Образ коня в мифологии (былины, фольклор, мифология, сказки) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Образ коня в мифологии (былины, фольклор, мифология, сказки)

2017-12-13 535
Образ коня в мифологии (былины, фольклор, мифология, сказки) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конь в богатырских сказаниях — не только стремительное средство передвижения, доставляющее хо­зяина по его желанию «в один миг» в место назначения, но и верный спутник, помогающий делом и советом. Конь че­ловеку всегда дается свыше. Он является для казахов сим­волом высшего мира, мира мудрости, мира предков. Осо­бенно явно это проявляется в обрядах — родильных, похо­ронных, свадебных. В похоронных обрядах уход человека в другой мир со­провождался и отправкой туда его коня. Ученые объясня­ют такие действия утилитарными причинами: кочевник считал, что мертвому нужно дать все, что он имел в этой

 

жизни. Конь — символ интеллекта, символ высшего мира и проводник, потому он должен со­провождать уход человека в мир предков. Символично, что при похоронах часто погребали не всего коня, а лишь его голову. Голова, как символ высшего мира, должна была сле­довать за хозяином. Неслучайно в жертву аруахам казахи приносили не барана, а белую кобылу. Многие археологи свидетельствуют, что в курганах на территории Казахста­на часто вместе с хозяином хоронили либо головы лошадей, либо шкуры. На годовые поминки казахи обязательно закалывали лошадь, что было символом того, что умерший достигал своих предков к этому времени. Культ коня до сих пор остается загадкой для многих исследователей.

В казахской поэтике национальное своеобразие осмысления земной судьбы человека также заключено в расширении иппической концептосферы: судьба героя во многом связана с конём. Вместе с тем многие поэты и писатели далеки от такой сугубо национальной ограниченности. Каждая повесть, каждый рассказ – свидетельство во всём успешного и упорного продвижения к цели: оплодотворить традиции отечественной литературы художественным опытом развитых литератур мира.

Судьба человеческой индивидуальности в современном мире у художников слова становится предметом исследования как бы через мировосприятие животных. Если же их произведения были созданы в конце прошлого века в советское время, то теперь могут быть прочитаны по-новому и оценены по заслугам. Так, О. Сулейменов, дебютировавший сборником стихов «Аргамаки», традиционную для казахской поэзии тему - иппическую - раскрывает посредством характеристики всадника, который останавливает коня у заветной могилы великого Абая.И снова «О, Конь!». Вороной, стоящий целого табуна. Социально ещё глубже, острее разговор о коне... [1, с. 17].

Современные казахские писатели А. Кекильбаев, Д. Досжанов, М. Каназов, М. Магауин, обращаясь к глубинной семантике иппических сюжетов, трансформируют архетипические схемы, реализующие генетически заложенные в них значения. Они скурпулёзно воссоздают подробности национального быта и ландшафта, небезуспешно пытаясь таким образом проникнуть во внутренний мир человека. В поисках более плодотворного приёма отображения действительности они учитывают весь богатый опыт признанных мастеров слова в этом жанре: Л.Н. Толстого - «Холстомер», А.И. Куприна - «Изумруд», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Ф. Абрамова – «О чём плачут лошади», Ф. Алегрия - «Призовая лошадь», Аббаса Саяра - «Старая лошадь», Ч.Т. Айтматова - «Прощай, Гульсары», С. Сейфуллина - «Асау тулпар», И. Джансугурова - «Кулагер», Т. Алимкулова «Белый конь».

Многие иппические сюжеты поэтичных рассказов писателей казахской литературы

передаются, как правило, на фоне весенней перекочёвки аула на джайляу. Сегодня, когда большинство жителей Казахстана стали горожанами, а из сельчан только незначительная часть занимается отгонным животноводством, значение этого ежегодного события с переходом на осёдлость стало забываться.

Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Также культ коня среди тюркоязычных народов Сибири лучше всего представлен у якутов. Как отмечают исследователи, у якутов было божество Дьхогой, считавшееся создателем и покровителем коней. Его относили к пантеону небожителей и представляли в образе коня. Приписывали небесное происхождение. Коней приносили в жертву божествам в качестве священных животных. В алтайском героическом эпосе, который вобрал в себя основные элементы фольклорной традиции тюрков, часто встречается устойчивая формула обращения богатыря к своему коню.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.