Как работать с этим сборником. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Как работать с этим сборником.

2017-11-21 229
Как работать с этим сборником. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр Аксельрод

Елена Любарская

МИР РАЗЛИЧИЙ

Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ


 

 

МИР РАЗЛИЧИЙ

 

 

Содержание

 

 

Введение

Как работать с этим сборником.

 

Часть 1

РАЗМИНКИ

ДОМИНО

САМЫЙ ОСОБЕННЫЙ

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

ПРИВЕТСТВИЯ

АУТСАЙДЕРЫ

КОЗЫ И ВОЛКИ

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Часть 2

НАШИ РАЗЛИЧИЯ

ФИСТАШКИ

СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

КОГО Я БОЮСЬ

МИР РАЗЛИЧИЙ

А Я СЧИТАЮ...

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ

Часть 3

РАЗРЫВ ШАБЛОНА

РАЗНЫЙ СТАРТ

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

ЧЕСТНАЯ ИГРА

СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ

ЯРЛЫКИ

ЧАСТЬ 4

ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ

СТЕРЕОТИПЫ

ВСЕ ЯБЛОКИ КРАСНЫЕ

СТЕРЕОТИПЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

ВСЕ КОРОВЫ ЛЕТАЮТ

ХРИСТИАНЕ - МУСУЛЬМАНЕ

ПРЕДРАССУДКИ.

РОССИЙСКИЙ ЭКСПРЕСС

ЖЕНСКАЯ РАБОТА

ДИСКРИМИНАЦИЯ

ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ

НАСИЛИЕ

ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ

Часть 5

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

КАК ПОСТУПИТЬ

НАША ЖИЗНЬ

МОЙ ЛИЧНЫЙ КОНТРАКТ

 

Приложение 1

Приложение 2.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Заключение

 

Введение

 

Дорогие друзья, данное руководство создано для того, чтобы помочь вам проводить с детьми и подростками занятия по теме «толерантность». Все занятия, собранные здесь, задуманы в стиле так называемой «неформальной педагогики», то есть:

• учащиеся не получают оценок или формально признанных дипломов;

• занятия ориентированны на собственную активность и творчество участников;

• самыми распространенными формами работы являются групповая игра и групповая дискуссия;

• программа предполагает добровольность участия, как во всем курсе, так и в отдельных его частях.

 

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

 

Данное руководство состоит из четырех частей.

 

Часть 1 содержит «разминки». Эти занятия помогут вам познакомиться с группой, «разогреть» участников для дальнейшей работы и обеспечить «введение» в тему ваших остальных занятий. То есть, каждая «разминка» служить сразу двум целям - созданию позитивной атмосферы и обеспечению готовности работать с проблемой толерантности и обсуждать ее. Любое занятие, и, в особенности, первое занятие с группой, лучше начинать с короткой разминки. Необходимо отметить, что любая разминка может длиться 10-15 минут, а может быть превращена Вами в полноценное занятие. Это зависит от Вашего решения по продолжительности работы с темой и глубине обсуждения.

Часть 2 называется «Наши различия». Упражнения этой части позволят участникам прикоснутся к главной причине нетерпимости в мире - различиям между людьми. Каждое занятие посвящено определенному аспекту этой темы - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д. Несколько занятий позволят группе рассмотреть эту тему в целом. Цель всех занятий этой части - помочь участникам понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от них и осознать «красоту различий».

Часть 3 - «Разрыв шаблона», содержит упражнения, каждое из которых - симуляция ситуаций, происходящих в действительности. Участие в них даст детям и подросткам возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав неожиданные для себя чувства, участники смогут иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам. Все занятия этой части предполагают особый стиль проведения, поэтому, пожалуйста, внимательно прочтите введение к Части 3 прежде, чем проводить одно из них.


