Изучение объема и устойчивости внимания при помощи простой шифровки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Изучение объема и устойчивости внимания при помощи простой шифровки

2017-12-13 1655
Изучение объема и устойчивости внимания при помощи простой шифровки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачей исследования является изучение объема и устойчиво­сти внимания. Каждому испытуемому выдается бланк. Сверху бланка имеется образец выполнения задания. Под каждой цифрой на бланке необходимо поставить тот значок, который имеется в образце. Ре­бенку дается инструкция "Внимательно посмотри на образец и под каждой цифрой проставь тот же значок, что и на образце".

Задается время работы по минутам, определяется число оши­бок, отмечается поведение ребенка во время работы (как часто ре­бенок прибегает к образцу, как реагирует на свои ошибки, если они имеются и если он их замечает).

 

  Пример образца:    
                 
^ V X = < O > ]

Пример бланка:

 

                                         
                                         
 
                                      б  
                                         

 

2.5. Изучение объема и устойчивости внимания при помощи шифровки (детский вариант)

Задание аналогично предыдущему, но испытуемому выдают бланк с изображением различных контурных предметов (см. рису­нок 3).

Рис.3. Образец бланка для работы по методике "Детского варианта шифровки".

2.6. Метод корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова)

Для исследования умственной работоспособности в настоящее время широко используется метод корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими яв­ляются буквы.

Обследуемый после соответствующей инструкции должен, просматривая каждую строчку таблицы слева направо, вычерки­вать обусловленные заданием определенные буквы, отмечая по команде экспериментатора конец каждой минуты вертикальной чертой в том месте строки, которую он просматривал в данный момент.

Задание выполняется в быстром темпе на протяжении 5 мин. При проверке качества выполнения задания, осуществляемого по трафарету, учитывается общее количество просмотренных букв и общее количество ошибок.

С помощью формул могут быть рассчитаны следующие пока­затели:

1) коэффициент точности выполнения задания (А):

А = М / N (в усл. ед.),

где М - количество вычеркнутых букв; N - общее количе­ство букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

2) коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = A S (в усл. ед.),

где S - общее количество просмотренных знаков.

Оценка результатов может проводиться по показателю ин­тенсивности внимания (ИВ), который представляет собой выра­женное в процентах отношение количества просмотренных букв (КБ) к их общему числу (КИ):

ИВ = (КБ / КИ)Х100

Можно также вычислить показатель внимания (ПВ), исполь­зовав формулу:

ПВ = КЗ / (КО + 1)

где КЗ - количество знаков, просмотренных за 1 мин; КО — количество ошибок.

Количество ошибок, допущенных при просмотре таблицы, мо­жет быть выражено в процентах от общего количества просмотрен­ных букв.

При проведении корректурной пробы быстрота обработки таб­лицы при 5-минутной продолжительности задания может быть оценена в баллах:

Более 1000 знаков за 5 мин – отлично

800 – 1000 - хорошо

700 – 800 - удовлетворительно

Менее 700 - плохо

Количество допущенных ошибок за этот же период работы оценивается следующим образом:

2 ошибки и менее - отлично

3-5 ошибок - хорошо

6-10 ошибок - удовлетворительно

11 и более - плохо

 

Таблица Анфимова

 

 

2.7. Метод исследования объема и скорости переработки зрительной информации (по таблицам с кольцами Ландольта)

Для суждения о скорости переноса информации в зрительном анализаторе нередко используется корректурная проба с таблица­ми колец Ландольта (Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., 1990)

Эти таблицы содержат 660 колец, расположенных случайно (22 ряда по 30 колец в каждом). Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Каждый из восьми разрывов соответ­ствует определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23).

Испытуемым предлагается вычеркнуть кольца с одним из раз­рывов в течение ограниченного времени. При оценке выполненной работы учитывается количество просмотренных колец, число вы­черкнутых заданных знаков, количество ошибок.

При обработке таблиц рассчитывают

1) объем зрительной информации (Q):
Q = 0,5936 N,

где Q - объем зрительной информации, бит; 0, 5936 - средний объем информации, приходящийся на один знак; N- количе­ство просмотренных знаков.

2) скорость переработки информации или пропускную способ­ность зрительного анализатора (S) в битах/сек по формуле:

S = (0,5936 N - 2,807 n): Т,

где N — общее число подсчитанных колец; 2,807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак;

n-число допущенных ошибок (пропущенных колец); Т - вре­мя, затраченное на просмотр таблицы.

Таблица

Средние показатели концентрации внимания (А и Р),

объема зрительной информации (Q) и скорости ее переработки

(S) у школьников разного возраста.

 

Возраст (годы) А (усл.ед.) Р (усл.ед.) Q (биты) S (бит/сек)
7-8 0,71     0,74
9-10 0,80     0,83
11-12 0,85     1,02
13-14 0,87     1,11

 


 

Таблица

С кольцами Ландольта

 

 

2.8. Метод исследования устойчивости внимания. Корректурная проба (детский вариант)

Задачей исследования является определение устойчивости вни­мания в условиях длительной и однообразной работы с преоблада­ющей ориентировкой на скорость или точность выполнения. Уда­ется выявить особенности работоспособности (врабатываемость, упражняемость, утомляемость и т.д.), проследить за динамикой внимания как процесса.

Оборудование: секундомер, бланк с геометрическими фигурами, состоящий из 18 строк по 12 фигур в каждой (см. рисунок 4).

 

Рис.4. Бланк для исследования устойчивости внимания с помощью корректурной пробы (детский вариант)

 

Испытуемому с учетом возраста предлагают в течение 5-10 мин. вычеркивать заданные экспериментатором фигуры в зависи­мости от целей исследования. Каждую минуту по сигналу экспери­ментатора испытуемый должен проставить вертикальную черточку в том месте, где он работает в момент подачи сигнала.

