Практическое занятие по теме № 4в. Ресурсные техники самомоделирования. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Практическое занятие по теме № 4в. Ресурсные техники самомоделирования.

2017-11-27 201
Практическое занятие по теме № 4в. Ресурсные техники самомоделирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для практической отработки:

1. Ресурсные техники: «Круги силы», «Витамины».

2.Выравнивание логических уровней.

3. Работа с вредными привычками.

Рекомендуемая литература:

1. Дж. Сеймор, Дж. Оконор. Введение в НЛП,-2004, 236с.

2. КондрашенкоБ.Д, Донской Общая психотерапия. – Р-на-Д, 2002-278с.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование, групповая психотерапия. Учебное пособие для вузов.-М.:Академический Проект; ОППЛ, 2002.-464с.

4. Психотерапия: учебник (2-е изд.)/ Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, 2002.-624с.

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1

1. Концепции и модели психологической самопомощи в отечественной школе.

2. Гуманистическая психология о самоанализе личности.

3. Х.Алиев и его взгляд на возможности личности противостоять стрессу.

4. В.М. Бехтерев и его вклад в развитие методов самопомощи.

5. Прогрессирующая мышечная релаксация Д.Джекобсона.

6. Дыхательная гимнастика А.В. Стрельниковой.

7. Дыхательно-медитативные системы востока (ушу, тайцзыцюань).

8. Оздоровительное дыхание по К.П. Бутейко.

9. Самомассаж биологически активных точек (БАТ).

10. Су джок терапия.

11. Психологические механизмы саморегуляции.

12. Аутотренинг. Первая ступень.

13. Аутотренинг. Вторая ступень.

14. Возникновение, развитие, понимание возможностей психологической помощи методами самовнушения в отечественных школах.

15. Медитация – панацея или уход от решения проблем.

16. Самопомощь при неврозах.

17. Повышение работоспособности методами саморегуляции.

18. Психотерапия и саморегуляционные практики.

19. Возможности методов саморегуляции в психореабилитации комбатантов.

20. Управляемая саморегуляция в кризисных ситуациях.

21. Как избежать стресса. Аутотренинг.

22. Древнеиндийская система йогов и современность.

23. Профилактика заболеваний по системе НИШИ.

24. Гипноз и самогипноз.

25. Самовнушение. Как ослабить нервное напряжение.

26. НЛП – практика саморегуляции.

27. Психопросвещение, как форма психологической помощи населению.

28. Адаптированные методики НЛП.

29. Как избавиться от вредных привычек методами саморегуляции.

30. Правильное питание. В здоровом теле - здоровый дух.

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ

1. Цели психологии саморегуляции, как комплексного профессионального воздействия на психику и организм человека.

2. Психическое здоровье человека в современных условиях.

3. Самопомощь и ее место в системе психологической помощи человеку.

4. Система психологической помощи человеку.

5. Сущность, основное содержание и виды самопомощи.

6. Психология самопомощи.

7. Исторические корни возникновения и развития методов самопомощи.

8. Основные виды и методы самопомощи, используемые современным человеком.

9. Основные методы психической саморегуляции.

10. История развития методов саморегуляции.

11. Сущность и содержание методов саморегуляции.

12. Методы восстановления функциональных состояний человека.

13. Самовнушение.(по Э.Куэ).

14. Прогрессирующая мышечная релаксация Д.Джекобсона.

15. Аутогенная тренировка И. Шульца.

16. Управляемая саморегуляция Х. Алиева (Методика «Ключ»).

17. Саморегуляция по методике «Мобилизация».

18. Психологические теории и механизмы самовнушения.

19. Сущность и разработка методов самовнушения в России и за рубежом.

20. Идеамоторные техники.

21. Системы оздоровительных дыхательных гимнастик.

22. Подходы к оздоровительным дыхательным гимнастикам.

23. Виды массажа и самомассажа.

24. Успокаивающее и активизирующее дыхание.

25. Особенности воздействия массажа БАТ.

26. Классификация методов самомоделирования в психологии.

27. Базовые положения НЛП.

28. История возникновения и создания метода.

29. Стратегии моделирования.

30. Оздоровительная гимнастика А.В.Стрельниковой.

31. Дыхание по системе К.П.Бутейко.

32. Дыхательная система йогов.

33. Методы и техники самомоделирования.

34. Техники якорения.

35. Техники изменения субмодальностей.

36. 6-ти шаговый рефрейминг.

37. Ресурсные техники: «Круги силы», «Витаминки».

38. Выравнивание логических уровней.

39. Работа с вредными привычками.

40. Формула психического здоровья человека.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Литература

 

Основная:

1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Р-на-Д, 2002-278с.

