Традиционное Семейное воспитание во Франции — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Традиционное Семейное воспитание во Франции

2017-11-27 313
Традиционное Семейное воспитание во Франции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уровень цивилизованности общества, авторитет государства сегодня как никогда ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети. Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт, а также на понимание обществом её роли в воспитании детей.

Важное место в формировании новой семейной политики принадлежит Министерству социальной защиты населения, Департаменту по проблемам семьи, женщин и детей. Одна из его приоритетных задач - укрепление института семьи как фундаментального и уникального социального института [].

Автор «Философского словаря» французский учёный Дидье Жюлиа (2000) называет семью «естественной ячейкой общества», обозначающей «совокупность людей одной крови, одной расы» и также «совместно проживающих на ограниченном пространстве под руководством главы рода». [5, 397]

Ж.Ж. Руссо считал семью самой древней и единственно естественной из всех обществ. По его мнению семья – это институт, воспитывающий в ребёнке будущего гражданина, патриота своего отечества [].

По мнению С.Френе семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения [].

Французский учёный А.Наури, так же как и русские педагоги, разделяет семью на два типа: семья современная и семья традиционная. Он говорит о том, что традиционная семья представляла собой малую социальную группу состоящую из родителей и детей. Родители принимали свои обязанности очень серьёзно, они отчётливо понимали какую важную роль имеют в воспитании детей. В семье ребёнка не воспринимали как самостоятельную личность, для родителей это был всего лишь ребенок. С раннего возраста у детей воспитывали такие качества как вежливость, пристойное поведение, уважение, благодарность, любовь. Именно в семье ребёнок впервые познавал свои возможности и силы[AldoNaouri].

С точки зрения французского педагога Л. Пэрну традиционная французская семья это семья строгих правил. Она являлась источником надежности и безопасности. Традиционная семья представляла собой только двух супругов и детей,где отец являлся главой семейства, именно он зарабатывал деньги, мать же должна была следить за детьми и за домом [].

А. Наури полагает, что несмотря на перемены, которые произошли с обществом на сегодняшний день, отношение французов к семье почти не изменилось. Они считают, что только в семье можно воспитать полноценно развитую личность [].

Французские учёные говорят о том, что значимость семьи в настоящее время существенно возрослала. Но в тоже время они отмечают, что семья во французском обществе переживает кризис. Роли родителей заметно поменялись, всё чаще во главу семьи становится женщина. Современная педагогическая система строится по отношению к ребёнку, как к равному. Родители проявляют к нему любовь и требовательность, но также предоставляет ему свободу, служат ему опорой и защитой в любом возрасте [].

Проанализировав научную литературу, Мы можем отметить, что многие французские педагоги занимаются изучением семьи и семейного воспитания. Но в тоже время учёные не дают точного определения семьи. Такие педагоги как Л. Пэрну и А. Наури разделяют семью на традиционную и современную.С их точки зрения современная французская семья представляет собой малую социальную группу, общность родителей и детей связанных определенными ценностями и традициями.получиласьоборваная мысль сказала про совр и трад семью и все, определенийнет? Дай определения хоть какие-нибудь найди, там дальше я у тебя видела про традиционную семью. Еще в этот параграф можно написать про современность, что Олан у вас узаконил брак геев и лизбиянок и разрешил им усыновлять детей, что это противоречит традиционному воспитанию во Франции, но является совр тенденциями..

Французский педагог С.Френе определяет воспитание как трудоёмкий и сложный процесс, в ходе которого у ребёнка закладываются нравственные основы, фундамент его личности. Воспитание требует от родителей таких качеств, как терпение, сердечность, интуиция, такт, внимание. Но в то же время французский учёный критиковал систему нравственного воспитания, сводившуюся в основном к постоянному повторению избитых прописных норм морального поведения.Содержание так называемого словесного воспитания всегда отражает совокупность этических норм, характерных для данного общества, но в определенной степени имеющих и общечеловеческое значение. По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь
вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись ксвоим товарищам, уважай учителя и т. п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни. Более того, формальное усвоение нравственных правил даже опасно, ибо создает впечатление, что отныне уже не нужно никакого особого усилия, чтобы руководствоваться ими в своем поведении. Подлинно нравственному поведению может научить устолько сама жизнь, т. е. конкретный опыт ребенка [].

