Материал, содержащий сведения о формировании основных навыков, востребованных при написании сочинения см. в ПРИЛОЖЕНИИ № 2 — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Материал, содержащий сведения о формировании основных навыков, востребованных при написании сочинения см. в ПРИЛОЖЕНИИ № 2

2017-12-13 265
Материал, содержащий сведения о формировании основных навыков, востребованных при написании сочинения см. в ПРИЛОЖЕНИИ № 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материал, содержащий сведения о формировании основных навыков, востребованных при написании сочинения см. в ПРИЛОЖЕНИИ № 2

СЮДА кратко о проблемах прошлого года.

 

 

 

Проведение блока уроков повторения курса литературы 5-11 классов с ориентацией на 5 предложенных тем итогового сочинения 2017/18

Направление 1: «Верность и измена»

Официальный комментарий к направлению:

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Начнём с толкования понятий.

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности — измена.

Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

Измена — нарушение верности кому- или чему-либо.

Полезно составить словарь полярных понятий.

Таблица 2

Верность -преданность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность, правильность, безошибочность, справедливость, достоверность; любовь,; несомненность, непогрешимость, правоверность, приверженность, бесспорность, очевидность, доподлинность, самоочевидность, надежность, неискаженность, посвящённость. Измена -предательство, вероломство, неверность; блуд, штрейкбрехерство, супружеская неверность, нож в спину, прелюбодейство, измена, коварство, прелюбодеяние, отступничество, адюльтер.

Есть возможность поговорить о широкой сфере применения понятия:

1.Верность/ измена в широком смысле.

2. Верность/ измена в любовной сфере.

3. Верность (измена) Родине, государственному долгу

4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.

5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.

6. Верность животных своим хозяевам.

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ КО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ см. в ПРИЛОЖЕНИИ №1

Направление 2:«Равнодушие и отзывчивость»

Официальный комментарий к теме «Равнодушие и отзывчивость»:

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Составим словарь полярных понятий:

Таблица 5

Отзывчивость: Равнодушие:
внимание, участие, сочувствие, добродушие, человечность, чуткость, внимательность, душевность, сострадательность, участливость холодность, беспристрастность, безразличие, бесчувственность, безучастность, апатичность, флегматичность

Приведем несколько толкований понятий «отзывчивость» и «равнодушие»:

Отзывчивость

  • Отзывчивость – это одно из положительных качеств личности, которое проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, оказать помощь.
  • Отзывчивость связана с гуманизмом, с любовью к людям, желанием быть нужным им, особенно в сложные минуты.
  • Отзывчивость — это и словесная поддержка другого, когда необходимо успокоить, просто выслушать. Это и конкретные дела и поступки, выражающиеся в том, что человек, оставив на втором плане свои проблемы, в первую очередь помогает тому, кому эта помощь нужна. Поэтому эгоистичный, самовлюблённый человек вряд ли будет отзывчивым на чужую беду, потому что для него важнее всего его проблемы.

Равнодушие

• Равнодушие — это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Равнодушный человек не протянет руку помощи нуждающемуся, спокойно может пройти мимо.

• Равнодушие – это и безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему. Равнодушный человек не интересуется тем, что происходит вокруг. Он живёт в своём мире, своими проблемами, заботами, а всё, что интересует и волнует его современников, людей, живущих с ним в одной стране, городе, работающих в одном коллективе, — всё это ему безразлично.

• Равнодушие – это черта характера человека, которая приводит его к душевной пустоте, нежеланию откликаться на чувства и эмоции других, к злобе и даже жестокости. Равнодушному человеку ничего и никого не жалко, он теряет стыд, совесть.

• Равнодушие — один из злых пороков человека. С молчаливого согласия равнодушных людей могут совершаться самые отвратительные дела.

• Равнодушие – это утрата человеком способности любить, дружить, ценить что-либо в жизни, неумение радоваться красоте вокруг, ведь равнодушным всё равно. Равнодушие делает и самого человека несчастным и приносит много неприятностей и даже бед окружающим.


Введем дополнительные материалы, рассмотрим несколько тем из 2-го направления «Равнодушие и отзывчивость».

