Тема №5: черепно-мозговые нервы (V, VII, IX, X, XI, XII) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема №5: черепно-мозговые нервы (V, VII, IX, X, XI, XII)

2017-11-27 215
Тема №5: черепно-мозговые нервы (V, VII, IX, X, XI, XII) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обоснование цели и краткое содержание занятия

Разбираемые на этом занятии тройничный и лицевой нервы вместе с ранее рассмотренными слуховым и отводящим входят в группу нервов мосто-мозжечкового уг­ла. Последние пары черепно-мозговых нервов (IX — XII) со­ставляют каудальную группу.

Сходство ядерных структур черепно-мозговых нервов с сег­ментарным аппаратом спинного мозга находят свое отраже­ние, в частности, в однотипности чувствительных расстройств при поражении задних рогов спинного мозга и ядра спинальнoro корешка тройничного нерва.

В связи с тем, что кортико-ядерный путь обеспечивает лишь одностороннюю связь коры с нижней частью ядра лице­вого нерва и ядром подъязычного нерва, при односторонних надъядерных процессах развиваются центральные парали­чи этих черепно-мозговых нервов. При двухстороннем пораже­нии центральных двигательных нейронов выявляется симпто­матика псевдобульбарного паралича.

Поражение черепно-мозговых нервов и характер их нару­шения являются важными критериями топической диагности­ки. Поэтому знание методики исследования, умение правильно интерпретировать выявленные симптомы, безусловно, необхо­димы для изучения основ невропатологии

Общая учебная цель занятия

На основе знаний анатомии, методики исследования функ­ции V, VII, IX, X, XI, XII черепно-мозговых нервов и семиотики их расстройств обучить студентов выявлять основные синдро­мы и ставить топический диагноз.

Промежуточные цели

I. Студент должен знать (к занятию):

1. Анатомию и физиологию тройничного, лицевого, языко-глоточного, блуждающего, добавочно­го и подъязычного нервов.

2. Симптомы поражения этих нервов.

II. Студент должен овладеть (в процессе занятия):

1. Методикой исследования тройничного, лицевого, языко-глоточного, блуждающего, добавочно­го и подъязычного нервов.

III. На основе выявленных симптомов студент должен нау­читься определять синдром поражения соответствующих черепно-мозговых нервов.

IV. С учетом характера нарушения функции черепно-мозго­вых нервов и сопутствующих симптомов поражения дру­гих отделов нервной системы студент должен научиться ставить топический диагноз.

 

Тесты I уровня

А. Тесты на различие

Вопрос Эталон ответа
     

I. Где располагаются ядра тройничного нерва? I

1.Ножки мозга.

2. Варолиев мост. 2

3. Продолговатый мозг.

4. Дно сильвиева водопровода.

5. Верхнешейный отдел спинного мозга.

II. Где располагается ядро лицевого нерва? II

1. Ножки мозга.

2. Варолиев мост. 2

     

3. Продолговатый мозг.

4. На границе между мостом и продолговатым мозгом.

Ш. Какие общие ядра имеют языкоглоточный и блуждающий нервы? Ш

1. Ядро солитарного тракта. 1

2. Дорсальное ядро. 3

3. Обоюдное (двойное) ядро.

4. Верхнее слюноотделительное ядро.

5. Нижнее слюноотделительное ядро.

IV. При поражении каких черепно-мозговых нервов развивается IV

бульбарный паралич?

1. Лицевой нерв. 2

2. Языкоглоточный нерв. 4

3. Добавочный нерв. 5

4. Подъязычный нерв.

5. Блуждающий нерв.

V. Какие мышцы иннервирует добавочный нерв? V

1. Трапециевидная мышца.

2. Мышцы языка. 1

3. Мышцы глотки. 5

4. Мышцы гортани.

5. Грудино-ключично-сосковая мышца.

 

Тесты II уровня

А. Тесты подстановки

Вопрос Эталон ответа
     

I. Какие мышцы иннервирует тройничный нерв? I

1. 1. Жевательная мышца (массетер).

2. 2. Височная мышца.