 


 



МИР РАЗЛИЧИЙ

Часть 4 - «Пирамида ненависти» - позволит участникам познакомиться с основными видами проявления нетерпимости - стереотипами, предрассудками, дискриминацией и насилием. Здесь даны определения этих явлений и упражнения, которые их иллюст­рируют. Кроме того, именно работая с заданиями этой части, группа познакомится с конкретными проблемами нашего общества (отношение к женщинам, национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

Часть 5 - «От слов к делу» - позволит группе понять и решить, какие конкретные дей­ствия может предпринять каждый человек в собственной жизни и группа в целом для того, чтобы не допустить проявлений нетерпимости вокруг себя. Приложение 1 содержит идеи мероприятий, которые ваша группа может провести в школе, дворе, городе.

Приложение 2 содержит инструменты, которые могут позволить вам успешно и эф­фективно взаимодействовать с родителями членов группы. Такое взаимодействие яв­ляется важнейшей частью программы.

Часть 1


 


При работе над сборником использованы идеи и материалы Совета Европы (Domino Education Pack, Council of Europe) и Антидиффамационной Лиги (A World of Difference Elementary Study Guide, A world of Difference Institute).

Фонд Гуманитарных проектов и технологий «Толерантность»


РАЗМИНКИ

Цель заданий этой части - «разогреть» участников перед предстоящим занятием и обеспечить «введение в тему».

Фонд Гуманитарных проектов и технологий «Толерантность»



МИР РАЗЛИЧИИ


МИР РАЗЛИЧИЙ

ДОМИНО

Возраст: любой Продолжительность: 35 мин. Цели:

- создать в группе атмосферу открытости;

- «сломать лед», возникающий на первых занятиях;

- позволить участникам открыто говорить о себе;

- показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединя­
ющие их вещи;

Ход занятия:

напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особен­ное домино». Правила игры:

первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои ха­рактеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороже­ное, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типич­ную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д. Обсуждение Вопросы для обсуждения:

- что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;

- старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот,
им хотелось чем-то выделиться;

- что нового они узнали друг о друге;

- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
Домашнее задание

Подумать о том, чем похожи и чем отличаются друг от друга члены семей участников.


САМЫЙ ОСОБЕННЫЙ

Возраст: любой.

для 6-9 лет использовать слово «особенный», для старших- «уникальный».

Для старших детей можно сделать больший акцент на обсуждении.

Продолжительность:

основная часть - 10-15 минут.

обсуждение - для 6-9лет Юмин., для 10-14 лет-20 мин.

Цели.

- научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

- осознать уникальность других;

- создать атмосферу открытости и доверия.
Ход занятия.

Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например «у меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы. Примечания.

Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать «я тоже», са­дится на колени первому участнику. Если кто-то еще в группе также обладает этой ха­рактеристикой - он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли подоб­ный физический контакт для вашей группы.

Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопро­сы культурных, религиозных и других различий. Обсуждение:

- как в задании «домино»

- хорошо ли быть уникальным?

- каждый ли человек уникален. Почему?

- что делает нас уникальными?

- что мешает нам оставаться уникальными?


МИР РАЗЛИЧИЙ

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Возраст - любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» - «веселый», и т.д.) Продолжительность: 35 мин. Цели:

- помочь участникам осознать, что любое описание человека является относитель­
ным,

- развить навыки невербальной коммуникации,

- создать веселую атмосферу.
Ход занятия:

Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую».

Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания.

Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо.

Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинако­во хорошо, они могут стать рядом). Обсуждение

должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить лю­дей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от си­туации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству. Вопросы:

- было ли трудно выполнить первую часть упражнения?

- почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?

- что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?

- бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной
группе?

- случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?


МИР РАЗЛИЧИИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

Возраст: -10-14 лет Продолжительность: 40 мин. Цели:

- включить фантазию участников;

- поощрить вербальную коммуникацию;

- начать разговор о стереотипах.
Материалы.

Вам потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изобража­ли людей различных национальностей, религий, людей из различных социальных групп.

