Человек как особая форма бытия. Происхождение человека и уникальность его бытия. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Человек как особая форма бытия. Происхождение человека и уникальность его бытия.

2017-11-27 606
Человек как особая форма бытия. Происхождение человека и уникальность его бытия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В размышлениях о Вселенной, природе, обществе, человеке философская мысль с древнейших времен до наших дней опирается на фундаментальную категорию бытия как единства мира, который развивается, изменяется и в то же время сохраняется как относительно стабильное целое. Единство мира проявляется в том, что он есть, существует, бытийствует. Важно при этом иметь в виду, что единое бесконечное бытие различается по формам своего существования. Можно выделить следующие взаимосвязанные основные формы бытия: бытие природы (вещей, процессов), бытие человека, бытие духовное (идеальное), бытие социальное.

История мировой философии показывает, что поиски предельных оснований бытия всегда были сопряжены с ключевой проблемой — постижения сути человеческого бытия. Что такое человек, каковы его место и предназначение в мире, в чем специфика его природы и смысл существования? По этим и другим вопросам сложились разнообразные традиции и направления исследований.

Однако попытки ученых разработать единую, целостную концепцию человека всегда наталкивались на серьезные трудности. Еще в XVIII в. Гельвеций, подчеркивая многоаспектность проблемы человека, отмечал, что человек есть модель, выставленная на обозрение различными художниками, каждый из которых видит лишь некоторые стороны ее, но никто не охватил ее всесторонне. Подмеченная Гельвецием трудность в познании человека во многом характерна и для современного состояния исследований.

В настоящее время происходит систематическое накопление многообразных эмпирических данных о человеке, предпринимаются попытки систематизировать и обобщить разрозненные факты как в рамках специальных наук, так и в междисциплинарном плане. При этом ученые резонно указывают на трудности интеграции разнородных данных о человеке, практическую невозможность этим путем построить всестороннюю и вместе с тем целостную теорию человека. Попытки объединить различные научные знания о человеке нередко выливаются в фрагментарное, эклектическое описание существенных и несущественных свойств и отношений. Вместо целостной картины получается механическое соединение разнородных данных о человеке. Ни одна из частных наук, ни их совокупность, сколько бы они ни исследовали человека как эмпирическую данность, не могут решить такие проблемы, как природа человека, его свобода, деятельность, субъективность, отчуждение, смысл жизни и др.

Следовательно, никакая систематизация и суммирование (даже самое полное) знаний о человеке, полученных частными науками, не могут привести к познанию человека как целостной системы, которая обладает интегративными социально-природными качествами. Человек — это не просто конгломерат разнокачественных параметров (биологических, психических, социально-деятельностных и т. д.), а целостная система, обладающая специфическими качествами. Новое качество целого является той объективной основой, которая делает необходимым вычленение философского уровня познания.

Применительно к человеку это означает необходимость выйти за рамки частнонаучного изучения человека как эмпирической данности, подняться на уровень философского обобщения, позволяющего рассматривать человека как «мир человека», как диалектическое единство общего (общечеловеческого), особенного (зависящего от типа культуры) и отдельного (индивидуальных особенностей самосознания), т. е. как органически взаимосвязанную целостность. Философия призвана не только изучать и интерпретировать человека, но в известной мере и творить его как концепцию, в которой теоретический и практико-аксиологический аспекты слиты воедино.

Прежде всего возникает вопрос: где, когда и каким образом появился человек? Кто были наши предки? Дискуссии по этим вопросам идут с незапамятных времен. Настоящий переворот в науке произвела книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), а позже и книга «Происхождение человека и половой отбор» (1871). В них впервые было эмпирически показано естественное (а не божественное) происхождение человека, его генетическая связь с высшими млекопитающими. Книги были преданы анафеме с церковных кафедр, едко высмеивались в светских салонах. Другие же восхищались смелостью автора и научной обоснованностью его суждений.

В свете современных научных исследований (особенно открытия генов) теория Дарвина обнаруживает известную ограниченность. Taк, он преувеличивает значение полового отбора, не смог оценить качественную разнородность «инстинктивного ума» животных и интеллекта человека, считая, что они различаются чисто количественно. Вместе с тем идеи Дарвина об изменчивости, эволюции и естественном отборе как движущих силах эволюции животного мира дали мощный толчок развитию научной мысли.