3. 3. Латеральная крыловидная мышца.

4. 4. Медиальная крыловидная мышца.

5. 5. Переднее брюшко дигастрикус.

II. Какие ядра имеет языкоглоточный нерв? II

1. 1. Чувствительное ядро солитарного

тракта.

2. 2. Вегетативное – нижнее слюноот-

делительное ядро.

3. 3. Двигательное – двойное

(обоюдное ядро).

III. Какие симптомы наблюдаются при поражении III

блуждающего нерва?

1. 1. Свисание мягкого неба на стороне

поражения.

2. 2. Отсутствие экскурсии мягкого не-

ба при фонации.

3. 3. Отклонение язычка в здоровую

сторону.

4. 4. Хриплый голос.

     

5. 5. Отсутствие глоточного рефлекса.

6. 6. Снижение чувствительности на

задней трети языка.

7. Дисфагия.

IV. Какие симптомы могут возникнуть при IV

одностороннем поражении добавочного нерва?

1. 1. Паралитическая кривошея.

2. 2. Спастическая кривошея.

3. 3. Кивательные судороги.

V. Какие симптомы наблюдаются при односторон- V

нем поражении ядра подъязычного нерва?

1. 1. Атрофия гомолатеральной

половины языка.

2. 2. Фибриллярные подергивания.

3. 3. Отклонение языка в сторону

поражения.

VI. Какие симптомы наблюдаются при бульбарном VI

параличе?

1. 1. Дизартрия.

2. 2. Дисфагия.

3. 3. Афония.

4. 4. Атрофия мышц языка.

5. 5. Отсутствие глоточного и неб-

ного рефлексов.

VII. Перечислите рефлексы орального автоматизма VII

1. 1. Ладонно-подбородочный реф-

лекс Маринеско-Родовичи.

2. 2. Хоботковый рефлекс.

3. 3. Назо-лабиальный рефлекс

Аствацатурова

Б. Тесты конструктивные

Вопрос Эталон ответа
     

1. Какие симптомы наблюдаются при поражении 1. Болезненность в точках выхода

тройничного нерва? ветвей при пальпации.

Анестезия, гипестезия в зонах

иннервации ветвей, боли.

Паралич жевательных мышц.

Снижение корнеального и носо-

вого рефлексов.

2. Где из вещества мозга выходит лицевой нерв? 2. В области мосто-мозжечкового

угла.

3. Какие мышцы иннервирует лицевой нерв? 3. Лобная мышца; мышца гордецов;

круговая мышца глаза; мышцы,

поднимающие верхнюю губу;

скуловая мышца; мышца смеха;

мышцы, опускающие углы рта;

мышцы, поднимающие угол рта;

     

подбородочная мышца; щечная

мышца; круговая мышца рта;

мышца стремечка.

4. Какая особенность связей ядра лицевого нерва 4. Часть ядра, иннервирующая мус-

с корой? кулатуру верхней половины лица,

имеет двусторонние кортико-

нуклеарные связи; иннервирую-

щая нижнюю половину мимичес-

ких мышц имеет связь с корой

только противоположного полу-

шария.

5. Чем отличается центральный паралич лицевого 5. При центральном параличе сгла-

нерва от периферического? женность носогубной складки и

отставание угла рта при оскале

зубов на противоположной сто-

роне.

При периферическом параличе –

паралич мимических мышц на

всей половине лица на стороне

очага.

6. Какие симптомы наблюдаются при 6. Утрата вкуса на одноименной сто-

поражении языкоглоточного нерва? роне на задней трети языка.

Анестезия слизистой глотки.

Незначительные расстройства

глотания.

Снижение глоточного и небного

рефлексов. Невралгия.

7. Чем отличается центральный паралич 7. Отсутствие атрофии мышц языка.

подъязычного нерва от периферического?

8. Как клинически отличить псевдобульбарный 8. Симметричность поражения.

паралич от бульбарного? Положительные рефлексы ораль-

ного автоматизма.

Насильственный плач, смех.

Отсутствие атрофии мышц языка.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.