Проблема вида собственности на рынке земли — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проблема вида собственности на рынке земли

2017-11-27 201
Проблема вида собственности на рынке земли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Земельный рынок - это часть системы земельных от­ношений, регуляторами которой являются право собственно­сти (владение, пользование, распоряжение), возможность пе­редачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), кон­куренция (свободный выбор участка), денежная оценка и сво­бодно складывающие цены на землю.

Начало формирования рынка земли в сельском хозяй­стве было положено в 1993 году Указом президента. В Указе, во-первых, земля была отнесена к недвижимости, и с ней разрешались сделки как с другими объектами недвижимости, во-вторых, с разрешения местных властей можно было про­дать земельные участки с изменением их целевого назначе­ния. Этот радикализм был уменьшен в другом Указе за № 337 от 07.03.1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю". В нем в п. 4 было сказано, что собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству (с выделе­нием земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного хозяйства; продать земельную долю; подарить, обменять ее на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать долю (с выделением зе­мельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермер­ским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гра­жданам для ведения личного подсобного хозяйства; свою землю на условиях договора ренты и пожизненного содержа­ния; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставной капитал или паевой фонд сельскохозяйствен­ной организации. Выделяемые в натуре в счет земельных до­лей земельные участки могли быть использованы только для производства сельскохозяйственной продукции, Целевое на­значение этих участков могло быть изменено лишь в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Становлению рынка земли сельскохозяйственного на­значения способствовал Указ президента "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования", который был призван с помощью ипотеки активизировать и облегчить опе­рации по купле-продаже земли, привлечь финансовые сред­ства в производственную сферу. Главное в этом правовом акте - снятие ограничений на размеры земельных участков для всех видов землепользова­ния и на бесплатной основе расширение частного землевла­дения.

Большой общественный резонанс вызвал принятый в сентябре 2001 года Земельный кодекс, продвинутый через Госдуму правительством РФ. Еще больший всплеск эмоций вызвало прохождение и принятие Думой Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", действие которо­го вступило в силу с января 2003 года. Земельный рынок один из самых главных и актуальных вопросов сельского хозяйства. Цель данной работы изучить формирование рынка земли в России. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: рассмотреть виды собственности на землю, оценить состояние земельного рынка, проанализировать

экономические и юридические аспекты данного рынка, дать определения понятиям: цена земли, дифрента.

 

 

Спрос и предложение земли

 

Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Для большинства ферм расширение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде наталкивается на определенные трудности. Остановимся на этом подробнее.

Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте. Естественно, что количество хорошей земли вокруг конкретного крупного города или даже отдельной фермы ограничено вдвойне: и по качеству, и по количеству.

Плодородие, например, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта тех, кто работает на земле, и т. д. Хотя некоторые факторы, несомненно, являются переменными, однако в силу особенностей применяемого в сельском хозяйстве труда и капитала их изменение происходит лишь по истечении более или менее значительного периода времени. В большинстве развитых стран в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть занятых составляют члены фермерских семей. Их род занятий, жилье, собственность на землю "привязывают" их к определенной местности, значительно ограничивая мобильность. "

В условиях мелкого (семейного) производства возможности быстрой замены применяемого капитала так же ограничены в силу недостатка имеющихся средств. Правда, как правило, имеются определенные резервы в повышении качества и улучшении продуктивности земли, которые зависят от форм хозяйствования. В силу традиционности этого вида производства в одночасье они коренымм образом не могут быть изменены. Более того, при нерациональном ведении хозяйств качество земли может быть не улучшено, а ухудшено.

 

 

Рис. 1 Предложение земли

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Если на оси абсцисс отложить количество акров земли, а на оси ординат — цену акра земли, то кривая предложения земли будет представлять линию, параллельную оси ординат (см. рис. 1). Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю. Для того чтобы определить, какая цена реально установится, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль, ведь только от него будет зависеть уровень цен на землю.

Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента — сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос:

D = Dсх + Dнесх, где:

D — совокупный спрос;

Dсх — сельскохозяйственный спрос;

Dнесх — несельскохозяйственный спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Совокупный спрос на землю.

