Географическое положение, общие сведения о стране. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Географическое положение, общие сведения о стране.

2017-11-27 145
Географическое положение, общие сведения о стране. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика хозяйства Украины.

Украина - государство с развитой научной и промышленной базой и высокоразвитым сельским хозяйством. Однако перестройка экономики, переход к рыночной системе хозяйствования в стране осуществляется, как в России и других странах СНГ, в условиях глубокого кризиса экономики.

Ее индустрия, по современным понятиям, очень громоздка: свыше 40% основных фондов республики приходится на продукцию топливного и металлургического комплексов. Рыночная трансформация экономики в последние годы имела противоречивое влияние на структуру промышленности. Если в 1990г на базовые отрасли (энергетику, черную металлургию, машиностроение) приходилось 19-20% (как и в большинстве экономически развитых стран), то в 2000г – уже 46% промышленного производства. Хотя объем продукции только в машиностроении за рассматриваемый период снизился вдвое. В основном это произошло за счет роста цен на энергоносители.

Основу экономики составляют два важнейших комплекса: комплекс тяжёлой промышленности, развивающийся на базе добычи угля, газа, железной руды, химического сырья и других полезных ископаемых, и комплекс легкой и пищевой промышленности, сложившийся на основе высокоразвитого сельскохозяйственного производства. Народное хозяйство носит преимущественно индустриальный характер, доля промышленности составляет около половины в национальном доходе.

Важнейшими отраслями промышленности являются:

машиностроение - выпуск сельхозтехники, тепловозов, металлургического оборудования, средств автоматизации, вычислительной техники, приборов и комплектующих деталей к ним; кузнечнопрессового оборудования, металлорежущих станков, производство морских и речных судов, автомобильной, авиационной, космической техники и комплектующих деталей к ним;

топливно-энергетическая - добыча, обогащение и переработка каменного и бурого угля, торфа, нефти и газа, выработка электроэнергии на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях;

легкая промышленность - текстильное, швейное, кожевенно-обувное, меховое и трикотажное производство;

пищевая промышленность - производство сахара, мяса, молока, масложировой, плодоовощной, винодельческой, мукомольной, кондитерской продукции и столовой соли;

черная металлургия - добыча и обогащение рудного и нерудного сырья, производство чугуна, стали, проката, труб различного диаметра, электросплавов, огнеупоров и коксохимическое производство;

строительных материалов - сборный железобетон, нерудные стройматериалы, цемент, строительное стекло, керамическая плитка, гипс, шифер;

химическая и нефтехимическая - азотные и фосфорные удобрения, кальцинированная и каустическая сода, химические волокна;

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - мебель, бумага.

В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Под зерновые культуры отведено 50% посевных площадей; главная зерновая культура - озимая пшеница. Из технических культур наибольшее значение имеют свекла и подсолнечник. Повсеместно развито овощеводство, садоводство, а в южных районах страны - и виноградарство. Ведущими отраслями животноводства являются разведение крупного рогатого скота и свиноводство.

Энергетика.

Напряженная ситуация сложилась в топливно-энергетическом комплексе республики. Добыча угля в отрасли преобладает над добычей нефти и газа. В 2001г в республике было добыто: нефти – 3,7млн. т; природного газа – 18,3 млрд. м3; каменного угля – 83,9 млн. т.

В то же время наблюдается спад в угольной промышленности (для сравнения: в 1990г было добыто 164,8 млн. т угля), который может быть объяснен несколькими причинами, в том числе ухудшением шахтного фонда из-за нехватки средств на создание новых и техническое перевооружение действующих шахт. Средняя мощность одной шахты на Украине ниже, чем в угольных бассейнах России и Казахстана. Состояние некоторых шахт на Украине настолько плохо, что нередко случающиеся аварии влекут за собой человеческие жертвы.

Крупные тепловые станции (мощностью 2 млн. кВт и более), работающие на природном газе, угле и мазуте, составляют основу электроэнергетики страны (более 50%). Крупнейшие из них: Трипольская, Старобешевская, Бурштынская, Приднепровская, Криворожская, Запорожская, Змиевская ГРЭС. Стоимость электроэнергии на ТЭС высока вследствие дороговизны добычи донецкого угля. Помимо этого,в связи с усложнением режима работы оборудования, что проявилось в снижении нагрузок и увеличении количества остановок энергоблоков, связанных с ухудшением качества топлива, старением оборудования при дефиците средств для его реабилитации, продолжают ухудшаться технико-экономические показатели.

