Для проведения практического занятия по фармакологии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Для проведения практического занятия по фармакологии

2017-12-13 415
Для проведения практического занятия по фармакологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка

 

По фармакологии

Для проведения практического занятия по фармакологии

со студентами 3 курса

лечебного и педиатрического факультетов

По теме

 

Общие анестетики (средства для наркоза),

снотворные средства,

антинаркотические препараты (аналептики)

Доцент кафедры фармакологии

Кубынин А. Н.

 

 


Методическая разработка

для проведения практического занятия по фармакологии

со студентами 3 курса лечебного и педиатрического факультетов

 

Тема занятия: «Общие анестетики (средства для наркоза),

снотворные средства,

антинаркотические препараты (аналептики)»

 

Цель занятия: усвоение классификации общих анестетиков, снотворных средств, изучение фармакокинетики и фармакодинамики препаратов на клеточном, органном и системном уровнях, обучение рационально обоснованному выбору препаратов для применения в медицинской практике, выработка практического навыка прописи рецептов на препараты перечисленных групп.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение на практическом занятии:

1. История развития общей анестезии (Х. Уэллс, В. Мортон, Н.И. Пирогов, Н.П. Кравков)

2. Классификация общих анестетиков (ОА)

3. Современные представления о механизме действия ОА на мембранном, синаптическом, рефлекторном и органном уровнях. Стадии наркза, осложнения, характерные для разных стадий наркоза, меры их предупреждения

4. Особенности ингаляционного и неингаляционного наркоза. Сравнительная характеристика отдельных препаратов. Принципы современного многокомпонентного наркоза. Медикаментозная подготовка к наркозу (премедикация)

5. Классификация снотворных средств. Механизм действия снотворных средств и их влияние на структуру сна. Принцип выбора снотворных средств при различных видах инсомний. Побочные эффекты снотворных средств: последействие, привыкание, феномен «отдачи», зависимость. Отравление снотворными средствами: симптомы, меры помощи

 

Литература для подготовки к занятию:

1. Материалы лекции

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник: ГЭОТАР МЕДИЦИНА.

3. Кубынин А.Н., Волчков В.А., Боровских Н.А. Средства для ингаляционного наркоза // Пособие для студентов III-VI курса всех факультетов. Редактор академик РАМН, проф. Ю.Д. Игнатов. С.-Петербург, 2009. – 41 с.

4. Кубынин А.Н., Волчков В.А., Боровских Н.А., Донской А.Г. Средства для неингаляционного наркоза // Учебное пособие для студентов III, V и VI курсов лечебного и стоматологического факультетов и факультета спортивной медицины. Редакторы: академик РАМН, проф. Ю.Д. Игнатов и академик РАМН, проф. Н.А. Яицкий. С.-Петербург, 2010. – 38 с.

5. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник [Электронный ресурс] DJVU, 736 стр., 2006 г. Артикул: 013239 Размер архива: 7,82 Мб/ -Режим доступа: http://www.medbook.net.ru

6. Государственный Реестр лекарственных средств России (ГРЛС) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx

 

План занятия

 

Введение

2. Проверка рецептурных заданий, выполняемых студентами при внеаудиторной самоподготовке, ответы на вопросы студентов, возникшие при выполнении ими рецептурных и тестовых заданий внеаудиторной самостоятельной работы

3. Выполнение студентами заданий аудиторного практического занятия по теме

4. Обсуждение со студентами решений заданий аудиторного практического занятия

5. Выполнение заданий по врачебной рецептуре

6. Заключение

Задание для внеаудиторной работы студентов:

1. Выписать рецепты на препараты по теме: Общие анестетики; Снотворные средства; Аналептики.

2. Выполнить задания для самостоятельной подготовки студентов в системе «Академик NT» по теме «Общие анестетики, снотворные средства, антинаркотические средства (аналептики)»(Претест)

3. Выучить классификацию и фармакологическую характеристику лекарственных средств, представленных в классификаторах.

