Б1. Б. 18 психология и педагогика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Б1. Б. 18 психология и педагогика

2017-12-13 155
Б1. Б. 18 психология и педагогика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б1.Б.18 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

 

Методические рекомендации, задания и учебный материал

для практических занятий для студентов, обучающихся по направлению 08.03.01 Строительство

 

Ханты-Мансийск

2017 г.

Содержание

 

1. Методические указания для проведения занятий. 3

2. Комплекты домашних заданий. 10

3. Комлект контрольных вопросы к зачету. 17

 


 

Методические указания для проведения занятий

по изучению дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Методические указания по проведению семинарских занятий

по направлению 08.03.01 «Строительство»

 

Студенты на семинарском занятии сами обсуждают предложенную тему, а преподаватель лишь наблюдает за происходящим, организуя обсуждение, следя за тем, чтобы диалог не вырождался в пустое словопрение и не уходил слишком далеко от заданной проблематики. Тем не менее, помимо кратких корректирующих реплик и вопросов к участникам обсуждения, удобно, если, после одного или нескольких смысловых блоков и последовавшего за ними обсуждения, преподаватель сделает резюме, в котором выскажет свою позицию, а заодно подчеркнет еще раз те моменты, которые представляются ему ключевыми для рассматриваемой темы. Нормальный режим проработки материала на семинаре: докладчик рассказывает смысловой блок, обсуждение, резюме преподавателя, переход к следующему смысловому блоку. Очень важно, чтобы преподаватель оценивал работу студентов, причем не только докладчиков, но и участников обсуждения (например, выставлял каждому студенту определенный бал по итогам каждого семинарского занятия; возможно, балы за доклады и за участие в обсуждении следует выставлять независимо). При итоговой проверке знаний хорошо использовать принцип: сложность экзамена (зачета) обратно пропорциональна активности в течении семестра. Если с самого начала объяснить этот принцип студентам, то это будет хорошим внешним стимулом для работы на семинарских занятиях.

Описанная форма проведения семинаров сопряжена с определенными «опасностями», которые следует иметь в виду. Во-первых, удается занятие по этой схеме или нет, в очень большой степени зависит не от преподавателя, а от студентов. Во-вторых, преподаватель должен быть готов к возникновению на занятии непредсказуемых поворотов темы, которые потребуют от него реакции экспромтом. В третьих, подобная форма работы имеет тенденцию неограниченно расползаться во времени. Главное же достоинство этой формы – сочетание достаточно жесткой схемы (как требуемого от студентов, так и организации работы на семинаре) с богатыми возможностями для возникновения неформального обсуждения. Сложность, связанная с лимитом времени может быть преодолена за счет выборочного использования семинарского материала. Во-первых, чаще всего реально проходится лишь часть из предложенных тем. Во-вторых, в каждой из них берется лишь часть первоисточников и часть вопросов для обсуждения. По некоторым вопросам целесообразнее вместо доклада проводить общее обсуждение с группой. В третьих, возможно, некоторые вопросы обсудить подробнее, зато другие оставить на самостоятельное изучение по усмотрению преподавателя. Каждую из тем семинара можно использовать независимо от других, причем одна тема может требовать более чем одно семинарское занятие. Некоторые темы изначально не предполагаются для изучения полностью, требуется выбрать ту или другую часть материала. По каждой теме дается три раздела: теоретические вопросы, обсуждение практического задания и обсуждение конспекта научной статьи.

Примерные темы рефератов по курсу «Психология и педагогика»

1. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности.

2. Развитие интеллектуально-творческих способностей.

3. Развитие фантазии и воображения.

4. Невербальные средства общения.

5. Конфликт. Приемы разрешения конфликтных ситуаций.

6. Современные тенденции развития психологии.

7. Современные тенденции развития педагогики.

8. Ценности и воспитание.

9. Национальное своеобразие воспитания.

10. Самовоспитание и перевоспитание.

11. Общекультурное значение педагогики.

12. Человек как предмет воспитания.

13. Способы воспитательного воздействия на человека.

14. Поликультурное воспитание, воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.

15. Инновационные образовательные системы ХХ века.

1.3. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

по направлению 08.03.01 «Строительство»

 

 

Контрольная работа выполняется студентом после прохождения установочных занятий. Контрольная работа включает в себя задания на проверку знаний.

 

Основные этапы работы

1. Выбрать тему (по последней цифре зачетной книжки).

2. Дать теоретический анализ по предложенному вопросу.

Требования к оформлению в соответствии с ГОС.

1. Выполняется на формата А4. Объем составляет не более 5-7 страниц.

2. Шрифт 14 Times New Roman, интервал 1,5, выравнивание по ширине.

