Тема 16 Правосознание и правовая культура — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 16 Правосознание и правовая культура

2017-11-27 352
Тема 16 Правосознание и правовая культура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие, виды и структура правосознания

2. Понятие правовой культуры, ее соотношение с правосознанием

 

 

7. Перечень вопросов для подготовки к тестированию

 

1. Определите место Общей теории права в системе научного познания

2. Определите место Общей теории права в системе юридических наук

3. Раскройте предмет общей теории права

4. Дайте понятие методологии общей теории права

5. Назовите три группы методов общей теории права

6. Раскройте содержание диалектико-материалистического метода

7. Раскройте содержание метафизического метода

8. Дайте понятие общенаучных методов исследования

9. Перечислите общенаучные методы исследования

10. Конкретно-социологический метод – это…

11. Метод экстраполяции – это…

12. Метод статистического анализа – это…

13. Дайте понятие частнонаучных методов исследования

14. Назовите частнонаучные методы исследования

15. Формально-юридический метод – это…

16. Сравнительно-правовой метод – это…

17. Перечислите функции общей теории права, раскройте их содержание

18. Перечислите основные теории происхождения государства и права

19. Раскройте сущность и период возникновения теологической теории происхождения государства и права

20. Раскройте сущность патриархальной теории происхождения государства и права

21. Раскройте сущность и период возникновения договорной теории происхождения государства и права

22. Раскройте сущность психологической теории происхождения государства и права

23. Раскройте сущность насильственной теории происхождения государства и права

24. Раскройте сущность материалистической (марксистской) теории происхождения государства и права

25. Назовите представителей божественной (теологической) теории происхождения государства и права

26. Назовите представителей патриархальной теории происхождения государства и права

27. Назовите представителей договорной теории (теории общественного договора) происхождения государства и права

28. Назовите представителей психологической теории происхождения государства и права

29. Назовите представителей насильственной теории (теории насилия, завоевания) происхождения государства и права

30. Назовите регуляторы общественных отношений в первобытном обществе

31. Мононорма – это…

32. Дайте понятие права, укажите признаки права

33. Определите социальную ценность права

34. Перечислите современные концепции правопонимания

35. Дайте понятие функциям права

36. Проведите классификацию функций права по внешнему и внутреннему критериям

37. Дайте понятие принципам права

38. Проведите классификацию. Принципов права по источнику их закрепления

39. Проведите классификацию принципов права по сфере распространения

40. Общеправовые принципы – это…

41. Межотраслевые принципы – это…

42. Отраслевые принципы – это…

43. Перечислите общеправовые принципы права

44. Дайте понятие системы права

45. Определите структуру системы права

46. Определите первичное звено системы права

47. Отрасль права – это… Приведите примеры

48. Институт права – это… Приведите примеры

49. Назовите отрасли права Республики Беларусь, составляющие публичное право

50. Назовите отрасли права Республики Беларусь, составляющие частное право

51. Укажите основания деления права на отрасли и институты

52. Предмет правового регулирования – это…

53. Метод правового регулирования – это…

54. Метод субординации – это… Назовите отрасли права, для которых он характерен

55. Метод координации – это… Назовите отрасли права, для которых он характерен

56. Даете понятие нормы права, укажите признаки норм права

57. Определите структуру нормы права

58. Гипотеза – это…

59. Санкция – это…

60. Диспозиция – это…

61. Классифицируйте нормы права по форме предписания. Приведите примеры

62. Классифицируйте нормы права по методам правового регулирования. Приведите примеры

63. Что означает понятие «управомочивающая норма». Приведите примеры

64. Что означает понятие «запрещающая норма». Приведите примеры

65. Что означает понятие «обязывающая норма». Приведите примеры

66. Что означает понятие «императивная норма». Приведите примеры

67. Что означает понятие «диспозитивная норма». Приведите примеры

68. Что означает понятие «материальная норма». Приведите примеры

69. Что означает понятие «процессуальная норма». Приведите примеры

70. Правоотношение – это…

71. Назовите основание возникновения, изменения или прекращения правоотношений

72. Определите структуру правоотношения

73. Субъект правоотношения – это…

74. Перечислите субъектов правоотношений

75. Объект правоотношения – это…

76. Содержание правоотношения – это…

77. Юридический факт – это…

78. Проведите классификацию правоотношений по количеству субъектов

79. Проведите классификацию правоотношений по характеру обязанностей

80. Проведите классификацию правоотношений по функциям

81. Проведите классификацию юридических фактов по волевому признаку

82. Проведите классификацию юридических фактов в зависимости от последствий

83. Как принято называть длящиеся юридические факты. Приведите примеры

84. Правовой статус личности – это…

85. Определите структуру правового статуса личности

86. Правовое положение личности – это…

87. Определите структуру правового положения личности

88. Проведите соотношение понятий «правовой статус личности» и «правовое положение личности»

