Расскажите о психических заболеваниях, встречающихся в детском и подростковом возрасте. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Расскажите о психических заболеваниях, встречающихся в детском и подростковом возрасте.

2017-12-13 197
Расскажите о психических заболеваниях, встречающихся в детском и подростковом возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из вариантов проявления дет­ской нервности (невротической, психопатической) являются поведенческие наруше­ния. Некоторые дети убегают из дома, про­гуливают занятия в школе. Другие начи­нают курить, пробуют алкоголь. Большин­ство таких ребят затягивает улица. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, надо их воспитывать, за них молиться, Улучшение психического состо­яния ребенка во многом зависит от родите­лей, их духовности, взаимоотношений друг с другом, от того, какую они сумеют соз­дать атмосферу в доме.

Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души сегодня выливается поток разного рода непотребщины. Родительское благочестие — действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное пове­дение — увы, тоже действенный пример, но пример погибельный.

Гиперкинетический синдром — для него характерны двигательная расторможен- ность, чрезмерная (бесполезная) актив­ность. Ребенок взбалмошный, истерич­ный, поступает без учета обстоятельств, не способен следовать принятым правилам поведения. Обычно таким детям трудно адаптироваться в школе, они крайне не­усидчивы, рассеянны, постоянно всех на­прягают и провоцируют других детей к не­правильному поведению. Чувствуя свою ущербность, они как бы делают назло окру­жающим — возникает механизм порочного круга. Гиперкинетический синдром в своем развитии имеет две тенденции. В одном случае, с Божией помощью, при грамотной тактике родителей, психологов, педагогов, врачей, годам к 12—14 он ослабевает и ис­чезает. В другом — трансформируется в психопатию, и личность становится еще более дезадаптированной. Эта тенденция очень неблагоприятна.

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной являются психологическая неготовность ребенка к школе, неприятие его сверстни­ками, унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Страда­ющий этим неврозом ребенок выглядит подавленным, отказывается идти в школу, имитирует (часто бессознательно) разные заболевания. Родители должны быть вни­мательны, суметь вовремя распознать его душевные затруднения и помочь ему. Не­лишней будет и врачебная консультация или совет опытного психолога. Если ребе­нок болен, то родители должны понимать, что его самочувствие и психическое состо­яние во многом будут зависеть от их благо­честия.

Нервная анорексия. Заболевание обу­словлено отказом от приема пищи с целью похудения. При этом, особенно в началь­ных стадиях, аппетит сохраняется и воз­держание от пищи дается упорной борьбой с собой. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст. Как правило, жертвами этого недуга становятся девочки и девушки. Дебют анорексии совпадает за­частую со стрессами, неразделенной любо­вью, отвержением чувств со стороны моло­дых людей или неприятием собственной внешности. И далее поведение девушки определяется этой навязчивой идеей — сбросить вес, что достигается отказом от пищи. Пищевое поведение резко извраща­ется. В выраженных случаях наблюдаются кахексия (крайнее истощение), аменорея (отсутствие менструации). Происходят се­рьезные обменные нарушения, страдает психика, да и весь организм, и прогноз заболевания не всегда благоприятен.

Иногда анорексия является следствием психической болезни. Поэтому обязательно следует обратиться к врачу-психиатру за помощью.

Как бы противоположным анорексии является состояние нервной булимии (рез­кое усиление аппетита), при котором стрессы и неприятности как бы «заеда­ются». В этом случае также нужна медико­психологическая коррекция.

Среди расстройств психического разви­тия у детей следует особо сказать о детском аутизме. Диагноз «детский аутизм» выстав­ляют по достижении ребенком трех лет (хотя специфические расстройства, безу­словно, отмечаются до этого). Централь­ным симптомом указанной патологии вы­ступает нарушение социального поведе­ния. Такие дети не просятся на руки, не проявляют интереса к звукам речи и не ре­агируют на обращенную к ним речь. В от­личие, скажем, от обычных детей, они не боятся посторонних, не боятся оставаться в комнате одни. Ребенок эмоционально хо­лоден, безразличен к близким. Он мало го­ворит, иногда вовсе отказывается от обще­ния, склонен к стереотипным движениям. У грудных детей с такой патологией отсут­ствует «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное воздействие. В старшем возрасте аутичные люди всячески избегают социальных контактов, не проявляют ин­тереса к дружбе, общению. Интеллектуаль­ные дефекты могут быть значительными, а могут быть едва заметными. Однако если не лечить и не помогать психологически страдающим аутизмом детям, то, будучи взрослыми, они не могут адаптироваться к реалиям и нередко социально дезадаптиру­ются. Подчеркну то обстоятельство, что речь в данном случае идет о заболевании, а не о молчаливом характере.

К расстройствам поведения в подростко­вом возрасте относится обширная группа состояний, главными проявлениями кото­рых являются враждебное отношение к ок­ружающим, к установленным правилам и порядкам. Обычно такие дети, в основном мальчики (хотя в последнее время появи­лось немало девочек с подобными откло­нениями), имея низкую самооценку, ком­пенсируют ее этакой игрой в «супермена». Наказание их не исправляет, а, напротив, лишь повышает уровень внутренней агрес­сии и приводит к новым расстройствам по­ведения. Порой требуются поистине тита­нические усилия, педагогический талант, чтобы вернуть этих ребят к нормальному поведению, перевоспитать их.

