Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в.

2017-12-13 672
Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темы для сообщений

1. С.П. Боткин основоположник клинико-экспериментальной медицины

2. Отец и сын Боткины (Сергей Петрович и Евгений Сергеевич) в российской истории и культуре

3. Основатель Московской клинической школы доктор Г.А. Захарьин

4. Медицина и благотворительность в XIX в.

5. С.С. Корсаков и развитие психиатрии в России во второй половине XIX в.

6. Медицина России второй половины XIX в. в русской художественной литературе.

7. Земская медицина.

8. Лечебные учреждения Ярославской губернии. XIX в.

9. Съезды земских врачей о насущных проблемах медицины России второй половины XIX в.

10. Ф.Ф. Эрисман: научная и общественная деятельность

 

Литература

1. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. М., 2004.

2. Сорокина Т.С. История медицина. / Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. 9-е изд. М.: Издательский центр «Академия». 2009. – 560 с.

 

Дополнительная литература

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины XIX века. М., 2008.

2. Бородулин В.И. История медицины России. Клиника внутренних болезней во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Цикл лекций. М., 2011

3. Мирский М.Б. Медицина России Х – ХХ веков. М., 2005.

4. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1960.

5. Смирнова Е.М. Врачевание и милосердие (Здравоохранение Ярославской губернии в XVIII – середине XIX вв.). Ярославль, 2011.

6. Смирнова Е.М. От общественного призрения к общественной медицине (Здравоохранение Ярославской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв.). Ярославль, 2013.

7. Смирнова Е.М. Государство, общество и здравоохранение российской провинции в XVIII– начале XX вв. (по материалам Верхней Волги). Ярославль. 2015.

8. Выдающиеся деятели отечественной медицины. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Авторы-составители: Ерегина Н.Т., Хидирова В.И., Чудакова М.С. Ярославль, 2000.

9. Харламов Е.В., Киселева О.Ф. Российская школа бескорыстия. Ростов-на-Дону, 2012.

 

 

Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в.

 

В началеXIX в. клиническая медицина получила твердую почву для своего развития – возникло клинико-анатомическое направление, опиравшееся на сугубо клинические методы изучения больного: перкуссию, аускультацию, прощупывание. В результате были описаны новые болезни и синдромы. Распознавание таких болезней, как пневмония, пороки сердца, острый аппендицит, тиф, перитонит, желчно- и почечно-каменная болезнь и др. не представляло стало доступным для врачей. Однако объективные методы, например, термометрия, не применялись.

Если диагностические методы позволяли успешно различать отдельные заболевания, то лечение больных сводилось только к воздействию только на симптомы заболевания или же к применению традиционных средств, основанных на теории «гуморальной патологии», т.е. различных способов удаления «болезненной материи» – кровопускания, рвотные, слабительные, отхаркивающие и т.п.

Клиническая медицина превратилась в ветвящееся дерево: к терапии, хирургии, акушерству, глазным болезням добавлялись все новые специальности, соответственно новые клинические дисциплины: педиатрия, неврология, дерматовенерология, гинекология и т.д. В первой половине XIX в. основное направление ее развития оставалось эмпирическим; во второй половине медицина стала на естественнонаучный путь развития. Были достигнуты успехи в понимании природы болезней, механизме их развития, в их распознавании.

Ефрем Осипович Мухин (1766 – 1859) – с 1813 г. профессор медицинско­го факультета Московского университета (ранее профессор Московской медико-хирургической академии). Преподавал анатомию, фи­зиологию, токсикологию, судебную медицину, медицинскую полицию,одновременно будучи глав ным врачом Московского воспитательного дома.

Е.О. Мухин много практиковал, без него не обхо­дился ни один консилиум. Множество людей всех званий обраща­лись к нему за помощью. Н.И. Пирогов в своей книге «Вопросы жизни. Дневник старого врача» пишет о Е.О. Мухине: «Старший брат мой ле­жал больной ревматизмом; …призван был на помощь Ефрем Осипович Мухин, в то время едва ли не лучший практик в Москве... не прошло и нескольких дней мухинского лечения, а больной уже начал поправляться. Верно, тогда все мои домашние, пораженные как будто волшебством, много толковали о чудодействииМухина». Будущий великий русский хирург был тогда еще ребенком, но именно после этого случая его любимой игрой стала игра в лекаря.

Будучи заботливым и бескорыстным человеком, Е.О. Мухин в 1804-1805 гг. помогал материально обучавшимся за границей не­скольким молодым русским студентам-медикам, а в 1812 г. он отка­зался от своего профессорского жалованья в пользу четырех отличных лекарей, не имевших средств на подготовку к экзамену на степень до­ктора.

Многообразны интересы Мухина. Ему принадлежат работы «О стимулах действующих на живое человеческое тело» (1800), «Несколько сочинений о пользе прививной оспы» (1804, 1807 и 1811), «Рассуждения о средствах и способах ожи­вотворять утопших, удавленных и задохшихся» (1805), «Первые нача­ла костоправной науки» (1806), «Описание хирургических операций» и др.