На ГЭС приходится небольшая доля производимой на Украине электроэнергии (9,4%). Самые крупные станции (Кременчугская, Киевская, Каховская, Каневская, Днепровская и др.) имеют общую мощность около 3 млн. кВт.

Используются также нетрадиционные способы получения энергии – энергия солнца (СЭУ в Крыму) и ветра, но их доля незначительна.

Около 45% электроэнергии, которая вырабатывается в Украине, обеспечивают атомные электростанции (Ровенская, Запорожская, Южно-Украинская и др.). Безопасность их работы подвергалась сомнению после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС в апреле 1986, который привел к радиоактивному загрязнению северной Украины, некоторых районов на западе России и большей части Беларуси. Сейчас повышенный уровень радиации наблюдается на площади около 10 тыс. км2 (в том числе на Украине - 1,5 тыс. км2).

Для предотвращения подобных катастроф в будущем необходимо проведение комплекса работ по повышению надежности и безопасности АЭС, т. к. значительная часть их тепломеханического и электротехнического оборудования уже нуждается в замене. Существует здесь и чисто экономическая угроза. К 2010 г. подойдут сроки снятия с эксплуатации ныне действующих энергоблоков АЭС с выводом их сначала по одному в год, а затем по 2-3 блока. И если уже сегодня не финансировать работы по продлению сроков эксплуатации, освоению новых площадок и строительству замещающих мощностей, то уже в 2020г. будет потеряно 11 млн. кВт.

«Что же касается роли Россия — она была, есть и будет ключевым партнером Украины во всем, что касается ядерной энергетики и промышленности,» - говорит в своем интервью газете «Версии» народный депутат Украины Андрей Деркач [11]. Это предопределено историей становления ядерной отрасли в Украине, геополитическими реалиями, объективными экономическими интересами обеих стран и характером наших ядерных технологий. Если для ядерного комплекса Российской Федерации импорт Украиной "свежего" и вывоз отработанного ядерного топлива делают нашу страну важнейшим внешним рынком продукции, то для Украины вывоз ОЯТ в Россию является залогом экологической безопасности страны и избавляет от огромных расходов на создание соответствующей собственной инфраструктуры.

В структуре энергоносителей органическое топливо составляет примерно 49,5 %, ядерное - 44,9 %, гидроресурсы - 5,6 % [4]. Как уже отмечалось, Украина имеет значительные запасы каменного угля (Донецкий и Львовско-Волынский бассейны) и бурого угля (Днепровский бассейн); небольшие месторождения нефти и природного газа расположены в Прикарпатье и на северо-востоке республики. Эти энергетические ресурсы используются на крупных тепловых электростанциях (Углегорской, Криворожской, и др.).

Но поскольку собственные топливные ресурсы обеспечивают лишь 58% потребностей Украины, остальная их часть поступает из России и Туркменистана. В условиях кризиса в нефтяной промышленности России и роста цен на топливо топливно-энергетический сектор экономики Украины стал крайне неэффективным и вызвал общее падение производства.

Украина остается в числе стран-импортеров топлива (нефти и газа). Удельный вес энергоносителей в общем импорте Украины с учетом поставок ядерного топлива для АЭС очень высок.

Каковы же перспективы развития энергетики республики? Основные направления развития электроэнергетики Украины до 2010 г. определены Национальной энергетической программой Украины, принятой Верховной Радой Украины в мае 1996 г.

Предусматривается переориентировать энергетику на максимальное использование собственных топливных ресурсов, снизить зависимость Украины от импорта энергоносителей и расширить количество стран, из которых импортируется топливо, ведь сегодня энергетика Украины вынуждена ежегодно закупать импортное органическое (прежде всего природный газ, нефть, и частично, каменный уголь) и ядерное топливо на сумму до 1,5 миллиардов долларов [2; 4]. Одной из задач будет повышение качества и эффективности использования энергоносителей и, в первую очередь, собственного угля за счет модернизации теплотехнического оборудования с внедрением новых угольных экологически "чистых" технологий.