Ход занятия:

раздайте участникам по одной фотографии (интересно, если каждая фотография по­падется двум участникам);

пусть участники внимательно рассмотрят свою фотографию и ответят для себя на во­просы:

что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, и т.д., о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д.

пусть участники найдут тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнят свои мысли.

потом каждая пара делится результатами с группой. Обсуждение

- трудным или легким было задание?

- что помогало участникам составлять свои предположения?

- как они думают, соответствуют ли их предположения действительности?

- отличались ли предположения в парах? Почему да и почему - нет?

- часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида
(расы, пола, одежды)?

- что может помочь опровергнуть такие предположения?
Домашнее задание.

Попросите членов семьи рассказать о необычных людях, которых они встречали в своей жизни.

Устройте вечер «необычных профессий и хобби». Пригласите членов семьи участни­ков группы, которые работают в необычных местах или имеют необычные увлечения рассказать о себе.


МИР РАЗЛИЧИЙ

ПРИВЕТСТВИЯ

Возраст: любой

Продолжительность: 20-25 мин. Цели:

- разрядить обстановку;

- сломать стереотипные формы поведения;

- повеселиться;

- познакомиться с приветствиями в разных культурах;

- сплотить группу.
Ход занятия:

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

- потереться носами (Новая Зеландия);

- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобрита­
ния);

- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

- показать язык (Тибет);

- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

- помахать рукой;

- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным

на карточке.

Обсуждение

- понравилась ли вам игра?

- попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

- было ли трудно здороваться каким-то способом?

- показались ли какие-то из приветствий смешными?

- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

- какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Домашнее задание

Придумайте специальное приветствие для своей группы и договоритесь здороваться так друг с другом перед каждым занятием.

Фонд Гуманитарных проектов и технологий «Толерантность»


МИР РАЗЛИЧИЙ

АУТСАЙДЕРЫ

Это занятие не должно использоваться в самом начале ваших встреч с группой, так как оно создает напряжение в группе. Его целесообразно использовать после какой-то веселой игры для введения в тему дискриминации. Возраст: от 9 лет

Продолжительность: 30 мин. - 1 час Цели:

- дать участникам возможность почувствовать себя в роли исключенных членов обще­
ства и тех, кто исключает;

- начать обсуждение вопросов дискриминации;

- потренироваться в практиках разрешения противоречий;

- инициировать невербальную и вербальную активность группы.
Ход занятия:

Попросите троих членов группы выйти из комнаты

Попросите оставшихся в комнате стать в круг. Объясните, что сейчас войдет первый участник, и они должны стоять в кругу, когда он войдет. НЕ ГОВОРИТЕ ГРУППЕ, ЧТО ОНА НЕ ДОЛЖНА ВПУСКАТЬ УЧАСТНИКА В КРУГ.

После того, как первый участник войдет или не войдет в круг, специально попросите группу не впускать второго и третьего участника.

Впустите второго участника. Дайте ему возможность какое-то время уговаривать чле­нов группы. Потом (до того, как он вошел в круг, впустите третьего участника) Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это упражнение превратилось в кошки-мышки. Поэтому с самого начала объясните и участникам в комнате и тем, кто вышел, что в игре не допускается ни физическая сила, ни ловкость. Обсуждение

- что стала делать группа, когда первый участник вошел в комнату?

- почему люди стараются не пустить в свою группу чужаков?

- как себя чувствовали те, кто остался вне группы?

- как себя чувствовали те, кто стоял в кругу? (важно обсудить не только негативные
чувства, но и удовольствие, которое они могли испытывать - например, от чувства
единения)

- какие способы войти в круг применялись «аутсайдерами»?

- какие из них сработали, какие нет и почему?

- как вел себя бывший аутсайдер после того, как его приняли в круг?

- бывают ли в жизни похожие ситуации?

