Материя, ее основные типы и формы существования — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Материя, ее основные типы и формы существования

2017-11-27 437
Материя, ее основные типы и формы существования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Понятие бытия. Философский смысл проблемы бытия

2. Понятие материи в философии

3. Движение как основная форма существования материи

4. Осмысление проблемы пространства и времени в философии.

Темы докладов и рефератов

· О причине времени

· Материальное единство Мира

· Генезис представлений о пространстве и времени

· Теория относительности Эйнштейна с точки зрения философии

· Время человеческого бытия

· Философская проблема времени

 

Вопросы для закрепления материала

1. Что такое онтология?

2. Когда возникает проблема бытия в философии?

3. Назовите три аспекта существования проблемы бытия

4. Дайте определение материи

5. Назовите основные формы движения материи

6. Назовите основные типы движения материи

7. Что такое время?

 

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].

Семинар 2. Проблема сознания в философии.

Сознание как социальный феномен

План

1. Концепции сознания в философии

2. Решение проблемы происхождения сознания в диалектическом материализме. Сущность отражения

3. Общественная природа сознания. Сознание и язык

4. Природа самосознания.

 

Темы рефератов

· Космическая концепция происхождения и функционирования сознания.

· Загадка религиозного сознания.

· Проблема сознания в философии.

· Современные философские и естественнонаучные дискуссии о необычайных явлениях психики (гипноз, телепатия, телекинез).

· Подсознание и его возможности.

· Самосознание в структуре сознания.

· Сознание и язык.

Вопросы для закрепления материала

1. На каких постулатах основывается религиозно-философская концепция сознания?

2. Покажите на примере и объясните сущность отражения.

3. Почему отражение является генетической предпосылкой сознания?

4. Каковы социальные предпосылки возникновения сознания?

5. В чем заключается сущность рефлексии?

6. Феномен сознания с точки зрения диалектического материализма.

 

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65]


4. ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

План

1. Исторические формы диалектики. Категории и законы диалектики

2. Познание как предмет философского анализа. Чувственное и рациональное познание.

3. Теория истины в философии и ее критерии

4. Научное познание и его специфические признаки.

Темы докладов и рефератов

· Противоречия как движущая сила развития научного познания

· Принцип системности

· Эволюция учения о причинности

· Явление и сущность

· Необходимость и случайность

· Конструктивная роль случая.

· Принцип историзма в философии

· Принцип целостности.

· Сущность восприятия и его роль в процессе познания.

· Сущность представлений и воображения.

· Роль эмоций в познании.

· Стремление к абсолюту: вопрос о достижимости абсолютной истины.

· Роль относительной истины в процессе познания.

· Практика как основной критерий истины.

· Роль практики в деятельности человека и познание.

· Интуиция и ее роль в деятельности юриста.

· Гипотеза как форма научного познания.

· Роль «включенного» и «невулюченного» наблюдения в научном познании

Вопросы для закрепления материала

1. Что такое «диалектика» в изначальном содержании этого понятия?

2. В чём сущность и непреходящая ценность диалектической полемики и диалектического спора?

3. Почему и как диалектика превращается в учение о развитии?

4. Что такое «универсальные связи бытия»? Назовите категориальные связи, определяющие эту универсальность

5. Что такое связи детерминации?

6. Назовите виды причинно-следственных связей

7. В чем заключается принцип историзма?

8. В чем заключается принцип целостности?

9. Назовите основные гегелевские постулаты диалектического отрицания.

10. Что такое «скачок»?

11. Какое место в философии занимает проблема познания?

12. Назовите субъект и объект познания

13. Дайте характеристику представлению как одной из форм чувственного познания

14. Назовите основные формы рационального познания

15. Что такое объективная истина?

16. Как определяется критерий истины?

17. Научное познание и его специфические признаки.

18. Соответствуют ли друг другу категории «чувственное» и «эмпирическое»?

19. Что такое включенное наблюдение?

Кейс-анализ

Цель игры: закрепить у студентов знания диалектического метода исследования. Тема дискуссии: «За и против смертной казни».