Однако практическая реализация программы развития электроэнергетики сдерживается крайне неудовлетворительным финансовым состоянием отрасли.

Машиностроение.

Наличие довольно больших запасов различных металлов создает благоприятные условия для успешного развития основной инвестиционной отрасли - машиностроения, особенно металлоемкого.

Украина производит оборудование для тяжелой промышленности, энергетики (электромоторы, турбины, мощные трансформаторы), железнодорожного транспорта (локомотивы, грузовые вагоны), горнодобывающей промышленности (экскаваторы, бульдозеры, угольные комбайны), автотранспорта (грузовики, автобусы, легковые автомобили), гражданской авиации (пассажирские самолеты, авиационные двигатели) и сельского хозяйства (тракторы, сельхозтехника). Кроме того, производится весь спектр бытовой, а также компьютерной техники. Космические технологии и вооружение – важное направление развития машиностроения Украины. Военно-промышленный комплекс в начале 1990-х годов давал около 1/4 объема промышленного производства Украины.

В 90-е годы объем продукции машиностроения значительно сократился. Так, например, производство тракторов сократилось с 90,2 до 3,6 тыс. шт.; грузовых автомобилей с 25 до 11 тыс. шт.; легковых – со 158 до 17 тыс. шт.; стиральных машин с 830 до 166 тыс. шт.; магнитофонов – с 2028 до 5 тыс. шт.

В то же время значительно ниже был спад в судостроении, станкостроительной и инструментальной промышленности. А отдельные предприятия даже наращивали производство. Так, в последние годы освоено производство новых танкеров, транспортных рефрижераторов, морозильных траулеров-рыбовозов, медицинского оборудования, новой техники для агропромышленного комплекса и др.

В 2000 году (впервые после распада СССР) был получен прирост объемов производства в машиностроении: выпуск продукции (электромашин, электродвигателей переменного тока, силовых кабелей, автомобилей, деревообрабатывающих станков, бытовых счетчиков газа и воды, синтетических алмазов и т.п.) вырос на 16,1% по сравнению с 1999г. На 60,3% больше, чем в 1999 г. выпущено автомобилей, на 52,1% - кранов мостовых электрических, на 86% - контрольных кабелей, на 21% - деревообрабатывающих станков. Среди товаров культурно-бытового назначения увеличилось производство холодильников на 10,1% и радиоприемных устройств - на 27,7%.

Увеличился выпуск продукции на предприятиях почти всех подотраслей машиностроения, более всего в автомобильной (на 61,4%), авиационной (на 51,9%), судостроительной (на 42,0%) и электротехнической (на 40,9%) промышленности.

В Украине сформировались крупные центры автомобилестроения, среди которых следует отметить Кременчуг, Львов, Луцк, Запорожье. Налажен выпуск мотоциклов (Киев), мопедов (Львов), моторов (Мелитополь), велосипедов (Харьков, Чернигов). Предприятиями автомобилестроительной отрасли за 2000 г. изготовлено продукции на 61,4% больше, чем в 1999 г., из нее реализовано 96,7%. Вместе с тем, мощности предприятий используются в среднем на 15%.

Судостроение представлено производством морских судов в Херсоне, Николаеве, морских и речных – в Киеве, а также необходимо упомянуть судоремонт, организованный в Одессе, Ильичевске, Мариуполе, Севастополе, Керчи. В 2000г. судостроители сдали заказчикам 11 судов и катеров общей стоимостью 15 млн. долл. США.

Авиастроение достигло больших успехов в производстве самолетов. Оно размещено в Киеве («Антей», «Руслан», «Мария»). Продолжаются летные испытания военно-транспортного самолета Ан-70, программа создания которого выполнена более чем на 85%. На Харьковском государственном авиационном производственном предприятии налажено серийное производство самолета Ан-140, предназначенного для пассажирских и пассажиро-грузовых перевозок.

Что касается предприятий электротехнической промышленности, то в 2000г. на них освоено производство грузовых и пассажирских магистральных электровозов (Днепропетровск), мощных трансформаторов частотой тока 60 Гц, современных преобразователей электрической энергии, ряда силовых полупроводниковых приборов, энергоэкономных источников света, которые пользуются повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках. Производство кабеля налажено в Донецке, Киеве, Харькове, Одессе, Бердянске. Электродвигатели и высоковольтную аппаратуру изготовляют в Киеве, Полтаве, Харькове. Развиты также и трудоемкие отрасли машиностроения, такие как электроника и электротехника, станкостроение, приборостроение. Предприятия, выпускающие компьютеры, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны и др., в основном сосредоточены в Киеве, Симферополе, Днепропетровске, Северодонецке, Львове, Харькове и др.

