Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Взаимосвязь педагогической и психологической науки и практики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Взаимосвязь педагогической и психологической науки и практики

2017-12-09 740
Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Взаимосвязь педагогической и психологической науки и практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские и психологические обоснования.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Основная социальная функция – передача из поколения в поколение знаний, умений, идей, социального опыта, способов поведения. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Вос­питание — процесс целенаправленного формирования лич­ности. Это специально организованное, управляемое и контро­лируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понима­нии процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение заданной цели. Особенности: 1) целенаправленность; 2) сложность (результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения); 4) динамичность, подвижность, изменчивость; 5) длительность; 6) непрерывность, комплексность; 7) вариативность и неопределенность результатов. Уровень профессиональной подготов­ленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от вос­питателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников

Виды воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Отрицательные черты: ребенок-объект воздействия со стороны взрослых, стандартизация, авторитарный стиль, разрыв обучения и воспитания, нарушение преемственности.

Философские основания: Главными философскими идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию.

Психологические основания:1)положение о воспитуемости – пластичности и восприимчивости центральной нервной системы; 2)подход к воспитанию как сложному многоступенчатому рефлекторному процессу, в основе которого лежит образование условных рефлексов;3)регулировка процессов торможения и возбуждения;5)изучение в системе отношений с другими людьми;6)изучение в процессе деятельности. Теория воспитания: «деятельностная концепция воспитания». желать то, что полезно обществу, выявить мотивы ребенка (позитивные - удовлетворять), не взывать к разуму, а правильно организовать деятельность. Проблема может противостоять только проблеме.

 

Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в педагогических ситуациях разного типа и уровня сложности. Методы воспитания: сущность и классификация.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы - механизмы, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод состоит из методических приемов. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Классификация методов воспитания:• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Выбор методов воспитания: Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффектив­ным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих вы­бор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены сле­дующие:1)Цели и задачи воспитания. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.2) Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. 3) Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста вос­питанников. 4)Уровень сформированности коллектива (класса): гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. 5) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. 6) Условия воспитания: к ним, кроме материальных, психофи­зиологических, санитарно-гигиенических относятся и отноше­ния, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.7) Средства воспитания: методы воспитания становятся сред­ствами, когда выступают компонентами воспитательного процес­са. 8) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выби­рает только те методы, с которыми он знаком, которыми владе­ет. 9) Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.10) Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспита­тель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо пред­видеть, к каким результатам приведет применение метода.

Психология: Ситуации: проблемные (решаемые по шаблону, по привычке), проблемные (какой метод выбрать?)-препод-ль должен проанализировать и разрешить ситуацию. Принципы: конструктивности, -совместной ответственности за решенную ситуацию.

Содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Вопросы к учащимся.Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство.Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры. Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр.

 

Семья и ее воспитательные возможности. Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии личности ребенка.

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:1)формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;2)бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.

Целью семейного воспитания являются:1)формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:1)семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;3)часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы; учителей; друзей.

Семья является ведущим фактором, определяющим физическое и духовное развитие развивающейся личности. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Установленный факт, что чем лучше семья, тем лучше влияет она на результаты воспитания. Исключения бывают, но они редки.

Современный кризис семьи выражается в том, что семья все хуже реализует свою основную функцию — воспитание детей. И. П. Подласый очерчивает следующий круг влияния семьи на развитие и воспитание личности:1) влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;2) в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформироваться не могут;3) семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;4) семья обеспечивает преемственность традиций;5) важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;6) существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье:

1) невысокий экономический уровень; 2) низкая культура общественной жизни, двойная мораль;3) двойная нагрузка на женщину (семья и работа);4) высокий процент разводов;

5) обострение конфликтов между поколениями; 6) увеличение разрыва между семьей и школой.

Компоненты содержания семейного воспитания: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, политическое, половое.

Методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях используются воспитывающие ситуации.

Средства воспитания в семье: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные традиции, обычаи, общественное мнение; духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.

Выбор методов и средств зависит от знания родителями своих детей, от личного опыта родителей, от педагогической культуры родителей.

 

Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики. Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя, его должностные обязанности.

Основой профессионализма учителя являет­ся научно-теоретическая и практическая ком­петентность. Содержание профессиональной готовности можно отразить в профессиограмме, которая отражает инвариантные, идеальные параметры личности и профессиональной дея­тельности учителя. В настоящее время дейст­вуют три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга, объединяющих в себе профессиональные требования к учителю:1) общегражданские качества;2) качества, которые определяют специфику профессии учителя;3) специальные знания, умения и навыки по спе­циальности.

В. А. Крутецкий к качествам, определяющим специфику профессии учителя, относит дидак­тические, академические, коммуникативные способности, педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков в числе наиболее важных пе­дагогических способностей определяет дидакти­ческие, конструктивные, перцептивные, экспрес­сивные, коммуникативные и организаторские. Он считает, что в личностной структуре учителя долж­ны присутствовать общегражданские качества, социально-перцептивные, нравственно-психо­логические, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки. К последним он относит: 1) общепедагогические (информационные, мо­билизационные, ориентационные, развиваю­щие);2) общетрудовые (конструктивные, организа­торские, исследовательские);3) коммуникативные (общение с людьми разных возрастов);4) самообразовательные (обобщение своих знаний и их применение на практике при ре­шении педагогических задач и усвоении но­вой информации).

