Глобальные и конкретные критерии типологии права. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глобальные и конкретные критерии типологии права.

2017-11-27 344
Глобальные и конкретные критерии типологии права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основополагающим объектом юридической типологии выступает категория «правовая система», тесно связанная с такими исходными концептуальными понятиями, как «правовая карта мира», «исторический тип права», «семья правовых систем», «национальная правовая система». В самом узком смысле под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная система». При этом понятие «правовая система» — не синоним понятия «система права», так как последнее — понятие институционное, раскрывающее взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного порядка.

Следует различать глобальную типологию, основанную на социально-экономических критериях и базирующуюся на юридических критериях классификацию в рамках глобальной типологии. Понятия «типология» и «классификация» далеко не тождественны. По сравнению с классификацией для типологии характерен более высокий уровень абстракции. Она принимает во внимание лишь качественно однородную совокупность, все единицы которой имеют общую закономерность развития. По сути дела, связь типологии и классификации может быть представлена как единство общего и особенного. «Типология опирается на классификацию, в логическом плане процесса познания следует за ней, преодолевает ее недостатки, является в этом смысле ее прямым продолжением».

В глобальной типологии устанавливается принадлежность правовых систем современности к определенному историческому типу права. Используемый для ее построения критерий учитывает сущность правовых систем данной общественно-экономической формации. Общественно-экономический и политический строй, таким образом, может быть признан типологическим критерием и служит основой для построения глобальной типологии правовых систем современности — исторических типов права.

Глобальная типология правовых систем современности фиксирует то главное, без чего нет и не может быть исторического типа права. Она характеризует правовые системы как компоненты определенной общественно-экономической формации, выступающие в разнообразных формах и проявлениях.

 

НЕТУ:56-61

62. Цивилизационный подход к типологии государства и права

 

Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей.

 

Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти.

 

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

 

Замечено, что духовно-культурные факторы способны:

 

• полностью блокировать влияние того или иного способа производства;

 

• частично парализовать его действие;

 

• прервать поступательное формационное движение;

 

• усиливать социально-экономическое развитие.

 

Таким образом, согласно цивилизационному подходу экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга.

 

Сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк Арнольд Джон Тойнби в качестве типа цивилизации называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. Применяются и другие основания типологизации. Так, используется географический критерий, по которому выделяют южные, северные и средние цивилизации. По основанию отношения церкви, государства и права выделяют следующие типы: теократический, клерикальный, атеистический, светский. Признак самостоятельности позволяет разделять цивилизации на первичные и производные. Имеются и другие основания и, как следствие, тип государства и права. Рассмотрим характерные особенности отдельных типов.

 

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

 

Выделяют следующие виды цивилизации:

 

• локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);

 

• особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

 

• всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется на основе принципа глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

 

Выделяют также первичные и вторичные цивилизации, государства которых отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

 

Для государств первичных цивилизаций характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным относят, в частности, древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую цивилизации.

 

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. К таким цивилизациям относят западноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

 

Возможна классификация государств по их отношению к религии. Выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

 

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. В свою очередь, государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство. Государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни какой-либо иной помощи.

 

В светских государствах религиозные организации не выполняют по государственному поручению юридических функций. Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство, однако оно вправе регулировать наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты.

 

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство религиозных организаций перед законом.

 

Промежуточный вариант между светским и теократическим государствами – клерикальное. Особенность данного государства в том, что оно не объединено с церковью, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

 

Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

 

• признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

 

• получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

 

• наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть и даже регулировать брачно-семейные отношения;

 

• право церкви иметь свое представительство в государственных органах;

 

• осуществление церковью контроля в области воспитания, введение религиозной цензуры в печатной продукции, кино, телевидении и т. п.

 

Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в Палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда – регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Следует также отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

 

Атеистические государства вытесняют религию как мировоззрение, а церковь – как социальный институт из общественной жизни. Религиозные организации либо запрещаются, либо ставятся в такие условия, в которых они не могут нормально функционировать. Церковнослужители подвергаются гонениям, у церкви изымается ее имущество, включая храмы и культовые предметы.

 

Религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий. Священнослужители и верующие могут быть репрессированы, запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение. Свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.