Удельный вес экспортной продукции в объеме реализации на 2000г. составил 34%.

Как уже отмечалось ранее, особенно развито металлоемкое машиностроение.

Металлургическое оборудование производится в Краматорске (Новокраматорский завод – оборудование для мартеновских и доменных печей, шахтное и кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы), а также Днепропетровск, Мариуполь. Важнейшими центрами по производству техники для добывающих отраслей промышленности являются Горловский машиностроительный завод (угольные комбайны, компрессоры, насосы, экскаваторы), заводы в Кривом Роге, Луганске, Харькове, Донецке. Энергетическое машиностроение сосредоточено в Харькове (генераторы для паровых и гидравлических турбин, моторы для электровозов), Хмельницком и Запорожье (трансформаторы и пр.).

Сельскохозяйственное машиностроение представлено производством сеялок (Кировоград), зерноуборочных комбайнов (Олександрия, Херсон), свеклоуборочных комбайнов (Днепропетровск); действуют также крупные заводы в Киеве, Белой Церкви, Одессе, Бердянске, Славянске, Нежине. Центр тракторостроения находится в Харькове.

Предприятиями сельскохозяйственного машиностроения изготовлено 2003 сеялки (на 63,4% больше, чем в 1999 г.), 4264 культиватора (на 45,4% больше), 4034 трактора (на 19,1% меньше), 323 машины для защиты растений (на 14,1% меньше), 82 зерноуборочных комбайна (на 32,8% меньше), 1719 двигателей (на 46,7% меньше).

В 2000г. в сельскохозяйственном машиностроении объемы производства товарной продукции по сравнению с 1999 г. выросли на 5,4%, реализации - на 6,7%. Экспорт продукции сельхозмашиностроения составил около 15% общего объема производства.

Нефтегазовый комплекс.

Этот комплекс рассмотрим опять же на примере 2000г. (т.к. именно в этот год украинская экономика изменилась по многим показателям). За 2000г. в Украине было добыто 3692,5 тыс. т нефти вместе с газовым конденсатом (97,1% к 1999 г.) и 18,04 млрд. куб. м газа (99,1%).

В течение 2000 г. предприятиями Госнефтегазпрома ("НАК Нефтегаз Украины") выполнено 147,2 тыс. м разведывательного и 297,6 тыс. м эксплуатационного бурения, что больше, чем в 1999 г. соответственно на 30,4% и 12,1%.

Химическая промышленность.

Нефтеперерабатывающая промышленность, работающая, как отмечалось выше, на привозном сырье, стала базой для развития нефтехимии. Самые крупные ее центры находятся в Северодонецке и Горловке. В Киеве, Черкассах, Чернигове, Сокале, Житомире созданы заводы по производству химического волокна, в Днепропетровске и г. Белая Церковь – шин, в Запорожье, Донецке, Луцке – по выпуску пластмасс. В Лисичанске, Киеве, Черновцах находятся заводы резинотехнических изделий. В Сумской области на Шосткинском объединении «Свема» производится фото- и кинопленка. Развивается и химико-фармацевтическая промышленность (Житомир, Киев, Львов, Донецк, Полтава).

Как известно, химическая промышленность развивается в тесной связи с угольной и металлургической промышленностью. Связующим звеном служит коксохимия, дающая азотные удобрения (Северодонецк, Днепродзержинск, Горловка), лаки и красители (Сумы, Рубежный, Кривой Рог, Львов, Киев, Мариуполь, Днепропетровск), медикаменты.

В качестве сырья в химической промышленности используются также соли, фосфориты, природный газ. В Донбассе (Славянский и Лисичанский комбинаты) и Приднепровье на основе каменной соли производят соду. В Предкарпатье работают предприятия калийной прмышленности (Калуш, Стебник). В Ровно и Черкассах построены заводы азотных удобрений, в Константиновке, Одессе, Сумах, Виннице - заводы суперфосфатных удобрений, ориентирующиеся на местные фосфориты и привозное сырье. Серную кислоту на основе местной самородной серы производят в Новом Роздоле и Яворове (Львовская область), а также в Донбассе и Приднепровье, где помимо серной кислоты производят синтетические смолы, волокна и различные химикаты.

