Понятие науки, критерии её достоверности. Место в ней юридической науки — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие науки, критерии её достоверности. Место в ней юридической науки

2017-11-27 262
Понятие науки, критерии её достоверности. Место в ней юридической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие науки, критерии её достоверности. Место в ней юридической науки

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Наука включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

· методы научно-исследовательской работы;

· понятия и категории

· систему научной информации;

· а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Научное знание - это знание, нацеленное на поиск истины.

Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки.

Критерии достоверности любых научных результатов - аксиомы и постулаты. Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений.Из этого определения следует абсолютная достоверность аксиомы. Она сама защищает её очевидной связью с реальностью. Научная ценность аксиомы не зависит от её признания, поэтому игнорирование аксиомы, как критерия научной достоверности, эквивалентно бесплодному научному творчеству.

Постулат – неочевидное утверждение, достоверность которого доказывается экспериментально или - совокупностью теоретических результатов, следующих из экспериментов.Достоверность постулата определяется уровнем признания его научным сообществом, поэтому его ценность не абсолютна.

Гипотеза – недоказанноеутверждение, которое не является постулатом.Доказательство может быть теоретическим и экспериментальным. Оба эти доказательства не должны противоречить аксиомам и общепризнанным постулатам. Лишь после этого гипотетические утверждения получают статусы постулатов, а утверждения, обобщающие совокупность аксиом и постулатов, – статус достоверной теории.

Науки делятся на: 1. Общественные и гуманитарные(история, философия, психология, к ним относится и юридическая наука); 2. Естественные науки (физика, математика, биология, химия и др.);3. Технические (машиностроение, строительство, нанотехнологии).

 

Зависимость юридической науки от доминирующей системы мировоззрения.

С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое осударство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов. Выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и сударства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всего потому, что право и государство и в древнем, и в современном обществах затрагивают каждого из нас.

На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с эволюцией мировоззрения, многих жизненных ориентиров и человеческих ценностей.

Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Логический,, конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительный, аналитический, системный, функциональный, структурно-функциональный, конкретно-социологический, статистический и другие методы изучения права. Их особенности и взаимодействие.

 

Исторический и логический методы. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй – абстрактно-теоретическими формами.

Историко-правовой метод является основным способом познавания предмета истории государства и права, истории политических и правовых учений, то есть закономерностей становления и развития права и государства. В общей теории права используются не все компоненты исторического метода. Чаще всего теоретики права применяют методы анализа исторических источников – законов, официальных документов, судебных решений по конкретным делам и других, – позволяющие получать знания о событиях, явлениях, законодательных установлениях.

Сравнительно-правовой метод сводится к сопоставительному анализу текстов законов, иных нормативно-правовых актов, принятых правотворческими органами разных государств по одному и тому же вопросу.

Статистические методы используются применительно к фактам, полученным при помощи анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников с целью выявления общего и устойчивого

Конкретно-социологические методы – наблюдение, анкетирование, анализ письменных источников (документов), интервьюирование, применяемые для изучения социально-правовых явлений, оказывающих влияние на действие норм права, право-творческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность государственных органов.

Метод системного анализа - правовые явления рассматриваются в единстве, взаимосвязи, т. е. в качестве элементов целостных систем.

Функциональный метод – метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

 