89. Назовите нормативный правовой акт, которым закреплены основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь

90. Проведите классификацию основных прав и свобод человека

91. Перечислите личные права и свободы человека, закрепленные в Конституции Республики Беларусь

92. Перечислите политические права и свободы человека, закрепленные в Конституции Республики Беларусь

93. Перечислите социально-экономические и культурные права и свободы человека, закрепленные в Конституции Республики Беларусь

94. Дайте определение понятия «субъективная обязанность»

95. Дайте определение понятия «субъективное право»

96. Правосознание – это…

97. Определите структуру правосознания

98. Правовая идеология – это…

99. Правовая психология – это…

100. Правовая культура – это…

101. Определите структуру правовой культуры

102. Проведите соотношение понятий «правосознание» и «правовая культура»

103. Назовите основной источник права в странах романо-германской системы права

104. Назовите преобладающий основной источник права источником в странах англосаксонской системы права

105. Укажите государство, в котором зародилось прецедентное право

106. Государство – это…

107. Перечислите признаки государства

108. Типология государства – это…

109. Укажите подходы к типологии государства

110. Назовите типы государств при формационном подходе

111. Назовите типы государств при цивилизационном подходе

112. Дайте понятие функциям государства

113. Проведите классификацию функций государства по направленности

114. Проведите классификацию функций государства по продолжительности их действия

115. Перечислите внутренние функции государства

116. Перечислите внешние функции государства

117. Назовите количество элементов, составляющих форму государства

118. Форма государственного правления – это…

119. Назовите разновидности формы государственного правления

120. Охарактеризуйте республику как форму государственного правления

121. Укажите виды республиканской формы правления

122. Охарактеризуйте монархию как форму государственного правления

123. Укажите виды монархической формы правления

124. Абсолютная монархия – это…

125. Форма государственного устройства – это…

126. Перечислите формы государственного устройства

127. Унитарное государство – это…

128. Федерация – это…

129. Конфедерация – это…

130. Политический режим государства – это…

131. Укажите разновидности политического режима государства

132. Раскройте сущность либерального режима государства

133. Государственный аппарат – это…

134. Определите структуру государственного аппарата

135. Механизм государства – это…

136. Определите структуру механизма государства

137. Проведите соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»

138. Государственный орган – это…

139. Перечислите признаки, характеризующие орган государства

140. Проведите классификацию государственных органов по принципу разделения властей. Приведите примеры

141. Проведите классификацию государственных органов по порядку осуществления компетенции. Приведите примеры

142. Проведите классификацию государственных органов по срокам полномочий. Приведите примеры

143. Проведите классификацию государственных органов по характеру компетенции. Приведите примеры

144. Проведите классификацию государственных органов по объему властных полномочий. Приведите примеры

145. Правовое государство – это…

146. Укажите эпоху зарождения идеи правового государства

147. Кто впервые применил термин «правовое государство»?

148. Кто ввел термин «правовое государство» в научный оборот?

149. Перечислите наиболее значимых представителей концепции правового государства

150. Перечислите основные принципы правового государства

Вопросы к семестровому экзамену

1. Раскройте понятие и предмет Общей теории права, определите ее место и роль в системе юридических наук.

2. Раскройте методологию Общей теории права, охарактеризуйте методы.

3. Назовите и охарактеризуйте функции Общей теории права.

4. Раскройте причины и условия происхождения права.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные теории происхождения права.

6. Назовите и охарактеризуйте современные концепции происхождения права.

7. Дайте понятие, раскройте признаки и сущность права.

8. Проведите классификацию и охарактеризуйте функции права по внешнему и внутреннему критерию.

9. Дайте понятие и проведите классификацию принципов права. Перечислите и раскройте содержание общеправовых принципов права.

10. Дайте понятие системы права. Назовите и охарактеризуйте структурные элементы системы права.