Развитие химической промышленности тормозится недостатком водных ресурсов и растущей напряженностью в топливно-энергетическом комплексе, о которой уже говорилось выше. Сказывается и такой негативный фактор, как то, что эта отрасль хозяйства страны на 80% зависит от внешних поступлений сырья (особенно поставок нефти и природного газа). В последние годы большинство предприятий химической промышленности Украины работает нестабильно. Например, по сравнению с 1990г. в 2001г. в 2-3 раза сократилось производство соды и аммиака, производство серной кислоты - в 5 раз, минеральных удобрений – с 4,2 до 2,2 млн. т [2;103].

Агропромышленный комплекс.

Для ведения сельского хозяйства Украина располагает уникальным сочетанием рельефа, почвенных и климатических ресурсов, что определяет высокую хозяйственную освоенность и заселенность территории.Исторически сложилось так, что агропромышленный комплекс занимает исключительно важное место в экономике страны. Он охватывает коллективные и государственные сельскохозяйственные предприятия, фермерские и индивидуальные хозяйства, перерабатывающие предприятия. Здесь сосредоточено около 1/3 основных производственных фондов и производится 15% национального дохода республики.

В агропромышленном комплексе не допущено такого резкого спада производства, как в промышленности, а по отдельным показателям есть и положительные сдвиги. Так, например, за 2001г. в растениеводстве был достигнут прирост объемов валовой продукции на 13,0%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях – на 24,4%.

Большим богатством является огромный земельный фонд с черноземными почвами. При общей площади территории 60,4 млн. га площадь сельскохозяйственных угодий страны составляет примерно 40 млн. га (в том числе пашни 32 млн. га, 2002г.). Территория Украины расположена в умеренно-континентальном поясе в пределах четырех природных зон, что создает благоприятные условия для выращивания самых разнообразных культур: на севере выращивают лен, траву для молочного скота, рожь; в степи сеют озимую пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу, подсолнечник, разводят свиней, птицу, мясо-молочный скот; в Закарпатье и на побережье Черного моря много садов и виноградников, выращивают эфиромасличные культуры. В целом, значение садоводства и виноградарства велико. Главные же зерновые культуры – озимая пшеница, кукуруза, ячмень. Основные технические культуры – сахарная свекла, подсолнечник.

Естественными пастбищами Украина бедна, поэтому животноводство опирается на кормовые культуры, выращиваемые наряду с зерновыми. Преобладает разведение крупного рогатого скота и свиноводство. Распространено скотоводство практически повсеместно: овцеводство – преимущественно в степной зоне, в Карпатах и Полесье; свиноводство – в лесостепной, степной зоне.

Украина слабо обеспечена водой. Основные источники водоснабжения - Днепр, Южный Буг, Северский Донец и Днестр. Дефицит воды ощущается наиболее остро в густозаселенных промышленных районах и южных сельскохозяйственных. В связи с этим осуществляется переброска воды по системе каналов из Днепра в Криворожье, Донбасс, Северный Крым. Гидроэнергетические ресурсы ограничены, большинство из них приходится на Днепр. Из-за дефицита водных ресурсов значительную часть территории юга Украины относят к зоне "рискованного " земледелия, требующего ирригации.

Однако, несмотря на низкую влагообеспеченность и снижение производства мяса и молока, Украина практически полностью обеспечивает себя продовольственными товарами собственного производства и значительную часть поставляет на экспорт.

В качестве примера можно взять 2001г., который стал переломным в развитии сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности Украины. За 2001г. в растениеводстве был достигнут прирост объемов валовой продукции на 13%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях – на 24,4%. В Украине впервые за много лет существенно возросло производство в большинстве отраслей АПК. В частности, в 2001г. производство зерна увеличилось на 40%. Полученного урожая оказалось достаточно не только для обеспечения потребностей Украины в зерне для продовольственных, фуражных и технических целей, но и появилась возможность направить 5-6 млн. т зерновых на экспорт.

