Понятие и виды социальных норм — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие и виды социальных норм

2017-11-27 155
Понятие и виды социальных норм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие ОТП

Общая теория государства и права – это общественная наука. Теория государства и права является общественной наукой потому, что рассматривает государство и право как общественные явления, как компоненты структуры общества, рассматривает взаимодействие государства и права с иными социальными явлениями, роль и место государства и права в обществе. Общая теория государства и права – это гуманистическая наука. Теория государства и права является гуманистической наукой потому, что, в конечном счете, это наука о человеке, о его месте в обществе, о свободе и ответственности человека, о том, как наилучшим образом выстраивать отношения между людьми, о том, как регулировать поведение людей.

Общая теория государства и права – это практическая наука. Теория государства и права является практической наукой потому, что её положения могут использоваться и используются в практической деятельности людей, для совершенствования юридической практики, для развития, реформирования государства и права.

Теория государства и права – это такая учебная дисциплина, с которой начинается всякое юридическое образование, поскольку теория дает основные юридические категории, понятия, без знания которых нельзя усвоить отраслевые юридические науки. Теория дает возможность понять, что такое государство и право, какие факторы их определяют, как работают государство и право.

Эта дисциплина (раздел в настоящем учебно-методическом пособии) обращает внимание на процессы возникновения и развития права, на эволюцию соответствующих правовых институтов и их конечную судьбу. Здесь уясняется связь права с экономикой, политикой, государством, связь с иными социальными регуляторами – моральными нормами, традициями, обычаями, деловыми обыкновениями, нормами общественных организаций.Общая теория права призвана дать представление о социальной сущности и содержании права, его функциональной роли в государственно-организованном обществе. Теория права формирует такие ключевые понятия, как правоотношение, правосознание, правонарушение.Общая теория государства и права - это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в обществе. Признаки науки теории государства и права: - это общественная наука, предмет которой право и государство; - это политико - юридическая наука, изучающая общественные явления, относящиеся к области политики, властной деятельности государства; - общественная наука, изучающая явления государства и права в целом; - наука философского характера; - творческая наука.

Предмет ОТП

Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.Особое место в системе юриспруденции занимает общая теория права, которое определяется своеобразием предмета исследования и методологической значимостью для других юридических наук. Если отраслевые юридические науки изучают отдельные стороны и области юриспруденции, то теория права изучает юриспруденцию в ее обобщенном виде, т. е. с точки зрения функционирования и развития права, правовых институтов (правосознания, правоотношений, правовых норм и т. д.). Общая теория права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук, стремится раскрыть наиболее общие черты каждого из этих явлений, выработать понятийный аппарат науки.Теория права изучает общие закономерности, присущие праву как особому социальному явлению: понятие права, его качественные признаки, его сущность и социальную природу, основные элементы и институты права, закономерности функционирования права на определенном историческом этапе, но не весь процесс (исторический) развития права.Теория права изучает нормы права, не только правоотношения, правомерное и неправомерное поведение, не только правосознание и правовую культуру, но и природу объективного и субъективного права, систему естественных прав и свобод личности. теория права изучает закономерности познания права (гносеологический аспект). теория права строит весь процесс познания права в зависимости от того, какой тип понимания права положен (лежит) в основу правопонимания (теории права), то или иное построение курса.

3. ОТП в системе юр. Наук. Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества. Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой. Юридические науки делятся на: - Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси). - Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.) - Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника) - Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право. ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми.

4. Методология ОТП. Приемы и способы изучения реальной действительности, получения о ней объективных знаний безотносительно к конкретной отрасли науки рассматриваются как методы научного познания. Т.О., предмет науки — это то, что она изучает, а метод науки — то, как, какими средствами она это делает. Совокупность методов исследования составляет методологию конкретной науки. Методология общей теории государства и права представляет собой системную совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений. Всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера можно условно разделить на три основных вида: 1) всеобщий, т.е. философский, мировоззренческий метод, используемый во всех науках и на всех стадиях научного познания; 2) общие, применяемые разными науками с учетом специфики предмета каждой и включающие следующие методы: конкретно-социологический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, структурно-функциональный, системный и др.; 3) частные методы, вырабатываемые и применяемые только одной отдельной наукой, в данном случае юриспруденцией (в том числе общей теорией государства и права), и включающие следующие специально-правовые (формально-юридические) методы исследования: сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм и др.

 

Право и закон


Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под "законом" следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. "Нормы действующего законодательства ("позитивного права"), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: "Все современные системы права одеты в мундир законодательства".
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: "какое-то" содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.

 

 

Сущность права

— это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости

Законодательный процесс

Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры принятия законов. Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса. Новая редакция Конституции 1994 г., принятая в 1996 г. в связи с введением двухпалатной структуры Парламента значительно усложнила механизм принятия законов РБ. В настоящее время законодательный процесс в РБ включает в себя ряд последовательных стадий, которые могут быть подразделены на обязательные и возможные. К обязательным стадиям относятся: реализация права законодательной инициативы (т.е. внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей); предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями; рассмотрение законопроекта Палатой представителей в первом и втором чтениях; принятие Палатой представителей решения по законопроекту; рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики; подписание закона Президентом и его обнародование. Возможными стадиями законодательного процесса выступают: преодоление разногласий между ПП и СР в случае отклонения последним законопроекта; преодоление Парламентом президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.

