Русские усадьбы и усадебные парки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Русские усадьбы и усадебные парки

2017-12-13 325
Русские усадьбы и усадебные парки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Природно-климатические, исторические условия, местные культурные, строительные и другие традиции обусловили разнообразный ход развития садовых ансамблей провинций. Но очевидна и зависимость этого развития от тех традиций, которые имели место в столицах.

Провинции, хотя и каждая по-своему, следовали за столицами, причем, как правило с некоторой задержкой, временным интервалом. Иногда сказывались более скромные экономические возможности хозяев провинциальных усадеб по сравнению со столичными, иногда – отсутствие на месте мастеров высшей квалификации, некоторых строительных материалов или подходящих «образцов», которые помогают лучше ориентироваться в быстро меняющихся художественных течениях и модах.

Но в этих обстоятельствах заключалось и нечто положительное. В провинции легче встретить своеобразное, оригинальное решение, которое найдено не под влиянием господствовавшей в это время общеевропейской тенденции, а естественно вытекало из давно укоренившейся местной традиции, самобытного таланта мастера из крепостных и т.д.

В тех случаях, когда парк создавался крупным вельможей, он обычно «выписывал» из столицы для своей летней резиденции самых видных архитекторов, художников, садового дела мастеров, доставал лучшие материалы, ориентировался на общепризнанные образцы и т.д. В провинциях так же, как и в столицах, все менялось в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени.

Кузьминки (рисунок 19)

Владельцы: Строгановы (1702-1757), Голицыны (1755-1917).

Парк — объект наследия регионального значения. Общая площадь составляет 270,2 га. Весь парк, за исключением придомовой части, используется

Особенность пла­нировки парка - органическое сочетание приемов пейзажной композиции с регулярными решения­ми.

Парковый ансамбль Кузьминок имеет ряд уникальных особенностей. Он закладывался в середине XVIII века, когда в России еще был моден регулярный стиль планировки садов. Его особенность заключается в использовании правильных геометрических контуров, прямых аллей с рядами подстриженных деревьев, симметричных композиций, различных скульптур. В конце XVIII века получил распространение пейзажный стиль, отличавшийся свободным расположением всех элементов, сохранением или имитацией природного ландшафта. В Кузьминках оба эти стиля сочетаются. Отдельные участки (комплекс Парадного двора, Тополевая аллея, парк 12 — ти лучей) строятся по принципу симметрии и регулярности, но располагаются они, как и другие архитектурные сооружения, с учетом живописности парка, как бы «вписываясь» в природу.

Главная композиционная ось во многих усадеб проходит через господский дом. В Кузьминках основой композиции является река Голедянка с системой прудов. Все самые красивые сооружения располагаются по берегам. Жемчужиной усадьбы Кузьминки является Конный двор с Музыкальным павильоном (арх. Д. Жилярди). Перед павильоном располагаются скульптурные группы «Укротители коней» П. Клодта (копии известных скульптур на Аничковом мосту в С.-Петербурге).

Еще одним отличием голицынской усадьбы являлось обилие парковых украшений из чугуна, что было редкостью и тогда и сейчас.

Облик парка и усадьбы складывался в течение 250 лет. Он представляет собой единое целое, но в то же время, включает отдельные микроансамбли со своим памятником архитектуры, характерным ландшафтом, видовыми точками.

Усадьба Суханово (рисунок 20)

Усадьба Суханово располагается в Подольском районе, возникновение ее относится к концу XVII в. Село было тогда пожаловано боярину Т. Н. Стрешневу — сподвижнику Петра I. Затем Суханово перешло к обер-прокурору Синода И. И. Дмитриеву-Мамонову. Впоследствии хозяева имения менялись еще несколько раз, пока в 1804 г. оно не перешло к князьям Волконским, которые и владели им вплоть до 1917 г. Фельдмаршал князь Петр Михайлович Волконский пригласил в усадьбу лучших архитекторов. Главный дом в стиле раннего классицизма неоднократно перестраивался, к нему прибавились портики, крытые галереи и ротонда. А вот пейзажный парк хорошо сохранился практически в первозданном виде, и одна из его аллей ведет прямо к беседке на высоком берегу реки Гвоздня — «Храму Венеры». Дальше эта аллея приводит к арочному мосту, пройдя через который, можно увидеть мавзолей семьи Волконских. Это самый интересный, в архитектурном плане, памятник архитектуры усадьбы Суханово. Построенный в 1813 г. по проекту архитектора Д.Жилярди при Екатерине Александровне Мельгуновой-Волконской, он представлял собой храм-надгробие над усыпальницей князей Волконских в виде ротонды с шестиколонным дорическим портиком. По периметру он был окружен колоннадой, заканчивавшейся одноэтажными флигелями. За Мавзолеем возвышалась колокольня, завершая собой уникальную архитектурную композицию. На выступах стилобата по обеим сторонам лестницы, ведущей в усыпальницу, находились чугунные жертвенники. Весь комплекс представляется чрезвычайно важным объектом даже в терминах западно-европейской архитектуры, поскольку нигде в мире нет такого оригинального решения столь сложной архитектурной композиции. В 1934-35 гг. Мавзолей был перестроен. Боковые флигели были надстроены и соединены с мавзолеем крытыми переходами, была разобрана полукруглая многоколонная галерея и колокольня.