Таблица 6

Возможные формулировки темы   Возможное формулирование главной мысли, тезиса   Цитатный материал   Литературные произведения
Темы, содержащие проблемный вопрос 1.Какого человека можно назвать «отзывчивым»? 2.Чем опасно равнодушие? 3.Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья? 4.Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь? 5.Что значит "быть бескорыстным" человеком? 6.Важно ли уметь прощать? 7.Нужно ли бороться с несправедливостью? 8.Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека? 9.Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности?     Темы на сопоставление понятий10.Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость? 11.Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»? 12.Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости? 13.Сочувствие и доброта – это синонимы? 14.Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине? 15.Что важнее: сочувствие или реальная помощь?   Темы, содержащие цитату 16.Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»? 17.Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»? 18.Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»? 19.Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». 20.Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.» 21.Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»? 22.Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»? Формулируя главную мысль, собственный тезис, хорошо прямо ответить на проблемный вопрос, далее порассуждать о понятии и закрепить примерами из литературных произведений. Например, тема 3: «Трудно не согласиться с тем, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья». Толстой говорил в романе «Анна Каренина» о том, что все счастливые семьи похожи. Я думаю, что они похожи именно тем, что что в них преобладают добрые, доверительные отношения, каждый член семьи отзывается на горе или радость другого. Замечательным примером, иллюстрирующим моё суждение, могут быть семьи Гринёвых и Мироновых в «Капитанской дочке» А.Пушкина и семья Ростовых в романе «Война и мир» Л.Толстого». (74 слова) Тема 4. Как часто мы видим людей, равнодушно проходящих мимо людей, животных, которым нужна их помощь. Эти люди не хотят тратить свои душевные силы, чтобы помочь другому. «Тебе тяжело, ну а мне какое дело?» Как свидетельствует русский фольклор: ему ни жарко, ни холодно, его хата с краю… Почему же такой человек равнодушен? Что будет с нами, если мы все будем отгораживаться от чужой беды. Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых герои проявляют необыкновенный эгоизм. Прежде всего вспоминаю персонажей из пушкинской «Капитанской дочки» Алексея Швабрина и Григория Печорина из романа М.Лермонтова «Герой нашего времени». (91 слово)     Тема 14 Мне кажется, что вообще всё в мире связано. Например, человек улыбнулся - и его улыбка вызвала доброе чувство, затем приятия и, может быть, дружбу. Маленькое «добро» порождает большое. Так же, как равнодушие к конкретному отдельному человеку, может обернуться равнодушием к Родине. Равнодушие к окружающим может объясняться крайним эгоизмом. Равнодушие – тоже эмоция, отклик, только злой. Равнодушие не предполагает диалога, взаимопонимания. Равнодушие способствует разобщению людей. Примером, иллюстрирующим мои мысли, могут стать литературные персонажи Алексей Швабрин и Николай Зарецкий из романа Е.Водолазкина «Авиатор» (80 слов)   Тема 16 Мне трудно сразу согласиться с высказыванием Бернарда Шоу». Всё-таки равнодушие не столь явно отражается на нашем самочувствии: ну, не замечает тебя человек, ну не помогает, да и ладно! А вот ненависть по отношению к себе трудно не заметить! А по Шоу именно равнодушие – вершина бесчеловечности. Попробую поразмышлять: почему так. Как равнодушие приводит к свёртыванию человечности. Призову на помощь литературный материал. Пусть это будут пьесы Н.Гоголя «Ревизор» и А.Чехова «Вишнёвый сад». (70 слов)   Пословицы и поговорки: Валить с больной головы на здоровую. А там хоть трава не расти. Моя хата с краю – ничего не знаю. Под лежачий камень вода не течёт. Ему всё трын-трава… Отгораживаться Китайской стеной. Ни жарко, ни холодно. Наше дело сторона. А после нас хоть потоп. Моё дело петушиное – прокричал, а там хоть не рассветай. Известные высказывания Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу) Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький) …равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов) Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками) Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский) Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин) Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм) Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль) Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу) Эгоизм — это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский) Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский) Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон) Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер) Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... (Э. Золя) Встать на путь диалога — гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай) Отзывчивость ближних — это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма) Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствиеокружающим. (Ф. А. Искандер) Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно... (Ф. С. Фицджеральд) Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич) Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский) Кроме указанных произведений для первого направления, можно добавить следующие: А.Чехов «Тоска», «Человек в футляре» Н.Лесков «Левша» В.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья») А.Куприн «Чудесный доктор» В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» А.Платонов «Юшка» Б.Ясинский «Заговор равнодушных» Е.Носов «Кукла» К.Паустовский «Телеграмма» В.Распутин «Уроки французского» Ф.Абрамов«О чём плачут лошади» Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» А.Солженицын «Матрёнин двор» Е.Водолазкин «Авиатор» А.Геласимов Жажда» и др.

