Действие НПА в пространстве по кругу лиц — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Действие НПА в пространстве по кругу лиц

2017-11-27 133
Действие НПА в пространстве по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действие НПА в пространстве заключается в установлении территории, в пределах которой НПА обладает общеобязательной юридической силой. НПА в пространстве существует по следующим принципам:На всей территории государства Действие на определенной ее части Предназначается для действия за пределами государства. Территориальная сфера деятельности НПА может зависеть от вида государственного органа, который принял этот НПА. Высшие и центральные органы государства издают НПА, которые обязательны на всей территории государства. Местные органы власти издают НПА, которые действуют в пределах административно-территориальной единицы. Действие НПА за пределами территории государства может быть связано либо с действием в пределах условной территории либо с распространением на граждан государства, находящегося за пределами своего государства. Действие НПА по кругу лиц заключается в установлении субъектов права, для которых НПА является обязательным для исполнения. По общему правилу в сферу действия НПА попадают все лица (физические, юридические, отечественные, иностранные), находящиеся в пределах территории государства.

Исключения составляют: Иностранные граждане, лица без гражданства не обладают рядом политических, экономических, иных прав, не несут некоторых обязанностей на территории государства. На них не распространяется действие НПА, регулирующих порядок реализации др. прав и выполнение обязанностей. Иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом исключаются из-под действия уголовной, административной юрисдикции, ряд норм уголовно-процесуального, гражданско-процессуального законодательства распространяется на них в ограниченном виде. СУБЪЕКТЫ, ПРИЗНАнные недееспособными не могут самостоятельно участвовать в ряде правоотношений, нести юридическую ответственность, в связи с чем на них не распространяется действие НПА, регулирующие другие правоотношения. Некоторые нПА имеют относительно определенных адресатов (военнослужащих, сотрудников ОВД) – все иные субъекты не включены в сферу действия др. НПА.

 

Понятие и требования к юр.технике

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопоме-шанный», «исключительный цинизм» и др.;

отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

 

Правотворчество и правообразование

Правотворчество представляет собой специфическую, требующую особых, знаний и умений интеллектуальную деятельность, связанную с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. Правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, т. е. деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).Правотворчество является составной частью процесса правообразования, который включает в себя помимо правотворческого предшествующий ему подготовительный процесс формирования права, в ходе которого осуществляется научный анализ, оценка действительности, выработка концепций будущего правового регулирования и т.д. Правообразование является процессом формирования государственной воли в законе. А ее оформление в различных юридических актах осуществляется в процессе правотворчества.

Принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Принципы правотворчества определены в ст. 7 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся следующие принципы:конституционности;соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов

приоритета общепризнанных принципов международного права;защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;научности.Также к принципам правотворчества следует отнести принцип демократизма, принцип гласности, принцип законности.В теории права выделяют три вида правотворчества в зависимости от субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность: 1) правотворчество компетентных государственных органов; 2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум); 3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

Правотворчество компетентных государственных органоввключает следующие подвиды правотворчества:

Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

2.Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Другая причина наличия подзаконного правотворчества заключается в том, что парламент часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять соответствующее правовое решение, вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества.

К достоинствам подзаконного правотворчества относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др. Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, - правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц. В зависимости от юридической силы актов правотворчества выделяют: законотворчество, разработка подзаконных актов внешнего регулирования, разработка подзаконных актов внутреннего регулирования.В зависимости от содержания правотворчества выделяют: принятие новых нормативных правовых актов, изменение и дополнение действующих нормативных правовых актов, отмена нормативных правовых актов.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.