Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-27 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Субъект междунар. права: самостоятельные образования, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными международным правом:
Гос-во
Международные организации
Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей.
Международные организации могут быть:
1) межправительственные. постоянные объединения государств, созданные в целях координации усилий правительств по решению определенных международных проблем.
2) неправительственные. объединения национальных групп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в различных областях жизнедеятельности людей.
Международное право оказывает все возрастающее воздействие на национальное право. Это происходит в результате заключения межгосударственных договоров, вступления государств в международные организации. Международное право имеет приоритет перед национальным.
Правовая семья – совокупность родственных правовых систем определённых гос-в.
С учетом этих критериев предложена следующая классификация правовых семей современного мира:
1) романо-германская (континентальная) правовая семья;
2) англо-американская (англо-саксонская) правовая семья (семья общего права);
3) мусульманская правовая семья;
4) иные правовые семьи (индусская, африканская и др.).
Романо-германская правовая семья включает в себя национальные системы права континентальной Европы и ряда неевропейских стран, сформировавшихся под их влиянием. Она возникла на основе римского права и римской юриспруденции.
|
Романо-германская правовая семья базируется на принципах конституционализма, верховенства закона, правового равенства всех людей, естественных и неотчуждаемых прав человека. Входящие в нее национальные системы имеют идентичную структуру: право делится на публичное и частное. Континентальные кодексы, законы, подзаконные акты – это определенным образом систематизированные комплексы абстрактно-общих правовых норм, а не собрания казуистических правил общего права, не сборники судебных или административных прецедентов.
Поэтому право стран романо-германской правовой семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать, изменять. Недостатки же обусловлены трудностями надлежащей конкретизации абстрактного смысла нормы права применительно к отдельным случаям, подпадающим под действие соответствующей нормы. С этим связано большое внимание, которое уделяется проблеме толкования нормы права.
Единство проявляется и в системе источников права. Континентальное право – это писаное, состоящее в основном из письменно оформленных правовых актов. Главный источник права – это закон. Высшей юридической силой обладает писаная конституция, которая является правовой основой для всех законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью последних осуществляют специальные суды (конституционные) или высшие общесудебные органы или иные государственные институты.
Англо-американская правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ряда других государств – бывших английских колоний.
Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В XV-XVI вв. параллельно с общим правом в Англии сложилось право справедливости. Оно представляло собой совокупность решений лорд-канцлера по конкретным делам на основе доктрины справедливости, которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права.
|
Историческое развитие английского права предопределило основные структурные части англо-американской правовой семьи: общее право и право справедливости. Это право не делится на частное и публичное. Здесь отсутствует четкое структурирование права по отраслевому признаку. С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует правило прецедента, согласно которому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов, но не для ее самой; 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Верховного суда составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов, хотя они не являются строго обязательными для различных отделений данного суда; 4) окружные и магистратские суда обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.
В США уделяется большое внимание кодификации действующего права. Однако в отличие от европейских кодексов, кодексы в США представляют собой консолидацию (сборник, собрание) прежних норм, созданных судебной практикой или имеющихся в законодательстве, а не установление новых норм.
Мусульманская правовая семья. Мусульманская правовая семья берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума или социального развития. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое. Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право.
Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и религиозные нравственные постулаты, а также обычаи. Первым источником данной системы является Коран – собрание изречений Мухаммеда. Вторым по значимости источником права является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении. Третьим источником служит так называемая иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны.
|
Вся система мусульманского права, основанная на Коране, именуется шариатом.
В литературе выделяются и иные правовые семьи: индусское право, африканское право.
39. Система права Республики Беларусь
Система права – это юридическая категория и конструкция, которая включает в себя нормы права и объединяет их в правовые институты, подотрасли права и отрасли права.
Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов.
Первичным элементом системы права является норма права.
Норма права – это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как субъекты определенных прав и обязанностей, иначе последуют определенные невыгодные для них последствия.
Правовой институт – это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный вид сходных общественных отношений.
Отрасль права – это совокупность однопорядковых норм права, регулирующих определенный род сходных общественных отношений.
Различаются отрасли материального и процессуального права. Нормы, входящие в отрасль материального права, закрепляют исходные права и обязанности субъектов права в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений. Нормы, входящие в отрасли процессуального права, определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, правовые обязанности субъектов процессуально-правовых отношений.
Подотрасль права представляет собой крупную составную часть отрасли права, объединяющую группу однородных правовых институтов.