3. Обязательные разделы:

- титульный лист;

- содержание;

- литература.

Критерии оценки

Соответствие практической работы всем требованиям и теме оценивается как зачтено.

 

 

1.4. Методические указания по организации самостоятельной работы студента и изучению дисциплины

по направлению 08.03.01 «Строительство»

 

В рамках курса «Психология и педагогика»предусмотрено выполнение студентами самостоятельной работы, целью которой является помочь студентам полнее и прочнее усвоить теоретические положения данного курса.

Самостоятельная работа студентов проходит в несколько этапов:

1. Самостоятельное освоение разделов и тем. В указаниях приводятся темы для самостоятельной проработки, студентам необходимо детально ознакомится с ними. Методика изучения вопросов предельно проста: студент, используя приведенный библиографический список, в отдельную тетрадь конспектирует ответы на вопросы. В конце семестра он сдает свой конспект на проверку. Если у студента возникают какие-либо вопросы в ходе выполнения самостоятельной работы, он может в течение семестра прояснять их у преподавателя. После проверки конспект возвращается студенту.

2. Контрольные вопросы для самостоятельной работы. В течение семестра студент прорабатывает контрольные вопросы по дисциплине. Если это необходимо, в течение семестра могут быть заданы дополнительные вопросы преподавателю из списка контрольных, предназначенных для самостоятельной проработки.

 

Разделы и темы, выносимые для самостоятельного освоения

(заочная форма)

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Трудоемкость, часов Формы отчетности
1. Психика. Основные определения психики. Эволюция психики: развитие психики животных, развитие психики человека. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики. Психика, поведение, деятельность.   Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
1. Сознание. Сознание и его свойства. Виды сознания. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция». Соотношение сознания и бессознательного.   Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
1. Психические явления. Психические процессы; психические состояния; психические свойства. Познавательные психические процессы. Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону). Классификация видов восприятия. Свойства восприятия. Классификация видов представлений. Свойства представлений. Классификация видов воображения. Классификация видов мышления. Основные мыслительные операции. Интеллект. Мнемические процессы. Классификация видов памяти. Классификация видов внимания. Эмоции и чувства.     Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
1. Межличностные отношения. Общение, аспекты общения. Классификация видов общения. Функции общения. Структура общения. Перцепция. Аттракция. Приемы аттракции. Общение и речь. Виды речи. Речь и язык.   Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
1. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Группа, ее характеристики. Малая группа. Положение членов группы, основные понятия: позиция, статус, внутренняя установка, роль. Групповая динамика. Каналы коммуникаций в группе. Коллектив. Основные признаки коллектива. Межличностные отношения в группах и коллективах.   Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
1. Место педагогики в системе наук. Формы связи педагогики с другими науками. Система педагогических наук.   Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
2. Образование как общечеловеческая ценность. Современное мировое образовательное пространство. Образование как социальное явление. Образование как социокультурный феномен. Образование как система. Инновации. Свойства современного образования. Образовательная система России. Типы образовательных учреждений в Российской Федерации.   Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
2. Педагогический процесс. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса. Основные системы организации педагогического процесса. Управленческий цикл. Функции педагогического управления.   Тестирование.
2. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность и структура обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Методы обучения. Классификация методов обучения. Формы обучения. Классификация форм обучения по виду учебных занятий.   Опорный конспект по вопросам. Практическое задание в письменной форме.
2. Организация учебной деятельности в вузе. Формы организации учебной деятельности в вузе. Самостоятельная работа студентов. Педагогический контроль в высшей школе. Формы педагогического контроля.   Практическое задание в письменной форме.
2. Теоретические основы воспитания. Сущность, цели, содержание, организация воспитания. Классификация видов воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Методы воспитания.   Реферат.
2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Семья как малая группа. Основные задачи семьи. Функции семьи. Семейное воспитание. Принципы семейного воспитания. Цель и задачи семейного воспитания. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты. Психологический контакт между родителями и детьми.   Творческий проект «Семейное воспитание»
  Подготовка к зачету    
Итого:    

Комплекты домашних заданий

по направлению 08.03.01 «Строительство»

 

Тема 1. Психика.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Приведите различные определения сложнейшего и многогранного феномена, каким является психика.

2. Перечислите и поясните основные свойства психики.

3. Назовите особенности психического отражения действительности.

4. Раскройте понятие «эволюция психики».

5. Назовите важнейшие достижения человечества, которые способствовали в значительной степени развитию психики человека.

6. Сравните понятия «филогенез» и «онтогенез».

7. Психика и особенности строения головного мозга человека.

8. Сравните понятия «поведение» и «деятельность».

 

Выполнить практические задания

Задание 1. Заполните таблицу «Стадии развития психики».