 

Список препаратов для выписывания по теме: Общие анестетики, снотворные средства, аналептики см. в конце разработки.
КЛАССИФИКАЦИЯ

 

ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ (ОА)

(Средства для наркоза)

Ингаляционные ОА

Летучие жидкости

- Диэтиловый эфир (эфир для наркоза стабилизированный)

- Галотан (Фторотан)

- Изофлуран (Форан)

- Севофлуран (Севоран)

- Десфлуран (Супран)

Газы

- Динитрогена оксид (закись азота, N2O)

- Ксенон (Медксенон, КсеМед)

Неингаляционные ОА

Короткого действия (до 15 мин)

- Кетамин

- Пропофол (Диприван)

СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА

1. Барбитураты

Фенобарбитал

2. Бензодиазепины

1) Длительного действия (Т1/2 более 24 ч)

Нитразепам

Диазепам (Сибазон)

2) Средней продолжительности действия (Т1/2 = 6-24 ч)

Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (Феназепам)

Лоразепам (Лорафен)

Оксазепам (Нозепам, Тазепам)

3) Короткого действия (Т1/2 менее 6 ч)

Мидазолам (Дормикум, Фулсед)

Комбинированные препараты: Диазепам + Циклобарбитал (Реладорм)

 

3. Бензодиазепиноподобные средства (циклопирролоны, имидазопиридины, пиразолопиримидины)

Зопиклон (Имован, Сомнол, Релаксон) (Т1/2= 5 ч)

избирательные ω1-агонисты

Золпидем (Гипноген, Ивадал, Санвал) (Т1/2= 2,4 ч)

Залеплон (Анданте) (Т1/2= 1 ч)

 

  1. Антигистаминные (Н1-гистаминоблокаторы)

Доксиламин (Донормил)

 

  1. Производные ГАМК

Аминофенилмасляная кислота (Фенибут)

 

  1. Мелатонин (аналог гормона эпифиза)

Мелатонин (Мелаксен, Циркадин)

 

 

ПРОФИЛИРОВАНИЕ

Использование в педиатрии

Следует отметить, что дети раннего возраста более чувствительны к средствам общей анестезии, чем взрослые. Это связано с большей проницаемостью ГЭБ, особенностями биотрансформации препаратов, меньшими возможностями перераспределения анестетиков в жировую и мышечную ткани и т.д. Однако скелетная мускулатура у них расслабляется в меньшей степени, чем у взрослых. В структуре общих анестезий ингаляционные средства у детей используются значительно чаще, чем у взрослых пациентов, что актуализирует выбор наиболее безопасных ингаляционных анестетиков для педиатрической практики.

По оценке специалистов использование севофлурана в педиатрической практике обеспечивает дополнительную безопасность анестезии. Севофлуран не имеет резкого и неприятного для пациента запаха, обладает минимальным раздражающим действием на дыхательные пути взрослых и детей, не стимулирует саливацию и бронхиальную секрецию. Поэтому показания к применению севофлурана сформулированы как «вводная и поддерживающая общая анестезия у взрослых и детей при хирургических операциях в стационаре и в амбулаторных условиях».

Для ингаляции используют заводской испаритель, специально калиброванный для севофлурана. Дозу препарата подбирают индивидуально и титруют до достижения необходимого эффекта с учетом возраста и состояния больного. Как правило, для вводного наркоза применяют 6-8 об% севофлурана на фоне дыхания чистым кислородом 7-8 л/мин до потери сознания пациентом. Необходимый уровень общей анестезии можно поддерживать севофлураном в концентрации от 0,5 об.% до 3 об.%, в зависимости от того, в сочетании с закисью азота и кислородом, или без закиси азота проводится анестезия (таблица 1).

Таблица 1.

Значения МАК севофлурана для взрослых и детей

Возраст больного (лет) Севофлуран (об.%) с О2 Севофлуран (об.%) с 65% N2O и 35% О2
0-1 мес 1-6 мес 6 мес-3 года 3-12 3,3 3,0 2,8 2,5 2,6 2,1 1,7 1,4 - - 2,0 - 1,4 1,1 0,9 0,7

МАК севофлурана снижается при одновременном применении оксида азота (примерно на 50% у взрослых и 25% у детей).

Пропофол. Детям старше 8 лет вводят внутривенно, медленно, до появления клинических признаков наступления наркоза. Дозу подбирают согласно возрасту и/или массе тела. Средняя доза – 2,5 мг/кг; для детей младше 8 лет дозы могут быть выше. Не рекомендуется в акушерской практике, так как проникает через плацентарный барьер.

Тиопентал натрия для базисного наркоза у детей младшего возраста с повышенной нервной возбудимостью можно назначать ректально в виде 5% теплого раствора из расчета: в возрасте до 3 лет по 0,04 мг/кг на год жизни; в возрасте 3-7 лет - 0,05 мг/кг на год жизни.

Оксибутират натрия детям для вводного наркоза назначают внутрь в дозе 150 мг/кг (в 5% растворе глюкозы), внутривенно вводят в дозе 100 мг/кг в 30-50 мл 5% раствора глюкозы в течение 5-10 минут частыми каплями.