В сухановском парке сохранилась чугунная статуя — «Дева с разбитым кувшином», которая украшает родник. Эта скульптура является точной копией с известной работы скульптора П. П. Соколова, находящейся в Царскосельском парке. Сухановский дворец был расписан в «турецком» и «египетском» стилях. После пожара 1917 г. дворец был восстановлен только в 1945 г.; тогда были в основном воссозданы первоначальные классические интерьеры.

 

 

Музей - усадьба «Михайловское»

Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.

12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу «арапу Петра Великого».

После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.

В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям - Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта.

Более двадцати лет дом стоял без хозяина, постепенно разрушаясь.

В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея.

В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.

В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено. Из усадебных построек уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника.

В 1937 г. к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина дом был вновь восстановлен. С 12 июля 1941 г. до 12 июля 1944 г. музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками. В 1944 г. дом-музей А.С. Пушкина был уничтожен.

Вновь дом поэта восстановлен на старом фундаменте к 1949 году. Тогда же был восстановлен «домик няни», несколько позднее были восстановлены «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего». В здании «колонии литераторов», построенном в 1911 году по проекту архитектора Щуко, до 1992 года размещалась администрация Пушкинского заповедника.

В 1998-1999 годы в Михайловском были проведены реставрационно-восcтановительные работы, что позволило создать условия для дальнейшего сохранения музея-усадьбы, хранения экспонатов, представленных в музейных экспозициях, удобства для посетителей.

Михайловский парк.

От автостоянки к дому-музею следует двигаться через праздничную поляну, далее по горбатому мостику через «пруд под сенью ив густых» непосредственно к центру усадьбы.

С околицы Михайловского открывается вид на озера Кучане (Петровское) и Маленец, пойму реки Сороть, «холм лесистый» и Савкину горку - классический русский пейзаж, нашедший отражение в поэзии А.С. Пушкина.

Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным. Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII - начала XIX вв.. Мемориальная еловая аллея посажена в 1780-х годах дедом А.С. Пушкина О.А. Ганнибалом.

Еловая аллея заканчивается восстановленной часовней Михаила Архангела. Слева от еловой аллеи расположена мемориальная липовая аллея Керн, по которой, по воспоминаниям А.П. Керн, поэт совершил прогулку с ней летом 1825 года. От аллеи Керн дорожка ведет через михайловский сад к «Острову уединения».

Дорожка направо от еловой аллеи ведет к «черному Ганнибалову пруду». В парке Михайловского находятся древние славянские захоронения - курганы V-X веков.

Усадьба Митино (рисунок 21)

Широкое раскрытие на реку Тверцу отличает усадьбу Митино. Двухэтажный дом поставлен на высоком и крутом берегу, частично облицованном камнем и террасированном. Рядом с выходящей к реке широкой лощиной — каскад прудов с каменными плотинами и мостами. Кров господского дома, на береговую бровку выход; два павильона, винный погреб в виде монументальной «египетской» пирамиды с широким сводом неотесанных каменных глыб, приземистое здание кузницы, сложенной из крупных валунов и открывающейся на реку широкими арочными сводами.

