Истина как онтологическая и гносеологическая категория. Критерии истины. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Истина как онтологическая и гносеологическая категория. Критерии истины.

2017-11-27 2925
Истина как онтологическая и гносеологическая категория. Критерии истины. 4.40 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Исторически сложились два основных способа рассмотрения понятия «истина»: онтологическое и гносеологическое.

Онтологический аспект. Истина рассматривается здесь как свойство самого бытия и даже само бытие; истина, которая бытийствует.

Так, например, мир платоновских идей или Царство Божие истинны; они сопрягаются с непосредственной духовной очевидностью и религиозным откровением. Однако ее можно не только созерцать умным взором мудреца, на чем настаивала античная традиция; но в ней и с ней, с позиции христианского вероучения, можно непосредственно духовно жить, руководствуясь ведением сердца. Недаром Христос говорил ученикам: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь».

Онтологическое понимание истины может быть проведено еще более радикально, как у В.С. Соловьева. Для него «истина» - это всеединое сущее.

Однако онтологическое истолкование истины возможно не только в религиозно-философских построениях. Оно свойственно и реалистическим доктринам и даже обыденному сознанию. Например, когда мы говорим «настоящий ученый», «истинный гражданин своей страны», «подлинный поэт», то везде подразумеваем, что нечто бытийствует в полном соответствии со своим эталоном и идеалом. Т.е. предмет соответствует своему понятию, а потому он и истинен.

Гносеологический аспект. В гносеологическом плане под истиной понимается не свойство самого бытия, а как содержательная характеристика человеческих знаний, особенно философского и научного характера.

В классической (или корреспондентской) теории под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. Однако когда в философии происходит кризис классической теории (ХХ в.), многие философы, в особенности Хайдеггер задаются вопросом: «каким образом материальная вещь может соответствовать нематериальной?». Тогда появляются ситуативные теории истины, применимые только к некоторым ситуациям.

Например, когерентная теория, согласно которой истина – это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство его согласованности. Прагматистская концепция, где истина предстает как полезность, что-то работающее. А также новейшие дефляционные теории, понижающие значение истины; слова «истинность», «истинный» избыточны для познания, их нужно изъять из философии. «Снег бел» - истинное суждение. И что? Это ничего не добавляет к суждению; снег как был белым, так им и останется.

Критерии истины.

Под критериями истины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное.

  • Практика как критерий истины.
  • Эмпирические критерии истины: например проведение эксперимента.
  • Логические критерии: важнейшим из которых является логическая непротиворечивость (т.е. запрет на одновременное наличие суждений А и не-А внутри научной гипотеза или теории)
  • Красота как критерий истинности: наименее прозрачный и рациональный критерий, но часто оказывающийся решающим в ситуации выбора, что было глубоко понято еще в античности.

Концепции истины.

  1. Классическая (или корреспондентская) концепция. Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. Данная концепция всегда была и до сих пор остается наиболее влиятельной не только среди философов, но и среди ученых.
  2. Априористская концепция. Достаточно древняя концепция, которая может трактоваться как некое имманентно присущее душе доопытное знание, которое лишь раскрывается в ходе индивидуальных и общечеловеческих познавательных усилий. Таково античное понимание знания как припоминания того, что некогда видела и слышала бессмертная душа; христианское учение о потенциальном богоподобии человека, декартовская доктрина врожденных идей.
  3. Когерентная концепция. Она существует в нескольких различных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. При всей частичной обоснованности такого подхода все-таки следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-то теории еще отнюдь не свидетельствует о ее истинности; и наоборот, наличие диалектических и антиномических (одинаково хорошо доказуемые суждения) суждений не дает оснований заключать о ее ложности.
  4. Прагматистская концепция. Её суть сводится к том, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата. Другими словами, истина здесь отождествляется с пользой и результативностью.
  5. Конвенционалистская концепция. Здесь утверждается, что истина есть всегда продукт гласного или же негласного соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и научных сообществах существуют разные «правила игры». Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание; в другом будет расценено как знание ложное. Так и бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и философии.
  6. Экзистенциалистичекие концепции. Они достаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного толкования истины.

Во-первых, может быть выдвинут тезис, что истиной следует считать то знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. Данное понимание направлено против догматизма и тоталитаризма как в жизни, так и сфере духа.

Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен и в несколько ином ключе. Обыкновенно, в спокойной и бесконфликтной жизненной обстановке, человек не задумывается о вечных истинах бытия и о смысле своего жизненного предназначения. Лишь в ситуациях пограничных перед ним внезапно открываются какие-то важнейшие экзистенциальные истины, порой заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы. Этот аспект был особенно рельефно прописан в работах С. Кьеркегора, а позднее – в трудах мыслителей экзистенциального направления (у К. Ясперса, раннего М. Хайдеггера).

Наконец, третий ракурс экзистенциального видения истины смыкается с онтологическим ее аспектом. Наиболее систематически он был продуман на Западе М. Хайдеггером в его поздних работах, а у нас – Булгаковым и Флоренским. Так согласно Хайдеггеру, истинность означает несокрытость бытия, т.е. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и снами, но котрое надо просто научиться видеть и слышать.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.