С этой целью группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Одна часть, используя диалектическую аргументацию и метод диалектического диалога, выстраивает аргументы за отмену смертной казни, другая – за ее сохранение. Диалог должен быть конструктивным. Его скатывание в обыкновенный спор означает проигрыш обеих команд. Выигрывает та команда, которая сможет найти более вескую аргументацию, поколебав позиции оппонентов.

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].

Деловая игра

 

Студентам предлагается разбиться на небольшие группы (по два-три человека) с целью создания (решения) деловых кроссвордов, раскрывающих сущность основных понятий и терминов по темам 3.1, 3.2 и 4. В кроссворде должно быть не менее 15 понятий (только существительных в именительном падеже, например: «действительность», «материя», «релятивизм» и т.п.). На работу отводится 20-25 минут, после чего производится обмен готовыми материалами. Первые, кто сумеет правильно разгадать кроссворд своих коллег, оцениваются по пятибальной шкале, исходя из сложности, актуальности и компитентативности представленного в кроссворде материала

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].

РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

 

Семинар 1. Человек в обществе

План

1. Философские концепции бытия человека.

2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.

3. Понятие личности. Этическая концепция И. Канта. Свобода и ответственность личности.

4. Материалистические и идеалистические концепции о смысле жизни человека.

Темы докладов и рефератов

· Русская философия о смысле жизни человека

· Позитивистская версия человека

· Современная западная философия о смысле жизни человека

· «Быть» или «иметь»: З. Фрейд о смысле жизни

· Жизнь после жизни: духовный опыт о бессмертии человека

· Бессмертие: иллюзия или реальность

· Проблема человека в немецкой классической философии

· Гармония и дисгармония личности

· Личность и власть

· Теория личности в западноевропейской философии

· Теория личности в русской философии

· Роль личности в истории

· Быть личностью: кантовская теория личности в вопросе взаимоотношения сотрудников с заключенными в местах исполнения наказаний.

Вопросы для повторения материала

1. Какие биологические особенности человека помогли в развитии человеческой социальности?

2. В чем сущность социал-дарвинизма?

3. Как вы относитесь к мальтузианству?

4. Назовите аргументы психоанализа в решении проблемы.

5. Есть ли смысл в жизни с позиции материалистических концепций?

6. Назовите отношение религиозной философии к вопросу о смысле жизни?

7. В чем вы находите отличие индивида от индивидуальности?

8. Что такое «категорический императив»?

9. Что может удержать личность от деградации с точки зрения этики Иммануила Канта?

10. Назовите социальные роли личности

11. Почему свобода личности связана с её ответственностью перед обществом?

12. В чем заключается парадоксальная система личности и три её компонента?

 

Литература [1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 44-65].

 

РАЗДЕЛ 6. ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ

План

1. Экономическая сфера жизни общества: способ производства и его роль в жизнедеятельности общества.

2. Духовная сфера жизни общества. Сущность духовного производства.

3. Социальная сфера жизнедеятельности общества.

Темы докладов и рефератов

· Производство как общественный процесс.

· Общественное производство как предмет философского исследования.

· Формы общественного сознания

· Демографические проблемы современности.

· Нация как социальная общность.

Вопросы для повторения материала

1. Назовите основные элементы экономической сферы жизни общества.

2. Что такое способ производства?

3. Назовите элементы производительных сил способа производства. Какие из них являются основными?

4. В чем заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений?

2. Что является совокупным продуктом духовного производства?

6. Что такое социальная общность?

7. Какие подструктуры социальной общности относятся к биологическим и почему?

8. Какие подструктуры социальной общности относятся к чисто социальным и почему?

Литература [1; 3; 6; 9; 10-12; 14; 16; 19; 32; 35; 39; 40; 44-65].

Примерная тематика эссе

1. Смертная казнь: философский аспект проблемы

2. Философия существования делинквентной культуры

3. Наказание и казнь: философские взгляды Мишеля Фуке

4. Женская преступность в свете философского анализа

5. Детская преступность в свете философского анализа

6. О сопротивлении злу силой: к полемике И.А. Ильина с Л.Н. Толстым и Н.А. Бердяевым

7. Метафизика зла. Философские концепции о причине и следствии преступного поведения

8. Сократ о нравственности

9. Время человеческого бытия

10. Познай себя: философия о причинах, побуждающих к аморальности

11. Возможно ли исправление наказанием: философский аспект

12. Проблема личности в философии Иммануила Канта: совместимы ли категории «преступник и личность»

Примерная тематика рефератов

1. Философские школы индуизма.