Однако предыстория человечества, проблема выделения человека из животного мира, равно как и возникновение самой жизни на Земле, во многом остаются загадочными до сих пор. В середине XIX в. в Германии были найдены останки неандертальцев, проживавших в эпоху раннего и среднего палеолита. Некоторые антропологи поспешили объявить их предками современного вида «человека разумного» (homo sapiens).

Однако во второй половине XX в. в районе Восточно-Африканского разлома и в Южной Африке были найдены останки предшественников людей, возраст которых заставил отказаться от прежних представлений о родословной человека. Опираясь на новейшие способы определения возраста с помощью радиоуглеродных и калий-аргоновых методов, антропологи предложили новую модель эволюции, указав на более древнюю дату, когда произошло разделение между обезьянами и предками человека. Более пяти миллионов лет назад появились существа новой породы — человекообразные обезьяны, названные австралопитеками (в переводе — южными обезьянами). Морфология их скелета свидетельствует о том, что они уже хорошо держались на задних конечностях.

Два миллиона лет назад одна из форм австралопитеков превратилась в «человека умелого» (homo habilis), который имел более развитый головной мозг и умел пользоваться каменными и другими орудиями. «Человек умелый» — это первый известный до настоящего времени вид рода человека. Примерно полтора миллиона лет назад от него произошел «человек прямоходящий» (homo erectus), заселивший значительную часть Евразии. Неандертальцы же, более близкие современным людям, появились только 200 тысяч лет назад и исчезли 30 тысяч лет назад.

Следует, однако, заметить, что в последнее время сценарий эволюции человека, предложенный палеонтологами-эволюционистами, подвергается критике со стороны антиэволюционистов. Ссылаясь на прежние и новые, найденные в 80—90-х гг. XX столетия останки, они считают, что процесс антропогенеза был хотя и долгим, но вовсе не постепенным и что представленный эволюционистами в качестве отдельного вида «человек умелый» на самом деле был разновидностью обезьян, как и все другие австралопитеки. Он не мог быть предком человека.

Современные ученые склоняются к тому, что становление человека заняло длительный исторический период (примерно 3,5 миллиона лет), который завершился грандиозным скачком — выделением человека из животного мира. Важная особенность этого процесса заключается в том, что становление человека (антропогенез) было в то же время и становлением общества (социогенез). Они представляют собой две стороны единого процесса — антропосоциогенеза.

Важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства. Названные факторы выступали не в какой-то простой совокупности и линейной последовательности, а в диалектическом взаимодействии, борьбе, приспособлениях и модификациях в течение многих веков человеческой истории.

Антропологические исследования показывают, что изготовление древнейших элементарных орудий пралюдьми происходило на миллион лет раньше, чем появились членораздельная речь и понятийное мышление. Первоначальная орудийная деятельность носила досознательный, инстинктивный характер. Она приводила к ослаблению и постепенному разложению инстинктивной основы поведения и тем самым способствовала формированию языка и переходу от стадного способа общения к первобытно-общинному. Лишь с появлением языка примитивная орудийная деятельность стала превращаться в осознанно целесообразный труд, получивший в философии категориальный статус предметно-практической деятельности.

Уже в древних культурах язык понимался как дар богов и средство священнодействия, ритуальных культов. Поначалу он выступал в форме информационных знаков для общения с богом и между людьми. Уже в простом акте называния люди сообщали друг другу одинаковое для них понимание называемой вещи. Речевая общность располагала их к взаимопониманию и распознаванию «своих» и «чужих».

С точки зрения современных представлений язык не просто отражает и фиксирует предметы, но и участвует в порождении их смысла, их бытия как реально существующего. Поэтому М. Хайдеггер резонно истолковывал язык как «дом бытия». В этой связи заслуживают внимания также идеи русских философов П. А. Флоренского и А. Ф. Лосева о бытийственном характере слов и имен.

