Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий.

2017-12-13 200
Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности

Как показывает практика, учащиеся часто затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что еще раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое / просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации; выразительное чтение отрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями:

а) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

б) понимать основную мысль текста; в) формировать систему аргументов;

г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

е) выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) понимать назначение разных видов текстов;

з) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) выражать информацию текста в виде кратких записей; л) различать темы и подтемы специального текста;

м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

н) выделять не только главную, но и избыточную информацию; о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

–общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста; объяснение порядка инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставление основных частей графика или таблицы; объяснение назначения карты, рисунка; обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом);

–нахождение информации (умение пробежать текст «глазами», определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

–интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

–рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

–рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, в каждом из которых предусматривались задания следующих типов:

–найти в тексте искомую информацию, которая может содержаться как

вявном, так и в скрытом виде, как в основном, так и во вспомогательном тексте (подписи под иллюстрацией, в примечании) выраженной вербально или в иной (графической, цифровой) знаковой системе, быть однозначной или противоречивой;

–интерпретировать текст: в легких случаях определить и обосновать главную мысль текста, в более сложных заданиях – установить связи и отношения между частями текста, проявить способность к классификации материала, рассуждениям по аналогии и к пониманию контекстного значения слова, смыслов языковых тонкостей;

–рефлектировать: в легком варианте установить связи текста с внешним опытом, в более сложном – аргументировано и критически оценивать текст, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.