Право и мораль


Термины "мораль" и "нравственность" употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское "mores" означает не что иное, как "нравы".
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Общие черты:
а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия:
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - "добро" и "зло", без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.
5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.
6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует "золотое правило" морали: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе".
Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: "впереди" могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Структура нормы права.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление. Структура правовой нормы показывает из каких элементов /частей/ состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три: - ГИПОТЕЗА /предложение/ - это элемент правовой нормы, в которой указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. - ДИСПОЗИЦИЯ /распоряжение/ - это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. - САНКЦИЯ /взыскание/ - это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы прав.ВИДЫ САНКЦИЙ: - абсолютно-определенная - относительно-определенная - альтернативная ВИДЫ ДИСПОЗИЦИИ: - альтернативная - прямая - бланкетная ВИДЫ ГИПОТЕЗ: - простая - сложная - альтернативная

 

14.. Понятие и виды правовых отношений.Правовые отношения – юридическая форма общественных отношений, представляющая собой, возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связей конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством. 1) По предмету правового регулирования: а) Государственно-правовые б) административно-правовые г) гражданско-правовые и др. 2) По функциональному назначению а) регулятивные б) охранительные 3) По отношению к материальным и процессуальным отраслям права: а) материально-правовые б) процессуально- правовые. 4) по методу правового регулирования: а) основанные на правовом равенстве (автономии) сторон. б) основанные на правовом подчинении (иерархии) сторон. 5) по количеству субъектов: а) простые (двусторонние) б) сложные (три и более сторон). 6) по характеру субъективных обязанностей: а) активные б) пассивные 7) по продолжительности: а) длящиеся б) одномоментные 8) по видам общественных отношений: а) экономические б) политические в) социально-культурные и др. Структура правоотношений (состоит из элементов): - субъектов(участников) право-ний - субъек юри-кие права и обязанности сторон прав-ния (его юр форма) - объекты прав-ний - фактическое (реальное) поведение субъектов при-ния.   15.Объекты правоотношений Объекты правоотношений — материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты в ступают в правоотношения, осуществляют свои субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Различают такие виды объектов правоотношений: 1) предметы материального мира: вещи, ценности, имущество и т.п. Вещи — предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности. К ним относятся средства производства, предметы потребления. Ценности — деньги, акции, векселя, облигации, ценные документы (диплом, аттестат). Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование — это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира; 2) услуги производственного и непроизводственного характера — выполнение работы, обусловленной договором или контрактом, напр., договор перевозки, подряд на капитальное строительство, исполнение песни на праздничном концерте и др.; 3) продукты духовного и интеллектуального творчества — произведения искусства, литературы, живописи, кино, информация. Правоотношение, юридический факт компьютерные программы и иные результаты интеллектуальной деятельности, которые защищаются законом (напр.. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»). По поводу них возникают правоотношения у субъектов права — граждан, посещающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера, а также покупающих книги, компьютерные программы и т.п. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный, интеллектуальный; 4) личные неимущественные блага — жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на образование и другие права и свободы. Например, между учеником и руководством школы возникает правоотношение. Его объектом является не аттестат, а образование. Межцу гражданином, который приобрел путевку в санаторий, и администрацией санатория возникает правоотношение, его объект — здоровье гражданина; в доме отдыха объектом правоотношения является отдых владельца путевки и т.п. Объект правоотношения — это то, ради чего оно возникает. Если объект права — общественные отношения, которые могут быть предметом регулирования и требуют такого регулирования, то объект правоотношения — уже конкретнее — частичка общественных отношений, элемент (единица общего), по поводу которого взаимодействуют субъекты, то, на что направлены субъективные юридические права и обязанности лиц. Человек не может быть объектом правоотношения.

Принципы права

Принципы права-основне,исходные начала,положения,идеи,выражающие сущность права как специфического соц. регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и соц. назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформульрованы в законе,либо выводятся из его смысла.П.П выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы,институты или отрасли,но и вся его система.В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые,межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые:1. Справедливость-означает соответствие между ролью лица в обществе и его соц-прав положением;между преступлением и наказанием и т.д.Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками авоотношений,между гражданином и государством.2. Юр. Равенство граждан перед законом- означает равный правовой статус всех субъектов,обычно воплощается в конституциях,на пример,*все равны перед законом и судом;госуд гарантирует равенство прав и свобод граждан вне зависимости от пола,расы и т.д*.3. Гуманизм- означает,что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина,запрещается различные деяния, посягающие на чел. Достоинство.4. Демократизм-означает,что а правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, спомощью которых граждане могут участвовать в управлении гс и обществ делами, в формировании и осущ правовой политики страны,в защите своих прав и свобод и т.д. 5. Единство прав и обязанностей- выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений-субъектов права, и означает,что нет и не может быть прав без обязанностей и наоборот.То или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юр обязанность.6. Законность-означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно.7.Сочетание убеждения и принуждения.Убеждение-значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле,без силового давления,расширяя свободу выбора.Принуждение-значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления,вопреки воле управляемых,ограничивая свободу их выбора.Названные принципы являются общеправовыми,т.к действуют во всех сферах/отраслях права.Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности,принцип состязательности и гласности судопроизводства и прочее.Принципы,действующие в рамках только одной отрасли права – отраслевые. К ним относятся:в трудовом праве- принцип свободы труда и т.д.