Цены на зерновые оставались на довольно высоком уровне как на внебиржевом, так и на биржевом рынках до июля 2001г. Но уже в ноябре 2001г. они снизились по сравнению с июнем в среднем на 60-70%. В декабре наблюдалась тенденция к постепенному росту цен внутреннего биржевого рынка на зерновые. Основными факторами, влиявшими на формирование цены на зерно во 2-ом полугодии 2001г., были: желание производителей, (главным образом из-за нехватки оборотных средств и ограниченности складских помещений) скорее продать свое зерно; несовершенная инфраструктура хранения и экспорта зерна; высокие затраты на хранение, а также неблагоприятная ситуация на внешних рынках, связанная с событиями в США.

 

Пищевая промышленность.

Высокоразвитая пищевая промышленность Украины опирается на мощную сырьевую базу, создаваемую значительным АПК страны, и включает в себя такие отрасли как сахарную промышленность, маслодельную, мясную, винодельческую, консервную и др. Крупнейшие предприятия размещены в Черкасской, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой и других областях.

Природные условия способствуют активному развитию пищевой промышленности, однако помимо природного существуют и другие факторы, оказывающие весьма существенное (зачастую негативное) влияние на уровень производства продукции данной отрасли. Речь идет прежде всего о частичной потере внешних рынков сбыта продукции после распада СССР и низкой покупательной способности населения.

В качестве примера можно рассмотреть современную сахарную промышленность, которая всегда играла важную роль в хозяйстве страны. Сейчас же ее характеризует довольно сложная ситуация. В настоящее время в республике действуют около 200 сахаро-песочных и сахаро-рафинадных заводов, многие из которых работают более 100 лет. Но т. к. фермеры поставляют все меньше сахарной свеклы, заводы пускают на 10-15 дней, а не 1-1,5 месяца, как ранее. Последние два года эту проблему власти пытаются решить путем поставки и использования импортного тростникового сырца (около 2 тыс. т). Специалисты же считают подобные траты неоправданными, т. к. для эффективного функционирования отрасли достаточно оставить около 80 сахарных заводов. Но остальные придется закрыть, а это грозит социальными проблемами: в этой отрасли занято свыше 1 млн. 200 тыс. человек, и столь резкое сокращение приведет к тому, что сотни жителей страны потеряют работу.

Легкая промышленность.

Транспорт.

Развитая сеть наземных и водных путей сообщения образует крупную транспортную систему. По густоте железнодорожной сети страна занимает первое место в СНГ, по протяженности дорог - уступает только России. Эксплутационная длина железнодорожных путей Украины – около 22,7 тыс. км. Удельный вес грузов, отправляемых железной дорогой, составляет почти половину общего объема грузовых перевозок.

Имеется 247,3 тыс. км автодорог, в том числе 82% с твердым покрытием. Необходимо также упомянуть морской транспорт Украины, который обеспечивает торговые связи со многими государствами мира, хотя, начиная с 90-ых годов, морские перевозки заметно сократились. Через украинские порты вывозятся уголь, сода, руда, хлеб, строительные материалы. Ввозятся лес, нефть, химическое сырье, продукция тропического земледелия. Хорошо развит речной (по Днепру) транспорт (длина судоходных путей 2,3 тыс. км).

Важным источником дохода является перекачка российской нефти и газа в центральную и западную Европу по транзитным трубопроводам, длина которых на 2002г. превысила 40 тыс. км.

Авиационный транспорт осуществляет перевозки пассажиров на международных линиях во многие страны мира. Среди прочих, действуют новые авиакомпании («Международные украинские авиалинии», «Киевавиа», «Аэросвит» и др.).

В Киеве, Харькове и Днепропетровске имеется метрополитен.

Внешнеэкономические связи.

Внешнеэкономическая деятельность Украины включает торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами; международную специализацию и кооперацию в сфере производства, науки и техники; международный туризм и другую деятельность в сфере международного обмена. В Украине зарегистрировано свыше 100 тыс. коммерческих структур, действуют около 2 тыс. совместных с зарубежными партнерами предприятий. В создании предприятий с иностранными инвестициями принимают участие многие страны мира (Россия, Польша, Германия, США, Италия и др.).