- расскажите о таких ситуациях, которые случались с вами или при вас (начните с про­
стых случаев,типа новенького в классе)

- что вы думаете о таких ситуациях в обществе (когда все общество исключает какую-
то группу)?

Примечание: важно дать тем ученикам, которые оказались вне группы, возможность выразить свои чувства и снова осознать себя частью группы.

Фонд Гуманитарных проектов и технологий «Толерантность» 11



 


МИР РАЗЛИЧИЙ


МИР РАЗЛИЧИИ


 


КОЗЫ И ВОЛКИ

Возраст - любой

Продолжительность: 40 - 50 мин. Цели:

- исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие;

- изучить ощущения группы и чужака;

- поработать с чувствами страха и безопасности.

Вам понадобятся бумажки с надписями «коза» и «волк» Ход занятия:

Вам потребуются кусочки бумаги по количеству участников группы На части из них написано слово «козленок» На2х- Зх- «коза» На2х-3х- «волк»

Попросите участников вытащить бумажки и не показывать их друг другу. Напомните участникам сказку про семерых козлят. Опишите правила игры:

В одном углу комнаты в тесный круг садятся «козлята» - это «домик». Остальные уча­стники отходят в другой конец комнаты. Каждый из них по очереди подходит к домику, и старается убедить козлят, что он - коза. Цель козлят - решить, пускать или не пус­кать претендента в домик. Если они впустят волка, он съедает одного козленка (участ­ник выбывает из игры), если прогонят настоящую козу - один козленок умирает от го­лода (мама не принесла молока). Цель козлят - остаться в живых. Цель коз и волков -попасть в домик. Обсуждение.

Вообще-то это просто интересная игра, которая позволяет участникам начать общать­ся друг с другом более доверительно и попробовать себя в различных ролях. Вот что может быть интересно обсудить для целей нашего тренинга:

- что чувствовали козлята?

- на чем они основывались, когда принимали решение?

- почему иногда они ошибались?

- часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными?

- что чувствовали козы, когда их принимали за волков?

- как они пытались убедить козлят?

- бывает ли, что не пустив кого-то в группу, группа что-то теряет?

- приятно ли было волкам быть волками?

- случается ли в жизни, что кто-то оказывается «волком» против своей воли?


ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

Возраст: от 10 лет Продолжительность: 30 -40 мин. Цели:

- осознать разницу между тем, что мы видим снаружи и тем, чем человек является на
самом деле;

- инициировать невербальные контакты.
Ход занятия:

разделить группу на две равные части. Попросить участников образовать два круга -внутренний и внешний, так, чтобы пары участников стояли лицом к лицу («каруселька»). Попросить участников внимательно посмотреть на партнера и заметить, как он выгля­дит. Подумать, что его внешний вид говорит о нем.

Задать партнеру вопрос. Вопросы должны касаться их внутренней жизни. Например «Что ты любишь делать?», «Кто твой лучший друг» - вопросы называет ведущий. Затем участники во внутреннем круге делают шаг направо, а во внешнем - налево. Процедура повторяется с новыми партнерами. Так происходит несколько раз. Теперь попросите участников закрыть глаза (если есть возможность - завяжите им глаза). Попросите их взять очередного партнера за руки. Пусть они попробуют дога­даться, кто стоит перед ними. Можно ли на ощупь понять что-то о человеке? Снова -смена нескольких партнеров. Обсуждение

- что говорит внешность о человеке?

- может ли более близкое знакомство помочь нам узнать о человеке больше, чем его
внешность?

- часто ли мы судим о людях только по внешним характеристикам?

- что вы чувствовали, когда держали руки людей?

- отличаются ли наши руки?

- что общего у наших рук?

- что общего у всех нас?




 


 


МИР РАЗЛИЧИЙ


МИР РАЗЛИЧИИ


 



НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Возраст: любой Продолжительность: 40 мин. Цели:

- развлечь группу;

- сконцентрировать внимание участников;

- осознать ценность сотрудничества;

- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

- сплотить группу.
Ход занятия.

Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до де­сяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д.

Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - груп­па начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

- как удалось досчитать до десяти?

- появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

- чему нас учит эта игра?


Часть 2




 


 


 


МИР РАЗЛИЧИЙ

ФИСТАШКИ

Возраст: любой Продолжительность: 15 мин. Цели:

- подготовить участников к дальнейшей работе;

- поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.
Ход занятия:

раздайте детям по две фисташки в скорлупе и попросите пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» ат­мосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.

Попросите участников ответить на следующие вопросы (Старших - в парах, для млад­ших - групповое обсуждение):

- Какие фисташки на ощупь?

- А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?

- Как бы вы описали скорлупу?

- КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?

- У фисташек одинаковые размер и форма?

- А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?

- Фисташки одного цвета?

- А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?

- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

- А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?

- Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?

- А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?

- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

- А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?

- Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

- МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?

- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?

- А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?


МИР РАЗЛИЧИЙ

СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Возраст: любой Продолжительность: 1 час. Цели:

- актуализировать и проработать чувства, которые возникают у участников при встре­
че с непохожими на них людьми;

- дать участникам возможность увидеть положительные стороны такой встречи;

- дать участникам возможность «общения» с непохожими на них людьми в безопасной
обстановке.

Ход занятия:

1. Сидя в кругу, попросите участников вспомнить случай, когда на улице или в обще­
ственном месте они увидели человека, не похожего на всех остальных. Постарайтесь
навести их на мысль о представителях различных меньшинств (цыганах, таджиках, го­
мосексуалистах и т.д.). Пусть участники поделятся своими историями с группой и рас­
скажут не только про необычных людей, но и про то, как на них реагировали окружаю­
щие. Попросите участников также описать их собственные чувства.

2. Попросите каждого из участников придумать человека, который будет ему полной
противоположностью.

Какой этот человек?

Как он выглядит? Какой он национальности?

Сколько ему лет? Какая у него религия?

Чем он занимается? Как он проводит

Что он любит? свободное время?

Чего он не любит? Где он живет?

Какой у него характер? Какая у него семья?

Пусть участники нарисуют придуманных людей или опишут их на бумаге (решите са­ми, что больше подойдет вашей группе).

Позвольте нескольким или всем участникам (в зависимости от размеров группы) представить своего «странного человека». Задайте им дополнительные вопросы: Почему ваш «странный человек» стал непохожим на вас? Как вы к нему относитесь? Какие чувства вы бы испытали, если бы встретились с ним? II

Теперь попросите всех участников найти три вещи, которые могут быть общими у них со «странным человеком». Обсуждение:

Как люди обычно реагируют на тех, кто на них непохож? Почему? Что бы было, если бы все люди были похожи друг на друга? Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им? Что может принести нам общение с непохожими на нас людьми? Домашнее задание Покажите ваши письма или комиксы группе.




 


 


 


МИР РАЗЛИЧИИ


МИР РАЗЛИЧИЙ


 


КОГО Я БОЮСЬ

Возраст: любой Продолжительность: 30 мин. Цель:

- выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;

- изучить природу этих страхов;

- придать участникам уверенность в общении с людьми, которые казались им страш­
ными.

Вам понадобятся: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка

Это упражнение имеет смысл проводить в группе с уже сложившимися теплыми и до­верительными отношениями. Ход работы.

1. Напомните участникам, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, кото­
рые могут, например, поставить нам двойку, мы боимся и людей, которых мы совсем
не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испы­
тывали в детстве.

2. Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знако­
мый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бу­
маги. Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

3. Покажите группе «шляпу страхов».

4. Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.

5. Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.

 

- испытывает ли он тоже этот страх?

- почему у человека может появиться такой страх?

- оправдан ли этот страх?

- если нет, то почему?

- что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим стра­
хом?

Обсуждение.

- почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?

- может быть, кто-нибудь боится нас?