Никольское- Черенчицы - родовое поместье Львовых (рисунок 22)

Использование камня в парковой композиции является главной характерной приметой, излюб­ленным приемом Львова. В родовом поместье Львовых Никольском-Черенчицах близ Торжка могучие каменные своды кузницы — одно из са­мых примечательных и запоминающихся образов. Изучая план этой уже разрушенной усадьбы, нельзя не подивиться той последовательности, с которой автор решает проблему сочетания кра­соты и пользы. Каждое сооружение усадьбы име­ет вполне определенное функциональное назначение и, в то же время, свой выразительный художественный образ: погреб — пирамида, пло­тина — «каскад», купальня — грот, кузница — своеобразная театральная декорация и т. д. Но еще более важно то, что вся усадьба в целом решает­ся как хозяйственный комплекс, организованный на началах экономической целесообразности: далеко внизу, на лугу за прудом, — помещения для скота, около зданий — фруктовые сады, бли­же к полям — хозяйственные постройки. И в то же время усадьба, включающая в себя множество утилитарных построек — ригу, сыроварню, оранжереи, зернохранилище, мельницу и другие, — является прежде всего ансамблем. Этот результат достигается последовательным осуществлением принципа: не отделять утилитарное от художе­ственного, а органично соединять их в единое це­лое, причем, на основе учета естественных осо­бенностей места. Все действительно имеет «свое намерение и причину».

Парк и плодовые сады подступают непосред­ственно к дому, который находится в самом цент­ре усадьбы. Чуть подальше, в 100-160 м от него, — пруды, конный двор, оранжереи, на периферии усадьбы такие объекты, как скотный двор, клад­бище, обособленная малая «усадебка» для гос­тей, деревня, т. е. то, что и должно располагаться с отрывом от главного помещичьего дома. Даже до дальней запрудной части сада всего 10 минут пешего хода. Такая компактность усадьбы пред­ставляла большие практические преимущества и в то же время позволяла, сосредоточив художе­ственные средства на относительно небольшой территории, превратить все поместье в своеоб­разный парк, где все «полезное» становилось «красивым».

Панорама, открывающаяся с центральной пло­щадки перед домом, была тщательно уравнове­шена обдуманным размещением архитектурных сооружений, почти каждое из которых в соответ­ствии с эстетической программой Львова соче­тало в себе утилитарную и декоративную функ­ции. Циклопическая кладка кузницы на Петровой горе, арки-проемы, освещенные по вечерам вспо­лохами огня в горне, — все это придавало пейза­жу романтический оттенок. С противоположной стороны этот эффект уравновешивался целой группой небольших парковых сооружений на бе­регах пруда — гротом-купальней, павильоном- «храмиком». Усадьба показательна для творче­ства Львова и в то же время по-своему уникальна. Прежде всего тем, что автор был полностью сво­боден в выборе средств и приемов, так как яв­лялся владельцем усадьбы.

Здесь он родился, провел детство, значитель­ную часть зрелого периода жизни, свои после­дние годы. Соединение в одном лице и автора, и владельца позволило достигнуть единства в под­ходе к решению как хозяйственных, так и эсте­тических задач. Другим условием успеха было то обстоятельство, что на протяжении десятков лет ансамбль формировался человеком, опиравшимся на собственную идейно-художественную програм­му, хорошо понимавшим суть передовых тенден­ций в паркостроении и в то же время чувствую­щим характер и «дух» местности.

Самым детальным образом разрабатывались и все хозяйственные строения. Дровяной сарай имел обходную галерею-колоннаду, зернохранилище украшала арка, выложенная валунами, кирпичный каркас на фасаде здания риги — ритмические чле­нения и т. д. Все здания были передовыми для сво­его времени и в строительно-техническом отноше­нии — прочными, теплыми, удобными. Особенно тщательно была продумана сложная гидротехничес­кая система усадьбы, позволившая «оживотворить ее живыми водами». Она включала пять искусст­венных прудов разного назначения, дренажную сеть, деревянный подземный водопровод, несколь­ко ключевых колодцев (значительные каменные со­оружения), плотины и многое другое. Водоподъ­емная машина стояла подле дома, у самой дороги. Ее не прятали, наоборот, как бы предлагали осмотреть эту новинку, предмет технического творчества хозяина и одновременно интересная де­таль пейзажа. Здесь много уюта, заботы о повсе­дневном быте, простоты, человечности и тонкого вкуса. Львов, работая над деталями усадьбы-пар­ка, стремился реализовать свою программную за­дачу — создать окружение, достойное идеала «ес­тественного человека».