 

Если на оси абсцисс мы отложим количество акров земли, а на си ординат — цену за акр земли, то кривая сельскохозяйственного спроса на землю Dсх будет иметь отрицательный наклон. Это вязано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном уровне развития техники и технологии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим.

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как приходим использовать не только земли в центре города (например, для жилищного строительства и офисов), но и на окраинах. Совокупный спрос D на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса (Рис. 2).

Сельскохозяйственный спрос на землю является в условиях развитого рыночного хозяйства производным от спроса на продовольствие. Он складывается из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т. д. Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия почвы и возможности его повышения, а также местоположение — степень удаленности от центра потребления продовольствия и сырья.

Сельскохозяйственный спрос на землю определяется особенностями спроса на продовольственную продукцию.

Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. В условиях высокой инфляции спрос на продуты питания уменьшается меньше, чем на другие товары, так как происходит сокращение доли непродовольственных товаров (например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя.

Неэластичность спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения может явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.

Аграрная сфера сильно зависит от природных условий. Изменение погоды, неблагоприятные атмосферные осадки, многочисленные вредители, стихийные бедствия приводят к резким колебаниям предложения. До сих пор сельскохозяйственное производство полностью непредсказуемо и не контролируется в такой степени, как, например, промышленное производство

На сельскохозяйственный спрос на землю оказывает влияние такой важный фактор, как постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя — явление, типичное и населения подавляющего большинства стран. Это долговременная тенденция. Сокращение доли продовольствия и бюджете потребителя приводит к уменьшению доли расходов на продукты питания. Поэтому доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население, занятое в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, что и сокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будут неуклонно понижаться. Естественно, что это в конечном счете отразится и на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении.

В отличие от сельскохозяйственного спроса на землю несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. Несельскохозяйственный спрос на землю также объединяет разнообразные виды спроса. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного спроса и даже... из инфляционного спроса на землю. В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесценением денежного богатства подталкивает спрос на недвижимость. И земля выступает одной из гарантий сохранения и приумножения богатства.

Несельскохозяйственный спрос, как правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него — местоположение земельных участков. Оно имеет особое значение в крупных городах. В различных районах города цена земли неодинакова и обычно достигает максимума в центре города. Не случайно в центре многих американских городов возвышаются небоскребы. Они позволяют разместить значительные производственные (или непроизводственные) площади на ограниченном участке земли.

 

Земельный рынок

 

Теперь, обратимся к вопросу о рынке земли, в последнее время в экономической литературе дано более полное его определение.

Земельный рынок - это часть системы земельных от­ношений, регуляторами которой являются право собственно­сти (владение, пользование, распоряжение), возможность пе­редачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), кон­куренция (свободный выбор участка), денежная оценка и сво­бодно складывающие цены на землю.

Представляется, что при анализе рынка земли следует учитывать его особенности. Во-первых, через систему рыноч­ных отношений в каждый данный период времени проходит

небольшая часть земельного фонда. Во-вторых, земля закла­дывается, сдается в аренду и продается на определенных ус­ловиях. В-третьих, большинство земельных участков редко меняют своего собственника.

В рыночной системе земельный рынок играет двоякую роль: с одной стороны, он создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждает максимально про­дуктивно ее использовать, создает механизмы перехода земли в руки того, кто способен более эффективно ею распоряжаться. С другой стороны, он не создает заслона бес­хозяйственному отношению к земле, так как в погоне за вы­годностью земельных сделок не учитываются интересы со­хранения единого земельного потенциала общества, земель­ные ресурсы чаще, чем другие средства производства, ока­зываются объектом спекуляции, а цена на земельные участки подчас формируется без всякой связи с их полезностью и так далее.

Принципиальное значение для формирования рынка земли в России имеют два момента: 1) закрепление права собственности на все земли в обществе, так как участниками рыночных отношений могут быть только собственники зе­мельных участков;

2) инвентаризация земельного фонда, так как пока земельные участки не будут физически точно опре­делены и зарегистрированы, вступать в отношения купли-продажи невозможно.