2. Упанишады: философский анализ.

3. Конфуций как философ, человек и учитель.

4. Философия даосов.

5. Принципы древнекитайской диалектики.

6. Первые философские школы Древней Греции о сущем.

7. Проблема бесконечности в философии элеатов.

8. «Все течет»: стихийная диалектика Гераклита.

9. Онтология Демокрита.

10. Блеск и нищета софистики.

11. Диалектический метод Сократа.

12. Сократические школы.

13. Мир идей Платона.

14. Аристотель о политике и государстве.

15. Чему учили скептики.

16. Праздник жизни или поиск истины: философия эпикурейцев.

17. Легко ли быть стоиком: философия стоицизма.

18. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики.

19. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.

20. Мир исламского мистицизма.

21. Николай Кузанский о единстве максимума и минимума.

22. «Опыты» Мишеля де Монтеля о смысле бытия.

23. Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.

24. Философские взгляды Джона Локка.

25. Томас Гоббс и его учение.

26. Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.

27. Философские взгляды Мишеля Фуке.

28. Г. Гегель как человек и философ.

29. Философия природы Ф. Шеллинга.

30. Проблема отчуждения в философии К. Маркса.

31. Феномен человека Тейяра де Шардена.

32. Артур Шопенгауэр – основатель современного европейского иррационализма.

33. Фридрих Ницше: воля к власти – воля к жизни.

34. Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века.

35. Русская идея в осмыслении Н.А. Бердяева.

36. Философия русского космизма.

37. Генезис представлений о пространстве и времени: философский анализ.

38. Диалектико-материалистическая концепция о происхождении сознания.

39. Самосознание в структуре сознания.

40. Загадка религиозного сознания.

41. Современные философские и естественнонаучные дискуссии о необычайных явлениях психики (гипноз, телепатия, телекинез).

42. Роль практики в деятельности человека и познание.

43. Научная рациональность как предмет исследования.

44. Интуиция и ее роль в деятельности психолога и воспитателя.

45. Гипотеза как форма научного познания.

46. Противоречия как движущая сила развития научного познания.

47. Принцип системности.

48. Эволюция учения о причинности.

49. Принцип историзма в философии.

50. Гармония и дисгармония личности.

51. Мальтус и мальтузианство в биологизаторском детерменизме.

52. Социобиологизаторская концепция Зигмунда Фрейда и её последователи.

53. Общественное производство как предмет философского исследования.

54. Сущность духовного производства.

55. Мораль как форма общественного сознания.

56. Демографические проблемы современности.

57. Нация как социальная общность.

58. Российская интеллигенция: философский анализ.

59. Концепция цивилизации Тойнби.

60. Современность как понятие исторического познания.

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Понятие философского знания. Соотношение философии и науки.

2. Предмет философии. Роль философии в жизни человека и общества.

3. Предназначение, смысл и функции философии.

4. Понятия онтологии, гносеологии и методологии в философии. Их соотношение и место.

5. Понятие аксиологии, ее значение и смысл.

6. Проблема соотношения бытия и мышления: основной вопрос философии и его мировоззренческое значение.

7. Структура и особенности древневосточной философии.

8. Древнегреческие философские школы о сущем. Учение о первоначале.

9. Проблема бытия в античной философии. Зенон Элейский, Демокрит.

10. Материализм в античной философии. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

11. Идеализм в античной философии. Пифагор, Платон, Аристотель.

12. Софистика. Антропологизация философии. Протагор и Горгий.

13. Философия Сократа. Майевтика, анализ и понятие. «Сократические диалоги» Платона («Апология Сократа», «Лахет», «Менон»).

14. Этические школы античности. Кинизм, эпикуреизм, стоицизм.

15. Платон, учение об эйдосах и душе.

16. Онтологические идеи Аристотеля. Трактат «Метафизика».

17. Учение Филона Александрийского как первооснова раннехристианской философии.

18. Основные принципы средневековой философии.

19. Проблема «универсалий». Реализм, номинализм и концептуализм.

