы отбора проб для анализа, переноска и хранение проб

Пробы отбирают в специально предназначенные для этой цели металлические сосуды, стеклянные бутыли и пробоотборники. Места отбора проб в цехе при необходимости оборудуются местными вентиляционными отсосами. Сотрудники лаборатории, которые отбирают и переносят пробы, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (противогазы, защитные очки, резиновые перчатки и т.п.). Пробы опасных продуктов переносят из производственных помещений в лабораторию по заранее установленному маршруту. Пробы ядовитых и пожаровзрывоопасных веществ хранят в лаборатории в специально вентилируемом помещении, а пробы газов – в вытяжных шкафах. Отбор точно замеренных объемов едких веществ производят пипетками с грушей. Отбирать пробы с помощью пипетки ртом категорически запрещено.

Правила безопасной работы с огне- и взрывоопасными веществами

1. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, за исключением веществ, имеющих низкую температуру кипения, должны храниться в вентилируемом металлическом ящике с плотно закрывающейся крышкой, стенки и дно которого выложены асбестом, в толстостенной посуде с притертыми пробками.

2. В лаборатории категорически запрещается хранение низкокипящих веществ (петролейный эфир, дивинил, изопрен и т.д.). По окончании работы эти вещества должны быть вынесены в специальное помещение на хранение.

3. Этиловый эфир следует хранить изолированно от других веществ в холодном и темном помещении, так как при хранении этилового эфира на свету образуется взрывчатое вещество – перекись этила. Во избежание взрыва запрещается выпаривать эфир досуха. Перед употреблением эфира следует провести пробу на отсутствие перекиси.

4. Все работы с легковоспламеняющимися веществами и горючими жидкостями должны производиться в вытяжном шкафу при работающей вентиляции и обязательно при выключенных электроприборах и газовых горелках.

5. Перегонять и нагревать низкокипящие огнеопасные вещества (ацетон, бензол, эфиры, спирты и т.д.) следует в круглодонных колбах из тугоплавкого стекла, на банях, заполненных соответствующим теплоносителем (вода, масло), в зависимости от температуры кипения данного вещества. Нагревать колбы с горючими жидкостями на открытом огне запрещено.

6. При нагревании свыше 0,5 л легковоспламеняющейся жидкости необходимо под прибор ставить кювету достаточной емкости для предотвращения разлива жидкости по столу в случае аварии.

7. Сосуды, в которых проводились работы с горючими жидкостями, после окончания опыта необходимо немедленно промыть.

8. При случайных проливах огнеопасных жидкостей необходимо немедленно выключить все нагревательные приборы и пролитую жидкость засыпать песком. Загрязненный песок следует собрать деревянным или пластмассовым совком; применение стального совка запрещается.

9. В случае воспламенения горючей жидкости необходимо:

а) немедленно выключить газовые горелки, электронагревательные приборы и вентиляцию;

б) применить соответствующие эффективные средства пожаротушения;

в) при возникновении пожара вызвать пожарную охрану;

г) вынести из помещения все сосуды с огнеопасными веществами и баллоны со сжатыми газами.

10. Горючие жидкости нельзя сливать в канализацию. Их нужно регенерировать или уничтожать (например, сжигать) в специально отведенном месте при соблюдении соответствующих правил безопасности.

11. В сушильных шкафах нельзя испарять горючие жидкости или сушить содержащие их осадки.

Правила безопасной работы с едкими и токсичными веществами

В лабораториях приходится работать с едкими (кислоты, щелочи) и токсическими веществами (фенол, бром, ртуть, метиловый спирт, дихлорэтан и т.д.). Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Для предупреждения ожогов при работе с едкими веществами все работающие обязаны пользоваться предохранительными очками и резиновыми перчатками, а в отдельных случаях – резиновым фартуком. Переливать кислоты и щелочи из бутылей в мелкую тару необходимо при помощи сифона. Водный аммиак, бром, концентрированные кислоты (азотная, соляная и др.) следует переливать только под тягой. Для приготовления растворов серной кислоты ее необходимо приливать в воду тонкой струей при непрерывном перемешивании. Растворять щелочи следует путем медленного прибавления к воде небольших количеств при непрерывном размешивании. Пролитые кислоты или щелочи необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать и лишь после этого проводить уборку.