Отрасли права разграничиваются на основе двух основных критериев:
1) предмет правового регулирования;
2) метод правового регулирования.
|
Предметом правового регулирования является совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной отраслью права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос «что исследуется в данной отрасли права?»
Метод правового регулирования – это совокупность способов, приемов и форм использования регулятивных свойств и функций норм права конкретной отрасли. Метод правового регулирования отвечает на вопрос «как происходит исследование в данной отрасли права?»
Система права, получая официально властное подтверждение со стороны государства, реализуется в системе законодательства. Последняя представляет собой упорядоченную, взаимосогласованную совокупность нормативных правовых актов, действующих в государстве.
40. Система законодательства Республики Беларусь
Система права и система законодательства не тождественные понятия, однако они органически связаны между собой как теория и практика.
Первичным элементом системы законодательства выступает не норма права, а нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты объединяются в институты и отрасли законодательства.
Каждая отрасль права воплощается в своей отрасли законодательства. Гражданское право – в гражданском законодательстве, уголовное право – в уголовном законодательстве. Но поскольку отрасли права не идентичны отраслям законодательства, то их содержание не совпадает. Отрасли законодательства помимо норм соответствующих отраслей права включают в себя нормы других отраслей права. Так, гражданское законодательство кроме норм гражданского права содержит нормы конституционного, административного, финансового и других отраслей права, непосредственно связанных с гражданско-правовыми нормами. В системе законодательства встречаются отрасли, не имеющие своего «двойника» в системе права. Среди них можно назвать отрасли хозяйственного законодательства, банковского законодательства, законодательства об образовании, о пенсионном обеспечении и т.д. Данные отрасли именуются комплексными. Они содержат в себе нормы различных отраслей права.
41. Личность и право. Правовой статус личности: общая характеристика.
Правовой статус личности – совокупность общих прав, свобод, обязанностей и законных интересов граждан, закрепленных в нормах действующего права.
Правовой статус личности устанавливает пределы возможного и должного поведения для всех лиц, определяет правовое положение человека в отношении к государству, его органам и иным лицам.
Выделяется три вида правового статуса личности: общий, специальный (родовый) и индивидуальный (частный).
Частный правовой статус личности – правовой статус человека как индивида, как единицы общества, единственной и неповторимой. Частных правовых статусов столько, сколько индивидов. Данный вид статуса подвержен изменению, так как он зависит от того, на каком этапе развития находится лицо.
|
Специальный правовой статус личности характеризуется совокупностью признаков, которые описывают правовое положение человека как определенной категории лиц (студенты, депутаты, судьи, пенсионеры и др.).
В общем правовом статусе человек рассматривается как составная часть общества, в которой учитываются не его особенности, отличия от остальных, а сходства с иными лицами. Поэтому общий правовой статус един для всех.
Элементы правового статуса личности:
1) гражданство – политически-правовая принадлежность человека к определенному государству, в силу чего на лицо распространяется суверенитет этого государства и оно пользуется государственной защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами;
2) правосубъектность (право- и дееспособность);
3) субъективные права, свободы и юридические обязанности.
Иностранные граждане и лица без гражданства по своему статусу приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст.11 Конституции Республики Беларусь).
42. Права и свободы личности: происхождение, виды, гарантии и современные подходы.
Права человека в силу естественного характера их происхождения человеку от рождения, являются высшей ценностью.
Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).
Подходы:
1) Естественно-правовой. Исходит из признания прав в силу природы самого человека. Закон рассматривается как средство фиксации уже существующих изначально прав и свобод.
2) Позитивистская. Определяет права как благо, даруемое государством, т.е. они производны от государства. Закон рассматривается как проявление воли государства, создающее права и свободы.
3) Современный. Обе концепции взаимодействуют, между ними не т противостояний. Естественные права человека получают свою определенность и юридическую защиту после закрепления их в актах законодательства. Позитивизм получает свое развитие, если он основывается на таких категориях, как свобода и справедливость и др.
Виды:
1) 1-е поколение. Личные и политические права.
2) 2-е поколение. Социально-эконом. и соц.-культурные права.
3) 3-е поколение. Право на развитие, на мир, право меньшинств, право на здоровую окруж. среду, право на самобытность, на свою культуру и др.
Права и свободы человека по сфере и предмету правового регулирования подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы. К таким правам и свободам относятся прирожденные неотчуждаемые права человека на жизнь, охраняемое государством достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальность, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободно передвигаться и др.