 

Полезно потренировать умение создания аргументов и их комментирование в основной части

Таблица 7

Тема и вступительная часть сочинения 2 аргумента из литературных произведений и комментарий к ним
3.Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья? Трудно не согласиться с тем, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья». Толстой говорил в романе «Анна Каренина о том, что все счастливые семьи похожи. Я думаю, что они похожи именно тем, что что в них преобладают добрые, доверительные отношения, каждый член семьи отзывается на горе или радость другого. Замечательным примером, иллюстрирующим моё суждение могут быть семьи Гринёвых и Мироновых в «Капитанской дочке» А.Пушкина и семья Ростовых в романе «Война и мир» Л.Толстого». (74 слова) ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ: Оба романа – А.Пушкина и Л.Толстого- объединяет «мысль семейная». Так характеризовал свой роман Лев Толстой, но, без сомнения, тема семьи очень важна и в романе А.Пушкина. КОММЕНТАРИЙ: Семьи Мироновых и Гринёвых не очень похожи. Но это только на первый взгляд: Гринёвы достаточно богатые, как бы мы сейчас сказали успешные, люди; у Мироновых единственная дочь – бесприданница. Андрей Петрович – потомственный дворянин, Иван Кузьмич Миронов – по происхождению из солдатских детей. Он заслужил уже личное дворянство. Но в главном они похожи – женились по любви, честно служили, любили своих детей, были добрыми и отзывчивыми. Их дети Пётр и Мария даже в критической ситуации страшного восстания Пугачева не изменили себе, остались добрыми, отзывчивыми. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВЫВОД: Традиции, которые сложились в их семьях, - доброта, порядочность, способность не быть безучастными и пассивными по отношению к людям и обстоятельствам стали залогом их будущего счастья. ВТОРОЙ АРГУМЕНТ: Эта же тема доброй, честной, ответственной, а потому и счастливой семейной жизни звучит в романе Л.Толстого. Удивляет своими отношениями любви, благодарности, отзывчивости, преданности семья Ростовых. Дети и родители живут в атмосфере любви, радости. Вспомним эпизод из романа, когда Ростовы приезжают погостить к дядюшке. После охоты все собираются вокруг стола, с восторгом слушают игру на балалайке и любуются русским танцем графинечки Наташи. А Николай РостоВ, возвращающийся после тяжёлого карточного проигрыша в родительский дом, слышит пение Наташи. И её голос, сама атмосфера дома влияют на его состояние. Он понимает, что нужно жить, нужно выбираться из сложившихся обстоятельств. Доброта, взаимопонимание, гармония – составляющие мира дома Ростовых. Отзывчивый характер, добрая душа у этих людей возникли не сами по себе. Все Ростовы олицетворяют в произведении национальный русский характер. (252 слов)
14.Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине? Мне кажется, что вообще всё в мире связано. Например, человек улыбнулся - и его улыбка вызвала доброе чувство, затем приятия и, может быть, дружбу. Маленькое «добро» порождает большое. Так же, как равнодушие к конкретному отдельному человеку, может обернуться равнодушием к Родине. Равнодушие к окружающим может объясняться крайним эгоизмом. Равнодушие – тоже эмоция, чувство, отклик, только злой. Равнодушие не предполагает диалога, взаимопонимания. Равнодушие способствует разобщению людей. Примером, иллюстрирующим мои мысли, могут стать литературные персонажи Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» А.Пушкина и Николай Зарецкий из романа Е.Водолазкина «Авиатор» (80 слов) Автор романа «Заговор равнодушных» Бруно Ясинский говорил, что не надо бояться злых и ненавидящих, а нужно бояться равнодушных, потому что с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства. Очень жёстко, но очень точно сказано. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ:Именно равнодушие граничит с предательством. Равнодушный утрачивает способность любить, дружить, радоваться красоте. Своим равнодушием он часто развязывает руки негодяям. Но и сам равнодушный может окончательно пасть, оставив родителей и даже предав свою Родину. КОММЕНТАРИЙ:Падение Алексея Ивановича Швабрина, персонажа «Капитанской дочки» А.Пушкина, началось, видимо, ещё за пределами романных событий. Он оказался в Белогорской крепости, как говорит Василиса Егоровна, за смертоубийство. Читатель понимает, что это произошло на дуэли. Он не уважает никого в крепости. Появившемуся в крепости Гринёву говорит, что наконец увидел человеческое лицо. Значит, никого из жителей Белогорской крепости он не уважает. Находясь вкрепости, он оболгал Марию Ивановну, дочь капитана Миронова, участвовал в бесчестной дуэли. Вполнелогичным оказывается и его переход на сторону бунтовщиков, измена присяге равнозначна измене Императрице, измене Родины. ВТОРОЙ АРГУМЕНТ:В романе нашего современника Е.