Работы с жидкими ядовитыми веществами следует производить под тягой в резиновых перчатках, защитных очках и при необходимости в противогазах. Измельчать твердые ядовитые вещества нужно в специальных закрытых ступках и взвешивать в посуде под тягой. По окончании работы надо тщательно вымыть руки с мылом, прополоскать рот водой. Химическую посуду, которая употреблялась при работе с токсическими веществами, тщательно промывают, принимая все меры предосторожности. Нельзя переносить склянки с едкими, ядовитыми или горючими веществами, держа их за горлышко. Склянку всегда надо поддерживать и снизу.

Для оказания первой помощи при несчастных случаях в лаборатории имеется аптечка с перевязочными средствами и некоторыми медикаментами. В серьезных случаях после оказания первой помощи пострадавший должен быть направлен в лечебное учреждение. Каждый работающий обязан знать меры оказания первой помощи, они будут подробно рассмотрены в разделе 5

Тема 4.2 Прогнозирование развития событий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях (2 часа)

Содержание:

Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях. Оценка состояния при чрезвычайной ситуации. Способы прогнозирования обстановки при авариях на химически опасных объектах и стихийных явлениях.

 

В наши дни мировой научно-технический прогресс в определяющей степени способствует росту благосостояния людей. Но прогресс таит в себе и огромные опасности. Сохраняется общая тенденция роста числа аварий и катастроф, сопровождающихся ростом числа жертв и материальных потерь. Это объясняется возрастанием использования громадных объемов потенциально опасного сырья, усложнением технологических процессов и другими факторами. Не менее опасны и чрезвычайные ситуации, возникающие в результате стихийных бедствий, при которых также возможны огромные человеческие жертвы и материальные потери. Как следствие аварии, катастроф и стихийных бедствий могут возникать взрывы, пожары, бактериологическое (биологическое) заражение, воздействие ударной волны, ионизирующих излучений, сильнодействующих ядовитых и других вредных веществ. В этих условиях для более успешной с негативными проявлениями вышеуказанных событий необходимо соблюдать три наиважнейших принципа: предвидеть опасность; по возможности избежать опасности; при возникновении опасности – уметь действовать: грамотно, с применением необходимого оснащения.

Принципы прогнозирования

Прогнозирование – это получение качественных и количественных характеристик о будущем состоянии процесса или явления.

Наиболее важный элемент при прогнозировании – информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. Она и позволяет с использованием тех или иных методов определить состояние объекта в будущем.

Методы прогнозирования подразделяются на три группы: эвристические, статистические, математическое моделирование.

Эвристические методы строятся на использовании мнений специалистов-экспертов и используются для прогнозирования процессов, формализовать которые (представить в виде формул, уравнений) практически невозможно. Главное для работы экспертов – получение объективной начальной информации о прогнозируемом процессе.

Эвристическое прогнозирование широко применяется для определения тенденций развития социальных и исторических процессов, развития науки и техники (качественный прогноз, осно­ванный, например, на оценках ученых, социологов, политиков, писателей-футурологов и т.п.).

Статистические методы прогнозирования строятся на основе обработки статистического материала об интересующих явлениях и процессах и получении математических зависимостей, связывающих полученные характеристики со временем.

Математическое моделирование выполняется на основе статистического материала (результатов наблюдений), являющегося ис­ходным.

Все изложенное можно отнести и к прогнозированию ЧС.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – получение количественных характеристик о процессе возникновения и развития ЧС в будущем на основе анализа причин и источников их возникновения в прошлом и настоящем.

Процесс прогнозирования ЧС по назначению логично разделить на два этапа:

· прогнозирование возникновения ЧС;

· прогнозирование сценариев развития и последствий ЧС.

Разные цели, объемы исходной информации, ее содержание и способы получения, с одной стороны, позволяют рассматривать эти этапы вполне самостоятельно; с другой стороны, оба этапа неразрывно связаны, являясь стадиями единого процесса – прогнозирования возникновения и развития ЧС.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.