Почти все это исчезло. Не сохранились и рас­тительные композиции парка. Заросли поляны, погибла большая часть аллей, вся местность из-за молодой поросли приобрела закрытый харак­тер, и многие перспективы уже не просматрива­ются. Но и то, что осталось, — боковой флигель дома, «пирамида», ротонда-усыпальница, кузни­ца на Петровой горе, фундаменты хозяйственных построек и малых архитектурных форм, пруды, рощи, уцелевшие участки аллей, отдельные эк­земпляры «вековых» дубов, кедров, лиственниц — все это является своеобразным памятником рус­ского усадебного искусства конца XVIII в.

 

Парк в Богородицке (рисунок 23)

Парк в Богородицке создавался в тот пере­ломный период, когда новый пейзажный принцип паркостроения только начинал свое победное ше­ствие по многочисленным усадьбам, разбросан­ным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том будут ли создатели садов следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путя­ми, исходя, прежде всего, из местных природно-кли­матических условий, сложившихся национально­-культурных традиций, богатства отечественного опыта садового зодчества. В этом и заключается значение богородицкого эксперимента.

Это был один из немногих опытов совместно­го планирования и строительства дворца, нового города при нем и большого паркового массива, которые вместе образовывали единый градостро­ительный ансамбль. Здесь работали отечествен­ные мастера, знатоки своего дела. Они, не огра­ничиваясь чисто профессиональными знаниями, подошли к задаче с основательных теоретичес­ких позиций, отразили в своих поисках передо­вые стремления эпохи. В 1763 г. Екатерина II приобретает в Тульском наместничестве земли на реке Уперте и решает создать здесь летнюю резиденцию своему неза­коннорожденному сыну (от графа Г. Г. Орлова) графу А. Г. Бобринскому. Через восемь лет она поручает молодому зодчему, в будущем одно­му из основоположников русского классицизма, И. Е. Старову составить план дворца и всех при­легающих территорий. Этот план намечается, рассматривается и затем начинает осуществлять­ся под надзором А. Я. Ананьина и Ф. И. Волкова. Дворец строится на месте старой Богородицкой крепости XVII в. на высоком берегу. Река в этом месте превращается в обширный пруд-водохра­нилище протяженностью почти 1,5 км. По дру­гую сторону пруда, точно напротив дворца, раз­мещается шестиугольная центральная площадь только что спроектированного городка Богородицка. Она как бы распахнута на водоем и выся­щийся над ним дворец. От площади веером рас­ходятся прямые городские улицы с бульварами, причем они зрительно сходятся в одной точке — дворце, господствующем над всей окружающей местностью. Строительство улиц началось с раз­бивки землемерами их центральной оси и ограничивающих красных линий. После этого крас­ные линии закреплялись рядовыми посадками деревьев, а улицы покрывались дерном. Таким образом, с помощью зеленых аллей была прори­сована лучевая схема нового города. Лишь затем сюда были перевезены деревянные одноэтажные дома. Такое подчинение города единому центру, идея его строгой геометрической упорядоченности была характерной для XYIII в.

 

Марфино (рисунок 24)

Это самый романтический ансамбль в Подмос­ковье. Он возник в 60-70-х гг. XVIII в. Вначале планировка этого ансамбля была строго регулярной. В 1831 г. ар­хитектор М. Д. Быковский решительно меняет направление движения, ракурса восприятия и последовательность появления в поле зрения эле­ментов ансамбля. Посетитель приближается к усадьбе с юга со стороны парка. Быковский перестроил усадьбу в национально-романтическом стиле, типичном для русской усадьбы той эпохи. Террасированный склон ве­дет к прудам, широкая каменная лестница закан­чивается крылатыми грифонами.

Монументальный двухарочный мост замыкает зеркальную гладь пруда. Видовые точки фиксиру­ют двухъярусная беседка и полуротонда.

Преобладают не прямые, а диагональные на­правления восприятия, в которых поочередно доминируют разные объекты и их неожиданные сочетания. Парк чрезвычайно богат цветовыми от­тенками и фактурами составляющих его природ­ных и архитектурных элементов. Находясь на ос­трове Большого пруда, можно было видеть белый камень декоративных деталей, оштукатуренные или покрытые красным кирпичом стены, чугун­ные решетки и детали фонтана, оконные витражи из цветного стекла, зеленые газоны, кустарнико­вые шпалеры, яркие цветочные клумбы, темную хвою елей и многое другое.