Товарная структура внешней торговли республики в последние десятилетия практически не изменилась. Основные поступления валюты от экспорта приходятся на металлопродукцию (44%), минералы и продукцию химической промышленности (22%), товары машиностроительной отрасли (около 12%).

Изменилась же географическая структура внешней торговли. Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте страны сильно сократилась (28% по экспорту и 57% по импорту в 2000г, хотя еще в 1994г эти показатели составляли 55% и 73% соответственно). Основными торговыми партнерами Украины сейчас являются Россия, Китай, Турция, Германия, Италия, США, Беларусь и Польша (на них приходится более 50% экспорта). По данным 2000г основными импортерами украинской продукции вне стран СНГ являлись Турция, Германия, Италия, Китай. Постоянно сокращается импорт из России и Беларуси.

В то же время ведутся переговоры о сотрудничестве с Россией в области энергетики. Весьма перспективным представляется и трехстороннее сотрудничество Украины с Россией и Казахстаном в области транзита нефти и в нефтепереработке, в атомной энергетике; Украины с Россией - в авиационной промышленности и т.д.

В целом Украина обладает значительным экспортным потенциалом, который сосредоточен в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, а также в агропромышленном и энергетическом комплексах страны. Но этот потенциал используется крайне неэффективно. О больших потенциальных возможностях Украины в сфере экспортной деятельности свидетельствует тот факт, что в 2002г., например, она осуществляла внешнеторговые сделки с партнерами из 167 стран мира и объемы внешней торговли товарами составляли 35 млрд. долл. США. Хотя проявилась и определенная зависимость от внешних факторов, справиться с которой украинские власти не смогли: отрицательное сальдо составило 0,26 млрд. долл. США. Наибольшее влияние на такой неблагоприятный результат оказало, прежде всего, неудовлетворительное состояние торговли с Россией, где за указанный период наблюдалось отрицательное сальдо во взаимопоставках товаров в размере около 3,2 млрд. долл. США. На современном этапе экономической депрессии значимость экспорта, как фактора повышения отечественного производства и основного источника валюты для первоочередных потребностей народного хозяйства, возрастает, в особенности в условиях неуклонного сужения внутренней потребности на продукцию украинских товаропроизводителей, когда приблизительно 39% ВВП страны реализуется на внешних рынках (для сравнения: в России около 20% ВВП).

Вполне закономерно, что дальнейшее развитие экспорта, в особенности продукции обрабатывающих отраслей промышленности с высокой степенью обработки, должен стать важным элементом структурной перестройки и технической модернизации национального хозяйства страны. Несмотря на это, успехи Украины в наращивании объемов экспорта в настоящее время можно охарактеризовать как посредственные. Украинский экспорт развивается значительно медленнее, чем мировой, что привело к сокращению его удельного веса в международном объеме до 0,2% (для сравнения: в России — 1,7%).

Значительное сдерживающее влияние на украинский экспорт оказывает целый комплекс различных факторов, среди которых можно выделить такие самые важные:

ü разрыв традиционных производственных связей на постсоветском экономическом пространстве и со странами бывшего СЭВ без последующего завоевания новых постоянных "ниш" на мировом рынке;

ü трудное финансовое состояние большинства предприятий обрабатывающей промышленности и конверсионных производств, что делает практически невозможным инвестирование в перспективные, ориентированные на экспорт проекты за счет внутренних ресурсов (так, размер капитальных вложений в 1999 г. находился на уровне 1958г.);

ü низкий мировой рейтинг надежности Украины для кредитов и инвестиций, что затрудняет использование иностранных финансовых ресурсов для развития экспортного потенциала страны;

ü низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего, машинотехнических изделий в соответствии с отчетом Мирового экономического форума о состоянии конкурентоспособности 53 стран, за которыми осуществляется наблюдение, Украина занимала в 1998г. последнее, а Россия — 52 место);

ü опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий в сравнении с увеличением цен на изделия обрабатывающей промышленности;

ü нехватка специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта большинства украинских предпринимателей, а также недостаточное координирование их деятельности на внешних рынках;

ü сохранение элементов дискриминации украинских экспортеров за границей, применение методов ограничительной деловой практики, в частности картельных соглашений для вытеснения или недопущения Украины на перспективные, емкие рынки (в частности некоторые страны приняли ряд антидемпинговых мер, направленных против Украины: за 2002г. ЕС принял 8 таких мер, США – 5, Канада – 3, Чили, Турция и Колумбия – по 2; что, впрочем, было оправданно, если учесть, что в указанный период мировые цены на коксующийся уголь, например, достигали 56,3 долл. США, а украинский уголь стоил только 23,6 долл. США) [7;13];

ü недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления в последнее время требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, которая реализуется на рынках промышленно развитых стран;

ü нормы украинского законодательства, закрепляющие ответственность поставщика за недоброкачественную продукцию, не отвечают принципам, принятым в международной практике.