2. Психотерапия: учебник (2-е изд.)/ Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, 2002.-624с.

3. Психоисцеление /сост. А.И.Тыщенко/- Самара: Самар. Дом печати, 1994-480с.

Дополнительная:

1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – М., 2005, -244с.

2. Александровский Ю.А.Состояния психической дезадаптации и их компенсация Пограничные психические расстройства. М.,2002-264с.

3. Х.Алиев Метод Ключ в борьбе со стрессом. –изд. Феникс, -2003,-320с.

4. Беккет Л., Кент Г. Профессиональная реабилитация//Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Т. 2.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.- С.350-352.

5. Данилов А. Профилактика боевых психических травм в Вооруженных Силах США. // Зарубежное военное обозрение. – 1991. - №9. - С. 11-16.

6. Дж. Сеймор, Дж. Оконор. Введение в НЛП,-2004, 236с.

7. Иванников В.А., Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: УРАО, 1998.

8. Исцеление по Бутейко. В XXI веке без лекарств./Сост М.Н. Тобольцев/-М.:ИЗОТЕКСТ, 2004, -256с.

9. Кутапов В.И. Профилактика лечение и реабилитация психогенно обусловленных расстройств у плав состава Военно-морского флота: Дис. …докт. мед. Наук –СПб., 1994.-41с.

10. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. (Спра­вочное пособие для врачей). - Л.: Медицина, 1986.-280 С.

11. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

12. Кочюнас Р. Психологическое консультирование, групповая психотерапия. Учебное пособие для вузов.-М.:Академический Проект; ОППЛ, 2002.-464с.

13. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. 4-е международное издание.-СПб.: Питер, 2001.-464с..

14. Пак Чжэ Ву. Су джок для всех. – М.: Су Джок Академия, 1996-100с.

15. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского/ СПб 2003г

16. Свядощ К.В. Неврозы, М.,1999-106с.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.

 

Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по общей и социальной психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.

Основные требования к лекции:

Содержание:

- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;

- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;

- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;

- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.

Организация занятия:

- контрольный опрос студентов;

- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;

- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.

Методика проведения:

- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;

- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;

- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;

- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;

- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;

- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.

На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы учебной дисциплины.

Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.

Основные требования к проведению семинара:

Содержание:

- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;

- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;

- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.

Организация занятия:

- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;

- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;

- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.

Методика проведения:

- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;

- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;

- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;

- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;

- культура и техника речи преподавателя;

- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;

- порядок подведения итогов семинара.

Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по психологии, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений психологии, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих практическое значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический инструментарий к объектам исследований психологии самопомощи.

В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по матери­алам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.

На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.

Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.

Методические рекомендации по контролю успеваемости.

Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.

Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:

- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;

- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;

- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.

Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.

Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.

Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.

Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты задач, рефератов, имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.

Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.

Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.

Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета

На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:

- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);

- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);

- Критерии оценки ответов студентов;

- Зачетные книжки (полностью заполненные);

- Учебные карточки студентов;

- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);

- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;

- Листы письменного или устного ответа.

Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.

Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:

- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.

- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.

- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.

- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;

При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.

 

7.2. Методические указания студентам.

 

Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание психологических

Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.

В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы.

Изучив дисциплину студенты должны:

иметь представление:

- о системе психологической самопомощи человеку;

- об основных функциях и отличиях психологической самопомощи от других видов психологической помощи;

- о теоретико-методологических основах психологической самопомощи;

- о приемах и способах развития профессионально важных качеств психолога, оказывающего психологическую помощь и обучение психологической самопомощи;

знать:

- основные научные подходы к методам психологической самопомощи;

- специфику, возможности и ограничения психологической самопомощи;

- специфику психологической самопомощи и отличие ее от других видов психологической помощи;

- основные этапы овладения методами психологической самопомощи;

- механизмы и техники психотерапевтического воздействия психологической самопомощи;

- место методов психологической самопомощи в системе психопрофилактики и психогигиены;

уметь:

- проводить диагностику психического здоровья клиентов;

- организовывать и проводить мероприятия по обучению методам психологической самопомощи;

- определять основные проблемы клиентов и возможность оказания им психологической помощи методами психологической самопомощи;

- осуществлять психокоррекционную и психореабилитационную работу;

- оказывать психологическую помощь клиентам;

иметь опыт (навык):

- организации и обучения психологической помощи методами психологической самопомощи;

- использования приёмов и способов психологической самопомощи.

Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.

В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,

В процессе самостоятельной работы студенты должны:

· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;

· закрепить наиболее важные разделы;

· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;

· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;

· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.

Основные требования к содержанию реферата и курсовой работы

Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).

Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.