В педиатрической практике могут применяться также галотан, изофлуран, закись азота и кетамин. МАК фторотана (галотана) для детей до 6 мес - 1.08 об.%; до 10 лет - 0.92 об.%. Кетамин противопоказан детям с любыми заболеваниями, сопровождающимися судорожной активностью.

Снотворные средства

Фенобарбитал для применения в педиатрической практике выпускается в виде раствора с концентрацией 0,2% (2 мг/мл) во флаконах по 100 мл, может применяться и в виде порошков по 0,005; назначается в качестве снотворного в дозе 0,005-0,0075 мг на прием.

Нитразепам (табл. по 0,005) назначают детям за 20 мин. до сна в зависимости от возраста в разовой дозе:

до 1 года – 0,00125-0,0025 (1/4-1/2 таблетки)

от 1 до 5 лет – 0,0025-0,005 (1/2-1 табл)

от 6 до 14 лет – 0,005 (1 табл)

Золпидем (0,01), зопиклон (0,0075) и донормил (доксиламин, 0,015) назначаются детям старше 15 лет внутрь за 15-30 мин до сна.

Если нарушение сна вызвано аллергическими реакциями, сопровождающимися кожным зудом, целесообразно в качестве снотворного средства использовать Н1-гистаминоблокаторы, проникающие через ГЭБ. Например, димедрол в разовой дозе:

до 1 года - 0,002-0,005 г, от 2 до 5 лет - 0,005-0,015, 6-12 лет – 0,015-0,03 г.


Вопросы к заданиям по рецептуре

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 1

1. Снотворное средство длительного действия, производное бензодиазепина

2. Средство для внутривенного наркоза короткого действия

3. Средство, возбуждающее дыхательный центр

4. Ингаляционный анестетик, сенсибилизирующий миокард к адреналину

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 2

1. Снотворное средство средней продолжительности действия, производное бензодиазепина

2. Общий анестетик в лекарственной форме эмульсии

3. Ингаляционный анестетик с низким риском развития гепатита

4. Анестетик с выраженным аналгетическим эффектом

 

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 3

1. Анестетик, обеспечивающий внутривенную анестезию длительностью 20-30 мин

2. Блокатор гистаминовых рецепторов, снотворное средство

3. Ингаляционный анестетик с высоким риском развития гепатита

4. Средство, вызывающее аналептический эффект

 

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 4

1. Снотворное средство, агонист БДЗ рецепторов, вызывающее минимальную миорелаксацию

2. Препарат, вызывающий «диссоциативную» анестезию

3. Средство для лечения передозировки, вызванной бензодиазепинами

4. Препарат для внутривенной общей анестезии длительного действия

 

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 5

1. Снотворное, чаще других вызывающее последействие и лекарственную зависимость

2. Производное барбитуровой кислоты для общей анестезии

3. Анестетик, иногда вызывающий галлюцинации в постнаркозном периоде

4. Ингаляционный анестетик, оптимальный для индукции наркоза у детей

 

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 6

1. Производное бензодиазепина для премедикации

2. Фторированное соединение для ингаляционной анестезии

3. Внутривенный анестетик с антигипоксическим действием

4. Снотворное средство длительного действия

 

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 7

1. Средство с седативным, миорелаксирующим и анксиолитическим эффектом

2. Анестетик из группы летучих жидкостей для применения в педиатрии

3. Неингаляционный анестетик, обеспечивающий анальгезию без выраженной миорелаксации

4. Средство при передозировке мидазолама

 

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 8

1. Производное бензодиазепина для вводного наркоза

2. Анестетик, метаболизирующийся с образованием трифторацетата

3. Внутривенный общий анестетик, производное барбитуровой кислоты

4. Лекарственный препарат для терапии инсомний, характеризуется средней продолжительностью действия

 

 

Лечебный факультет

Задание по врачебной рецептуре к занятию по теме: «Общие анестетики, снотворные средства, аналептики» ВАРИАНТ 9

1. Производное бензодиазепина для атаралгезии

2. Ингаляционный анестетик, характеризуется быстрым выходом из наркоза

3. Снотворное средство с периодом полувыведения 1 час

4. Внутривенный анестетик для седации пациентов при проведении ИВЛ

 


АУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Задание 1. (PowerPoint)

Разбор возможных ошибок при вписывании рецептов по теме «Общие анестетики, снотворные средства»

 

Задание 2. УИРС (PowerPoint)

Методическая разработка

 

По фармакологии

для проведения практического занятия по фармакологии

со студентами 3 курса

лечебного и педиатрического факультетов

По теме

 

Общие анестетики (средства для наркоза),

снотворные средства,

антинаркотические препараты (аналептики)

Доцент кафедры фармакологии

Кубынин А. Н.