Положительным моментом в настоящее время является то, что законодательно произошло разделение рынков земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначе­ния.

Специфика рынка земли в городах, особенно крупных, выражена сильнее, чем специфика сельскохозяйственных земель, и это нашло отражение в новом Земельном ко­дексе.

 

Таблица 1

Рыночный оборот земельных участков несельскохозяйственного назначения в Красноярском крае

Виды сделок 1997год 1998 год 1999год
  Кол-во сделок (площадь Га) Доля вида сделок от их общ числа, % Кол-во сделок (площадь Га) Доля вида сделок от их общ числа, % Кол-во сделок (площадь Га) Доля вида сделок от их общ числа, %
Всего 8029(1006.0)   7992(873,2)   8597(1006,4)  
В т.ч; продажа местными органами власти 266(48,9) 3,3 266(25,6) 3,3 280(26,2) 3,2
Купля-продажа гражданами и юр.лицами 5364(618,0) 66,8 5101(506,9) 63,8 5969(707,3) 69,4
Дарение 314(29,6) 3,9 424(40,3) 5,3 289(37,8) 3,4
Наследование 2008(290,1) 25,0 2090(258,3 26,2 2042(291,6 23,8
Залог 77(19,4) 1,0 111(42,1) 1,4 17(3,5) 0,2

 

Приведенные в таблице данные о структуре сделок с землей свидетельствуют о том, что большая часть сделок осуществлена по купле-продаже земли, а другие сделки (да­рение, наследование, залог) еще не получили развития.

Все представленные виды сделок могут совершаться только с земельными участками, находящимися в собствен­ности граждан, юридических лиц или государства. По новому Земельному кодексу земельные участки гражданам в посто­янное (бессрочное) пользование впредь не предоставляются. Никакие рыночные сделки с государственной землей, находящейся в бессрочном или срочном пользовании граж­дан или юридических лиц, не допускаются. Таким образом, Земельный кодекс побуждает субъектов, имеющих землю для несельскохозяйственных нужд, а также для личного подсоб­ного хозяйства, обращать их в частную собственность или арендовать у собственников земли. Безусловно, это будет способствовать развитию как первичного, так и вторичного рынка земли.

Однако, как показывает таблица 1, процессы купли-продажи на первичном рынке идут вяло. К причинам, сдержи­вающим этот процесс следует отнести: 1) отсутствие заинте­ресованности во вложении средств в землю; 2) относительно высокая выкупная цена земельных участков, о чем свиде­тельствуют данные таблицы 2.

Органы местного самоуправления при продаже земель­ных участков в собственность применяют нормативную цену земли, установленную постановлением администрации края от 16.06.1998 г. № 323-п "Об установлении нормативной цены земли". Особенно высокая выкупная цена сложилась в круп­ных городах и пригородной зоне города Красноярска. Напри­мер, в городе Красноярске один квадратный метр земли об­ходится в среднем 390 рублей, а в поселке Емельянове - 34,3 рубля.

По мнению Краевого комитета по земельным ресурсам, в целях развития приватизации земель необходимо прово­дить меры по стимулированию инвестиций в землю, установ­лению льгот при выкупе земельных участков и шире практи­ковать сдачу земель в аренду с правом выкупа в рассрочку.

Постепенно запускаются процессы продажи прав аренды и залога земли, а также начинает функционировать вторичный рынок. Вторичный рынок земли наиболее развит в Емельяновском, Сухобузимском, Манском, Минусинском, Курагинском, Шушенском районах, г. Дивногорске.

