Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятния. Каузальная атрибуция. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятния. Каузальная атрибуция.

2017-11-27 213
Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятния. Каузальная атрибуция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная - заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивное - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе этого понимания.

Перцептивная сторона общения.

В 1947 году понятие социальная перцепция было введено Дж. Брунером. Он разработал новый взгляд на восприятие людьми друг друга - социальная перцепция - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества. Варианты социальной перцепции: 1) когда субьектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать: а) другого индивида "своей" группы; б) другого индивида "чужой" группы; в) свою собственную группу; г) "чужую" группу. 2) когда субьектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать: а) своего собственного члена; б) представителя другой группы; в) восприятие группой самой себя; г) восприятие другой группы. Особенности социальной перцепции

1) социальным объектом может быть кто угодно, он не посилен и не безразличен по отношению к воспринимающему субьекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов; воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную сторону. 2) внимание субьекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретаций объекта восприятия. 3) восприятие социальных объектов характеризуется большей слитостью познавательных компонентов- с эмоциональными компанентами с большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субьекта. Существует три уровня эмоционального отношения людьми друг к другу: 1) безразличное отношение людьми друг к другу; 2) по ходу общения у человека возникает отрывочные представления о переживаниях другого человека; 3) умение человека войти в мир другого человека, умение почувствовать состояние другого человека на протяжении всего взаимодействия с ним. Познавая другого, формируется и сам познающий индивид; от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная окраска этот другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания себя через другого включает две стороны:

идентификацию и рефлексию.

Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление себя ему. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. К идентификации близко по содержанию понятие "эмпатия" - особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы и принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, его причин. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образци поведения или какие-то общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (механизм идентификации). Возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Г. Келли выделеил три типа атрибуций:!) личностную (когда причина приписывается лично совершающему поступок); 2) объективную (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); 3) обстоятельственную (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник объясняет совершающееся обстоятельствами. "Эффекты", возникающие при восприятии людьми друг друга.

1. "Эффект ореола"- заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств:

информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно-накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черьы и проявления объекта восприятия (эффект проявляется при формировании первого впечатления о человеке).

2. Эффект "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. (Эффект первичности: первичное описание преобладает; эффект новизны:

последнее, более новая информация оказывается наиболее значимой).

3. Эффект "стереотипизации" - это безотчетная структурирование личности другого человека, которое проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. Термин "социальный стереотип" был введен в 1922 г. Липпманом. Стереотип - это устойчивый образ какого-либо, явления или человека, которвм пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Он возникает на основе ограниченного прошлого опыта (например, "все бухгалтеры-педанты" и т.д.) Люди не просто воспринимают друг друга, ни формируют друг по отношению к другу определенное отношение (от неприятия человека до симпатии, любви к нему). Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процеса, т.е. некоторое качество отношения; ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Три уровня аттракции: 1) симпатия; 2) дружба; 3) любовь.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.