11. Определите основания деления права на отрасли и институты. Охарактеризуйте основные отрасли права.

12. Проведите соотношение системы права и системы законодательства.

13. Дайте понятие нормы. Охарактеризуйте технические и социальные нормы. Определите место права в системе социальных норм.

14. Дайте понятие нормы права, перечислите и охарактеризуйте ее признаки. Раскройте структуру нормы права.

15. Классифицируйте нормы права, приведите примеры.

16. Дайте понятие формы (источника) права. Перечислите и охарактеризуйте основные формы (источники) права.

17. Охарактеризуйте нормативный договор, правовой обычай и юридический прецедент как источники права. Раскройте их отражение в законодательстве Республики Беларусь.

18. Охарактеризуйте формы (источники) права Республики Беларусь.

19. Дайте понятие, выявите признаки, назовите и охарактеризуйте виды нормативного правового акта.

20. Определите юридические пределы действия нормативного правового акта.

21. Раскройте действие нормативного правового акта во времени. Раскройте содержание понятия «обратная сила закона».

22. Раскройте пределы действия нормативного правового акта в пространстве.

23. Раскройте пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц.

24. Дайте понятие правотворчества. Перечислите и охарактеризуйте принципы правотворчества.

25. Назовите и охарактеризуйте основные стадии правотворческого процесса.

26. Дайте понятие систематизации нормативных правовых актов. Охарактеризуйте формы систематизации.

27. Дайте понятие юридической техники. Раскройте требования, предъявляемые к тексту законопроекта.

28. Дайте понятие и выявите признаки правоотношения. Назовите и охарактеризуйте элементы правоотношений.

29. Дайте понятие субъектов правоотношений. Проведите их классификацию.

30. Дайте понятие объектов правоотношений. Проведите их классификацию.

31. Дайте понятие, назовите и охарактеризуйте виды юридических фактов.

32. Классифицируйте правоотношения, приведите примеры.

33. Раскройте понятие, определите и охарактеризуйте формы реализации норм права.

34. Раскройте содержание применения как особой формы реализации права. Охарактеризуйте стадии и определите требования к применению права.

35. Дайте понятие и перечислите признаки актов применения. Классифицируйте акты применения на виды.

36. Раскройте причины возникновения и способы преодоления пробелов в праве.

37. Раскройте понятие и значение толкования. Назовите критерии классификации толкования. Охарактеризуйте виды толкования.

38. Проведите соотношение понятий «человек», «личность», «гражданин».

39. Определите и охарактеризуйте принципы взаимодействия государства и личности.

40. Раскройте понятие и структуру правового статуса личности.

41. Раскройте понятие и структуру правового положения личности.

42. Классифицируйте и охарактеризуйте основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.

43. Раскройте гарантии соблюдения прав и свобод человека по Конституции Республики Беларусь.

44. Дайте понятие правосознания, определите и охарактеризуйте его структура и виды.

45. Дайте понятие правовой культуры, проведите ее соотношение с правосознанием.

46. Раскройте понятие, виды и характерные черты правомерного поведения.

47. Дайте понятие, назовите и охарактеризуйте признаки правонарушения.

48. Классифицируйте правонарушения по степени общественной опасности.

49. Классифицируйте правонарушения по отраслевой принадлежности.

50. Охарактеризуйте состав правонарушения: понятие, значение, виды, элементы.

51. Дайте понятие субъекта правонарушения. Назовите и охарактеризуйте признаки и виды субъекта правонарушения.

52. Дайте понятие и раскройте признаки субъективной стороны правонарушения.

53. Дайте понятие объекта правонарушения. Назовите и охарактеризуйте признаки и виды объекта правонарушения.

54. Дайте понятие и раскройте признаки объективной стороны правонарушения.

55. Перечислите и охарактеризуйте обстоятельства, исключающие противоправность деяния.

56. Дайте понятие, определите признаки юридической ответственности.

57. Перечислите и раскройте содержание принципов юридической ответственности.

58. Определите и охарактеризуйте виды юридической ответственности.

59. Дайте понятие правовой системы. Классифицируйте правовые системы мира, дайте им характеристику.

60. Дайте понятие, раскройте признаки и сущность государства.

61. Охарактеризуйте основные исторические типы государства.

62. Дайте понятие функциям государства. Классифицируйте и охарактеризуйте функции государства.