По мнению современного французского педагога Л. Пэрну самое важное в воспитании это любить, разговаривать с ребёнком, быть очень требовательным в отношениях с ним, чтобы он был не менее требовательным к себе, уметь предоставить ему свободу, служить ему опорой и защитой, в любом возрасте считать его личностью [].

По убеждению Ж.-Ж. Руссо, развитие человека должно происходить свободно и естественно, что предопределяет содержание и характер воспитания. Для просветителя свободное воспитание – это оптимистический гуманизм, так как оно объединяет общечеловеческие ценности, высшие достижения развития общества, культуры, цивилизации; естественное воспитание должно осуществляться сообразно с природой, в воспитании необходимо следовать внутренней природе ребенка, учитывать его возрастные особенности [].

Марсель Руфо определяет понятие воспитания (в узком значении) как духовное и физическое развитие, формирование личности человека, его этики. Морали, нравственности по социально принятым нормам поведения. В более же широком понимании, воспитание –это передача накопленного человечеством опыта от старшего поколения к младшему[].

Под традиционным воспитанием французские учёные понимают процесс социализации ребёнка, привитию ему определенных норм, правил и жизненных ценностей таких как вежливость, уважение и солидарность[http://audrey-eloise-marie.e-monsite.com/pages/i-la-famille-traditionnelle-d-avant-guerre.html].

В своей книге «Формирование личности ребёнка и подростка» С. Френе выделил ряд условий необходимых для воспитания в семье:

- здоровье родителей и ребёнка;

- особая забота о беременных женщинах;

- создание необходимых условий для воспитания ребёнка;

- развитие его творческих возможностей;

- стремление к познанию;

- создание благоприятной среды [].

Мы можем отметить, что понятие воспитание французские учёные рассматривают как духовное и физическое развитие ребёнка. ЛорансПэрну полагает, что главную роль в воспитательномпроцеессе играет беседа. Марсель Руфоотдадаёт большое значение нравственному воспитанию. По убеждению Ж.-Ж. Руссо воспитание должно проходить свободно и естественно, необходимо следовать внутренней природе ребенка. Для С. Френе воспитание представляет собой трудоёмкий и сложный процесс, в ходе которого у ребёнка закладываются нравственные основы и фундамент его личности, но вместе с тем учёный критикует нравственное воспитание.

Целью воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, является развитие свободной личности в «естественных» условиях. Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми»[].

Мы больше придерживаемся мнениюфранцуского учёного-педагога С.Френе. Он полагает, что цель семейного воспитания заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутренного мира [].

Французские учёные отмечают, главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственноси человека, фундамент его личности. По мнению С. Френе от становления личности на начальном этапе (в семье) в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка [].

Самая первостепенная и важная задача семейного воспитания, по
Ж.-Ж. Руссо, прививать детям любовь к Отечеству, к их гражданскому долгу[].

Изучив научные труды таких учёных как С.Френе, Л. Пэрну, А. Наури, М. Руфо и А. Гарандери и Ж.-Ж. Руссо, Мы можем выделить следующие задачи семейного воспитания:

- нравственное и гражданское воспитание;

- привитие любви к труду;

- развитие любознательности, тяги к практической деятельности;

- развитие практического мышления;

- воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;

- стимулирование любознательности как первой ступени познания;

- стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;

- стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;

Опираясь на опыт французских учёных С. Френе, А. Гарандери, Ж.-Ж. Руссо, Мы вывели следующие принципы воспитания:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;

- принцип целенаправленности;

- принцип систематичности;

- принцип наглядности;

-дисциплина;

- самовыражение.