В группе расстройств социального функционирования у детей можно выде­лить элективный мутизм. Это расстройство характеризуется тем, что ребенок имеет уверенную, сохранную речь в одних ситуа­циях (как правило, с близкими, родными людьми) и, напротив, неспособность гово­рить, например, в школе. Расстройство это отличается от обычной робости и требует квалифицированного врачебного вмеша­тельства.

К числу невротических расстройств, на­чинающихся обычно в детском и подрост­ковом возрасте, относятся тики — непро­извольные, быстрые, неритмичные движе­ния ограниченных групп мышц (моргания, подергивания); неорганический энурез — несоответствующее возрасту непроизволь­ное дневное или ночное мочеиспускание. Энурез обнаруживается у 7 % мальчиков и 3 % девочек в возрасте до десяти лет. Диаг­ноз «энурез» выставляется детям старше пяти лет. То есть до этого возраста мы не говорим о заболевании.

Заикание формируется обычно в 2—5 лет, в период становления речи. Следова­тельно, очень важными представляются профилактические мероприятия. Так как страх общения, нередко свойственный детям этого возраста, может закрепиться. И далее держатся в напряжении мышцы лица. А затем формируется порочный круг: напряжение — заикание — напряжение — заикание.

В настоящее время нередко выставля­ется диагноз «минимальная мозговая дис­функция». Минимальные мозговые дис­функции характеризуются задержкой тем­пов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих те или иные выс­шие психические функции, отвечающие за речь, письмо, чтение, счет, а также регуля­цию и контроль психических процессов. Интеллект у таких детей не страдает, но они испытывают значительные трудности в школьном обучении и в социальной адап­тации. В настоящее время терапия мини­мальных мозговых дисфункций хорошо разработана.

Психопатия — это личностная анома­лия, которая характеризуется дисгармоничностью психического устроения лично­сти. Критериями психопатии являются: 1) выраженность психических нарушений, приводящая человека к социальной деза­даптации; 2) тотальные изменения всего психического облика человека; 3) относи­тельная стабильность психических особен­ностей (П. Б. Ганнушкин). Различают пси­хопатии конституциональные, которые возникают как следствие различных забо­леваний, травм головного мозга, инфекций и др., и приобретенные. Вторая группа пси­хопатий связана с факторами воспитания, средовыми и ситуативными обстоятель­ствами.

Увы, наша действительность зачастую является «поставщиком» психопатических личностей. Психопатия занимает как бы промежуточное положение между психо­зами и неврозами. Она по некоторым ха­рактеристикам не «дотягивает» до психоза (как правило, отсутствуют в клинической картине бред, галлюцинации и др.), но и существенно отличается от невротических расстройств. Также при неврозе имеется связь симптомов с какими-то эмоцио­нально значимыми переживаниями, трево­жащими человека событиями и обстоя­тельствами жизни. А психопат, как гово­рится, всегда психопат. Конечно, в отдель­ные моменты его поведение может ухуд­шаться, а в иные периоды жизни — наблю­дается относительная компенсация, но об­щий аномальный психопатический фон остается.

Если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит себе, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Безусловно, степень выраженности психопатических черт у лиц, ими обладающих, варьирует индивидуально. Существенно разнится и клиника отдельных видов пси­хопатических расстройств. Так, различают, к примеру, следующие виды психопатий: возбудимая, истерическая, реактивно-лабильная, тормозивная и др. В прежних классификациях мы могли встретить, на­пример, такие разновидности: чудаки, фан­тасты, лгуны, эмоционально тупые, раз­дражительные, нервозные, депрессивные...

Лечение психопатии — это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о ду­ховной реабилитации психопатических личностей. Однако невозможное человеку возможно Богу.

Это далеко не полный перечень психи­ческих расстройств, которые могут встречаться в детском и подростковом возрасте. Более выраженные болезненные расстрой­ства психики (детский тип шизофрении, ум­ственная отсталость и др.) требуют своевре­менной диагностики и квалифицирован­ной психиатрической помощи.

«««

И вот еще некоторый практический опыт и наблюдения. Не раз я наблюдал, что дебют психической болезни у детей со­впадал по времени с занятиями оккульт­ным «целительством», увлечением магией, колдовством их родителей. Наблюдал я и развитие психической патологии у детей, возникшей после самоубийства матери или отца. О том, что между родителями и детьми существует теснейшая духовная связь, хорошо известно. Известно также, что если родители тяжко согрешают, не ка­ются во грехах и не исправляют себя, то дети нередко очень страдают. А порой и за­болевают психически. Из своей практиче­ской деятельности я сделал и такой вывод: у подавляющего числа детей, родившихся вне брака, имеются те или иные, в том числе психопатологические или личност­ные, отклонения.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.