Правовое регулирование международных морских перевозок. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Правовое регулирование международных морских перевозок.

2017-11-27 327
Правовое регулирование международных морских перевозок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В законодательстве многих государств обычно не содержатся коллизионные нормы, предусматривающие, право какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы решаются судебной практикой. В судах Великобритании и Франции (в соответствии с французским законодательством) применяется закон флага судна, а в судах ФРГ предпочтение отдается закону места назначения груза. Согласно закону Польши применяется закон, избранный сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика.

Морские перевозки грузов могут осуществляться на различных условиях:

Если такая перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом. В 1924 г. в Брюсселе была заключена Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте. Эта Конвенция была изменена сначала Протоколом 1968 г., а затем Протоколом 1979 г. В 1999 г. Россия присоединилась к Протоколу 1979 г. Из ст. VII Протокола 1979 г. следует, что присоединение к нему равносильно присоединению к Конвенции.

Основные условия морских перевозок, интересующие российских предпринимателей (ответственность перевозчика, порядок предъявления к нему требований), соответствуют положениям Брюссельской конвенции.

Чартер - документ, удостоверяющий наличие и содержание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщиком или фрахтователем, и рассчитан на перевозку крупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартеру предоставляется все судно, часть или определенное его помещение. Чартеры разрабатываются по видам грузов (угольные, нефтяные, лесные и т.д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов. По своему содержанию морской чартер представляет собой сложный договор, в который включается до 60 различных условий (предоставление груза, порядок его подачи, расчеты по фрахту и т.д.). В отношении ответственности обычно делается ссылка на условия Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Условия проформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами, в частности посредством включения оговорок.

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком или фактическим перевозчиком владельцу отправляемого морем груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю.

В марте 1978 г. на конференции в Гамбурге была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, призванная заменить Брюссельскую конвенцию 1924 г. Новая конвенция имеет более широкую сферу действия (распространяется на перевозки животных и палубных грузов) и предусматривает ряд важных нововведений. В частности, ею отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности при навигационной ошибке, несколько повышен предел его ответственности за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления требований к перевозчику (срок исковой давности по сравнению с Брюссельской конвенцией увеличен с одного до двух лет).

Пассажирские перевозки морем стали предметом ряда международных соглашений, одно из которых - Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к ней в 1983 г. Конвенция восприняла большинство ранее выработанных международно-правовых норм о морских пассажирских перевозках: принцип ответственности за вину, ограничение предела ответственности перевозчика (при причинении вреда здоровью пассажиров - 700 тыс. франков), срок исковой давности - два года.

Наряду с конвенциями, регулирующими международные порядки перевозки, Россия участвует в ряде важных многосторонних международных соглашений, в той или иной степени связанных с перевозчиками. К их числу прежде всего относится Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция содержит ряд положений, затрагивающих проблемы международного частного права (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации). Из других многосторонних соглашений укажем на следующие: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952 г.; Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (эта Конвенция вступила в силу 5 сентября 2004 г.).

Билет № 11

1) Тип коллизионной привязки(формула прикрепления)- это наиболее типичные, максимально обобщенные правила, чаще всего используемые при построении коллизионных норм коллизионные критерии.

2) Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Применение Соглашения о международном грузовом сообщении 1950 г. (СМГС) и Соглашения о международных железнодорожных перевозках грузов 1980 г. (КОТИФ).

ж/д перевозки были первым видом перевозок, которые затронула унификация. В 1890 г. была принята Венская Конвенция о международных ж/д перевозок грузов (СИМ), в ней участвовало 9 государств (РФ входила). На уровне Европы в 1923 г. была принята Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках пассажиров и багажа. В этом же году была осуществлена переработка Конвенции СИМ и она стала действовать для европейских государств, а в 1980 г. обе Конвенции были переработаны и был принят единый документ – Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках (КОТИФ). В настоящее время в число ее участников входят все государства Европы, государства Азии и Северной Африки. Данная Конвенция устанавливает порядок урегулирования спорных вопросов между сторонами, устанавливает претензионный порядок и содержит большие положения относительно ответственности перевозчика.