Е.О. Мухин получил широкое признание в России и Европе: был членом Парижского гальванического общества, Геттингенского повивального общества, Московского физико-меди­цинского общества, Санкт-Петербургского медико-филантропического общества. Московского общества испытателей природы, почетным чле­ном Харьковского университета и Императорского человеколюбивого общества, членом Совета по медицинской части при Министерстве на­родного просвещения. Выйдя в 1835 году на пенсию, Е.О. Мухин до конца своей долгой жизни продолжал врачебную практику.

С Московским университетомсвязана деятельность великого отечественного терапевта Матвея Яковлевича Мудрова ( 1776 – 1831).Мудров родилсяв семье священника.В 1800 г. окончил Московскийуниверситети, по­лучив степень кандидата медицины, остался при университете в ка­честве помощника профессора. В 1802 г.Мудров выехал за границу для усовершенствования в науках.За границей изучал внутренние, глазные, кожно-венерические заболева­ния, акушерство, а также теоретические дисциплины. Одновременно Мудров изучал иностранные языки,а полученные знания использовал для ознакомления с органи­зацией больничного дела, работой повивальных, оспенных, ночлежных домов, приютов для подкидышей и инвалидов, постановкой преподавания университетской медицины и др.

В 1804 г. Мудров получил ученую степень доктора медицины (диссертация «О самопроизвольном отхождении плаценты») и в 1805 г. стал экстраординарным профессором Московского университета.В 1808 г. М.Я. Мудров приступил к чтениюлекций по военной гигиене – предмету, только что введенному по его предложению в курс медицинского факультета, а также военной терапии, хирургии, перевязкам, и управлению госпиталями.

Разнообразны профессиональные интересы Мудрова. Основы военной гигиены изложены в труде «О пользе и предметах военной гигиены, или Науки сохранить здо­ровье военнослужащих». Он написал первое в России руковод­ство по военно-полевой хирургии «Принципы военной патологии, ка­сающиеся огнестрельных ранений и ампутации конечностей на поле сражения, или О последствиях лечения, развертываемого у постелей раненых», сыгравшее огромную роль в организации лечения раненых во французской кампании 1812 – 1814 гг. Без огромного вклада М.Я. Мудрова русская военная медицина немыслима.

Мудровпридавал большое значение «медицине предохранительной» (профилактике): «...как больных надо пользовать для излечения болезней, так и здоровых должно брать на свои руки для предохране­ния от болезней».

Мудров прославился как диагност. Он указывал, что врач при оп­росе больного должен интересоваться всем, что имеет отношение к на­чалу болезни. Врач должен пробежать все части тела больного, «...начиная с головы до ног, а именно первее всего надобно уловить наружный вид больного и положение его тела, а потом исследовать действия душевные, зави­сящие от мозга: состояние ума, тоску, сон, вглядеться в лицо его, глаза, лоб, щеки, рот и нос, на коих часто как на картине печатлеется и даже живописуется образ болезни.

Надобно смотреть и осязать язык, как вывеску желудка; спросить о позыве к пище и питью и к каким именно; внимать звуку голоса и силе ответов; видеть и слышать дыхание груди его и вычислить соразмер­ность биения сердца и жил с дыханием; примениться к разному звуку кашля грудного, желудочного, простудного, воспалительного; надобно уметь осязать живот, все его внутренности и сопредельные ему части; исследовать состояние рук и ног.их силу и крепость, худобу и полноту и по оным судить о силах жизненных; обратить внимание на кожу, сухость ее и влажность, теплоту и холод, цвет и сыпи, видеть и иссле­довать извержения, кровь, мокроты, желчь и прочее».

Мудров сам вел истории болезни всех своих больных как в больни­це, так и на дому, за годы своей врачебной деятельности собрав архив более 20 тысяч историй болезни, и очень дорожил ими.

В качестве декана медицинского факультета М. Я. Мудров оказал колоссальное влияние на высшее медицинское образование.Обучая студентов неотложным операциям, ампутациям, Мудров вместе с тем утверждал: «...Операции — молчащие упреки нашему невежеству; где не действует химия живительной экономии, там мы употребляем огонь и железо. Операции будут совершаться тем реже к утешению человечества, чем пристальнее мы будем иссле­довать ход раздражения натуры». Мудрову принадлежит идея введения практических занятий для студентов, включения в занятия помимо нормальной анатомии еще патологической и сравнительной анатомии и оперативной хирур­гии.

15 июля 1812 г. М.Я. Мудровбыл включен в состав комитета, который должен был руководить университетом в период войны, и стал готовить его к эвакуации в Нижний Новгород, Было решено эвакуировать самое дорогое – библиотеку, анатоми­ческие препараты, многочисленные коллекции. Однако все вывезти не смогли, значительная часть имущества либо погибла в огне, либо была разграблена. В начале 1813 г.университет вернулся в Москву.

