Систематизация нормативных правовых актов. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Систематизация нормативных правовых актов.

2017-11-27 118
Систематизация нормативных правовых актов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКА) ПРАВА И ИХ ВИДЫ

Право, как и всякое общественное явление, имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и функционирования.

В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридические источники права.

Формы (источники) права – это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Это:

1.Правовой обычай;

2.Юридический прецедент;

3.Нормативный правовой акт;

4.Нормативный договор;

5.Юридические доктрины;

6.Религиозные писания.

1. Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай.

Правовой обычай – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Правовой обычай являлся господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах.

Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.

В качестве примеров обычного права можно назвать:

а) Законы ХII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.);

б) Законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.);

в) Русская Правда (Киевская Русь, ХI в.) и т.д.

2. Следующей формой права является юридический прецедент. Существует два вида прецедентов: судебный и административный. Юридический прецедент (от лат. – предшествующий) является распространенным источником права в Англии, США, Канаде, Австралии и др.

Юридический прецедент – решение судебного или административного органа, вынесенное по конкретному делу, которое становится обязательным при решении последующих аналогичных дел.

Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и более точно, чем общая норма, способен отразить существо конкретного дела.

Недостаток состоит в том, что число прецедентов, которые применяется на практике в Англии, составляет около 500 тыс. Помимо них, имеется около 3 тыс. законов. В США ежегодно издается несколько сотен томов судебных решений, которые используются в качестве прецедента.

3. Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт – это официальный документ, принятый уполномоченным на это государственным органом в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения.

Главенствующее положение среди нормативных правовых актов занимает закон. Он обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство над всеми иными нормативными правовыми актами (указами, решениями, постановлениями и т.д.). Все остальные нормативные правовые акты должны исходить из законов, не противоречить им.

Нормативный правовой акт содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов права, и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.

4. Нормативный договор – это соглашение между субъектами права, в котором содержатся нормы права.

Следует иметь ввиду, что не все договоры являются источниками права. Нормативным является такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время они применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве.

5. Юридические доктрины – это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых правоведов.

Пример: Научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и др.). Их тесты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел.

В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают в качестве непосредственных источников права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны, чего пока нельзя сказать о Беларуси.

6. На определенных этапах развития общества роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания.

Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догмы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями.

Постепенно сфера действия норм церковного права за счет светской власти сужалась.

В настоящее время религиозные тесты потеряли всеобщую значимость, как источников права, однако не утратили ее полностью.

В ряде мусульманских стран по-прежнему основными источниками права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг (Коран). В них содержатся положения, обладающие общеобязательным характером.

В Республике Беларусь основным источником права является нормативный правовой акт. Вместе с тем, в белорусской правовой системе в качестве источников права признаются также санкционированный правовой обычай и нормативный договор.

 

2. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА,

ЕГО СУБЪЕКТЫ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Белорусская национальная правовая система относится к романо-германской правовой семье, где доминирующим источником права является нормативный правовой акт. Он получает свое официальное выражение в результате специальной государственной деятельности, именуемой в правоведении – правотворчеством.

Правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Определим круг субъектов правотворчества:

1. Народ (участвуя в референдуме);

2. Парламент - Национальное собрание республики Беларусь;

3. Президент Республики Беларусь;

4. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь;

5. Министерства, ведомства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

6. Местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, администрации районов в городах, их управления и отделы;

7. Руководители предприятий, учреждений, организаций и др.

Правотворчество призвано выполнять следующие функции:

1. Установление нормативных актов и других источников права.

2. Изменение и дополнение действующих актов и других источников права.

3. Отмена нормативных актов и других источников права.

В теории права выделяются следующие наиболее важные принципы правотворчества в современных цивилизованных государствах, это такие, как:

1. Демократиз м. Суть этого принципа заключается в установлении и обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов любого уровня.

2. Гласность, т.е. процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступны для восприятия и понимания населения и широко доводится до всеобщего сведения.

3. Законность. В соответствии с этим принципом нормативно правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу.

4. Всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности. В демократически-правовых государствах учет и обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью.

5. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. Его суть, что правотворческий орган при принятии законов должен искать возможности максимального учета интересов всех членов общества, справедливого их соотношения.

6. Сочетание общегосударственных и региональных интересов. Он актуален для государств с федеративным устройством. Он заключается в том, что правотворческие решения федеральных властей должны учитывать интересы регионального характера, отражать местные особенности.

 


3. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ

Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, складывающийся из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий, которые в теории принято называть стадиями.

Прежде чем рассматривать каждую из них, следует иметь в виду, что в юридической литературе наряду с понятием «правотворческий процесс» употребляется понятие «законодательный процесс». Понятие «правотворческий процесс» является более широким и относится к процедуре создания всех видов нормативных правовых актов, тогда как «законодательный процесс» - понятие, относящееся только к процедуре принятия законов. Поскольку закон – это один из наиболее важных нормативных правовых актов, на базе которого принимаются все другие акты, процедура его строго регламентирована и должна последовательно соблюдаться.

Традиционно выделяют следующие стадии правотворческого процесса:

- принятие решения о подготовке акта;

- разработка проекта акта;

- обсуждение проекта акта;

- принятие правового акта;

- опубликование акта.

В силу большой общественной значимости законов установлена особая процедура их принятия. Она, как правило, регулируется нормами Конституции и других законов.

В Республике Беларусь на основе норм Конституции правотворческий процесс регулируется специальным Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000г.

На основании этого можно выделить следующие стадии законодательного процесса:

1. Законодательная инициатива.

2. Разработка законопроекта.

3. Обсуждение законопроекта в Парламенте.

4. Принятие закона

5. Подписание закона.

6. Опубликование закона и введение его в действие.

Рассмотрим эти стадии:

На 1 стадии выявляется потребность в издании нового или изменении действующего закона. В решении определяются сроки подготовки, формируются рабочие органы, решаются другие вопросы.

Данная стадия завершается внесением в законодательный орган (Парламент) соответствующим государственным органом, должностным лицом или определенной группой граждан проекта закона.

Субъектами законодательной инициативы в Республике Беларусь могут выступать:

- Президент Республики Беларусь;

- граждане, обладающие избирательным правом в количестве не менее 50 тыс. человек;

- депутаты Палаты представителей Национального собрания;

- Совет Республики Национального собрания;

- Совет Министров Республики Беларусь.

На 2 стадии орган, выступивший с законодательной инициативой, разрабатывает законопроект.

3. Далее подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение в Парламент. В результате обсуждения проекта законодательный орган может одобрить его или мотивированно отклонить, отложить принятие на определенный срок или возвратить проект на доработку с указанием замечаний и предложений. После завершения обсуждения проекта, ставится вопрос о принятии закона.

На 4 стадии закон принимается в Парламенте путем голосования.

Обычно текущие законы принимаются простым большинством голосов парламентариев, а для принятия конституционных законов устанавливаются усложненные процедуры голосования.

В Республике Беларусь законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты (ст.100 Конституции).

5. Затем закон в 10-дневный срок представляется на подпись Президента. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. При несогласии – возвращает со своими возражениями в Палату представителей, где они должны быть рассмотрены в установленном порядке. Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее 2\3 голосов от полного состава обеих палат, закон подписывается Президентом в 5-дневный срок (ст.100 Конституции).

На 6 стадии происходит опубликование закона.

Опубликование – это доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста законодательного акта в определенных печатных изданиях, на которые можно официально ссылаться.

В Республике Беларусь источниками официального опубликования законов являются:

- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

- Газеты «Звязда» и «Народная газета».

Для актов Президента такими источниками являются:

1. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

2. Газета «Советская Белоруссия».

4. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ –


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.