Вместе с тем СССР в КОТИФ не участвовал, а РФ тоже не участвует. Вместе с тем при осуществлении перевозок на территорию стран Европы положения КОТИФ применяются и для российских лиц. В 1950 г. между странами социалистического лагеря были заключены 2 соглашения: 1. Соглашения о международных грузовых сообщениях (СМГС) 2. Соглашение о международных пассажирских сообщениях (СМПС).

В настоящее время в рамках СНГ был образован Совет по Ж/Д транспорту для координации работы ж/д на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования. В рамках данного Совета было заключено соглашение Администраций Ж/Д стран СНГ и прибалтийских государств. 1.10.1997 г. – перевозки грузов между сторонами осуществляются на основании правил СМГС.

Дополнительно были разработаны соглашения: Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, Соглашение о сотрудничестве в обществе технического переоснащения и обновления ж/д подвижного состава.

Легальное определение договора перевозки груза содержится в обеих Конвенциях и является идентичным. По договору международной ж/д перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначениями, выдать его управомоченному грузополучателю при условии, что пункты отправления и назначения находятся на территории 2-х различных государств.

В соответствии с КОТИФ договор перевозки грузов оформляется ж/д накладной, первый экземпляр которой является товарораспорядительным документом. Второй экземпляр докладной или дубликат остается у грузоотправителя для подтверждения факта заключения договора. В накладной указываются: полная характеристика груза и сроки доставки, грузоотправитель вправе сделать отметку о том, что плату за перевозку будет осуществлять грузополучатель. Не предусмотренные соглашением отметки в накладной могут привести к ее недействительности.

Соглашение КОТИФ направлено на подробное регулирование вопросов ответственности перевозчика. В случае нарушения договора перевозчик обязан составить акт, при отсутствии акта грузополучатель теряет право требования к перевозчику.

Ответственность перевозчика за не соблюдением условий перевозки возникает на принципах презюмируемой вины. Перевозчик может отклонить эту презумпцию только если представить доказательства о том, что убытки возникли в результате обстоятельств, за которых ж/д в соответствии с КОТИФ не отвечает.

К таким обстоятельствам относится: 1. Собственная вина лица, имеющего право на товар. 2. Негативные последствия, вызванные свойствами присущие самому товару. 3. Неизбежные обстоятельства. 4. Любое обстоятельство, указанное в числе специальных исков (список данный открыт - Перевозка на открытых платформах, ненадлежащая упаковка и перевозка животных).

Если перевозчик докажет, что ущерб вызван форс-мажорными обстоятельства, то он освобождается от ответственности полностью.

Перевозчик несет ограниченную ответственность за не сохранность груза и просрочку в его доставке. За несохранность груза ответственность составляет либо 51 франк пуанкаре за 1 кг. Груза, либо 17 СПЗ. За просрочку доставки предел ответственности составляет трехкратных размер провозной платы. Если будет обнаружен умысел перевозчика или его сотрудников, то предел ответственности не применяются. Срок исковой давности по соглашению установлен в 1 год. В случае неправомерных умышленных действий перевозчика – 2 года.

СМГС применяется в прямом международном ж/д грузовом сообщении между станциями открытыми для грузовых операций, расположенные на ж/д стран, которые участвуют соглашении. Транспортным документом является ж/д накладная, которая должна быть заполнена в строгом соответствии с положениями Конвенции. Накладная состоит из 5 листов: 1 лист – оригинал накладной, 2 лист – дорожная ведомость, 3 лист – дубликат накладной, 4 лист – лист выдачи груза, 5 лист – лист уведомления о прибытии груза. Все листы, кроме дубликата накладной сопровождают груз до станции назначения, дубликат накладной находится у грузоотправителя. В накладной грузоотправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран. Если груз следует по территории более чем 2-х стран, то на каждую из стран составляется своя дорожная ведомость. В накладной существует графа – объявленная ценность груза, эта графа обязательна для заполнения при перевозке следующих видов груза: 1. Золото, серебро, платина и изделия из них. 2. Драгоценные камни. 3. Ценные меха и изделии из этих мехов. 4. Заснятых кинофильмов. 5. Предметы искусства и художественные изделия. 6. Антикварные вещи и домашние вещи.