 

Практическое занятие №17

Усадебные парки Брянской области

Дошедшие до нас в запущенном и полууничтоженном виде культурные ландшафты свидетельствуют, что на Брянской земле искусство создания парков было высокоразвитым. Планировочная структура парков в Ляличах, Понуровке, Гриневе, Новой Романовке, Великой Топали сложились к концу XVIII века. Парки в Локте, Ревнах, Трехбратском, Красном Роге, Овстуге, Хотылеве заложены в XIX веке. Парки развивались по различным планировочным схемам. Одни из них разбивались по ландшафтной системе, другие имели регулярную планировку. Значительная часть парковых массивов занимает как бы промежуточную позицию, представляя собой смешанную планировку, включающую естественные участки агроландшафтов и лесов, связанных в пределах усадьбы прямой и четкой композиционной осью-аллеей, а далее сливающимися с природным окружением. Почти все парки имели ранее различные парковые сооружения, малые архитектурные формы, скульптуру, водоемы, гидротехнические сооружения и элементы благоустройства территорий.

Овстуг (рисунок 25)

Старинное брянское село Овстуг на берегу Десны известно с конца XVI столетия. В XVII веке им владел стольник Ф.А. Лодыженский, а затем брянские служилые люди Вепревские. С середины XVIII века владельцами Овстуга стали Тютчевы. Николай Андреевич Тютчев, дед великого русского поэта, в 1770-х годах возвел здесь каменную Успенскую церковь, разбил парк с прудами и построил каменный усадебный дом.

В этом доме, в семье отставного гвардии поручика И.Н. Тютчева, родился Федор Иванович Тютчев (1803—1873). Здесь, на берегу Десны, прошло его детство, сюда он приезжал в годы учебы в Московском университете. Окончив университет, Тютчев уехал за границу, где двадцать два года провел на дипломатической работе.

Только в 1844 году поэт окончательно вернулся в Россию. Он жил преимущественно в Москве и Петербурге, изредка бывая в родительской усадьбе. Впервые после длительного отсутствия Тютчев приехал в Овстуг 31 августа 1846 года, через четыре месяца после смерти отца. Здесь еще стоял старый отцовский дом, в котором родился поэт, здесь еще жили воспоминания светлой поры его детства...

В 1846 году, незадолго до смерти, И.Н.Тютчев по проекту архитектора Герасимова построил в Овстуге новый дом — одноэтажный, кирпичный, с круглым бельведером, увенчанным шпилем. Дом стоял у юго-западной границы парка на самом высоком месте. От него парк спускался по склону на северо-восток к небольшому пруду. Своим парадным, с шестиколонным дорическим портиком, фасадом, обращенным к парку, дом господствовал над ним и выделялся в сельском ландшафте.

Рисунки общего вида усадьбы, выполненные в XIX веке, и фотоснимки начала XX века дают основание считать, что планировка парка была свободной, пейзажной.

Ф.И. Тютчев владел усадьбой до самой своей кончины. В 1873 году, после его смерти, отсюда в Мураново вывезли часть обстановки и личных вещей поэта.

Усадьба оставалась во владении Тютчевых до начала XX века, но в ней почти никто не жил, и в 1912 году обветшавший дом был разобран. Церковь была уничтожена в советское время, во время войны погибли служебные постройки и сильно пострадал парк, в котором, тем не менее, сохранились старые липы и серебристые тополя, посаженные еще самим поэтом.

В настоящее время парк занимает территорию размером около 6 гектаров. Определенной планировки, связанной с первоначальной, парк не имеет. Вход в него расположен в южном углу, со стороны общественного центра села.

С 1985 года в восстановленном усадебном доме действует мемориальный музей Ф.И. Тютчева, здесь проходят Тютчевские праздники поэзии. В 1978 году в Овстуге был установлен памятник поэту.

Красный Рог (рисунок 26)

В селе Красный Рог, что в пятидесяти километрах от Брянска, находится бывшая усадьба известнейшего в России поэта, прозаика и драматурга Алексея Толстого. Здесь он провел свои последние годы жизни, здесь и похоронен. В настоящее время здесь находится Музей-усадьба Алексея Толстого. Из домостроений времен самого графа Толстого в усадьбе сохранилось очень немногое: бывшая прачечная, флигель и домик хозяйственного двора. До 1993 года во флигеле размещался музей писателя. Кроме этого, имеются новые строения, возведенные наследниками на месте старых. К ним относятся сторожка, домик садовника, сарай и некоторые другие строения хоздвора.