 

Стадии психического отражения Уровни психического отражения Примеры живых существ, достигших уровня данного развития
  Низший    
Высший    
  Низший    
Высший    
Наивысший        

 

Задание 2. Заполните таблицу «Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену)».

 
 

 


Задание 3. Заполните таблицу «Отличия деятельности человека от активности животных».

  Деятельность человека Активность животных
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Задание 4. Изобразите схематично структуру деятельности.

 

Тема 2. Сознание.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Приведите определение понятия «сознание», перечислите его свойства.

2. Перечислите и охарактеризуйте виды сознания.

3. Поясните содержание понятия «самосознание», «Я-концепция», «самооценка».

4. Проанализируйте соотношение сознания и бессознательного.

 

Выполнить практические задания

Задание 1. Схематично представьте обобщенную модель структуры сознания.

 

Тема 7. Образование как общечеловеческая ценность.

Современное мировое образовательное пространство.

Подготовить ответы на вопросы:

  1. Образование как социальное явление.
  2. Образование как социокультурный феномен.
  3. Социокультурные функции образования.
  4. Образование как система. Инновации.
  5. Свойства современного образования.
  6. Образовательная система России.
  7. Современное мировое образовательное пространство.
  8. Тенденции модернизации мировых систем образования.

 

Выполнить практические задания:

 

Задание 1. В произвольном виде раскройте понятие «содержание образования».

 

Задание 2. В виде блок – схемы отобразите типы образовательных учреждений в Российской Федерации.

 

Выполнить тестирование

 

1. Дидактика а) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется воспитание и развитие детей
Педагогический процесс б) Область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения
Методы обучения в) Способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога по вооружению обучаемых компетенциями, их воспитанию в процессе обучения
2. Навыки а) Умение успешно выполнять действия на основе приобретенных знаний
Умственное развитие б) Многократное повторение одних и тех же действий в одинаковых и аналогичных условиях
Учебная деятельность в) Совокупность количественных и качественных изменений происходящих в мыслительной деятельности ребенка по мере обогащения опытом, с возрастом и под влиянием воспитательных воздействий
  г) самостоятельная деятельность ребенка по усвоению ЗУН и способов действий
3. Содержание образования а) Система важнейших требований и положений, обеспечивающих эффективное функционирование учебного процесса
Обучение б) Система компетенций, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности
Принципы педагогического процесса в) Особенности объединения педагогом детей для организации занятий
  г) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого дети активно овладевают ЗУН; осуществляется воспитание и развитие детей
4. Формы организации обучения а) Возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями
Умственное воспитание б) Многократное повторение одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях
Умения в) Особенности объединения педагогом детей для организации занятий, в ходе которых и совершенствуется учебно-воспитательный процесс
  г) Целенаправленное воздействие на развитие активной мыслительной деятельности детей
5. К какой классификации методов относятся словесные, наглядные и практические? а) методы по характеру познавательной деятельности учителя и учащегося;
б) методы по источнику знаний;
в) методы по особенностям деятельности учителя и учащегося
6. К какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы? а) Методы по логике передачи и восприятия информации.
б) Методы по степени управления учебной работой.
в) Методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.
7. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует: а) форма организации обучения;
б) метод обучения;
в) технические средства обучения;
г) все ответы неверны.
8. Классно-урочная система обучения – это: а) метод обучения;
б) организационная форма обучения;
в) средство обучения;
г) разновидность лекции.
9. Перечислите известные вам нормативные документы об образовании  
 
 
 
10. Функции педагогического управления  
 
 
 
11. Назовите Ф.И.О. министра образования РФ  

 

Литература

N п/п Автор Название Место издания Наименование издательства Год издания
  Основная литература
1. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика Москва Академия  
2. Кроль, В.М. Психология и педагогика Москва Академия  
Дополнительная литература
1. Столяренко, Л.Д. Основы психологии Ростов н/Д. Феникс  
2. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология Москва Академия  
  3. Пидкасиситый, П.И. Педагогика Москва Педагогическое общество России  
4. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И.   Психология и педагогика Санкт-Петербург Питер  
5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов Москва Владос Пресс  

Комплект вопросов к зачету

по направлению 08.03.01 «Строительство»

 

Вопросы к зачету

1. В чем состоит особенность психологии и педагогики как учебной дисциплины?

2. Охарактеризуйте структуру и содержание учебной дисциплины «Психология и педагогика».

3. Выделите предмет и объект психологии, дайте их характеристику.

4. Определите этапы развития психологического знания.

5. Укажите место психологии в системе наук и характер взаимосвязей.

6. Назовите основные теории, научные школы и концепции современной психологии.

7. Охарактеризуйте основные методы психологии.

8. Перечислите основные отрасли психологии.