Водолазкина есть очень интересный персонаж – Николай Зарецкий. Это человек, работающий на мясокомбинате, ворующий там колбасу, считающий, что после революции он, пролетарий, «стал всем». В литературе Х1Х века этот образ отнесли бы к типу «маленького человека», над которым плакала и которому сочувствовала вся русская словесность. Но Николай Зарецкий в новое время стал олицетворять новый тип человека – равнодушного, самодовольного, мечтающего о первенстве и славе. Я понимаю, что сочувствие к бедным, униженным и оскорблённым никогда не должно перерастать в сентиментальность, потому что униженные и оскорблённые ничуть не лучше тех, кто унижает и оскорбляет. Их униженное или, наоборот, гордое равнодушие вполне может обернуться ужасным предательством, ненавистью к Родине, которая не соответствует их запросам. Так и произошло с Зарецким, когда он написал донос на своего соседа. (273 слова)
16.Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»? Мне трудно сразу согласиться с высказыванием Бернарда Шоу». Всё-таки равнодушие не столь явно отражается на нашем самочувствии: ну, не замечает тебя человек, ну, не помогает, да и ладно! А вот ненависть по отношению к себе трудно не заметить! А по Шоу именно равнодушие – вершина бесчеловечности. Попробую поразмышлять: почему так. Как равнодушие приводит к свёртыванию человечности. Призову на помощь литературный материал. Пусть это будут пьесы Н.Гоголя «Ревизор» и А.Чехова «Вишнёвый сад». (70 слов) Пьесы Н.Гоголя и А.Чехова – комедии. Смысл этого жанра – высмеивание пороков. Объединяет их ещё та особенность, что в них нет или почти отсутствуют (у Чехова) положительные персонажи. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТОбе пьесы населены равнодушными, безответственными героями. КОММЕНТАРИЙУ Гоголя все чиновники уездного города боятся приезда ревизора, потому что служат плохо и не равнодушны только к своему материальному положению. Они безразличны, безучастны ко всему тому, что является их прямыми обязанностями. Автор награждает их говорящими фамилиями: судья Ляпкин-Тяпкин - это характеристика его судейского служения; полицейский Держиморда, и понятно, как он относится к горожанам – обижает правого и виноватого. Хозяин города Сквозник-Дмухановский так боится ревизии, что готов на любое неправедное действие. В них нет ненависти, они просто безответственно и равнодушно тянут свою лямку, а в городе в это время из-а их безответственности и равношушия царят хаос и беззаконие. Второму изданию комедии Гоголь предпослал эпиграф: На зеркало неча кивать, коли рожа крива». Эта самая «кривая рожа» объясняется не только безразличием и отстранённостью, но и пассивностью, желанием только личного комфорта и приводит к пустоте, утрате совести, становится вершиной бесчеловечности. ВТОРОЙ АРГУМЕНТВ пьесе Чехова в центре внимания автора как будто всё неплохие люди. Это вовсе не гоголевские монстры, у которых нет ни чести, ни совести. КОММЕНТАРИЙНо давайте прислушаемся и присмотримся к их словам и поступкам. Хозяева имения дворяне Раневская и Гаев внешне достойные и уважаемые люди. Гаев много говорит, произносит пафосную речь, обращённую к «дорогому, многоуважаемому шкафу». Он живёт, ни о чём не задумываясь: «всё состояние проел на леденцах» иронизирует автор. Любит вкусно поесть, поиграть в биллиард, а к остальному абсолютно равнодушен. Ещё интереснее и сложнее окажется образ Раневской. Она внешне добра, очень сентиментальна. Утверждает, что любит своих дочерей Аню и Варю – и бросает их на произвол судьбы. Она влюблена в свой сад, много раз говорит о том, что его нельзя продавать, произносит много красивых слов, как будто всем внешне сострадает, но в итоге забирает деньги и уезжает в Париж к любовнику. Интересен образ другого помещика – Симеонова-Пищика. Сама фамилия становится его характеристикой: первая часть торжественная, высокая, а вторая – смешная и абсолютно сниженная. Он разорён и теперь готов продать всё. Продаёт свою землю по кусочкам англичанам, они нашли там какие-то полезные ископаемые. А то, что сад и эта земля – их родина, напрочь забыто ими. Вероятно, из-за стремления к комфорту, успеху свернулась и скукожилась их душа. Они стали не просто равнодушными, они стали людьми, для которых смешались ценностные основы жизни. Равнодушие, отстранённость, безучастность, бесчувственность, стремление только к личному успеху может привести человека к деградации. Почти все герои пьесы «недотёпы». Я думаю, что именно поэтому. (401 слово)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Примерные темы к направлению 1: «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА»:

Тема сочинения, сформулированная как проблемный вопрос:

Что значит быть верным?