 

Таблица 2

Средние цены на земельные участки при продаже органами местного самоуправления, в руб. м2

наименование 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Вне насел.пунктов В селе В городах и поселках Вне насел.пунктов В селе В городах и поселках Вне насел.пунктов В селе В городах и поселках
Гражданам для индив.жилищ.строительства ,личного подсобного хоз-ва,садоводства 4,1 4,5 6,0 5,2 4,5 6,7 4,4 5,7 6,8
Гражданам и их обьединениям для предпринимательской деятельности 3,0 6,2 7,9 4,2 3,0 12,8 - - 16,5

 

Итак, на примере Красноярского края мы убедились, что механизм формирования земельного рынка запущен, и ре­альное его функционирование осуществляется на уровне ре­гиона. Поэтому складывающийся в России земельный рынок - мощное средство реализации региональной политики, со­гласования интересов хозяйственного и территориального развития, решения многих внутрирегиональных проблем.

В литературе правомерно делается акцент на противо­речивость интересов участников рыночных земельных отношений, которые в российских условиях, надо полагать, будут резко обозначены.

Отметим прежде всего государственный интерес. Госу­дарство заинтересовано в формировании и развитии рынка земли, надеясь в результате получить эффективного земель­ного собственника, а также определенные, хотя и незначи­тельные бюджетные поступления.

В большей мере экономически заинтересованными в функционировании земельного рынка оказываются местные органы власти, которые надеются иметь значительные бюд­жетные средства от налогов с владельцев земли, сборы от сделок с землей, аренды муниципальных земель и так далее. Они также освободятся от забот по поддержанию земельного фонда. Рынок земли активизирует деловую активность на территории.

Выгодным представляется существование рынка земли собственникам земельных участков - фермерам, которые по­лучат возможность без помех вкладывать капитал в землю, улучшать ее использование, увеличивать доходы, присваивая в том числе и рентный доход.

Фермер также сможет капитализировать свои доходы: заложить, продать, сдать в аренду земельный участок, то есть распорядиться землей как товаром. Это - положитель­ная сторона рынка для фермера. Однако для расширения предпринимательской деятельности фермеру требуются но­вые участки земли, которые либо надо купить (а это - отвле­чение капитала), либо взять в аренду (а это - полная зависи­мость от конъюнктуры рынка на сельскохозяйственные про­дукты).

Рынок земли сулит значительные выгоды слою профес­сиональных банкиров, посредников и других аналогичных субъектов.

Наконец, рынок земли вызывает интерес у слоя "денеж­ных людей", которые смогут покупать землю с целью пере­продажи, осуществлять спекулятивные сделки с землей.

Итак, те немногочисленные сделки с землей на первич­ном рынке, сделки по купле-продаже на вторичном рынке, ко­торые ведут физические и юридические лица, можно считать началом процесса формирования земельного рынка в РФ.

Нормативная цена земли

 

На территории Российской Федерации плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации, предприятия, учреждения. независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц РФ и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица), а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду. Короче говоря, кроме законодательно освобожденных полностью или на определенных условиях от земельного налога в России плательщиками являются все собственники и арендаторы земли, землевладельцы и землепользователи.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются все земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность или пользование (в том числе и аренду).

Поскольку земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади в расчете на год, его размер зависит от площади участка, качества и местоположения земли.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы как в денежной, так и в натуральной форме определяются исключительно договором между арендодателем и арендатором земли.

При аренде земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Земельным законодательством РФ дано право устанавливать предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков:

субъектам РФ - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и гаражного строительства;

органам местного самоуправления (районные, без районов города, городские, поселковые и сельские) - для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прошло более десяти лет с начала реформирования сельского хозяйства России. Многие вопросы рынка земли в научном плане требуют еще существенной доработки. Прежде всего, необходимо четко обозначить критерии определения сельского хозяй­ства. В этом вопросе наша наука может и должна использо­вать опыт других стран, где оно развивается успеш­но.

Представляется, что наиболее рельефно проблемы крестьян вырисовываются при рассмотрении сельского хозяйства в структуре рынка АПК: рынка воспроизводимых средств производства (ресурсное обеспечение фермерских хозяйств), рынка земли, потребительского рынка.

Заслуживают всестороннего изучения и решения вопро­сы ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Ведь цены, по которым крестьяне продают свою продукцию, имеют для них решающее значение. Выявляя объективные факторы, влияющие на цены, на первый план следует поставить рент­ный фактор.