Теория Огюста Конта

Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Право и экономика

В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества ("экономического строя"), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества обусловливает необходимость правового регулирования в целом (т.е. существование права как такового), определяет тот или иной тип права, а также конкретные черты права любой страны в данный исторический период.
Современные связи права и экономики следует оценивать, учитывая необходимость как государственно-правового регулирования экономических процессов, так и соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей.
В настоящее время вопрос об отношениях между экономикой и правом, о государственно-правовом регулировании экономики (особенно в сфере распределительных отношений) решается через идею социального государства.
Большое значение правовое регулирование экономики имеет в период перехода к рынку, поэтому оно особенно важно для Беларуси. В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:
o определение целей экономического развития;
o закрепление равноправия всех форм собственности;
o определение круга субъектов рыночных отношений;
o вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
o продуманная налоговая политика;
o формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
o установление юридических санкций за экономические правонарушения.
Таким образом, взаимосвязь права и экономики в этот период определяется необходимостью:
" создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
" обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Законодательно гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иные форм собственности.
Последствия соотношения прав и экономики могут быть:
- позитивными, когда право способствует развитию экономики, соответствует естественному ходу развития общества, объективным экономическим законам.;
- негативными, когда право тормозит развитие экономики, противоречит объективным экономическим законам..

 

Право и политика

Право имеет политическую природу, так как по своей сути является нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп.
Взаимоотношения права и политики должны быть следующими:
" право должно быть средство осуществления государственной политики в различных сферах общественной жизни,
" политическая деятельность всех субъектов политики должно быть регламентировано правом и не выходить за установленные им рамки

В литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своей реализации нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, т.е. возведении в закон
Вместе с тем право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости (т.е. пока право используется государством в соответствии с его природой). Как только государство начинает использовать власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников исчезает и в руках государства остается бессодержательная' юридическая форма ("неправовой закон"). Нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о служебной роли права по отношению к политике, тем более о верховенстве политики над правом. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

Теория естественного права. Сократ, Аристотель, Т. Гоббс, Г.Гроций, Дж. Локк, Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). Историческая школа права Г.Гуго, Савиньи, Пухта Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности, создание норм международного права — нормы договора или обычай (молчаливое согласие). Психологическая теория праваЭ. Р. БирлингИ. Л. Петражицкий, Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Социологическая школа права О. Эрлих, С. А. Муромцев. Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Позитивная теория Бергбом Г. Ф. Шершеневич,Эта теория возникла как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права — санкция (кара, наказание).Коммуникативная теория права А. В. ПоляковаПраво — это коммуникация (правоотношения — правонарушение — судопроизводство). Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.

Представители данной теории 1.Рационалистическая школа: Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Вольтер, Радищев, Десницкий, Пуфендорф, Христиан Томазий, Лейбниц, Вольф. 2.Эмпирическая школа: Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Юм.

Основные идеи теории: Основные идеи были написаны Г.Гроцием, впоследствии которые повторяли или дополняли представители данной школы. Он утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, то есть то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами.

Плюсы и минусы теории

+ Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

- Положения данной теории шли "на тот момент в разрез" с "теологической школой", т.к. не учитывали "5 доказательств бытия" Фомы Аквинского, не применимы к государствам Ближнего Востока, т.к. оно противоречит одному из столпов ислама "вера в предопределение".

Историческая школа права

Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии. Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии. Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.

Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию). Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.

Значение исторической школы права. Историческая школа поставила вопрос о возможности преемственности современного права и права предшествующих эпох. Юристы в практике эту преемственность должны учитывать. Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей. Российская кодификация как раз шла под влиянием исторической школы права. Отказ Николая I от нового кодекса и систематизация уже сложившегося законодательства. Под влиянием исторической школы у юристов появился интерес к изучению старого права. В результате стало складываться право как отдельная наука.

 

42. Юридический позитивизм: понятие, содержание и идеологи.

Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Исследователи выделяют три основные версии правового позитивизма: этатистскую, социологическую и нормативистскую. Этатистская версия правового позитивизма. Право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разнообразием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней применимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной. Жан Боден,

Макиавелли прежде всего утверждал, что государство и право никоим образом не подчинены естественному праву или морали с того момента, когда встаёт вопрос об интересах государства, правитель не должен колебаться в выборе средств, которые впоследствии будут оправданы успехом., Т. Гоббс увязывал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: в результате общественного договора, предназначенного для обеспечения порядка, люди признают право законодателя за абсолютным монархом, законы которого везде справедливы, поскольку служат общим интересам, даже если они противоречат божественной воле.