Эти личные права по своему содержанию имеют индивидуально-человеческий характер. Они принадлежат человека в силу того, что он человек.
Политические права и свободы – это права и свободы индивида как гражданина на участие в политической жизни общества и осуществлении государственной власти. К этим права относятся: право сохранять свое гражданство или изменять его, право на объединение в политические партии, союзы, право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право не быть высланным за пределы своего государства и др. Данные права, в основном, носят приобретенный, а не прирожденный и неотчуждаемый характер.
Экономические права и свободы – это права индивида (человека и гражданина) как независимого субъекта товарно-денежных, производственных, рыночных отношений. К рассматриваемой группе прав относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, свобода труда и запрет принудительного труда, право свободного выбора рода деятельности и профессии сообразно своим способностям и уровню образования.
Социальные права – это права человека по обеспечению и защите его потребностей в различных сферах социальной жизни людей. К данной группе прав относятся: право на участие в профсоюзах, право на здоровые и безопасные условия труда, право на достойное вознаграждение за труд, право на семью, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Культурные права и свободы – это права и свободы человека в сфере творческой деятельности, участия в культурной жизни и пользования ее благами. К этим правам относятся: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право каждого на пользование учреждениями культуры, на свободный доступ к культурным ценностям.
Данный способ классификации нашел свое отражение в Конституции Республики Беларусь, одна из глав которой последовательно перечисляет личные, политические, экономические и социально-культурные права.
Гарантии прав и свобод личности
Выделяются внутригосударственные и международно-правовые гарантии.
К первым относятся средства, меры, обеспечивающие использование человеком своих прав и свобод и закрепленные правовой системой данного государства. Ко вторым относятся гарантии, вытекающие из международных соглашений.
По характеру гарантии можно подразделить на:
В соответствии со ст.21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в ней самой, законах и международных актах. Конституция запрещает любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности. Женщины и мужчины имеют равные права и свободы. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.
Институциональным гарантом прав и свобод по Конституции выступает институт президентства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека.
Процессуально-правовые гарантии предусматриваются процессуальным законодательством и направлены на строгую формализацию процедур защиты прав и свобод человека. К ним относятся:
Судебно-принудительные гарантии основываются на статусе судебной власти как самостоятельной ветви власти и на использовании государственного принуждения при исполнении решения суда. Решение (приговор) суда подлежит обязательному исполнению. При нежелании стороны его исполнять в добровольном порядке, оно исполняется принудительно. Сторона, отказывающаяся исполнять решение суда либо создающая препятствия для этого, может привлекаться к ответственности вплоть до уголовной.
Общественно-демократические гарантии разрабатываются и поддерживаются общественными институтами демократического общества: профсоюзами, прессой, общественным мнением и т.д.
Договорные гарантии относятся к сфере частной воли субъектов правоотношений и широко применяются в гражданском, семейном, трудовом праве.
В гражданском праве широко развит институт обеспечения исполнения обязательств, включающий в себя неустойку, залог, удержание, поручительство, гарантию, задаток и др. В семейном праве предусматривается возможность заключения Брачного договора, Соглашения о детях, в трудовом – коллективного договора, где фиксируются гарантии реализации достигнутых договоренностей.
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Основными атрибутами (существенными признаками) государства являются территория, население, публичная власть.
Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это суша, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Важнейшим атрибутом государства является наличие отдельной oт общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и его оснащения материально-техническими средствами.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти;
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций;
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
5. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
6. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными(карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;
7. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;
8. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства;
9. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений;
Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.
Различают два основных подхода к сущности государства:
При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.
При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.
Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу. Другие утверждали, что государство является носителем политической власти.
Б.А.Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.
Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.
Французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".
Английский философ XVI века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства — гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".
Иногда государство изображают как надклассовое образование. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К.Маркс.
С этой точки зрения государство выступает как форма организации классового общества, являющейся по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития вместе с возникновением частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.
Теологическая теория. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможноПридавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Патриархальная теория. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Теория договорного происхождения государства. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность.Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух").
В своем произведении "Философия права" Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии.
Теория насилия (завоевания). Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание.
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий".
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Достоинства формационной типологии:
• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факто ров, которые действительно влияют на общество;
• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.
Недостатки:
• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические.
Достоинства цивилизационной типологии:
• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;
• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.
Недостатки:
• недооцениваются социально-экономические факторы;
• по сути эта типология не столько государства, сколько
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!