20. Основные черты мировоззрения эпохи Возрождения.

21. Учение Николая Кузанского: «единое есть все».

22. Френсис Бэкон и разработка индуктивного метода познания. Учение об идолах.

23. Эмпирический метод познания в философии Нового времени (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм).

24. Рационалистический метод познания в философии Нового времени. Рене Декарт.

25. Метафизика и этика Бенедикта Спинозы. Учение о единой субстанции.

26. Монадология Готфрида Лейбница и ее научное значение.

27. Социально-философские идеи Франсуа Вольтера, Шарля Луи Монтескье и Жан-Жака Руссо.

28. Сущность трансцедентально-критической философии Иммануила Канта.

29. Субъективно-идеалистическая система Йогана Фихте.

30. Объективный идеализм Фридриха Шеллинга.

31. Учение Георга Гегеля об Абсолютной идее. Природа, человек и государство в философской системе Гегеля. Диалектика Гегеля.

32. Антропологический материализм и атеизм Людвига Фейербаха. Идея «религии любви».

33. Диалектический материализм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

34. Иррационализм Артура Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

35. Философия Фридриха Ницше. Идея «переоценки ценностей» и учение о «сверхчеловеке».

36. Позитивизм: общая характеристика, основные этапы эволюции, проблематика и представители.

37. «Философия жизни». Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель и проблемы методологии наук о духе. «Творческая эволюция» Анри Бергсона и «Закат Европы» Освальда Шпенглера.

38. Феноменология Эдмунда Гуссерля.

39. Классический прагматизм. Чарлз Пирс, Уильям Джеймс и Джон Дьюи. Прагматическая концепция истины.

40. Экзистенциализм: основные школы и проблематика. Существование и сущность.

41. Проблема бытия человека в современном обществе. Герберт Маркузе. «Одномерный человек».

42. Структурализм и постструктурализм: общая характеристика. Клод Леви-Стросс, Мишель Фуко, Жак Лакан.

43. Две тенденции в становлении и развитии русской философии. Западничество и славянофильство. Поиски евразийцев.

44. «Философия Всеединства» В.С. Соловьева. Русская религиозная философия.

45. Русский материализм (М.Бакунин, Н. Чернышевский, Г.Плеханов, В.Ульянов (Ленин)).

46. Интеллектуализм и антиителлектуализм в русской философии.

47. Категория бытия. Проблема бытия. Основные формы бытия.

48. Развитие представлений о материи в философии.

49. Смысл диалектики. Диалектика и догматизм.

50. Количество, качество, мера. Взаимный переход количественных и качественных изменений.

51. Борьба противоположностей как закономерный момент развития.

61. Сущность диалектического отрицания. Закон отрицания отрицания.

62. Диалектика причинно-следственных связей.

63. Познание как предмет философского анализа. Чувственное и рациональное познание.

64. Понятие истины, заблуждения и лжи в философии.

65. Понятие общества. Общество как система.

66. Социальная сфера жизни общества.

67. Духовная сфера жизни общества.

68. Экономическая сфера жизни общества.

69. Правосознание, его структура и функции. Право и мораль.

70. Происхождение, структура, сущность и роль нравственности в жизни общества.

71. Понятие свободы. Диалектика свободы и ответственности, прав и обязанностей личности.

72. Специфика социального познания. Роль социальных интересов и установок в познании общественных явлений. Проблема истины в философии.


Рекомендуемая литература

а) базовый учебник:

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

б) основная литература:

2. Алексеев П.В. История философии: учеб. для студ. вузов, изуч. философию. М., 2010.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. по курсу «Философия» для студ. вузов. М., 2010.

4. Бессонов Б.Н. История философии: учеб. для студ. вузов. М., 2009.

5. Гриненко Г.В. История философии: учеб. для студ. вузов. М., 2009.

6. Губин В.Д. Философия: учебник. М., 2009.

7 История мировой философии: учеб. пособие для студ. вузов / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2007.

8. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: учеб. пособие. М., 2005.

9. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов. М., 2005.

10. Марков Б.В. Философия: учеб. для вузов. СПб., 2009.

11. Островский Э.В. Философия: учеб. для вузов. М., 2009.

12. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. М., 2009.