При обработке материала учитывают число просмотренных в минуту знаков, количество и характер допущенных ошибок — про­пуск или ошибочное вычеркивание знака.

Фиксируют также и эмоциональное состояние испытуемого: как была принята инструкция (с интересом, безразлично, с неже­ланием работать), как протекала работа (проявлял ли испытуемый спешку), на что именно, скорость или точность, была направлена его деятельность.

Необходимо также записать, отвлекался ли испытуемый на посторонние раздражители, если да, то легко ли после этого вновь включался в работу, и т.д.

Числовую обработку результатов проводят по формуле:

Q =S2 / (m1 + m2),

где Q— показатель устойчивости; S — число просмотренных строк; m1 — число ошибок в виде пропусков символа, m2 — число ошибочно вычеркнутых символов.

В 1 мин ребенок шести лет просматривает 18-30 знаков.

2.9. Методика "расстановки чисел"

Для исследования распределяемости внимания используется методика "расстановки чисел". Испытуемому дается бланк, в верх­ней части которого в клетках имеется набор цифр, расположенных в случайном порядке, а в нижней — свободные клетки.

 

 

 

 

                     
                   
                   
                   
                   

Задача заключается в заполнении свободных клеток слева на­право числами, которые написаны в верхних клетках. Цифры пи­шутся в возрастающем порядке в течение 2 мин. Проверка ведет­ся с помощью заранее составленного бланка-ключа. Подсчитывается количество проставленных в свободных клетках чисел и ко­личество ошибок. Вычисляется частота ошибочных ответов из отношения количества ошибок к общему числу проставленных чисел.

 

 

2.10. Разновидность детского варианта корректурной пробы

Испытуемому предлагают в течение 5-10 мин. дорисовывать внутри каждой заданной экспериментатором фигуры определен­ный значок: +, —,=,*,! или другие.

Каждую минуту по сигналу экспериментатора испытуемый должен проставить вертикальную черточку в том месте, где он ра­ботает в момент подачи сигнала.

При обработке материала учитывают число просмотренных в минуту знаков, количество и характер допущенных ошибок — про­пуск или ошибочное вычеркивание знака.

Бланк испытания может выглядеть следующим образом:

 

 

Рис.5.Бланк для разновидности детского варианта корректурной пробы.

Результаты обработки могут быть оформлены в виде таблицы.

Количество просмотренных строк Количество пропусков Количество ошибок
     

2.11. Методика "красно - черная таблица"

Отыскивание чисел с переключением применяется для сужде­ния, о переключаемости внимания. На специальном бланке из 49 клеток в случайном порядке отпечатаны в два цвета (черный и крас­ный) числа от 1 до 25. Возле каждого числа имеется какая - либо буква. Обследованный должен поочередно отыскивать красные и черные числа с их буквенными обозначениями, чтобы черные шли в возрастающем, а красные - в убывающем порядке, и в нижней части бланка записывать только буквы, соответствующие этим числам.

Проверка задания производится по заранее составленному клю­чу. Оценивается количество правильно воспроизведенных пар букв.

Стимульный материал

8-к 24-у 13-м 7-ф 22-6 12-н 5-б
8-х 14-ф 14-р 17-ш 15-д 6-г 3-е
19-х 3-к 18-ч 23-к 16-р 18-х 17-р
21-р 13-а 1-р 22-ш 11-р 23-г 20-д
5-м 10-е 4-ф 25-р 21-ц 2-r 19-ж
12-ж 6-б 16-у 20-м 4-c 10-б 9-а
2-н 7-н 11-л 15-у 9-к 24-и 1-в

 

 

Инструкция: "Вам будет предложена таблица с числами на красном и черном фоне. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем, красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем - от 1 до 24. Записывать надо толь­ко буквы, стоящие рядом с числами. Время работы - 5 мин".

Например: красная цифра 25, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее, красная цифра 24, пишем букву И, черная 2, пишем букву Н. Таким образом, на листе ответов получа­ется ряд букв:

 

р в и н

2.12. Методика исследования подвижности нервных процессов с помощью "Теппинг - теста" (Е. П. Ильин)

Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти.

Для проведения теппинг - теста используется электромагнит­ный счетчик импульсов, телеграфный ключ и источник питания, включенные в цепь последовательно.

По команде экспериментатора испытуемый в течение 30 с ста­рается удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 с, и по шести получаемым результа­там строится кривая работоспособности данного испытуемого.

При отсутствии регистрирующей аппаратуры можно пользо­ваться графическим способом регистрации темпа движений.

Для этого лист бумаги делят на шесть квадратов. Испытуемый должен поставить карандашом или ручкой в каждом квадрате в отведенное ему время (5 с) как можно больше точек. Переходить от одного квадрата на другой следует всегда в одинаковом порядке: по часовой стрелке, не прерывая работы.

 

  1 ---→----   ------→-----2   ----- → ---- 3
  6----←--------   -----←------5   --------- ←------ 4

Стабильность количества точек или их прогрессивное увели­чение показатели хорошего функционального состояния нервной системы. Напротив, уменьшение числа точек от квадрата к квадра­ту свидетельствует о слабой подвижности нервных процессов.

Однако при таком способе трудно добиться идентичных усло­вий для всех испытуемых. Мешают потери времени при переходе из квадрата в квадрат, тогда как в первом квадрате работа выполняется без такого переноса. Е. П. Ильин рекомендует поэтому ставить ка­рандаш перед началом работы не в первом квадрате, а перед ним.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.