Как вы понимаете слово «верность»?

Важно ли быть верным слову?

Что толкает человека на измену?

К чему приводят измены?

Чем опасна измена?

Можно ли простить предательство?

Чем опасна измена?

Можно ли простить предательство?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Как влияет предательство на отношения?

Какое предательство самое страшное?

Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

Может ли быть неверным благородное сердце?

Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?

Можно ли назвать собаку самым верным другом?

Нужно ли быть верным самому себе?

Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?

Может ли верность принести человеку разочарование?

Темы сочинений на сопоставление:

Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

Как, по-вашему, связаны верность и дружба?

В чем причины измен и предательств?

Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?

Темы с использованием цитаты:

Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля ягода»

Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»?

«Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций

Согласны ли вы с утверждением: «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?.

Согласны ли вы с утверждением «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит»? (Август Платен)

Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан)

Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?

Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»?

Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)

Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?

Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».

Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?

Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)

Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)

Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?

Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?

Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?

 

Примерные темы к направлению 2:«Равнодушие и отзывчивость».

Темы, содержащие цитату

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»

Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака»?

Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

 

Примерные темы к направлению3:«Цели и средства»

Тема, сформулированная как проблемный вопрос:

Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Оправдывает ли цель средства?

Почему важно иметь цель в жизни?

Для чего нужна цель?

Достижение какой цели приносит удовлетворение?

Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?

Что значит «великая цель»?

Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?

Может ли человек жить без цели?

Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Можно ли добиться цели, если все против тебя?

К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Чем мечта отличается от цели?

Чем опасно бесцельное существование?

Как достигнуть цели?

Можно ли судить о человеке по его цели?

Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

Как общество влияет на формирование целей?

Существуют ли недостижимые цели?

Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?

В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?

Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

Какова цель существования человека?

Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?

Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?

 

Темы сочинений на сопоставление:

Какая разница между истинной и ложной целью?

Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

Как связаны моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

Темы с использованием цитаты:

Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?

Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута, о пути забывают»?

Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам».

Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?

Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?

Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?

Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?

Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

Согласны ли Вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?

Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?

Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

Как Вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?

 

Примерные темы к направлению 4: «Смелость и трусость»

Темы, содержащие цитату

Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?
Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
совершенно лишенными желаний»?
Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
Как влияет смелость на формирование личности?
Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?

 

Примерные темы к направлению 5: «Человек и общество»

Работа над вступлением

Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.

Рассмотрим типичные цели вступления:

- дать общие сведения об обсуждаемой теме (В ответе малого объёма это не нужно)

- ввести в тему текста

- назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст

- обосновать актуальность проблемы

- заинтересовать потенциального читателя

- подготовить к восприятию текста

- высказать свою точку зрения на проблему.

При написании вступления можно использовать приём так называемого «магнита».

«Магнит», иначе - зацепляющий крючок», нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя. Логично, если «магнитом» станет первое предложение. Существуют разные приемы написания «магнитов». Примеры будем приводить по теме «Как я понимаю нигилизм Евгения Базарова?».

Таблица 6

Прием Пример
Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме) Часто ли мы задумываемся о самой природе нигилизма? Нигилизм – это отрицание всего или просто фронда?
Интересные наблюдения Нам кажется, что нигилизм остался в рамках своего века, когда он был изучен и прокомментирован гениальным Ницше
Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы Только золотая посредственность пользуется завидною привилегией – никого не раздражать и не иметь …противников. В.Г. Белинский Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. В.Г. Белинский Если нет вечности, то ничего нет. Н.А. Бердяев Только влюбленный имеет право на звание человека. А. Блок
Восклицание Как хочется иногда представиться неким современным денди, отрицающим все и вся!
«Сломанный компас», или ассоциация (выбирается какая-либо ассоциация, даже далекая от проблематики текста, а потом выявляется их глубинная связь). Недавно мне случилось наблюдать за очень «крутым» парнем, а потом выяснилось, что внутри его крутости и уверенности – такая глубина тоски и нежелания хоть что-то позитивно принять, что я многое понял. Вот он современный нигилист. Да, он усвоил новый имидж уверенного и нахрапистого бизнесм

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.