13. Современная западная философия: учеб. пособие / В.Л. Абушенко [и др.]; под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. Минск, 2009.

13. Философия: учеб. для студ. вузов / А.В. Апполонов [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2009.

14. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям / В.Г. Кузнецов [и др.]. М., 2009.

 

в) дополнительная литература:

15. Антология мировой философии. М., 1969-1971. Т. 1-4.

16. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: электрон. учеб. М., 2009.

17. Всемирная энциклопедия: философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицианов. М., 2001.

18. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: учеб. пособие для вузов. М., 2000.

19. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: учеб. для вузов. М., 2007.

20. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. М., 2006.

21. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.

22. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М., 1988.

23. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993.

24. История философии: учеб. для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Коротова и Д.В. Бугая. М., 2005.

25. История философии: учеб. пособие / Овчинников Г.К., Шевцова Е.В. М., 2007.

26. Коплстон Ф. История философии. ХХ век. М., 2002.

27. Коплстон Ф. История философии. Средние века. М., 2003.

28. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим: в 2 т. М., 2003.

29. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

30. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

31. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века (истоки и итоги): учеб. пособие. М., 2001.

32. Миронов В.В. Философия: учеб. для вузов. М., 2008.

33. Моисеева Н. А., Сороковикова В.И. Философия: учеб. пособие. СПб., 2008.

34. Орлов С.В. История философии: учеб. пособие. СПб., 2008.

35. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник / под общ. ред. И.Н. Сиренко. М., 1998.

36. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. СПб., 2004.

37. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. СПб., 1997.

38. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие. М., 2001.

39. Философия: учеб. пособие для вузов / И.В. Ватин [и др.]; отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2009.

40. Философия: учебник для студ. вузов / В.В. Миронов [и др.]; под ред. В.В. Миронова. М., 2009.

41. Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие. М., 2008.

42. Хрестоматия по истории философии. М., 1998-2001. Ч. 1-3.

43. Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). М., 1994.

44. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учеб. для вузов. М., 2001.

г) периодические издания:

«Вопросы философии»

«Философские науки»

«Социально-гуманитарные знания»

 

д) интернет-ресурсы:

45. http://www.auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru.

46. http://www.gumer.info – библиотека Гумер; раздел «Философия» (более 250 книг и статей).

47. http://www.gumfak.ru – электронная библиотека для студентов гуманитарных специальностей; разделе «Философия» (более 101 наименований: учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы).

48. http://ihtik.ru – Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика»

49. http://philisophy.allru.net/ – «Золотая Философия». Тексты лучших философских произведений всех школ и направлений от древности до современности.

50. http://www.patriotica.ru – Библиотека думающего о России. Популярная электронная библиотека Интернет. Содержит полнотекстовые материалы гуманитарной тематики: произведения известных российских мыслителей, подборки материалов по философии, словесности, этике и пр.

51. http://www.philisophy.ru./lib/ – Библиотека на philosophy.ru. Электронная библиотека размещена на философском портале. Основные разделы: онтология и теория познания; антропология и культурология; социальная и политическая философия; философия права, философия языка, философия сознания, философия науки; история философии и др.

52. Библиотека философской антропологии. – Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/bib.htm.

53. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Философия. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.

54. Наука и техника – электронная библиотека. – Режим доступа: http://n-t.ru/.

55. Национальная философская энциклопедия. – Режим доступа: http://terme.ru/.

56. Портал Гуманитарное образование. – Философия. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.

57. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

58. Философия в WWW – Философские ресурсы в Интернете. – Режим доступа: http://rri.chat.ru/phil.html.

59. Философия в России: философский портал / Рос. Акад. наук. Ин-т философии – Библиотека ИФ РАН: Каталог. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/catalog.html.

60. Философия: электронные тексты. – Режим доступа: http://travelliers.narod.ru/.

61. Философия: электронный путеводитель. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/res/inv/guideseria/filosofia/about.php.

62. Цифровая библиотека по философии. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/.

63. Цифровая библиотека философии – Виртуальная библиотека. – Режим доступа: http://piglos.ru/dir/5.

64. Infolio – Университетская электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

65. ЭБС (Электронная библиотечная система)

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.