Социологическая школа права

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление социологической юриспруденции. Главных представителей этой школы - американцев Джерома Френка (1889-1957) и Карла Ллевеллина(1893-1962) -часто называют "реалистами". Работа Френка "Право и современный разум" (1930) явилась возмутителем спокойствия ученых-правоведов, поскольку призывала к существенным изменениям в теории права. Идейным вдохновителем Френка стал Оливер Вендел Холмс (1841-1935), в книге которого "Общее право" была высказана мысль о том, что "жизнь права не имеет логики: она имеет опыт". Обосновывая новый подход в правопонимании. Френк писал, что право предстает в своей реальности лишь в виде специальных решений судей, в виде реального деяния, а не говорения. Никто не может знать "реальное право", пока не последует само решение, вытекающее из конкретного дела, из конкретного случая. В свою очередь принятое решение не создает правила поведения (норму) для последующих случаев. По Френку, право - это решение, а не правило. Отрицая нормативность права,он говорил, что его невозможно вывести на основе норм законов и других нормативных актов. Правовую норму Френк называл "суррогатом" и "основным мифом", который мешает приспособлению права к реальной жизни. "Реалисты" отождествляли право только с практикой судей и администраторов. Здесь позиция Френка и его последователей относительно правопонимания полностью расходится с представителями умеренного направления в социологической юриспруденции во главе с Роскоэ Паундом (1870- 1964). По Френку, судьи принимают решения не на основе норм, а на основе интуиции, эмоциональных всплесков, разных биологических импульсов и других подсознательных факторов "глубинной психологии". По Ллевеллину, жизненные ситуации - сфера "реального права", находится в сфере сущего, а не должного. Каждая ситуация неповторима, и в связи с этим суд каждый раз создает свое новое право. Предыдущие решения судей не нормативны,поскольку они носят только описательный характер. а не предписывающий. Несмотря на то что Р.ш.п. подняла актуальную проблему, подвергая критике сторонников догматического направления, которые не разделяли право и закон, у самих "реалистов" было много серьезных ошибок, поскольку они отрицали нормативный характер права, юридическую силу закона, принцип законности.

Несмотря на внешнюю «воинственность» реалистической концепции Иеринга, она в определенных аспектах соединяет представления о праве различных теорий: органической, естественной, экономической, психологической.
Во-первых, реалистическая теория признает единство и изменчивость права. С одной стороны, для нее не существует разделения права на право позитивное и естественное - право существует только в виде позитивного (положительного) права. С другой стороны, в праве нет ничего неизменного, вечного: это постоянно меняющееся явление, отражающее новые условия общественной жизни.
Во-вторых, представители реалистической школы видят непосредственную связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. В отличие от теории естественного права признается необходимость правотворческой деятельности государства как сознательного творца права. Видный русский юрист и политический деятель С.М. Муромцев писал, что право не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной деятельности людей.
В-третьих, реалистическая школа обосновывает воспринятое многими учениями о праве единство юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений, без которого невозможно существование гражданского общества, нормальное взаимодействие его членов.
В-четвертых, в воззрениях реалистов содержится важнейший элемент законности: отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применять принуждение по отношению к человеку.
При всех достоинствах и недостатках реалистическая школа внесла свое понимание права, которое в ряде принципиальных положений не подверглось существенным изменениям и в более позднее время. Безусловно, прав Е.Трубецкой, который утверждал, что каждая норма права тождественна интересу, ее вызвавшему, что интерес составляет само содержание права. Но вследствие частых ошибок законодателей нормы права нередко не соответствуют тем интересам, которым они должны служить Такие случаи имеют место и в наше время, так что не нормы права следует, видимо, «обвинять» в том, что они неадекватно отражают интересы людей, а законодателя, создавшего такие нормы.

 

НЕТУ:50

НЕТУ:56-61

62. Цивилизационный подход к типологии государства и права

 

Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей.

