Формы государственного устройства: понятие и виды. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формы государственного устройства: понятие и виды.

2017-11-27 125
Формы государственного устройства: понятие и виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под формой государственного устройства понимается внут­ренняя национально-территориальная организация государствен­ной власти, деление территории государства на те или иные со­ставные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Таким образом, форма государственного устройства пока­зывает, из каких частей состоит внутренняя структура государ­ства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государствен­ной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный.

Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Ев­ропы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характер­но наличие следующих основных признаков:

1) единая конституция;

2) единая система высших органов государственной влас­ти (глава государства, парламент, правительство, судеб­ная система);

3) единое гражданство;

4) единая система права;

5) территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обла­дающие какой-либо политической самостоятельностью

В зависимости от вида контроля различают централизован­ные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во вто­ром случае за местными органами осуществляется косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона допускается определенная автономия.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части терри­тории государства, отличающейся национальными, бытовыми.

а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, тра­диции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и административная. Политичес­кая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная ав­тономия предполагает использование местного языка в шко­лах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на ме­стном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государ­ство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надеж­но обеспечивает государственное единство.

Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специ­фическими особенностями. Федеративными государствами яв­ляются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейца­рия и др.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоя­щее из государственных образований, обладающих юридичес­ки определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства сле­дующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, кото­рые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внут­ренних, так и внешних отношений). К сказанному сле­дует добавить, что субъекты федерации не обладают пра­вом сецессии (правом выхода из союза);

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов дол­жны полностью соответствовать федеральной конститу­ции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные законодательные акты, при условии их соответств! федеральному законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является всеобщим для вс без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную системы;

5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного гражданства (каждый гражданин сч тается гражданином союза и соответствующего субъе та федерации);

6) обязательным признаком федеративной формы счит ется двухпалатная структура союзного парламента (б;

камерализм). Нижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного представительства и избирается по те риториальным избирательным округам. Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть адм] нистративно-территориальной (образованной на основе те;

риториального принципа) и национально-государственно (образованной по национальному принципу). Примером пс вой могут служить Германия, США, а второй — Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты ф. дерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметрии ную, для которой характерно неравенство правового полож. ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия

Наконец, федерация может быть договорной (в основу ф1 дерации положен договор субъектов) и конституционной (пр. вовым основанием федерации является закрепление факта I образования в Основном законе страны).

Если федерация — это союзное государство, то конфедера ция — это «государственный союз государств». Иными слов, ми, конфедерация является все-таки формой государственна го устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерация представляет собой союз, в котором обр зующие его государства сохраняют свою независимость, им. ют собственные органы власти и управления. Они создают сп. циальные объединенные органы для координации действий определенных целях (внешнеполитических, военных, экож

мических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Напри­мер, Европейский Союз, Британское содружество наций.

Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с законами они равны. Кроме того, госу­дарства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неогра­ниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфеде­рация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и военный союз двух и более государств, со­зданных для оборонительных и наступательных целей при на­личии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.

Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпаде­ния монархов двух или нескольких государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, то здесь имеет место личная уния. Реальная уния возникает в результате соглашения государств. В качестве исторического примера можно назвать Австро-Вен­грию.

Последний вид формы государственного устройства — им­перия. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции.

Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее можно выделить и общие характеристики имперских систем:

1) обширная территориальная основа;

2) сильная централизованная власть;

3) стремящиеся к экспансии элиты;

4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;

5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп;

6) разнородный этнический и культурный состав. При создании империй правящие элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует недооце­нивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением увеличить международный престиж. На совре­менном этапе в мире осталась всего одна имперская система — Китай.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.