В 1993 году был восстановлен охотничий домик, в котором с конца 50-х годов XIX века постоянно жил и умер Алексей Константинович Толстой. Сегодня там размещена основная композиция музея. Сам оригинал - охоничий домик - существовал довольно долго, до самой Великой Отечественной войны и был сожжен фашистами в 1942 году.

За пределами усадьбы находится еще один интересный памятник архитектуры конца XVIII века. Это Церковь Успения, пристройка крыла церкви сделана Толстым. Рядом - могила поэта с каменным надгробием.

С 1967 года Красный Рог является местом празднования областного Дня поэзии, которые ежегодно проводятся в августе.

Парк в Красном Роге не велик. Его площадь всего около 9 гектаров. Парк представляет собой улучшенный искусными посадками деревьев и кустарников участок красивого природного леса. Регулярная часть парка занимала сравнительно небольшие участки. Один прилегал к веранде паркового южного фасада дома, второй был заключен внутри круглой площадки перед главным северным фасадом. Остальную территорию парка занимал английский сад.

Вся территория парка прорезается с севера на юг прямой аллеей, ведущей к пойме Рожка. По обеим сторонам главной аллеи живописными группами размещены деревья и кустарники с тонко продуманным подбором пород. Древесные насаждения парка разнообразны. В нем произрастает свыше тридцати видов деревьев и кустарников. Много лип, кленов, ясеней, сосен, елей и др..

 

 

Усадьба в Ляличах (рисунок 27)

Ляличи известны с 1654 г., когда принадлежали одному из польских магнатов, а затем перешли к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.

В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту крупнейшего столичного зодчего Дж. Кваренги строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.

Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349 х 1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. В основе его планировочной структуры лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й половины XYIII в. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре.

Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого, прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе.

Здания ансамбля, выдержанные в стиле зрелого классицизма, изумительно вписывались в холмистый пейзаж. На первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные и служебные помещения, на втором - столовая, гостиные и парадные залы, на третьем - жили Завадовские.

Большой трехэтажный, прямоугольный в плане дом был расположен в глубине парадного двора, охваченного по сторонам закругленными одноэтажными крыльями. За домом находился пейзажный парк с павильонами, оранжереями и прудом. К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса.

В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи.

У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

За дворцом и по обеим сторонам его, по склонам, спускающимся с западной и восточной сторон к ручью Излучье, располагается громадный парк. Первоначально его территория достигала 150 гектаров.

Планировочное строение парка представляет собой сочетание регулярной части с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составлял и парадный двор, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера и, частично, фруктовый сад, несколько входящий с юга на территорию парка.

Вся остальная территория своим устройством уподоблялась живой природе. Территория парка была заключена в каменные стены многоверстной ограды. Вход и въезд в парк были через парадный двор дворца.

Среднюю часть парка занимали искусственные пруды, образованные в долине Излучья. Они разделяли территорию парка на две части - восточную и западную. Вокруг прудов строилась вся композиция паркового пространства.

Уместно отметить и такую черту, свидетельствующую о стремлении устроителей усадьбы как можно ближе соединить природу и жилище: это живописные изображения видов парка и большой аллеи внутри здания, на стенах главной лестницы. Изображенные в летнее время, они помогали зимним гостям дворца представить и оценить красоту парка в иные времена года. Таким образом, парк "присутствовал" в доме. Так достигалось единство природы и сооружений, парка и архитектуры.

С двух сторон открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и купами иных деревьев. С юга к ней примыкал большой фруктовый сад, а ниже его гляделась в воды березовая роща. Восточная часть парка, находящаяся за прудами на противоположном дворцу склоне, утопала в сохранившихся вековых рощах.

В изумруде рощ красовались два каменных цветка - "Летний дворец" и "Храм Благодарности" - они одухотворяли искусством архитектуры эту природную часть парка.

Кроме дворца и этих двух построек на территории парка, оживляя и украшая его на видовых местах, размещалось около полусотни скульптур. Мостики, беседки, пристани и прочие столь любимые в то время "затеи" наполняли парк. Здесь было все, что почитала необходимым иметь в парке эпоха крепостников. Даже зверинец, обитатели которого населяли парк.

В пойме Излучья, в пределах парка, были два больших и один малый пруды. К территории парка непосредственно примыкал четвертый пруд и - несколько выше по течению - пятый. Все водоемы имели свободные "натуральные" очертания.