ü высокая энергоемкость сориентированных на экспорт областей (металлургии, химической промышленности) является причиной зависимости экспорта от поставок импортных энергоносителей, не дает возможности направлять валютные поступления от экспорта на технологическое обновление производства, ужесточает зависимость от России.

В рамках мероприятий по усовершенствованию внешней торговли страны прежде всего следует изменить структуру экспорта в направлении увеличения доли конечной продукции в общем объеме экспорта; также важно повысить эффективность экспортных операций; восстановить присутствие на традиционных рынках и укрепить позиции на новых перспективных рынках; усовершенствовать государственное регулирование внешней экономической деятельности. Очень важным является и привлекательность Украины для частного капитала. Необходимо искать представителей международного бизнеса, которые захотят инвестировать свои средства в развитие украинской экономики, поскольку они привезут в республику свое оборудование, технологии, рабочие места, откроют новые экспортные возможности.

Учитывая весь комплекс факторов, которые определяют состояние и перспективы развития украинского экспорта, назрела необходимость формирования целостной системы мер государственного стимулирования экспорта.

 

15. Белорусско-украинское сотрудничество.

Белорусско-украинские отношения развиваются динамично, прежде всего, в торгово-экономической сфере. "Если выделять конкретные отрасли, в которых сотрудничество осуществляется наиболее интенсивно, я бы, прежде всего, назвал продукцию белорусского тракторо- и автомобилестроения, холодильники и телевизоры, которые пользуются спросом в Украине. Что касается поставок из Украины, то это продукция металлургии, химической промышленности, оборудование. В прошлом (2003- примечание наше) году товарооборот между нашими странами составил 705 миллионов долларов США с положительным для Украины сальдо в размере 16 миллионов долларов. В январе 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого взаимный товарооборот увеличился на 22 процента", - заявил посол Украины в Минске Петр Шаповал в интервью газете «Обозреватель» [12].

Традиционно на украинский рынок Беларусь поставляла нефтепродукты, продукцию химической промышленности, транспортные средства и сельхозтехнику, оборудование и различные механические приспособления, древесину, товары народного потребления и прочее. Из Украины в Беларусь импортировались черные металлы и изделия из них, зерновые, продукция машиностроения, готовые пищевые продукты, пластмассы, каучук, резиновые изделия и др.

К 2000 г. Украина стала для Беларуси вторым после России партнером по объему товарооборота, который составил 900,5 млн. долл. США: экспорт в Украину - 559,8 млн. долл., импорт из Украины 340,7 млн. долл., при этом положительное торговое сальдо для Беларуси составило 219,1 млн. долл.

Однако результаты взаимной торговли в 2001 году не в полной мере удовлетворяют обе стороны. Товарооборот снизился на 22,3 процента по сравнению с 2000 годом. Тенденция к его снижению наблюдается и в 2001г., при этом впервые за последние годы у Беларуси было отрицательное торговое сальдо.

Основная причина этого - процессы диверсификации взаимной торговли. Стороны уже предприняли меры для исправления ситуации. Сегодня рассматривается вопрос об открытии пунктов упрощенного пропуска через нашу границу, подписано соглашение о взаимном признании санитарно-гигиенических сертификатов, разрабатываются механизмы получения отсрочек по уплате НДС при осуществлении двусторонних внешнеторговых операций. Важная составляющая сотрудничества между странами - реализация совместных проектов. Главные из них - сборка тракторов МТЗ на производственной базе концерна "Укрпроминвест", совместное производство в Черниговской области прицепных кормоуборочных комбайнов завода "Гомсельмаш", сборка двигателей ММЗ в Новоград-Волынске, пусковых двигателей в Одесской <


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.