63. Охарактеризуйте политико-правовой режим как форму государства. Назовите виды политико-правового режима, дайте им характеристику.

64. Дайте понятие формы правления. Назовите и охарактеризуйте основные формы правления.

65. Дайте понятие формы государственного устройства. Назовите и охарактеризуйте основные формы государственного устройства.

66. Охарактеризуйте механизм государства: понятие, структура, принципы деятельности.

67. Дайте понятие и определите признаки органа государства. Проведите классификацию органов государства на виды, приведите примеры.

68. Дайте понятие и раскройте структуру политической системы общества.

69. Охарактеризуйте правовое государство в историко-правовой мысли.

70. Раскройте признаки правового государства, формирование правового государства в Республике Беларусь.

9. Задания, рекомендуемые для углубленного изучения дисциплины

Вопросы:

1. Раскройте понятие и предмет Общей теории права, определите ее место и роль в системе юридических наук.

2. Раскройте методологию Общей теории права, охарактеризуйте методы.

3. Назовите и охарактеризуйте функции Общей теории права.

4. Раскройте причины и условия происхождения права.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные теории происхождения права.

6. Раскройте содержание и назовите представителей теологической (божественной) теории происхождения права

7. Раскройте содержание и назовите представителей патриархальной теории происхождения права.

8. Раскройте содержание и назовите представителей договорной теории происхождения права.

9. Раскройте содержание и назовите представителей насильственной теории (теории завоевания) происхождения права.

10. Раскройте содержание и назовите представителей психологической теории происхождения права.

11. Раскройте содержание и назовите представителей материалистической теории происхождения права.

12. Назовите и охарактеризуйте современные концепции правопонимания.

13. Дайте понятие, раскройте признаки и сущность права.

14. Проведите классификацию и охарактеризуйте функции права по внешнему и внутреннему критерию.

15. Дайте понятие и проведите классификацию принципов права. Перечислите и раскройте содержание общеправовых принципов права.

16. Дайте понятие системы права. Назовите и охарактеризуйте структурные элементы системы права.

17. Определите основания деления права на отрасли и институты. Охарактеризуйте основные отрасли права.

18. Проведите соотношение системы права и системы законодательства.

19. Дайте понятие нормы. Охарактеризуйте технические и социальные нормы.

20. Определите и охарактеризуйте виды социальных норм, проведите их соотношение.

21. Определите место права в системе социальных норм.

22. Дайте понятие нормы права, перечислите и охарактеризуйте ее признаки. Раскройте структуру нормы права.

23. Охарактеризуйте двух-, трёх-, четырёх- элементарную структуру правовой нормы. Приведите примеры из нормативных правовых актов Республики Беларусь.

24. Раскройте способы соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта. Приведите примеры.

25. Классифицируйте нормы права, приведите примеры.

26. Дайте понятие формы (источника) права. Перечислите и охарактеризуйте основные формы (источники) права.

27. Охарактеризуйте нормативный договор как источник права Республики Беларусь, его отражение в законодательстве.

28. Охарактеризуйте правовой обычай как источник права, его отражение в законодательстве Республики Беларусь.

29. Охарактеризуйте юридический прецедент как источник права.

30. Дайте понятие, выявите признаки, назовите и охарактеризуйте виды нормативного правового акта.

31. Раскройте иерархию нормативных правовых актов Республики Беларусь.

32. Проведите соотношение нормативного правового акта и нормы права.

33. Определите юридические пределы действия нормативного правового акта.

34. Охарактеризуйте действие нормативного правового акта во времени. Раскройте содержание понятия «обратная сила закона».

35. Охарактеризуйте действие нормативного правового акта в пространстве.

36. Дайте понятие правотворчества. Перечислите и охарактеризуйте принципы правотворчества.

37. Назовите и охарактеризуйте основные стадии правотворческого процесса.

38. Охарактеризуйте законодательный процесс в Республике Беларусь (на основании Конституции Республики Беларусь).

39. Дайте понятие систематизации нормативных правовых актов. Охарактеризуйте формы систематизации.

40. Дайте понятие юридической техники. Раскройте требования, предъявляемые к тексту законопроекта.

41. Дайте понятие и выявите признаки правоотношения. Назовите и охарактеризуйте элементы правоотношений.

42. Дайте понятие субъектов правоотношений. Проведите их классификацию.