9. Выделите основные социально-психологические макрохарактеристики человека.

10. Дайте определение психики человека. Какова ее структура?

11. Что такое гомеостаз?

12. Расскажите о развитии психики в процессах филогенеза и онтогенеза.

13. Какова структура деятельности?

14. Охарактеризуйте субъект деятельности.

15. Перечислите свойства сознания.

16. Перечислите группы психических явлений.

17. Дайте характеристику основным психологическим процессам.

18. В чем состоит «Я-концепция»?

19. Каково соотношение сознания и бессознательного?

20. Перечислите основные познавательные психические процессы.

21. Каково значение ощущений в жизни человека?

22. Какие виды ощущений вы знаете?

23. Что влияет на процесс ощущений?

24. Дайте характеристику процессам восприятия.

25. Каковы физиологические основы восприятия?

26. Каковы особенности восприятия?

27. Назовите виды восприятий и их характеристики.

28. Охарактеризуйте сущность процесса представления.

29. Что составляет основу представлений?

30. Каковы основные закономерности представлений?

31. Дайте характеристику вниманию как психическому процессу.

32. Охарактеризуйте основные виды внимания.

33. Каковы свойства внимания?

34. В чем заключается связь внимания с другими психическими процессами?

35. Каково значение внимания в деятельности человека?

36. Дайте характеристику памяти как психическому процессу.

37. Назовите основные процессы памяти.

38. Какие виды памяти существуют?

39. Что называется воображением?

40. Каковы основные виды воображения?

41. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображения.

42. Дайте общую характеристику мышлению.

43. Охарактеризуйте индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

44. Дайте характеристику речи и ее функциям.

45. Как связаны между собой речь и мышление?

46. Назовите виды речи и ее основные свойства.

47. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?

48. Чем вызываются эмоции и чувства человека?

49. Какова разница между настроением и аффектом?

50. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

51. Определите структуру личности в психологии.

52. Определите понятия перцепции и аттракции в психологии.

53. Какие факторы влияют на формирование личности современного специалиста?

54. В каком соотношении находятся цели и мотивы деятельности личности?

55. Охарактеризуйте основные свойства и типы нервной системы человека.

56. Что такое темперамент?

57. Дайте характеристику видам темперамента.

58. Дайте определение характера. Чем отличается характер от темперамента?

59. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера?

60. Как классифицируются черты характера?

61. Как формируется характер человека? Каковы пути воспитания характера?

62. Что включает в себя понятие способности?

63. Дайте классификацию способностей.

64. Чем отличаются способности от таланта?

65. Что составляет основу развития способностей?

66. Выделите основные характеристики малых групп.

67. Дайте определение коллектива.

68. Что принято называть психологией трудового коллектива?

69. Каковы способы и правила воздействия на взаимоотношения в коллективе?

70. Чем различаются понятия «лидер» и «руководитель»?

71. Охарактеризуйте семью как малую группу.

72. Определите, что такое предмет и объект педагогики.

73. Перечислите основные задачи и методы педагогики.

74. Определите место педагогики в системе современных наук.

75. В чем состоит особенность педагогики как науки?

76. Перечислите основные категории педагогики.

77. В чем сущность образования как социального явления?

78. Перечислите социокультурные функции образования.

79. Охарактеризуйте образование как систему.

80. Каковы особенности современного мирового образовательного пространства?

81. Охарактеризуйте основные мировые образовательные модели.

82. В чем отличие образовательной системы России от образовательных систем других стран?

83. Перечислите типы образовательных учреждений России.

84. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.

85. Выделите основные закономерности педагогического процесса.

86. Перечислите основные принципы дидактики.

87. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.

88. Перечислите функции обучения.

89. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.

90. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.

91. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.

92. В чем заключается самостоятельная работа студентов? Каковы ее виды?

93. Какие элементы составляют управленческий цикл?

94. Перечислите виды педагогического анализа и его значение.

95. Перечислите особенности педагогического контроля в высшей школе.

96. Сформулируйте основные закономерности воспитания.

97. Раскройте содержание принципов воспитания, обоснуйте их взаимосвязь.

98. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.

99. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.

100. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

101. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.

102. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?

103. Перечислите принципы семейного воспитания.

104. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.

105. Что такое семейный конфликт?

106. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.

107. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?

108. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».

109. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.

110. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?

 

Б1.Б.18 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

 

Методические рекомендации, задания и учебный материал

для практических занятий для студентов, обучающихся по направлению 08.03.01 Строительство

 

Ханты-Мансийск

2017 г.

Содержание

 

1. Методические указания для проведения занятий. 3

2. Комплекты домашних заданий. 10

3. Комлект контрольных вопросы к зачету. 17

 


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.