Здание Московского университета стояло в развалинах, со­хранились только больница на Никитской улице и дом ректора. Избиравшийся пять раз деканом М.Я. Мудров с энергией взялся за восстановление медицинского факультета. Факультет требовал развития, Матвей Яковлевич добился стро­ительства Клинического и Медицинского институтов. На открытии Клинического института Мудров произнес речь «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятель­ному врачебному искусству при постелях больных», в которой поде­лился своим громадным жизненным опытом: «...Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку», в истинном врачевании ценятся «...наблюдение и опыт», «...готовность к помощи во всякое время и днем и ночью», врач обязан быть «...скромным, молчаливым, уметь хранить тайну».

В 1828 г. М.Я. Мудров вышел в отставку. В 1829 г. в Поволжье началась эпидемия холеры, и Мудров, назначенный председателем временной центральной комиссии,выехал в Саратов.Вернувшись в Москву, опубликовал «Наставление простому народу, как предохранить себя от холеры и лечить занемогших сею болезньюв местах, где нет ни лекарей, ни аптек».

Весной 1831 г.Мудрова направили на орга­низацию противоэпидемической работы в Петербург, где 8 июля 1831 г. он стал жертвой холеры.Похоронили Мудровав Петербурге на холер­ном кладбище.

ИустинЕвдокимовичДядьковский (1784 – 1841) – выдающийся терапевт и философ первой половины XIXв. Дядьковскийзакончил Московскую медико-хирургическую академию и был оставлен при Академии для получения докторской степени и под­готовки к преподавательской деятельности.

В 1812 г. одним из первых в Академии пошел в ополчение. Работал в госпитале сначала в Москве, затем в Рязани. С 1814г. Дядьковский начал преподавать в Медико-хирургической академии ботанику и фармакологию, а с 1818 г. стал читать студентам лекции по курсу общей патологии и терапии.С октября 1831 г. Дядьковскийпомимо работы в Медико-хирургической академии принял на себя обязанности ординарного профессора кафедры частной патологии и терапии и директора терапевтической клиники в Московском уни­верситете. В 1816 г.Дядьковский защитил диссертацию «Рассуждение об образе действия лекарств на человеческое тело».

Дядьковскийпервым в истории медицины подошел к мысли о неврогенном про­исхождении патологоанатомических изменений в тканях организма при различных заболеваниях. В результате ряда экспериментов на жи­вотных и клинических наблюдений пришел к заключению, что «раз­дражительность и все функции органов чувств зависят от нервов, а главным сосредоточением их является головной мозг». Большое значение придавал нервной системе как регулятору жизнедеятельности организма.Дядьковский указывал, что человеческий организм вполне матери­ален и подчиняется законам природы; особенностью человеческого организма является высокоразвитая центральная нервная система. Основным методом познаний он считал опыт и наблюдение.

При­нципы целостности организма и регулирующей роли нервной системыДядьковский положилв основу классификации болезней.Основным патологическим проявлением болезней Дядьковский счи­тал лихорадку. Дядьковский указывал, что в природе не бывает ни абсолютной болезни, ни абсолютного здоровья. Болезнь – такое изменение ма­терии организма, при котором нарушается его обычная деятельность.

Развивая традиции российской терапевтической школы,И.Е. Дядьковский уделял внимание расспросу больных.Большое значение Дядьковский придавал также ведению истории болезни. Он выработал свой метод обследования больного и требовал, чтобы студенты и врачи клиники придерживались его, разделяя обследование больного на две части – ближайшее и отда­ленное. Ближайшее обследование больного заключалось в тщательном объективном изучении больного по орга­нам. При этом рекомендовалось всем пользоваться при обследовании больного стетоскопом. Если данных ближайшего обследова­ния оказывалось недостаточно, для установления диагноза рекомендо­валось дополнительное, или отдаленное, исследование. Оно включало в себя выяснение привычек больного, его образа жизни, перенесенных болезней, применявшегося лечения, состояния здоровья родственни­ков и перенесенных ими болезней.

По отзывам современников, И.Е. Дядьковский «...в совершенстве владел диагностикой, опытным знанием лекарств и их действия, навыком с первого раза употреблять их в меру и, кстати, удивительною силою предсказания, особенно в болезнях хронических». В Москве о нем заговорили как о виднейшем специалисте». У него лечились люди различных сословий от крестьян до государственных сановников, по распоряжению царя он лечил тяжело болевшего графа В.П.Кочубея.

В 1830 г. И. Е. Дядьковский принимал деятельное участие в работе комиссии по борьбе с холерой. При этом он сделал важные научные наблюдения и написал три обшир­ные статьи, изданные под названием «Трактат о повально-заразитель­ной болезни – холере, бывшей в России в 1830 и 1831 гг.»

И.Е. Дядьковский был широко образованным человеком, помимо естествознания и медицины, интересовался историей и философией, занимался ботаникой и фармакологией, зоологией и минералогией.

В 1835 г. его обвинили в кощунстве из-за высказывания о том, что в определенных слоях земли труп может сохраняться в целостности в течение долгого времени. В результате Дядьковскийдолжен был выйти в отставку.В 1841 г., уже будучи очень больным, он едет на лечение в Пятигорск, где встретился с М.Ю. Лермонтовым незадолго до гибели поэта и подружился с ним. Ровно че­рез неделю после роковой дуэли (22 июля 1841 г.)умер и Дядьковский.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.