43. Дайте понятие объектов правоотношений. Проведите их классификацию.

44. Дайте понятие, назовите и охарактеризуйте виды юридических фактов.

45. Классифицируйте правоотношения, приведите примеры.

46. Раскройте понятие, определите и охарактеризуйте формы реализации норм права.

47. Раскройте содержание применения как особой формы реализации права.

48. Охарактеризуйте стадии и определите требования к применению права.

49. Дайте понятие и перечислите признаки актов применения. Классифицируйте акты применения на виды.

50. Раскройте причины возникновения и способы преодоления пробелов в праве.

51. Раскройте понятие и значение толкования. Назовите критерии классификации толкования.

52. Охарактеризуйте виды толкования.

53. Раскройте историю возникновения и развития прав человека.

54. Проведите соотношение понятий «человек», «личность», «гражданин».

55. Определите и охарактеризуйте принципы взаимодействия государства и личности в современном обществе.

56. Раскройте понятие и структуру правового статуса личности.

57. Раскройте понятие и структуру правового положения личности. Проведите соотношение правового положения и правового статуса.

58. Классифицируйте и охарактеризуйте основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь.

59. Раскройте гарантии соблюдения прав и свобод человека по Конституции Республики Беларусь.

60. Дайте понятие правосознания, определите и охарактеризуйте его структура и виды.

61. Дайте понятие правовой культуры, проведите ее соотношение с правосознанием.

62. Раскройте понятие, виды и характерные черты правомерного поведения.

63. Дайте понятие, назовите и охарактеризуйте признаки правонарушения.

64. Классифицируйте и охарактеризуйте правонарушения по степени общественной опасности.

65. Классифицируйте и охарактеризуйте правонарушения по отраслевой принадлежности.

66. Охарактеризуйте состав правонарушения: понятие, значение, виды, элементы.

67. Дайте понятие субъекта правонарушения. Назовите и охарактеризуйте признаки и виды субъекта правонарушения.

68. Дайте понятие и раскройте признаки субъективной стороны правонарушения.

69. Дайте понятие объекта правонарушения. Назовите и охарактеризуйте признаки и виды объекта правонарушения.

70. Дайте понятие и раскройте признаки объективной стороны правонарушения.

71. Проведите классификацию составов преступления по различным основаниям. Охарактеризуйте виды составов преступления.

72. Перечислите и охарактеризуйте обстоятельства, исключающие противоправность деяния.

73. Дайте понятие и раскройте признаки юридической ответственности.

74. Перечислите и раскройте содержание принципов юридической ответственности.

75. Определите и охарактеризуйте виды юридической ответственности.

76. Дайте понятие и проведите соответствие законности и правопорядка.

77. Дайте понятие и проведите соответствие общественного порядка и правопорядка.

78. Раскройте понятие и предмет правового регулирования общественных отношений.

79. Охарактеризуйте механизм правового регулирования.

80. Раскройте содержание понятий «правовая система» и «правовая семья».

81. Классифицируйте правовые системы мира, дайте им характеристику.

82. Охарактеризуйте романо-германскую правовую семью. Укажите ее отличительные черты.

83. Охарактеризуйте англо-саксонскую правовую семью. Укажите ее отличительные черты.

84. Охарактеризуйте семью традиционно-религиозного права. Укажите ее отличительные черты.

85. Раскройте причины и условия возникновения государства.

86. Дайте понятие, раскройте признаки и сущность государства.

87. Охарактеризуйте основные исторические типы государства.

88. Дайте понятие функциям государства. Классифицируйте и охарактеризуйте функции государства.

89. Дайте понятие формы государства. Назовите и охарактеризуйте ее элементы.

90. Дайте понятие формы правления. Назовите и охарактеризуйте основные формы правления.

91. Дайте понятие формы государственного устройства. Назовите и охарактеризуйте основные формы государственного устройства.

92. Охарактеризуйте политико-правовой режим как форму государства. Назовите виды политико-правового режима, дайте им характеристику.

93. Охарактеризуйте механизм государства: понятие, структура, принципы деятельности.

94. Назовите и охарактеризуйте принципы организации и деятельности государственного аппарата.

95. Дайте понятие и определите признаки органа государства. Проведите классификацию органов государства на виды, приведите примеры.

96. Дайте понятие и раскройте структуру политической системы общества.