Следующим важным фактором превращения предчеловека в человека явилось радикально новое отношение к проблемам половых связей. Былое соперничество самцов за обладание стадным «гаремом самок» (сопровождавшееся применением орудий убийства во внутристадных конфликтах) сменилось установлением запрета на половые связи внутри своей группы, табу на близкородственные, кровосмесительные связи уже в ранних первобытно-родовых общинах. Тем самым стимулировались поиски брачных партнеров в других общинах, гасились внутригрупповые конфликты, формировалась потребность в самоограничении и терпимости ради сохранения внутриобщинного мира, а затем и миролюбия между родами, племенами. Мотивировкой этого табу явились, конечно, не какие-то соображения о биологическом вреде инцеста, а понимание недопустимости вступления в половые отношения с мифологическим тотемом своей группы, который считался прародителем всех ее членов (например, «люди Змеи», «люди Крокодила» и т. п.)

В первобытно-родовой общине создавались условия, когда орудия труда и основные продукты потребления становились собственностью коллектива. Эту общинную организацию можно назвать первобытной коммуной.

Таким образом, лишь с выделением из животного мира и соблюдением простейших нравственных требований — в процессе трудовой деятельности начался переход к собственно человеческому существованию, формированию надбиологической, социальной сферы, историческому развитию культуры. Именно наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.

29. соотношение биологического и социального. Природа, сущность и существование человека. Человек является частью природы, особым биологическим видом, поэтому человек характеризуется биологической обусловленностью (запрограммированностью) многих признаков своего вида (средней продолжительности жизни, одаренностью в тех или иных видах деятельности, принадлежности к определенной расе) Биологическое в человеке существует не как рядоположительное социальным, а в самой сфере социального (сознание имеет социальную сущность – сознание формируется только в обществе) Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) модифицировалось и поэтому человеческий организм, имея общее с высшими животными вместе с тем содержит и существенно новое, сформировавшиеся в результате трудовой деятельности человека. Животные тождественны своей биологически обусловленной жизнедеятельности, а преимущество человека в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания. Человек научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных биологических потребностей, но и для других людей, поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности человека все более развиваются, очеловечиваются, т.о. человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности: от физиологической до социальной. Биологическое и социальное это 2 класса устойчивых компонента (подструктур), составляющих структуру человека, как целостной системы. Соотношение биологического и социального следует понимать как соподчинение в рамках которого социальное играет приоритетную интегративно-преобразующую роль. С формированием мышления и языка началось становление производственных социально-экономических отношений как особого уровня организации материи – социальной жизни. Природа, сущность и существование человека. Категория сущность является научной абстракцией, отражающей качественную специфику предмета, его наиболее важные, главные свойства обуславливающие его изменения. Сущность человека выявляется в особом характере предметной деятельности, в процессе которых происходит взаимодействие человеческих сил человека с природным материалом и данной социально-экономической структурой. Реальный образ человека (его действительность) не сводится к категории сущности, т.к. включает в себя не только его родовую сущность, но и конкретное историческое существование. Категория существования – обозначает наличие бытия эмпирического индивида в его повседневной жизнедеятельности. Отсюда вытекает важность понятия «повседневность», именно на уровне повседневности жизни выявляется глубокая взаимосвязь всех типов поведения человека, его существования и способностей с развитием человеческой культуры. Существование богаче сущности. Существование включает в себя не только проявление сущностных сил человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических, нравственных, психологических качеств. Существование человека представляет собой форму проявления его сущности, лишь единство сущности и существования образуют действительность человека. Понятие природа человека. В прошлом веке это понятие или отождествлялось с сущностью человека, или же это понятие вообще ставилось под сомнение, однако, прогресс биологических наук, изучение нейтронной структуры мозга и генома человека заставляет по новому взглянуть на это понятие. Вопрос о природе человека заключается в том, что является ли природа человека неизменной при всех воздействиях или же она носит пластичный (подвижный) характер.

В современной философской науке преобладает точка зрения, согласно которой понятие «природа человека» и сущность человека, при всей их близости и взаимосвязанности не следует отождествлять. Понятие «природа человека» отражает как природные, так и социальные качества человека.