Цель педагогического образования заклю­чается в постоянном общем и профессиональ­ном развитии учителя, характеристиками ко­торого являются:1) высокая гражданская ответственность и со­циальная активность;2) хорошее отношение к детям;3) высокий уровень духовной культуры, комму­никабельность;4) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, креативность мышления;5) склонность к самообразованию и готовность к нему;6) физическое и психическое здоровье, про­фессиональная работоспособность.

Современный учитель должен располагать сведениями о ее возможностях для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, должен постоянно обновлять свои знания, быть в курсе последних исследова­ний, открытий, теорий, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общим параметром познаватель­ной направленности личности учителя являет­ся диалектичность, которая проявляется в уме­нии в каждом явлении выявлять противоречия.

Смысл педагогической профессии выявляет­ся в педагогической деятельности. Она пред­ставляет собой особый вид социальной деятель­ности, которая направлена на передачу от старших поколений младшим накопленного че­ловечеством опыта и культуры, а также органи­зацию условий для их личностного развития и становления в социуме.

Педагогическая деятельность осуществляет­ся в специальных учреждениях: школах, профес­сиональных училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях по­вышения квалификации и переподготовки.

Структуру педагогической деятельности мож­но изобразить как единство цели, мотивов, дей­ствий (операций) и результата. Системообразую­щим параметром педагогической деятельности является цель (А. Н. Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с воспитанием и обучением личности.

Процесс обучения учащихся в школе проходит под руководством учителя. Учитель устанавли­вает перед учениками задачи и постепенно услож­няет их, а также создает условия для благополуч­ного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с постановкой цели; прилагает различные формы организации обучения; исполь­зует разнообразные методы, при помощи которых содержание легче усваивается учащимися.

Управление процессом обучения проис­ходит поэтапно:1) планирование;2) организация;3) регулирование (стимулирование);4) контроль;5) оценка;6) анализ результатов.

Второй этап включает в себя постановку учеб­ных задач перед учениками и создание условий для их успешного выполнения (инструктаж, рас­пределение функций, предъявление алгоритма).

Третий этап—регулирование процесса обуче­ния с помощью непрерывного контроля (в форме наблюдения, устных и письменных опросов, про­верки классных и домашних работ и др.) над обу­чающимися. Результаты контроля учитываются учителем и на занятии, и в дальнейшем путем за­медления или ускорения темпов обучения, сни­жения или повышения объема работ, наводящих вопросов и дополнительных объяснений и т.п.

Регулирование и корригирование процесса обучения осуществляется при помощи средств стимулирования (таких как воодушевление, под­бадривание, похвала, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, и т.п.), а также системы оценок, которая особен­но эффективна в начальных и средних классах.

Последним этапом обучения является ана­лиз результатов решения педагогической зада­чи. Он исполняется по принципам достижения в общности образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и усло­вий их достижения.

Анализ должен обнаружить причины изъянов в процессе обучения и успехов, а также запла­нировать пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

 

Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Взаимосвязь педагогической и психологической науки и практики

Педагогика - это в широком смысле наука о воспитании и обучении человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему, это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Задачи педагогики 1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике - это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. 2.Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Основные категории педагогики: формирование (процесс развития человека под влиянием внешних и внутренних факторов: среда, воспитание, обучение); образование (процесс и результат овладние общественно-историческим опытом), воспитание (целенаправленный процесс взаимодействии учителя и учащегося, направленный на формирование личностных качеств учащихся), обучение (целенаправленный систематический процесс взаимодействия учителя и учащегося, направленный на формирование знаний, умений, навыков и развитие творческого мышления учащегося), развитие (процесс качественных и количеств.изменений наследуемых и приобретенных свойств личности).

Связь педагогики с другими науками:

1) философией;

2) психологией (помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности);

3) школьной гигиеной (изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса);

4) социологией;

Психология - в дословном переводе наука о душе. – наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Специфика предмета –положение на стыке гуманитарных и естественных наук. Слитность объекта и субъекта познания.

Задачи психологии: анализ, прогноз-ние поведения чел.

1. изучение причин психических явлений

2. изучение закономерностей деятельности общения

3. особенности формирования личности

4. изучение познавательных процессов(память, мышление, воображ.)

5. изучение индивидуальных различий

Связь психологии с другими науками

1. философия 2. Биология (психология заимствовала некоторые общебиологические теоретические положения для обосно­вания закономерностей развития психики); 3. Этология; 4. Генетика; 5. Физиология; 6. Медицина; 7. Социология; 8.Этнография; 9.история.

Связь психологии и педагогики

В любом педагогическом исследовании обязательно приходится учитывать психологические характеристики объекта педагогических воздействий, каким является обучаемый и воспитываемый человек. Правда, на эту проблему «натыкается» не каждый психолог, потому что не все психологи занимаются педагогикой. Но с ней по необходимости имеет дело каждый педагог, ибо педагогика без психологии обойтись не может.

Психология изучает человека, психологическую структуру его личности в контексте деятельности и в связи с ней. Педагогика же делает объектом научного анализа один из видов человеческой деятельности. Психологическое знание служит одним из источников построения теоретических моделей в педагогике. Психологический анализ может оказаться необходимым для выявления причин расхождения между «идеальным» представлением об обучении и реальным положением дел. Создание конкретных рекомендаций для учителей потребует учета психологических характеристик учащихся определенной возрастной группы. Такие характеристики необходимо учитывать и во многих других случаях, например при определении условий усвоения школьниками учебного материала в процессе обучения. Только психология может дать педагогу — для использования в научной или практической работе - понимание психических процессов: восприятия, понимания, запоминания и т.д. Наконец, цели образования, в конечном счете, формулируются на языке психологии как характеристики качеств личности, которыми будет обладать образованный человек.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.