Проблемы становления сельского хозяйства в Рос­сии, как в зеркале, отражаются в низкой товарности произ­водства сельскохозяйственной продукции и в низкой доходно­сти.

Статистика показывает, что наше сельское хозяйство все больше превращается в полунатуральное, и определен­ный вклад в этот процесс вносят крестьянские (фермерские) хозяйства.

В области непосредственно земельных отношений предстоит экономически реализовать право частного владения землей, ликвидировать имеющиеся противоречия между собственниками земельных долей и коллективными предприятиями. Механизмом дальнейшего развития земельных отношений в направлении концентрации земли у эффективно работающих хозяйств является аренда, расширение рыночного оборота и ипотеки земель. Работа в этом направлении с введением земельного кадастра, осуществлением экономической оценки земли, созданием механизма ее защиты и рационального землепользования в лучшем случае может быть завершена в предстоящем десятилетии.

Для всеобъемлющего формирования рыночного механизма, включая рынок земли, очевидно, потребуется более длительный срок, о чем свидетельствует то, что за прошедшие годы реформирования пока не более 10% сельских товаропроизводителей способны работать в условиях рыночной конкуренции и предпринимательства (что в нынешней кризисной ситуации позволяет им хозяйствовать более стабильно и эффективно - наращивать производство и повышать экономические показатели). Учитывая медленное созревание массовой социальной базы рыночных преобразований, глубокие деформации в ценовом и во всем экономическом механизме АПК, это направление переходного периода потребует 10-15 лет.

Выявление сильных и слабых сторон земельного рынка поможет правительству разработать и осуществить эффективную сельскохозяйственную политику. Ведь сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, подверженных усиленному государственному регулирова­нию. В России необходимость государственной поддержки аг­рарного сектора экономики, включая фермерство, определя­ется переплетением общемировых и специфических проблем.

После принятия Земельного кодекса и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" главная проблема для РФ состоит в том, чтобы земельный рынок стал действительно земельным и действенным рын­ком..

 

 

Используемая литература:

1) Жибинова К.В «Земельные отношения.Экономико-правовые аспекты»

2) Жибинова К.В «Фермерское хозяйство в России»

3) Зенец Н. «Земельный налог в с/х»

4) Жариков Ю.Г статья «Право собственности на землю в РФ»

5) Гумеров Р статья в РЭЖ «Еще раз о коллизиях движения к рынку»

6) Доклад о состоянии и использовании земель Красноярского края за 2001 год / Комитет по зем.ресурсам и землеустройству Красноярского края

7) Серова Е.В «Аграрная экономика»

8) Жибинова К.в «о рентных отношениях в с/х России»

9) Попов Н.А «Экономика с/х производства с основами рыночной экономики и сельского предпринимательства»

 

Содержание:

Стр.

I. Введение 1

VI. Земельный рынок 8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

 

Введение

Земельный рынок - это часть системы земельных от­ношений, регуляторами которой являются право собственно­сти (владение, пользование, распоряжение), возможность пе­редачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), кон­куренция (свободный выбор участка), денежная оценка и сво­бодно складывающие цены на землю.

Начало формирования рынка земли в сельском хозяй­стве было положено в 1993 году Указом президента. В Указе, во-первых, земля была отнесена к недвижимости, и с ней разрешались сделки как с другими объектами недвижимости, во-вторых, с разрешения местных властей можно было про­дать земельные участки с изменением их целевого назначе­ния. Этот радикализм был уменьшен в другом Указе за № 337 от 07.03.1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю". В нем в п. 4 было сказано, что собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству (с выделе­нием земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного хозяйства; продать земельную долю; подарить, обменять ее на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать долю (с выделением зе­мельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермер­ским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гра­жданам для ведения личного подсобного хозяйства; свою землю на условиях договора ренты и пожизненного содержа­ния; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставной капитал или паевой фонд сельскохозяйствен­ной организации. Выделяемые в натуре в счет земельных до­лей земельные участки могли быть использованы только для производства сельскохозяйственной продукции, Целевое на­значение этих участков могло быть изменено лишь в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Становлению рынка земли сельскохозяйственного на­значения способствовал Указ президента "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования", который был призван с помощью ипотеки активизировать и облегчить опе­рации по купле-продаже земли, привлечь финансовые сред­ства в производственную сферу. Главное в этом правовом акте - снятие ограничений на размеры земельных участков для всех видов землепользова­ния и на бесплатной основе расширение частного землевла­дения.