17. Система права -Отрасли и институты права. общая характеристика основных отраслей права РБ. Отрасль – это совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфических методов обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием. Отрасль формируется из правовых норм через правовые институты. Институт права – это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений. Комплексные правовые институты – объединяют в своем составе нормы, относящиеся к различным отраслям права, но регулирующие взаимосвязанные однородные отношения (институт собственности, избирательного права). Подотрасль права – крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида. Например подотрасль обязательственного права включает в себя такие правовые институты, как купля-продажа, мена, дарение военно-уголовное право и др. Общая характеристика основных отраслей права РБ. Конституционное право – нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан РБ, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных прокурорских, контролирующих органов, порядок их образования, компетенцию, систему местного управления и самоуправления, финансово-кредитную систему. Гражданское – имущественное и связанные с ними некоторые неимущественные отношения. Устанавливается правовое положение лиц и имущества, владельцев собственности, личные неимущственные права. Административное право – регулирует отношения в сферах государственного управления (исполнительно-распорядительную деятельность государства). Деятельность органов исполнительной власти, их отношения. Определяет участников, правовое положение, принципы, ответственность за совершение проступков и т.д. Финансовое право – регулирует отношения финансовой деятельности в РБ. Деятельность финансовых органов по поводу сбора и распределения финансовых средств. Земельное, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, хозяйственное, гражданско-процессуальное и др. Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь, личности. Те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права господствуют личные законные интересы граждан и их объединений. Все отношения в этой сфере строятся на основе равенства и свободного волеизъявления его участников. В современной юридической литературе к системе частного права относятся те отрасли, которые обеспечивают, прежде всего, интересы частных лиц – гражданское право, семейное, трудовое, коммерческое. Публичное право включает в себя нормы, регулирующие отношения государства, его органов, с гражданами и иными организациями. В процессе публичным правоотношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права соблюдения текущего законодательства. Отрасли публичного права обеспечивают охрану государственного и политического строя, существующую систему общественных отношений. К сфере публичного права относят конституционное право, административное, уголовное, финансовое, земельное, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право. Материальное право – те отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения. В нормах этих отраслей закрепляются права и обязанности субъектов правоотношений в различных сферах общественной жизни, правовое положение органов и организаций, их структура, форма собственности, определяет деяния, которые признаются правонарушениями, и меры ответственности за их совершение. Это конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное и т.д. Процессуальное право. К нему относятся те отрасли права, в которых устанавливаются порядок разрешения различных юридических дел. Это уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право. В нормах этих отраслей права регламентируется процедура реализации норм материального права. Процессуальные нормы, в отличие от материальных, не содержат указаний на то, как следует разрешить тот или иной вопрос по существу, а определяет лишь порядок его разрешения.

Юридические факты

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей. Виды юридических фактов по порождаемым или правовым последствиям: 1. Правообразующие - влекут за собой возникновение правоотношений (гражданско-правовые сделки, трудовые соглашения, регистрация брака, причинение вреда и т.д.). 2. Правоизменяющие - вызывают изменения в субъективных правах и обязанностях участников правоотношений (приказ о повышении работника в должности, об изменении его должностных обязанностях). 3. Правопрекращающие - влекут за собой прекращение правоотношения (выполнение договорных обязательств, расторжение договора). Виды юридических фактов по волевому признаку: 1. Событие - это юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права (наводнение, естественная смерть человека). - Абсолютные - не зависят от воли людей, не связаны с их действиями (ураган). - Относительные - связанные с жизнедеятельностью человека (рождение ребенка). 2. Действия - акты волевого поведения людей. Выражение сознательной деятельности. Проявление их свободной воли. - Правомерные - совершаются в соответствии с правовыми предписаниями. Юридические акты - деяния, направленные на достижение определенного правового результата (гражданско-правовые сделки). Юридические поступки - действия, которые прямо не направлены на достижение определенных правовых последствий. - Неправомерные - поступки, противоречащие правовым предписаниям. Правовые проступки (административные, дисциплинарные). Преступления (уголовные). Фактическое состояние - длящиеся юридические факты (семейное положение, болезнь, занятие определенной должности). Фактические составы - несколько взаимосвязанных между собой юридических фактов, в своей совокупности вызывающих возникновение, изменение и прекращение субъективных прав и обязанностей.

Правовой статус личности.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, признанная Конституцией и законодательством, совокупность прав и обязанностей субъектов а также полномочий гос. органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции.Правосубъектность включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.Правоспособность – способность субъекта иметь права и не


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.