Французский учёный С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее» [].

Во французской педагогике выделяют следующие методы семейного воспитания:

- беседа;

- наглядный пример;

- индивидуальный подход;

- метод убеждения;

- метод принуждения.

Проанализировав научные труды французских авторов, Мы можем отметить, что большое внимание учёные уделяют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности. В своих работах Ж.-Ж. Руссо описывает принцип наглядности, который он считает основополагающем при воспитании. Мы можем отметить, что определяющим принципом гуманистического воспитания Ж.-Ж. Руссо, является принцип свободного и естественного воспитания, то есть формирование «свободного и естественного человека». С. Френе так же предлагает чаще использовать наглядные примеры в процессе воспитания.

Также ученые аккцентируют своё внимание на традиционном семейном воспитании. Французске педагоги разделили понятия семьи и семейного воспитания на традиционное и современное, но все равно отмечают характерную схожесть между двумя определениями.

 

 

Выводы по первой главе.

В результате анализа теоретической литературы по изучаемой проблеме Мы пришли к следующим выводам:

1) Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, её мировоззрения и отношения к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир. Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Таким образом нами были выделены общие принципы воспитания (Козлова В. А.):

- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);

- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности); (В.С. Селиванов, В.Г. Крысько)

- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания); (В.Г. Крысько)

- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);(В.Г Крысько)

- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников); (В.С. Селиванов)

- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).

Наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном их применении, ввиду их тесной связи.(В.Г. Крысько)

2) Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение для ребенка (положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи; сплоченность семейной общности, единство целей и задач; разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, статусу). Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности и формирует у детей определенный ряд способностей (способность к самоутверждению, проявлению своих индивидуальных особенностей, способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим).

Нами была определена ведущая цель традиционного семейного воспитания в России, которая состоит во всестороннем развитии личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребенка, направленные на гармоничное формирование человека.

Главная задача семейного воспитания определяется подготовкой детей к жизни в существующих социальных условиях т. е. усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального существования в социуме.

Опираясь на педагогический опыт В.Г. Крысько, В.С. Селиванова, П. И. Пидкасистого, мы сформулировали несколько основных принципов семейного воспитания:

- уважение к ребенку как к личности, деликатность;

- значение настоящего (право ребенка быть таким какой он есть);

- значение поступка и возможность раскаяния;

- открытость и доверительность отношений с детьми.

Основываясь на работе такого учёного как П.Ф. Лесгафт,мы определили основные методы которые используют в семейном воспитании в России:

- метод убеждения;

- метод поощрения;

- метод совместной практической деятельности;

- метод принуждения (наказания).

3. Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт, а также на понимание обществом её роли в воспитании детей.

Нами была определена цель семейного воспитания во Франции которая заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутреннего мира.

Главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности.

Основываясь на работы французских учёных-педагогов С. Фере и А. Гарандери мы вывели следующие принципы традиционного семейного воспитания во Франции:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;

- принцип целенаправленности; (воспитание имеет целенаправленный характер, который помогает видеть перспективу в своей работе)

- принцип систематичности; (регулярность воспитательного процесса)

-принцип наглядности;

-дисциплина;

- самовыражение

Так же в ходе нашего исследования мы выделили следующие методы семейного воспитания:

- беседа;

- наглядный пример;

-индивидуальный подход;

-метод убеждения

- метод принуждения.

 

На основе проведенного нами анализа теоретического материала мы можем отметить, что цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания в России схожи с целями, задачами, принципами и методами семейного воспитания во Франции, но в то же время мы можем отметить, что в России меньше используют такие принципы как:

- принцип целенаправленности;

- принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства.

Во Франции же меньше внимания уделяют принципу открытости и доверительности отношений с детьми и практически не исспользуют метод поощрения в воспитательном процессе.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.