97. Определите место и роль государства в политической системе общества.

98. Раскройте содержание теории разделения властей.

99. Охарактеризуйте правовое государство в историко-правовой мысли.

100. Раскройте признаки правового государства, формирование правового государства в Республике Беларусь.

Практические задания:

1. Назовите действующие законы Республики Беларусь различные:

а) по юридической силе:

1)._____________

2)._____________

б) по кругу лиц:

1)._____________

2)._____________

в) по отраслевой принадлежности:

а)._____________

б)._____________

2. Выявите структуру (гипотеза, диспозиция, санкция) следующих норм права:

а) ст. 53 Конституция Республики Беларусь: Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц;

б) ч. 4 ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь: Кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

3. Выявите структуру (гипотеза, диспозиция, санкция) следующих норм права:

а) ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь: Если председательствующий во время или после судебных прений признает необходимым выявить новые факты или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении разбирательства дела по существу;

б) ст. 342 Гражданского кодекса Республики Беларусь: Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.

4. Охарактеризуйте норму права на предмет субъекта, объекта, юридического факта:

ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье: При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии или каждый из них сохраняет свою добрачную фамилию.

5. Охарактеризуйте ному права на предмет субъекта, объекта, юридического факта:

ст. 505 Гражданского кодекса Республики Беларусь: По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

6. Как разрешаются следующие предлагаемые коллизии:

а) между обычным и конституционным законом;

б) между Указом и декретом Президента Республики Беларусь;

7. Запишите название нормативного правового акта (полностью), которым можно внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь; Кодекс Республике Беларусь об административных правонарушениях.

8. Выявите реальную структуру правовой нормы и доведите ее до логической структуры (если – то – иначе).

ст. 224 Трудового кодекса Республики Беларусь: Работник подлежит обязательному социальному страхованию нанимателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.

9. Охарактеризуйте Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь с точки зрения пределов его действия (действие во времени, действие в пространстве, действие по кругу лиц).

10. Проведите классификацию органов государства и наполните ее конкретикой (на примере государственных органов Республики Беларусь) в соответствии со следующими принципами:

1. разделение властей;

2. характер компетенции;

3. объема полномочий.

11. Проведите классификацию органов государства и наполните ее конкретикой (на примере государственных органов Республики Беларусь) в соответствии со следующими принципами:

1. характер формирования;

2. территориальные пределы деятельности.

12. Как оценить поведение кредитора с точки зрения права и с точки зрения морали: «Должник – старый друг кредитора – просит об отсрочке уплаты долга, мотивируя это тем, что уплатив сегодня долг, он разорится. Кредитор взыскивает долг, а разорившийся должник кончает жизнь самоубийством»?

13. Подберите в нормативных правовых актах и выпишите по одному примеру:

обязывающих норм;

управомочивающих норм;

запрещающих норм.

14. Подберите в нормативных правовых актах и выпишите по одному примеру:

материальных норм;

процессуальных норм.

15. Подберите в нормативно-правовых актах и выпишите по одному примеру:

норм императивного характера;

норм диспозитивного характера.

16. Назовите страны англосаксонской системы права. Какой из известных источников права является для них основным.

17. Проведите соответствие:

1. нормативный правовой акт; а) международный договор;

б) Указ Президента;

2. нормативный договор; в) Сунна;

г) Постановления Пленума Верховного Суда;

3. правовой обычай; д) Закон;

е) разумная цена;

4. доктрина права; ж) Иджма;

з) Постановления Совета Министров;

5. юридический прецедент; и) судебное решение;

к) Правила внутреннего трудового распорядка;

6. священное писание; л) решение Апелляционного суда;

м) Коран;

н) обычай порта;

о) коллективный договор;

п) Кияс.

18. Выберите нормативные правовые акты ограниченного действия. Что это означает?

1. Конституция;

2. Закон «О правах ребенка»;

3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей;

4 Гражданский кодекс;

5. Закон «О прокуратуре»;

6. Кодекс о браке и семье.

19. Как разрешаются следующие предполагаемые коллизии между:

1. обычным и конституционным законом;

2. законом и указом Президента;

3. указом Президента и постановлением Совета Министров;

20. Расположите нормативные правовые акты по юридической силе (по иерархии):

1. законы;

2. акты высших судебных органов;

3. декреты Президента;

4. Конституция;

5. акты органов местного управления и самоуправления;

6. указы Президента;

7. постановления Совета Министров;

8. локальные акты;

9. программные законы;

10. ведомственные акты.