 

Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти.

 

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

 

Замечено, что духовно-культурные факторы способны:

 

• полностью блокировать влияние того или иного способа производства;

 

• частично парализовать его действие;

 

• прервать поступательное формационное движение;

 

• усиливать социально-экономическое развитие.

 

Таким образом, согласно цивилизационному подходу экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга.

 

Сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк Арнольд Джон Тойнби в качестве типа цивилизации называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. Применяются и другие основания типологизации. Так, используется географический критерий, по которому выделяют южные, северные и средние цивилизации. По основанию отношения церкви, государства и права выделяют следующие типы: теократический, клерикальный, атеистический, светский. Признак самостоятельности позволяет разделять цивилизации на первичные и производные. Имеются и другие основания и, как следствие, тип государства и права. Рассмотрим характерные особенности отдельных типов.

 

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

 

Выделяют следующие виды цивилизации:

 

• локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);

 

• особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

 

• всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется на основе принципа глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

 

Выделяют также первичные и вторичные цивилизации, государства которых отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

 

Для государств первичных цивилизаций характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным относят, в частности, древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую цивилизации.

 

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. К таким цивилизациям относят западноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

 

Возможна классификация государств по их отношению к религии. Выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

 

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. В свою очередь, государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство. Государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни какой-либо иной помощи.

 

В светских государствах религиозные организации не выполняют по государственному поручению юридических функций. Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство, однако оно вправе регулировать наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты.

 

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство религиозных организаций перед законом.

 

Промежуточный вариант между светским и теократическим государствами – клерикальное. Особенность данного государства в том, что оно не объединено с церковью, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

 

Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

 

• признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

 

• получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

 

• наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть и даже регулировать брачно-семейные отношения;

 

• право церкви иметь свое представительство в государственных органах;

 

• осуществление церковью контроля в области воспитания, введение религиозной цензуры в печатной продукции, кино, телевидении и т. п.

 

Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в Палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда – регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Следует также отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

 

Атеистические государства вытесняют религию как мировоззрение, а церковь – как социальный институт из общественной жизни. Религиозные организации либо запрещаются, либо ставятся в такие условия, в которых они не могут нормально функционировать. Церковнослужители подвергаются гонениям, у церкви изымается ее имущество, включая храмы и культовые предметы.

 

Религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий. Священнослужители и верующие могут быть репрессированы, запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение. Свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.

 

НЕТУ:64

Содержание нормы права.

Норма права — это общеобязательное, формально определённое предписание, зафиксированное (закрепленное) государством, обеспеченное ресурсами и возможностями государственного аппарата, закрепляющее права, гарантии, обязанности и ответственность участников правоотношений и являющееся критерием субъективной оценки поведения субъекта, как правомерного, так и неправомерного. Норма права - это общеобязательное правило поведения,исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Существуют несколько видов юридического содержания правовой нормы:

Логическое содержание — заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения.

Волевое содержание — выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.

Социально-юридическое содержание — общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Структура правовой нормы.

Структура нормы права выражает ее внутреннее содержание. Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, и уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, и выявление способов связей и зависимостей в таком единстве.

Чаще всего в структуру правовой нормы входят три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

1)гипотеза – это часть правовой нормы, которая содержит указание конкретных жизненных фактических обстоятельств (действие людей, совокупность действий, т.е. фактический состав), при каких обстоятельствах данная норма вступает в действие. В юридической литературе их интерпретируют как «условия применения нормы», «указания на тот вид фактических жизненных обстоятельств, при которых следует руководствоваться данной правовой нормой», «указание на те жизненные фактические условия, при которых субъекты должны исполнять установленное правило»,

2)диспозиция – это «сердцевина» нормы права, указание на правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным выше в гипотезе,

3)санкция – вид меры возможного наказания за нарушение предписаний диспозиции или п


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.