- всегда ли эти страхи оправданы?

- могут ли различия быть пугающими?

- как научиться не бояться различий?

Домашнее задание - попросите родителей напомнить вам, чего вы боялись, когда бы­ли совсем маленьким. Подумайте, почему вы уже не боитесь этих вещей.


МИР РАЗЛИЧИИ.

Возраст: любой Продолжительность: 1,5 часа Цель:

- на практике осознать преимущества разнообразия в обществе;

- улучшить процессы коммуникации в группе.

Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных каранда­шей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов дол­жен быть представлен только одной наклейкой. Ход работы.

Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случай­ным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участ­ник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурс­ное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполне­ние задания.

Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнова­ния между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам при­дется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют.

В качестве жюри пригласите учителей или старшеклассников. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смо­трит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участ­ников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к при­нятию решения об объединении.

Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, что­бы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте по­лучившуюся картину на стену в классе или коридоре. Придумайте ей название.




 


 


МИР РАЗЛИЧИЙ

Обсуждение. Часть 1:

- трудно ли было найти людей своего цвета?

- что чувствовали члены самой многочисленной группы?

- что чувствовали все остальные, когда нашли «своих»?

- что чувствовал участник, который остался один?

- что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить,
доказать, что они лучше, и т.д.?

- что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?

- трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?

- получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним
цветом?

Часть 2:

- Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни.

- Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как
разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.

- В вашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхож­
дения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благода­
ря разным людям.

Фонд Гуманитарных проектов и технологий «Толерантность»


МИР РАЗЛИЧИИ

А Я СЧИТАЮ...

Возраст: любой

Продолжительность: 30-40 мин. Цели:

- осознать возможность сосуществования различных мнений;

- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

- научится правилам корректной дискуссии.
Ход занятия:

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нари­сованный на бумаге плюс («согласен»), с другой - минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону «плюса» или «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы ре­комендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы): Для младших детей:

- Лучше играть в футбол, чем в баскетбол.

- Весна лучше осени.

- Самый классный мультик- «Покемон».

- Самый важный предмет - математика.

- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

- Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.

- Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
Для старших детей:

- Не иметь высшего образования - стыдно.

- Самая классная музыка - хип - хоп.

- Кока-кола вкуснее фанты.

- Заниматься рыбалкой - старомодно.

- Изучать иностранный язык легче, чем физику.

- Война - это всегда плохо.
Обсуждение:

Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что поп поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на сущест­вование. Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? О чем спорят взрослые? На все ли вопросы, о которых они спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

Фонд Гуманитарных проектов и технологий «Толерантность»

 



LLL





МИР РАЗЛИЧИЙ

Часть 3

\

МИР РАЗЛИЧИЙ

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ

Возраст: от 10 лет Продолжительность: 40-60 мин. Цель:

- исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности;

- исследовать разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми;

- улучшить процессы коммуникации в группе.

Вам понадобятся: список понятий, бумага и ручка для каждой команды. Ход работы.

Разделите участников на небольшие группы. (3-4 человека). Дайте каждой группе не­сколько листов белой бумаги и карандаши.

Вызывайте к себе по одному представителю от каждой группы. Тихо сообщайте им слово-задание.

Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы -догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наи­большее число баллов. Вторая группа - на балл меньше, и т.д. К вам подходят следующие участники, и игра продолжается.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме

Сначала удостоверьтесь, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями. После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как раз­ные люди рисовали одни и те же слова. Обсуждение:

- было ли трудно угадывать?

- а рисовать?

- какие слова удались легче, какие - труднее?

- почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?

- что отражается в том, как люди рисуют слова?

Фонд Гуманитарных проектов и технологий «Толерантность*


РАЗРЫВ ШАБЛОНА

Занятия этой части предназначены для того, чтобы предложить участникам группы ситуацию, серьезно отличающуюся от их личного опыта. Переж


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.292 с.