Методология и методы исследования в педагогике и психологии. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методология и методы исследования в педагогике и психологии.

2017-12-09 322
Методология и методы исследования в педагогике и психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методология – учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания. «методология есть система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.» в педагогике под методологией понимается совокупность ведущих философских и других идей, принципов, установок, процедур, которые лежат в основе исследования и преобразования педагогических явлений.

Методы: 1) Общенаучные (анализ, синтез, сравнение, социометрия, тестирование и т.д);2)Эмпирические (наблюдение, беседа, консилиум, эксперимент); 3)Теоретические (анализ литературных источников, анализ понятийного аппарата, прогнозирование и ангализ); Методология и методы психологии: Методология психологии - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на познание психического мира человека. Методология - неотъемлемая часть любой науки. Без методологии наука не имеет самостоятельного статуса. В психологии методология связана с мировоззрением, выполняет функцию общей системы объяснительных принципов и оказывает влияние как на стратегии исследований, так и на интерпретацию полученных результатов.

Методы: 1) Наблюдение - это метод сбора эмпирической информации с помощью органов чувств, который зак­лючается в преднамеренном, целенаправленном, сис­тематическом, непосредственном восприятии и регис­трации психологических фактов(внутреннее(самонаблюдение, интроспекция) и внешнее наблюдение; непосредственное (наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии) на­блюдение и опосредованное (исследователь знакомит­ся с наблюдаемым объектом косвенно, например, изучая документы); сплошное(ход событий фиксируется постоянно) и выборочное(исследователь фиксирует наблюдае­мые процессы строго в определенные промежутки вре­мени) наблюдение; скрытое(о присутствии наблюдателя исследуемым не сообщается) и открытое(исследова­тель оповещает испытуемых о своей роли) наблюдение; включенное(исследователь сам становится членом груп­пы) наблюдение и невключенное(исследование протекает без установления контакта с изучаемым объек­том). 2)Эксперимент - это метод исследования, целью кото­рого является установление причинно-следственных связей между определенными методами. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Исследователь сам создает ситуации, вынуждающие испытуемых проявить искомое качество личности. Выделяют естественный эксперимент и ла­бораторный, формирующий и констатирующий. 3)Тест - это стандартизированная психологическая ме­тодика, предназначенная для сравнительной количествен­ной и качественной оценки у человека изучаемого психоло­гического качества (тест-опросник, тест-задание, тест IQ).4)Анкетирование (изучение объективных факторов поведения и деятельности людей, их отношений, мнений, оценок). 5) Опрос - метод психологического исследования, в про­цессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологических качествах людей и характере межличностного взаимодействия в группах, кол­лективах. Опросы делятся на устные (интервью) и письменные (анкета).6)Метод анализа продуктов деятельности – анализ детских рисунков, почерк, сочинение.7)Биографический метод –исследованиеавтобиографии, писем, дневников, исповедей.

 

3. Структура и особенности современной системы образования в РФ. Психолого-педагогические основы непрерывного образования.

Закон РФ «Об образовании» (1996)определяет государственную политику в области образования.

Структура:

Дошкольное образование. Не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.

Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с недостатками в развитии.

o Начальное образование обычно составляет часть среднего образования, за исключением маленьких деревень и отдаленных территорий. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.

o Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.

o Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения – 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Профессиональное образование. Профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

o Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

o Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

o Высшее профессиональное образование.

Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Они могут заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Закон «Об образовании» требует установления стандартов образования. Это необходимое условие многопрофильного и разноуровневого среднего образования.

Непрерывное образование - содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование - это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования.

Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задается учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?

Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности. Три главных аспекта сущности непрерывного образования:1)традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ, на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. 2)восприятие образования как непрерывного жизненного процесса с приоритетом педагогически организованных формальных структур;3) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных.

Психология: пример развития психики в деятельности. Чел.учится всю жизнь – для этого надо знать психологию зрелого чел.(возрастную психологию). Ананьев дает понятие «студенческий возраст». У чел.существуют периоды подъема и спада мозговой активности. Для построение неприрывного обучение необходима приемственность между нач.и ср.школой,ср.и стар., стар.и вузом. Существуют курсы повышения квалификации…

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.