 

 


Методическая разработка

для проведения практического занятия по фармакологии

со студентами 3 курса лечебного и педиатрического факультетов

 

Тема занятия: «Общие анестетики (средства для наркоза),

снотворные средства,

антинаркотические препараты (аналептики)»

 

Цель занятия: усвоение классификации общих анестетиков, снотворных средств, изучение фармакокинетики и фармакодинамики препаратов на клеточном, органном и системном уровнях, обучение рационально обоснованному выбору препаратов для применения в медицинской практике, выработка практического навыка прописи рецептов на препараты перечисленных групп.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение на практическом занятии:

1. История развития общей анестезии (Х. Уэллс, В. Мортон, Н.И. Пирогов, Н.П. Кравков)

2. Классификация общих анестетиков (ОА)

3. Современные представления о механизме действия ОА на мембранном, синаптическом, рефлекторном и органном уровнях. Стадии наркза, осложнения, характерные для разных стадий наркоза, меры их предупреждения

4. Особенности ингаляционного и неингаляционного наркоза. Сравнительная характеристика отдельных препаратов. Принципы современного многокомпонентного наркоза. Медикаментозная подготовка к наркозу (премедикация)

5. Классификация снотворных средств. Механизм действия снотворных средств и их влияние на структуру сна. Принцип выбора снотворных средств при различных видах инсомний. Побочные эффекты снотворных средств: последействие, привыкание, феномен «отдачи», зависимость. Отравление снотворными средствами: симптомы, меры помощи

 

Литература для подготовки к занятию:

1. Материалы лекции

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник: ГЭОТАР МЕДИЦИНА.

3. Кубынин А.Н., Волчков В.А., Боровских Н.А. Средства для ингаляционного наркоза // Пособие для студентов III-VI курса всех факультетов. Редактор академик РАМН, проф. Ю.Д. Игнатов. С.-Петербург, 2009. – 41 с.

4. Кубынин А.Н., Волчков В.А., Боровских Н.А., Донской А.Г. Средства для неингаляционного наркоза // Учебное пособие для студентов III, V и VI курсов лечебного и стоматологического факультетов и факультета спортивной медицины. Редакторы: академик РАМН, проф. Ю.Д. Игнатов и академик РАМН, проф. Н.А. Яицкий. С.-Петербург, 2010. – 38 с.

5. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник [Электронный ресурс] DJVU, 736 стр., 2006 г. Артикул: 013239 Размер архива: 7,82 Мб/ -Режим доступа: http://www.medbook.net.ru

6. Государственный Реестр лекарственных средств России (ГРЛС) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx

 

План занятия

 

Введение

2. Проверка рецептурных заданий, выполняемых студентами при внеаудиторной самоподготовке, ответы на вопросы студентов, возникшие при выполнении ими рецептурных и тестовых заданий внеаудиторной самостоятельной работы

3. Выполнение студентами заданий аудиторного практического занятия по теме

4. Обсуждение со студентами решений заданий аудиторного практического занятия

5. Выполнение заданий по врачебной рецептуре

6. Заключение

Задание для внеаудиторной работы студентов:

1. Выписать рецепты на препараты по теме: Общие анестетики; Снотворные средства; Аналептики.

2. Выполнить задания для самостоятельной подготовки студентов в системе «Академик NT» по теме «Общие анестетики, снотворные средства, антинаркотические средства (аналептики)»(Претест)

3. Выучить классификацию и фармакологическую характеристику лекарственных средств, представленных в классификаторах.

 

Список препаратов для выписывания по теме: Общие анестетики, снотворные средства, аналептики см. в конце разработки.
КЛАССИФИКАЦИЯ

 

ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ (ОА)

(Средства для наркоза)

Ингаляционные ОА

Летучие жидкости

- Диэтиловый эфир (эфир для наркоза стабилизированный)

- Галотан (Фторотан)

- Изофлуран (Форан)

- Севофлуран (Севоран)

- Десфлуран (Супран)

Газы

- Динитрогена оксид (закись азота, N2O)

- Ксенон (Медксенон, КсеМед)

Неингаляционные ОА


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.