Озеленение парка основывалось на искусном использовании деревьев и кустарников местных пород: березы, дуба, клена, сосны, липы, ольхи черной. Встречаются ясень, ильм, белая акация, черемуха, тополь, сосна кедровая сибирская, луносемянник даурский, виноград амурский и дикий американский и другие виды. Довольно разнообразен ассортимент кустарников: бересклет, калина, шиповник (выродившиеся культурные розы), свидина, сирень, барбарис, рябинник, жимолость, спирея дубравколистная. В юго-восточной части парка раньше существовала целая аллея из туи. На парадном дворе дворца и в других местах росли отдельные экземпляры тополя пирамидального. По краям главной аллеи сохранились несколько почти трехсотлетних лип.

Парк в селе Фоевичи

В юго-западной части Брянской области, между дорогой из Климова в Чуровичи и речкой Вагой расположено утопающее в зелени село Фоевичи.

Село Фоевичи возникло после изгнания поляков, в середине XVII века. Принадлежало Чернолузским, затем Миклашевскому, а с 1707 года — Ивану Чернолузскому, наказному полковнику Стародубскому, который основал здесь обширную усадьбу. В конце XVIII века Фоевичи были довольно значительным торговым пунктом. В течение года здесь собирались четыре ярмарки, куда съезжались жители со всей округи. В начале XX века усадьбой с озером и парком (всего около 40 гектаров) владел горный инженер Мыслин, а остальной землей старинной усадьбы, более чем тысячей гектаров, — селецкий помещик Лисовский.

Общественный центр села образуется на месте бывшей усадьбы, от главного дома которой сохранилась лишь небольшая часть. Этот вместительный каменный дом с флигелями и оранжереей располагался на берегу пруда. Вдоль северного фасада, параллельно дому и берегу пруда, проходит прямая широкая парадная аллея. Одна сторона ее обсажена соснами, другая — тополями. Большая часть деревьев этой аллеи составляет зеленый убор села и в наши дни.

Остановленная плотиной Любца — приток Ваги — вода образовала перед домом большой пруд. В первоначальном виде его акватория достигала 3,5...4 га. Ныне она сократилась до двух с половиной гектаров. Ограниченная с боков аллеями пирамидальных тополей (не сохранились), от дома к пруду спускалась "английская" поляна — партерная часть, открывавшая вид из помещений дома на пруд и парк.

Как полагалось в XVIII веке, посредине пруда размещен остров. Над обложенными камнем берегами, в окружении зелени, возвышалась беседка. На остров вел мост. Он начинался левее партера от специально насыпанного холма со "сторожевой" башней. Эти парковые устройства не сохранились, и судить об их архитектуре затруднительно. Остров и ныне украшает пруд и парк.

Парк в Фоевичах — это детище XVIII века. Он раскинулся на площади свыше 20 гектаров и состоит из двух частей: верхней и нижней. Их разделяет плотина.

Верхний парк площадью 5,5 га включает пруд и собственно усадьбу с парадной аллеей перед домом, с прямыми аллеями и партером между домом и прудом. Эти аллеи и партер — необходимая дань моде века. Тогда не могли обойтись без парадности и торжественности. Но здесь на этом и ограничились. В остальной части верхний парк создан в пейзажной манере. Свободно очерченное зеркало пруда, с несимметрично расположенным островом, естественно и непринужденно обегает прибрежная аллея (сохранилась частично). Перед домом она была заключена в зеленые шпалеры канадского клена. На противоположном берегу оформлялась тополями. По плотине стояли каштаны. Огромные "последние могикане" из них пали совсем недавно, прожив свой долгий век. Их современники, гигантские серые тополя, частично еще стоят и поныне. Господствующим компонентом верхнего парка является, конечно, водное зеркало. Сегодня "не слышно всплесков тихого пруда" — его почти полностью затянула ряска. Но красоты он не утратил.

Нижний парк — чисто ландшафтный. Его размер значительно превышает размеры верхнего и составляет 15 га. Нижний парк примыкал к усадьбе березовой рощей. Теперь на ее месте расположен машинный двор. В планировочном отношении нижний парк решен просто.

Между двух русел Любцы проложена искривленная дорожка. Она спускается с плотины, пересекает поляну и, скрываясь под шатрами деревьев, приводит к соединению русел речушки в шестистах метрах ниже плотины. Здесь некогда парк заканчивался второй каштановой аллеей (не сохранилась). С боковых сторон нижний парк ограничивали обычные в те времена ров и вал. Часть южного вала видна и теперь. Куртина густых деревьев отделяет от плотины при


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.