Классификации методов обучения (по А. В. Хуторскому) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Классификации методов обучения (по А. В. Хуторскому)

2017-12-13 2546
Классификации методов обучения (по А. В. Хуторскому) 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

По источнику передачи знаний выделяют:

1. Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная, фронтальная; собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование).

2. Наглядные методы (иллюстрации (плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, фильмов, компьютерных программ);

3. Практические (упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые), лабораторные, практические работы, дидактические игры.

 

1. Эвристические методы обучения (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. Дистервег, П. Ф. Каптеров) — это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач (В. И. Андреев).

1.1. Когнитивные методы обучения — методы учебного познания. Цель — познание объекта.

Метод эмпатии ‒ «вчувствование» человека в состояние объекта. «Представьте себе, что Вы — это дом, голова — крыша, туловище — стены, руки — окна, ноги — фундамент». Наблюдение переходит в самонаблюдение, отождествление с объектом.

Метод смыслового видения — углубленный вариант метода эмпатии. «Как устроен объект? Что происходит внутри? Почему он такой, а не другой?»

Метод образного видения — эмоционально-образное исследование объекта. Глядя на число, фигуру, слово, знак, объект, можно предложить нарисовать образы, ассоциации.

Метод символического видения — отыскание или построение учеником связей между объектом и символом (например, спираль — символ бесконечности). Наблюдаем объект и изображаем его символ в графической, знаковой, словесной форме, проводим их толкование.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан, древнеримский педагог, оратор) — отыскание сведений об объекте по ключевым вопросам: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Можно использовать их сочетания (как-когда и т. п.).

Метод сравнения — сопоставление версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, сформулированными учеными, философами.

Метод эвристического наблюдения — призван научить добывать знания с помощью наблюдений за искомым объектом.

Метод фактов — предполагает обучение отличать собственное восприятие от реальных фактов.

Метод исследования — предполагает выбор объекта (поговорка, стихотворение, звук, буква и т. п.), предлагается самостоятельно исследовать его по плану: цели исследования, план работы, факты, гипотезы, выводы.

Метод конструирования понятий — совместно сформулированные правила, понятия.

Метод конструирования правил — например, из предложенного текста выявить орфограммы, лежащие в основе их правила, создать свои тексты. Дать алгоритм: а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфограмму, правило; в) языковые особенности былины.

Метод гипотез предполагает ответ на вопрос: «что будет, если...».

Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому процессу (например, «каким будет устная речь человека через 20 лет?»). Предполагается развернутый ответ.

Метод ошибок заключается в том, что ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, новых знаний, выяснение ее причины (например, сравнительно-исторический метод (корни лаг\лож, раст\рос....).

Метод конструирования теорий — теоретическое обобщение проделанной работы (строение, функции, процессы, взаимосвязи).

 

1.2. Креативные методы обучения ориентированы на создание личного образовательного продукта (нового).

Метод придумывания — замещение качеств одного объекта другими, отыскание свойств объекта в иной среде, изменение элемента объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Метод «Если бы...» предполагает развернутый ответ, например: «если бы исчезли окончания в словах или сами слова?». Развитие воображения, понимание взаимосвязи явлений.

Метод образной картины — целостное видение, мировосприятие обучающегося. Рекомендуется использовать 2-3 раза в год с целью оценки изменения в картине мира учащегося, в частности, языковой).

Метод гиперболизации предполагает преувеличение, например, «придумайте самое большое слово».

Метод агглютинации заключается в соединении несоединимого, например, придумать оксюмороны с целью работы над образностью (горячий снег, вершина пропасти, объем пустоты, сила слабости).

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн) — сбор как можно большего числа идей. Формирование малых групп. Эксперт для каждой группы для фиксации идей. Разминка: быстрый поиск ответов на вопросы. Сам «штурм» длится 10-15 мин. Например: «Как определить количество предложений в тексте, когда его не видишь? Найти корень в слове «вспоминать»; происхождение языка и т. д.» Необходимо культивировать непринужденную обстановку, свободу воображения, поддержку партнеров, нешаблонное мышление, отсутствие критических замечаний, лаконичность.

Метод морфологического ящика (Ф. Цвики) — сопоставление разных комбинаций элементов (корни, суффиксы, например, аптекамт) — выявление новых проблем, идей.

Методы организации учения

Методы ученического целеполагания — выбор целей из предложенного учителем набора, обсуждение их реалистичности и достижимости.

Методы ученического планирования направлены на формирование умений спланировать свою работу на месяц, на урок и т. п.

Методы создания образовательных программ учеников предполагают владение комплексом методов: смысловым видением предмета, установление целей и направлений деятельности, отбор изучаемых вопросов и тем).

Метод нормотворчества — разработка норм индивидуальной и коллективной деятельности, составление инструкций, например, «Как произнести слово», «Как изучать слово».

Методы самоорганизации обучения предполагает работу с учебником, выполнение упражнений и пр.

Методы взаимообучения практикуются в парах, в группах обучающиеся могут выполнять функции учителя.

Метод рецензии — умение критически взглянуть на образовательный продукт своего товарища. Используем схемы (что понравилось, как построено выступление, полностью ли раскрыта тема, неточности, дополнения к выступлению, оценка).

Методы контроля предполагают изменение критериев оценивания. Чем больше научного и культурно-значимого отличия от известного продукта, тем выше оценка.

Методы рефлексии предлагают оценить реальный результат своей деятельности. В конце урока, дня, недели, учебного года можно провести специальное занятие: Каков мой самый большой успех в изучении русского языка? Почему я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я ее буду преодолевать? Каковы изменения в моих знаниях? Что я научился делать?

 

Средства обучения / дидактические средства — различные материальные объекты, созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Средства обучения можно разделить на:

• визуальные (печатные: раздаточный материал, наборное полотно, иллюстрации и др.) и экранные: транспаранты, диафильмы, диапозитивы, слайды и др.);

• аудиальные (аудиозаписи);

• аудиовизуальные (компьютерные учебные программы, кинофильмы, интернет-обучение on-line).

В. А. Сластенин выделяет дидактические средства для:

- учителя (предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования;

- учащихся (индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.)

- для учителя и учащихся (оборудование, мебель, технические средства, в частности, компьютеры и т.п.)

Говоря об учебниках как основных средствах обучения, следует отметить, что в связи с введением новых ФГОС появляется понятие «система учебников», что подразумевает комплексную разработку такого блока учебников, где одна и та же тема синхронно изучается по всем дисциплинам. Это поможет детям лучше усвоить знания по изучаемым предметам, ощутить взаимосвязь различных дисциплин. В настоящее время внедрены 4 четыре системы учебников для 1 - 4 классов:

· «Начальная школа XXI» - в рамках традиционной начальной школы (под научным руководством проф. Н. Ф. Виноградовой, Лаборатория начального образования РАО);

· «Перспектива» (под научным руководством академика А. Г. Асмолова)

· «Школа России» (научный руководитель комплекта – А. А. Плешаков, кандидат педагогических наук);

· «Школа 2100» - в рамках традиционной начальной школы (под научным руководством акакд. А. А. Леонтьева).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.