Недемократический (антидемакратический) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Недемократический (антидемакратический)

2017-11-27 119
Недемократический (антидемакратический) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

v 2. (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный) - характеризуются следующими признаками:

ü полный контроль государства над всеми сферами жизни,;

ü огосударствление всех общественных организаций;

ü личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

ü реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

ü игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

ü не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов.

v 1. Демократический режим (“demarcate”- народовластие) складывается в правовых государствах.

Выражается в следующем:

ü свобода личности в экономической сфере;

ü реальная гарантированность прав и свобод граждан;

ü создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

ü личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

ü власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

ü основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

ü государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

 

48) В широком смыслепод "государственным аппаратом " понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается, в этом случае понятие "государственный аппарат" равно по объему понятию " механизм государства " — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государ­ственное управление обществом и защита его основных интересов.

Характерные признаки государственного аппарата:

- состоит из людей, специ­ально занимающихся управлением;

- представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;

- функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необ­ходимых случаях и принудительным воздействием;

- призван надежно гаран­тировать и охранять законные интересы и права своих граждан.

 

Государственный аппарат – система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

 

49) Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают "наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования".

1. принцип приоритета прав и свобод человека;

2. принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;

3. принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4. принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

5. принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

6. принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

7. принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

8. принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии "по горизонтали";

9. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата

 

 

50) государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

 

Признаки государственного органа:

1. определенное социальное, то есть общественное образование;

2. элемент государства;

3. представляет собой целостное образование - систему, имеющую свой состав и свою структуру;

4. наделен государственно-властными полномочиями;

5. имеет свою, установленную законом, компетенцию, в рамках которой он и должен действовать;

6. в рамках своей компетенции выступает от имени государства;

7. имеет свои функции;

8. образуется и действует на основе права (закона).

 

 

51)

52)Теория разделения властей была создана несколькими исследователями: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем.

Основные положения теории разделения властей следующие:

· разделение властей закрепляется конституцией;

· согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

· все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

· судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория призвана обосновать устройство, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще.

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия отдельных частей власти. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховная в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - "О духе законов", Под "духом" законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т.д. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью.

 

53) это короче Тема 15.

 

54) Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

 

55)

Принцип верховенства закона.

1. Принцип обеспечения законности и правопорядка в обществе.

2. Принцип равенства всех перед законом и властями.

3. Принцип гарантированности прав и свобод граждан.

4. Принцип приоритета прав и интересов граждан.

5. Принцип единства и взаимосвязи прав и обязанностей граждан.

6. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

7. Принцип обеспечения существования и функционирования институтов демократии.

8. Принцип разделения властей.

9. Принцип независимости суда.

10. Принцип эффективные институты конституционного контроля за законностью.

11. Принцип наличие развитых институтов гражданского общества (государства, права, классов, социальных групп и т.д.)

 

56) Формы (источники) – государственно-официальные способы выражения и закрепления норм, придание общим правилам общеобязательного юридического значения.

 

57) Нормативно-правовой акт – это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или признанию норм права, входящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Нормативно-правовые акты являются основной, наиболее распространенной формой современного права прежде всего в странах континентальной Европы (Германия, Испания, Италия, Россия, Франция и другие).

Действующие в обществе нормативно-правовые акты составляют единую систему, которой присущи иерархичность, согласованность, обусловленность, специализация, дифференцированность.

Нормативный правовой актофициальный, письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Выделим особенности этого источника права:

1. акт нормативного характера, то есть документ, содержащий определенные нормативы (предписания).

2. это правовой акт, то есть содержит он не любые нормы, существующие в обществе, а именно нормы права.

3. создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

4. обладает общеобязательностью, то есть рассчитан не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а на любого и каждого, кто попадает в сферу действия нормативно-правового акта.

5. оформляется в виде официального письменного государственного документа, то есть имеют определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.).

6. нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованиям. В структуру нормативно-правового акта входят статьи, главы, разделы.

 

58)

 

59) Под юридическим действием нормативного правового акта понимается возможность и в надлежащих случаях необходимость применения установленных им норм как общеобязательных.

Нормативные правовые акты действуют в пределах, определяемых во времени, по территории, по кругу лиц и по предмету на которых распространяются нормы данного акта.

Действие нормативного правового акта по времени:

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган, принявший нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта или его части на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

В зависимости от вида акта установлен различный порядок и сроки вступления их в силу:

· Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

· Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

· Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

· Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Действие нормативно-правового акта в пространстве. Пределы действия нормативного акта в пространстве ограничены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они ни находились, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. В зависимости от юридической силы и иных характеристик нормативные акты могут распространять свое действие как на территории всего государства (Республики Беларусь), так и на определенной ее части (акты г. Минска, Бреста, Гомеля и т.п.).

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативно-правового акта по предмету. Границы действия нормативного акта по предмету определяется кругом общественных отношений, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте:

v неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции), они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе;

v действия отраслевых нормативных актов ограничены предметом определенной отрасли права. Например, Гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения;

v в свою очередь, в рамках определенной отрасли в правилах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого попадает под статью «умышленное убийство», то при вынесении приговора будет применена именно эта статья, а не общая, где дано общее понятие преступления, которое играет вспомогательную роль. Такая же процедура происходит и в других отраслях права.

Действие нормативно-правового акта по лицам производно от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие правительственные органы власти, быть государственными служащими, быть призваны на срочную военную службу и т.д.). Уголовные же законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от их происхождения. А если иностранец или лицо без гражданства совершило преступление на территории Республики Беларусь, то на него распространяется уголовное законодательство Республики Беларусь.

Прекращение действия нормативного правового акта:

· истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);

· признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

· признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

· отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

60) Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Субъекты правотворчества:

- правотворчество народа путем референдума (в соответствии с Конституцией РБ для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться референдумы. Участие государства в процедуре принятия нормативных решений непосредственно народом является минимальным. Оно заключается в объявлении референдума, «оформлении» его результатов, опубликовании и введении принятого решения в действие);

- правотворчество компетентных государственных органов(должностных лиц) (нормы права создаются ими и исходят прямо от них. Функцией правотворчества обладает Президент Республики Беларусь, Национальное собрание (Парламент), Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства, местные Советы, исполнительные комитеты, их управления и отделы, руководители предприятий, учреждений, организаций и другие, каждый из обладает правотворческими полномочиями в пределах своей компетенции, закрепленной Конституцией);

- правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий (когда государство осуществляет санкционирование норм этих организаций. В этом случае нормам, изданным негосударственными организациями, или обычаям государство придает общеобязательное значение, юридическую силу. Следует также иметь в виду, что компетентные органы государства в определенных случаях могут поручить негосударственным организациям принятие нормативно-правового акта. Принятым таким путем актам придается юридическое значение и они не нуждаются в последующем утверждении).

 

61) Законодательная инициатива это официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган;

Согласно Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту;

• депутатам Палаты представителей;

• Совету Республики;

• Правительству;

• гражданам, обладающим избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в палате представителей.

1. Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;

2. Обсуждение законопроекта сначала в палате, затем в Совете Республике;

3. Принятие законодательных актов: Законопроект принимается Палатой представителей простым большинством голосов от ее полного состава. (56 голосов депутатов Палаты представителей). После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики, в течение пяти дней, который должен рассмотреть законопроект в течение не более чем двадцати дней. Законопроект становится законом, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики, закон передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона;


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.