При перевозке опасных грузов стороны договора должны также руководствоваться правилами перевозок опасных грузов. Эти правила были дополнительно разработаны к СМГС в 1998 г. таки же дополнительные правила действую в отношении скоропортящихся грузов, грузов перевозимых в контейнерах, грузы перевозимые в сопровождении. Кроме того, для порядка осуществления перевозки действует Служебная Инструкция к СМГС, особенность этого документа состоит в том, что она относится только к ж/д и не регулирует правовые отношения между отправителем и получателем. СМГС указывает какие предметы не могут быть допущены к перевозке, к таким грузам относится: 1. Предметы, перевозка которых запрещена хотя бы в одной из стран ж/д, которой участвую в перевозке. 2. Нельзя перевозить предметы составляющие монополию почтового ведомства. 3. Разрывные снаряды и огнестрельные боевые припасы. 4. Взрывчатые вещества и радиоактивные вещества. 5. Мелкие к отправке массой менее 10 кг на одном месте. 6. Грузы массой более 1,5 тонн в крытых вагонах с не открывающейся крышей. Законодательством каждый из стран могут быть введены дополнительные изменения.

Договор перевозки грузов считается заключенным с момента приема станцией отправления груза к перевозке. Прием удостоверяется наложением календарного штемпеля на накладную. Штемпель накладывается после оплаты грузоотправителем провозных платежей. Течение срока доставки начинается с 00 часов дня, следующего за днем принятия груза к перевозке. Перевозка может осуществляться 2 скоростями:

· Большая – срок на отправление груза – 1 сутки, скорость должна быть 320 км. в сутки.

· Малая – отправление – 1 сутки, скорость – 150 км. в сутки.

В любом случае срок доставки увеличивается на 1 сутки при перегрузки грузов. Ответственность перевозчика строится на принципе презюмируемой вины. СМГС устанавливает переделы ответственности перевозчика в пределах действительной стоимости груза. ж/д освобождается от ответственности в случае утраты груза при обстоятельствах: 1. Ненадлежащее качества груза и его упаковки. 2. В случае вины грузоотправителя. 3. Вследствие ненадлежащего исполнения таможенных или административных правил грузоотправителем или грузополучателем. 4. Отправитель сдал к перевозке предметы под неправильным, неточным или неполным наименованием.

В случае просрочки доставки ж/д освобождается от ответственности, если просрочка произошла в результате стихийных бедствий продолжающиеся более 15 дней или в результате обстоятельств, которые вызвали ограничение движения по распоряжению правительства соответствующей страны. Для возмещения ущерба необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок. Претензии предъявляются в письменной форме с обязательным обоснованием претензий. Претензия должны быть рассмотрена в течение 180 дней, общий срок исковой давности составляет 1 год.

 

3) Признание и исполнение иностранных судебных решений.

Ст. 409 ГПК РФ устанавливает, что решения иностранных судов, в том числе и об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ.

Признание решений иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в той же степени, что и решения национального суда. Признание иностранного судебного решения служит предпосылкой для его принудительного исполнения.

Каждому государству присущи свои системы исполнения решений иностранных судов. Общим для всех этих систем является требование взаимности как условие для исполнения.

3 случая проверки решений иностранных судов:

· В некоторых странах для исполнения решения требуется проверка его правильности только с формальной точки зрения. К таким странам относится США Великобритания.

· В других странах требуется выдача экзекватуры. Франция Бельгия Италия страны Африки. Экзекватура – постановление национального суда о разрешении исполнения решения иностранного суда. Россия

· Страны признают и исполняют решения, только если они не противоречат основным принципам национального права. Пересматривают дело по существу. Китай.

Положения о признании решения всегда содержатся в договорах о правовой помощи.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.