21. Пределы действия нормативного правового акта во времени определяются (выберите правильный ответ):

1. моментом вступления в силу и утраты силы;

2. территорией;

3. кругом лиц? Что это означает?

22. Разрешите коллизию между законом и указом Президента Республике Беларусь. Ответ обоснуйте.

23. Выберите из нижеприведенных выражений те, которые говорят о правовом обычае:

1. «Встать – суд идет!»;

2. «…разумные сроки и разумная цена…»;

3. «…обычно предъявляемые требования…»;

4. «Именем Республики Беларусь…». Ответ обоснуйте.

24. а) Актами законодательной власти являются:

1. Конституция;

2. распоряжения Президента;

3. Трудовой кодекс;

4. приказ Министра торговли;

5. решение суда;

6. Закон «О государственной пошлине».

б) Актами исполнительной власти являются:

1. Конституция;

2. распоряжения Президента;

3. Трудовой кодекс;

4. постановления Совета Министров;

5. приказ Министра торговли;

6. решение суда;

7. Закон «О государственной пошлине».

8. Постановления Государственного таможенного комитета.

25. а) Понятие обратной силы означает:

1. определение временных пределов действия нормативного правового акта;

2. распространение действия на отношения, возникающие до его вступления в силу;

3. бессрочное действие нормативного правового акта.

б) По общему правилу закон обратной силы:

1. имеет;

2. не имеет.

26. Охарактеризуйте Конституцию Республики Беларусь с точки зрения пределов ее действия: предмет действия, действие во времени, действие в пространстве, действие по кругу лиц.

27. Охарактеризуйте решение Витебского областного исполнительного комитета «О программе социально-экономического развития Витебской области на 2006-2008г.» с точки зрения пределов ее действия: предмет действия, действие во времени, действие в пространстве, действие по кругу лиц.

28. Разрешите коллизию между указом Президента Республики Беларусь и постановлением Правительства. Ответ обоснуйте.

29. Охарактеризуйте Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» с точки зрения пределов ее действия: предмет действия, действие во времени, действие в пространстве, действие по кругу лиц.

30. Разрешите коллизию между постановлением Совета Министров Республики Беларусь и приказом Министра внутренних дел. Ответ обоснуйте.

31. а) О каком источнике (форме) права идет речь: «имеет ограниченное применение, регулирует только некоторые сферы общественных отношений, применяется в торговом праве, в отдельных институтах гражданского права, в международном праве…»:

1. доктрина права; 4. священное писание;

2. нормативный договор; 5. правовой обычай;

3. нормативный правовой акт; 6.юридический прецедент.

б) Преобладающим источником в странах англосаксонской системы права, в том числе США, Канада, Австралия, является:

1. доктрина права;

2. нормативный договор;

3. нормативный правовой акт;

4. священное писание;

5. правовой обычай;

6. юридический прецедент.

32. Выберите правильный ответ:

а)Наиболее совершенным источником права, создающим основу для четкости и точности правового регулирования, укрепления законности, доступности правовых предписаний:

1. нормативный правовой акт;

2. нормативный договор;

3. правовой обычай;

4. доктрина права.

б) Двустороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, содержащее правовые нормы – это:

1. нормативный правовой акт;

2. нормативный договор;

3. правовой обычай;

4. доктрина права.

33. Назовите действующие законы Республики Беларусь различные по отраслевой принадлежности:

1._______________;

2._______________.

34. Назовите действующие законы Республики Беларусь различные по юридической силе:

1._______________;

2._______________.

35. Назовите действующие законы Республики Беларусь различные по кругу лиц:

1._______________;

2._______________.

36. Назовите действующие законы Республики Беларусь различные по территориальной сфере действия:

1._______________;

2._______________.

37. Охарактеризуйте Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2015 г.» с точки зрения пределов ее действия: предмет действия, действие во времени, действие в пространстве, действие по кругу лиц.

38. Охарактеризуйте Конституцию Республики Беларусь с точки зрения пределов ее действия: предмет действия, действие во времени, действие в пространстве, действие по кругу лиц.

39. Охарактеризуйте Гражданский кодекс Республики Беларусь с точки зрения пределов его де


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.374 с.