Большой общественный резонанс вызвал принятый в сентябре 2001 года Земельный кодекс, продвинутый через Госдуму правительством РФ. Еще больший всплеск эмоций вызвало прохождение и принятие Думой Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", действие которо­го вступило в силу с января 2003 года. Земельный рынок один из самых главных и актуальных вопросов сельского хозяйства. Цель данной работы изучить формирование рынка земли в России. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: рассмотреть виды собственности на землю, оценить состояние земельного рынка, проанализировать

экономические и юридические аспекты данного рынка, дать определения понятиям: цена земли, дифрента.

 

 

Проблема вида собственности на рынке земли

 

Поскольку большинство сельскохозяйственных земель оказалось в частной собственности, то возникла необходи­мость образования рынка земли. Как раз по вопросу рынка земли в российском обществе развернулась острая дискус­сия.

В настоящее время из предмета спроса, по существу, исчез вопрос о целесообразности введения частной собст­венности на землю, так как в Законе "О земельной реформе, Конституции РФ (ст. 360) и других последующих правовых ак­тах провозглашено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. И фактически этот процесс в стране идет. Сегодня лишь небольшая группа экономистов по-прежнему утверждает, что рациональные земельные от­ношения могут быть выстроены на базе государственной формы собственности на все земли в обществе. От их аргу­ментированной критики частной земельной собственности нельзя отмахнуться, потому что частноземельные отношения заключают не только позитивные, но и негативные моменты, что подтверждается практикой.

Так, противники частной собственности на землю еще на заре реформ заявляли, что раскрыть экономический по­тенциал крестьянина, коллектива сельхозпредприятия вполне можно, предоставляя землю в пожизненную аренду с правом наследования. Главное не в том, утверждали они, каким об­разом земля закреплена, а как она используется, предостав­лена ли возможность всем хозяйствующим на земле субъек­там самостоятельно определять структуру производства, объемы и ассортимент продукции, устанавливать цены, при­обретать на рынке средства производства и др. К тому же у российского крестьянства сильны традиции общественной (коллективной) собственности, равенства, взаимопомощи, ко­торые уходят корнями в дореволюционные времена.

Другими аргументами противников частной поземельной собственности были такие: частная собственность приведет к дроблению земли, социально-экономической дифференциа­ции деревни, сдерживанию НТП в сельском хозяйстве, так как часть средств, которая могла бы пойти на инвестиции, должна отвлекаться на приобретение земли. Если же земля покупа­ется, а не берется в аренду, то монополия частной поземель­ной собственности через высокие цены на сельскохозяйст­венную продукцию накладывает дань на все общество. Част­ная собственность на землю к тому же затрудняет переход земли из рук в руки, в определенной мере тормозит приспо­собление землепользования к условиям рынка, закрепляет землю в руках в том числе тех, кто ее неэффективно исполь­зует.

Нельзя не учитывать и того, что при частной собствен­ности и купле-продаже земли возникнут спекуляция землей, отмывание "грязных денег", а при высокой инфляции в России - и инфляционный спрос на земельные участки.

В дискуссии по вопросу форм собственности на землю победили, как известно, сторонники введения частной собст­венности и купли-продажи земли. В программе земельно-аграрной реформы в России было определено, что главная причина низкой эффективности сельскохозяйственного про­изводства как раз и состоит в отсутствии частной собственно­сти на средства производства и прежде всего на землю. Ис­ходя из этого постулата основными задачами реформы в сельском хозяйстве были названы приватизация земли и ре­организация колхозов и совхозов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.