К понятию человеческой природы можно отнести следующие качества человека: 1)способность к творческой деятельности 2)проявление эмоций 3)формирование нравственных ценностей 4)стремление к прекрасному (эстетическое воспитание действительности) не существует вечной неизменной человеческой природы. В природе человека постоянно происходят определенные изменения, поэтому человек является «открытым миру».

 

30. индивид, индивидуальность, личность. Отдельно взятый человек, есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма. Метод структурного анализа помогает вычислить устойчивые компоненты, которые составляют понятия: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее общим базовым понятием является понятие человек. Человек – это субъект объективно-исторической деятельности и культуры или субъект данный общественных отношений и тем самым общемирового, исторического и культурного прогресса. По своей природе человек представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающие членораздельной речью и нравственными качествами. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдел взятый человек без относительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью. По мере того как он перестает быть только единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения) образует понятие личности. Личность - это относительная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-болевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознание и деятельность. Для личности характерно осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных нравственных качеств и действий характерных для данной личности выражается в понятии «индивидуальность» Индивидуальность – это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности, в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования, она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

31. человек как деятельное и творческое существо. Смысл жизни и назначение человека. Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же совей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т.е. в результате осознания идеи человеческого рода и своей принадлежности к нему. Постановка индивидом вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего я, чувства человеческого достоинства, когда он начинает задумываться о реальной значимости своего существования, без этого осознание вопроса о смысле жизни не всплывает, остается в тени. Нельзя создать формулу пригодную для всех людей, во все эпохи, т.е. некую «вечную формулу» смысла жизни, в понимании смысла жизни существует преемственность, вытекающая из преемственности развития самого человека, его культуры, каждое новое время привносит новые нюансы в понимании смысла жизни, которые существуют в рамках христианства, ислама, других религий и философских концепций. Осознание человеком смысла жизни зависит от того насколько он способен различать подлинные и ложные ценности, создает бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни лишь для самого себя. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том, чтобы всесторонне развить свои способности по средствам творческой деятельности именно такая деятельность получает признания со стороны общества, коллектива и в тоже время приносит глубокое личное удовлетворение.

 

32. специфика философского подхода к анализу общества. Проблема общества и истории философии. Специфика философского подхода к анализу общества состоит в том, что: 1)изучает общество как целостное явление в единстве всех сторон общественной жизни 2)выявляет сущность и смысл общества, т.е. основу и главную причину человечности 3)исследует специфику социального бытия, то чем общество отличается от других видов бытия 4)для 20 в. главной проблемой является личность и общество. В истории философии существуют разные трактовки общественно жизни: 1)объективный идеализм (Гегель) – понимает общество в том, что общество развивается по определенным законам от людей не зависящих 2)Исторический материализм (К.Маркс) – считал, что в основе общественного развития лежит материальное производство. 3)Социобиология (Спенгер) – рассматривал общество по аналогии с биологическим организмом, общество развивается по законам биологической эволюции, т.е. увеличиваются социальные структуры их специализация и в связи с этим взаимосвязь 4)субъективный идеализм (Д.Гейм) – считал, что людей объединяют общие ценности, главная из которых – солидарность, она возникает в следствии разделения трда, которая делает необходимость людей друг в друге 5)Петерим Сорокин ввел понятие социокультурной реальности, т.е. общество в енм считается личность, культура, общественные отношения.

 

33. специфика деятельного подхода к изучению общества. Общество и природа. Общество не сводится к сумме существующих индивидов, когда индивиды объединяются в большие группы возникает новое качество – система, подчиняющаяся особым закономерностям, отличающиеся от поведения отдельного индивида. Деятельность - это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение мира в интересах людей, в основе деятельности человека лежат меняющиеся социокультурные программы. Человек проявляет себя в ходе поведения и деятельности. Поведение человека – это реализация биологических, человеческих инстинктов, которые не меняются – поведение человека всегда целесообразно, т.е. соответствует деятельности, а в ходе деятельности возникают общие ценности, традиции и т.д., т.е. отношения между людьми, объединяющие их в единое целое. Общество - это совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. Общество представляет собой систему, в которой люди элементы, а связи между ними – это структура общества, эти связи называются общественными отношениями.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.