Систематизация нормативно-правовых актов. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Систематизация нормативно-правовых актов.

2017-11-27 220
Систематизация нормативно-правовых актов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается деятельность государственных органов, негосударственных институтов, отдельных лиц по упорядочению нормативно-правового материала, приведению его в стройную согласованную систему.

В науке и юридической практике различают несколько основных видов систематизации нормативно-правовых актов:

- инкорпорация

- кодификация

- консолидация.

Инкорпорацияэто такое объединение нормативных актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания.

Правовой материал может объединяться в хронологическом, предметном, алфавитном порядке.

Инкорпорация называется официальной, если она осуществляется уполномоченными на то государственными органами (например, Министерством юстиции). Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми другими органами или лицами по собственной инициативе (например, сборники нормативно-правовых актов, составленные учеными или юристами-практиками).

Кодификациятакой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменение его содержания. Это наиболее сложный вид систематизации, так как он является еще и правотворчеством. В процессе кодификации осуществляется «очистка» законодательства от устаревших правоположений и происходит обновление нормативных установлений. Материал, изложенный в кодексах, хотя и имеет сложную структуру, отличается внутренним единством, поскольку построение его осуществляется на единых принципах. Формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила.

Кодекс – это систематизированный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.

Устав – кодифицированный акт, объединяющий нормы права, регулирующие деятельность министерств, ведомств и служб в определенных сферах управления.

Положение – кодифицированный акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, правовой статус.

Правила – нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности.

Консолидациятакой вид систематизации, в процессе которого происходит объединение в одном нормативно-правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Консолидация представляет собой нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. В результате консолидации сам нормативный материал не перерабатывается, однако возможно исключение отдельных норм для устранения дублирований и противоречий.

Еще одной разновидностью упорядочения нормативно-правовых актов, приведения их в определенную систему является учет законодательства.

 

Система права и законодательства.

Система есть объективное единство закономерно связанных друг с другом в одно целое предметов и явлений, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам и принципам. Следовательно, изучение системы предполагает установление ее элементов, связей между указанными элементами, принципов построения и развития, то есть структурной организации.

Первичным элементом системы права является правовая норма. Из различных сочетаний норм группируются более крупные части системы права. В науке они получили название отраслей, подотраслей, институтов.

Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и делении их на отрасли, подотрасли и институты.

Отрасль права – крупная группа норм, регулирующая однородную группу общественных отношений. Кроме того, отрасль права характеризуется наличием особого метода правового регулирования – набора средств, при помощи которых осуществляется эффективное правовое регулирование. Специфика построения отраслей права заключается в том, что они, как правило, делятся на общую и особенную части. В общей части группируются нормы-принципы и нормы, обслуживающие особенную часть. Такое построение исключает громоздкость отрасли, дублирование норм. В отрасли, как правило, выделяются несколько основных институтов, в которых закрепляются общеотраслевые принципы, содержание и объем правового регулирования. Так, например, в конституционном праве таким институтом является институт конституционного строя, в трудовом праве – институт трудового договора.

Таким образом, отрасль права определяется как совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразие м.

Отрасль формируется из правовых норм через правовые институты, под которыми понимается обособленная совокупность юридических норм, регулирующая однородную группу общественных отношений в рамках отрасли права. В праве существует понятие комплексного института, то есть группы норм, которые хоть и относятся к разным отраслям права, но регулируют однородные общественные отношения (например, институт собственности).

В рамках некоторых отраслей права существуют подотрасли, объединяющие несколько институтов (подотрасль авторского права в рамках гражданского; лесного, горного и водного в рамках земельного и т.п.).

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов (внешних форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система прав и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся как содержание и форма одного явления. Они близки друг другу и, в основном, совпадают. Однако, между ними есть и различия. Если в отношении деления отраслей права существуют четкие критерии – предмет и метод, то у законодательства и его отраслей таких критериев нет. В интересах урегулирования тех или иных отношений законодатель может создать нормативно-правовой акт, не совпадающий с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права.

В систему законодательства входят:

отрасли законодательства, совпадающие с отраслями права;

отрасли законодательства, в которые частично включены нормы других отраслей права (жилищное законодательство);

комплексные отрасли законодательства, формируемые из правовых норм, относящихся к разным отраслям права (хозяйственное, экологическое, аграрное законодательство).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.