Понятие, признаки и классификация — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие, признаки и классификация

2017-11-27 98
Понятие, признаки и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат», охватывающий все виды государственных органов.

Механизм государства организуется как в масштабах всей страны, так и в ее административно-территориальных подразделениях. Он есть та реальная материальная сила, располагая которой, государство властвует и управляет делами общества. Он является непосредственным олицетворением государства, представляет собой материальное, непосредственное существование самого государства.

Наличие механизма (аппарата) государства (публичной власти) является одним из отличительных признаков государства. Причем он относится к числу наиболее «правовых». Поэтому характеристике механизма государства юридические науки уделяют значительное внимание, в т.ч. и общая теория права.

Механизм (аппарат) государства – это целостная иерархическая система взаимодействующих органов, организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты государственного аппарата:

1. Это целостная единая система государственных органов, основанная на единстве целей, задач и принципов организации и деятельности.

2. Первичными структурными элементами гос. аппарата являются государственные органы и учреждения.

3. Аппарат государства состоит из особой группы людей (государственный служащих), выделенных из общества и подготовленный для управления им.

4. Государственные органы в этой системе расположены и связаны между собой началами субординации (иерархии) и координации.

5. При помощи государственного аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Формирование органов государства, их функционирование и взаимодействие осуществляется на основе определенных принципов, определяющий порядок их деятельности. Они закрепляются в законодательных актах государства: конституции, законах и т.д.

К таким принципам относятся:

1. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их политические и религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиции, обычаев.

2. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать государственный механизм, исключающий произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, который обеспечивает его доступность для населения.

4. Принцип законности в деятельности всех составных частей механизма государства.

5. Принцип высокого профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов, предполагающий их способность на высоком уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны.

Чтобы механизм государства действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека.

Можно не сомневаться, что построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе этих принципов будет способствовать стабилизации и развитию общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране, повышению благосостояния народа.

Государственный аппарат состоит из государственных органов.

Государственный орган – это часть аппарата государства, имеющая определенную структуру, выполняющая конкретные государственные функции и наделенная для этого властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1. Образуются и действуют в установленном законодательством порядке.

2. Имеет определенную структуру (например, Парламент в Республике Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена)).

3. Каждый государственный орган обладает определенной компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей определенного содержания и объема.

4. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются:

- в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты;

- в обеспечении выполнения правовых актов государства путем применения различных методов, в т.ч. и метода принуждения.

5. Государственный орган состоит из государственных служащих (чиновников).

6. Государственный орган издает определенные нормативные правовые акты (например, Парламент – законы).

7. Орган государства для осуществления своей компетенции располагает материальной базой и финансовыми средствами.

Органы государства тесно взаимодействуют между собой, образуя единый социальный организм, главная задача которого – обеспечение нормального функционирования общества, защита законных интересов личности, охрана суверенитета и территориальной целостности государства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА:

1. По принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные.

2. В зависимости от территориальной сферы деятельности:

- высшие (парламент, президент, правительство);

- центральные (министерства, ведомства);

- местные (исполнительные органы, местные (муниципальные) советы).

3. По характеру (широте) компетенции:

- общей компетенции (правомочны решать широкий круг вопросов) – парламент, правительство;

- специальной компетенции (специализируются на деятельности в одной сфере общественной жизни) – министерства, органы внутренних дел.

4. По порядку (способам) образований:

- выборные (избираемые) – парламент, президент, муниципальные (местные) советы;

- назначаемые – министерства, исполнительные органы на местах.

5. По способу принятия решений:

- коллегиальные (решение принимается большинством голосов) – парламент;

- единоначальные (решение принимается единолично руководителем) – президент, министерства.

6. По срокам полномочий:

- постоянные (функционируют на постоянной основе, их создание предусмотрено конституциями государств);

- временные (их формирование связано с решением неотложных задач, вызвано чрезвычайными обстоятельствами).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.